Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Факторы, влияющие на распределение и использование прибыли




 

Факторы, влияющие на пропорции и эффективность распределения прибыли, различны. Одна группа факторов определяет предпосылки к росту капитализируемой части прибыли, другая склоняет управленческие решения в пользу увеличения доли потребляемой ее части. По характеру возникновения все факторы, влияющие на распределение прибыли, можно разделить на две основные группы:[12]

1. Внешние факторы, которые определяются внешними условиями деятельности предприятия;

2. Внутренние факторы, которые определяются особенностями хозяйственной деятельности данного предприятия.

Внешние факторы определяют границы формирования пропорций распределения прибыли. К их числу относятся:

1.Правовые ограничения, т.е. законодательные нормы, определяющие общие финансовые и процедурные вопросы, связанные с распределением прибыли. Они формируют приоритетность отдельных направлений ее использования (налоговых и другие отчисления), устанавливают нормативные параметры этого использования (ставки налогов, сборов и других обязательных отчислений за счет прибыли, ставки минимальных отчислений в резервный фонд и т. п.) и другие условия.

2.Налоговая система, т. е. конкретные ставки отдельных налогов и система налоговых льгот, которая существенным образом влияет на пропорции распределения прибыли.

3.Среднерыночная норма прибыли на инвестированный капитал является критерием управленческих решений, показывающим эффективность пропорций потребления и реинвестирования прибыли.

4.Альтернативные внешние источники формирования финансовых ресурсов определяют, в зависимости от выгодности использования внешних источников формирования капитала, пропорции использования прибыли либо в инвестиционных целях, либо в целях потребления.

5.Темп инфляции показывает риск обесценения будущих доходов, формирует склонность собственников к росту текущих выплат или, при инфляционно защищенной продукции, игнорирования этого фактора.

6.Стадия конъюнктуры товарного рынка определяет, если существует подъем конъюнктуры рынка, он позволяет получить в предстоящем периоде большую норму прибыли на реинвестируемый капитал, чем в предшествующие периоды.

Внутренние факторы оказывают решающее воздействие на пропорции

распределения прибыли, так как позволяют формировать их применительно к конкретным условиям и результатам хозяйствования данного предприятия.

Важнейшими из них являются:

1.Менталитет собственников предприятия, который формирует конкретный тип политики распределения прибыли предприятия. В зависимости от предпочтения собственники предприятия либо стремятся к получению дивидендов, либо к реинвестированию капитала в свое или чужое предприятие;

2.Уровень рентабельности деятельности. При низком уровне рентабельности хозяйственной деятельности, а соответственно и меньшей сумме распределяемой прибыли, формирование пропорций распределения прибыли значительно ограничено. Предприятие часть прибыли резервирует на необходимые выплаты (формирование резервного фонда, необходимые формы социальной защиты, уровень дивидендных выплат по привилегированным акциям и т.д.). Оставшаяся часть прибыли и влияние ее на уровень рентабельности хозяйственной деятельности ничтожно мало;

3.Инвестиционные возможности реализации высокодоходных проектов при наличии их в портфеле предприятия, возможность реализовать их в короткие сроки увеличивает долю капитализируемой прибыли;

4.Необходимость ускорения завершения начатых инвестиционных программ и проектов. В условиях усиливающейся конкуренции, меняющейся конъюнктуры рынка, необходимости скорейшего завершения перехода на новые технологии и решения других направлений стратегического развития предприятия следует отказаться от использования большей части прибыли в пользу ее капитализации.[13]

5.Альтернативные внутренние источники формирования финансовых ресурсов (амортизационные отчисления, сумма реализации неиспользуемых машин и оборудования, сумма от продажи финансовых активов и т. д.) можно использовать на увеличение объемов операционной деятельности, а большую часть прибыли на цели потребления. Если прибыль является преимущественным внутренним источником формирования финансовых ресурсов и в условиях низкого доступа к внешним условиям финансирования, то доля капитализируемой части прибыли должна возрастать.

6.Стадия жизненного цикла предприятия в зависимости от раннего или зрелого уровня обеспечивает меньший или больший размер выплат доходов владельцам предприятия и персоналу, т. к. на стадии раннего жизненного цикла предприятию необходимо больше инвестиционных потребностей для развития, а на более зрелом есть более широкая возможность привлекать внешние источники.

7.Уровень рисков осуществляемых операций и видов деятельности влияет на формирование резервного и других страховых фондов. Без обеспечения минимального внутреннего страхового фонда для высокорисковой деятельности предприятия возрастает угроза банкротства предприятия, поэтому предприятие должно большую часть прибыли отправлять на формирование страховых фондов.

8.Уровень концентрации управления зависит от доли собственной части капитала, т. к. при привлечении капитала из внешних источников возможна потеря финансовой самостоятельности. Чтобы избежать этой ситуации в процессе распределения прибыли уровень ее капитализации должен быть существенно повышен для реального влияния собственников на управление предприятием.

9.Численность персонала и действующие программы его участия в прибыли формирует внутренние пропорции распределения потребляемой части прибыли между собственниками и персоналом предприятия, чем выше численность персонала, тем больше доля потребляемой части прибыли.

10.Уровень текущей платежеспособности предприятия оказывает большое влияние на распределение прибыли, т. к. в условиях низкого уровня текущей платежеспособности предприятия, высокого объема неотложных финансовых обязательств оно не может направлять большие размеры

распределяемой прибыли на потребление, потому что может привести к значительному снижению уровня ликвидности активов, возрастанию угрозы банкротства. Снижение уровня платежеспособности более опасно, чем снижение уровня дивидендных выплат.

Принципы распределения и использования прибыли и факторы на него влияющие, дают возможность сформировать на предприятии конкретный тип политики распределения прибыли, позволяющий наиболее полно удовлетворять цели и учитывать возможности развития предприятия в предстоящем периоде.[14]


Заключение

Прибыль - это часть стоимости прибавочного продукта, которая создана в результате реализации продукции (товаров), выполнения работ, оказания услуг. Главное предназначение прибыли в современных условиях хозяйствования - отражение эффективности производственно-сбытовой деятельности предприятия. Работа предприятия в условиях рынка связана с повышением стимулирующей роли прибыли.[15] В современных условиях повышается значение прибыли как объекта распределения.

Планирование прибыли на предприятии осуществляется тремя методами: методом прямого счета, аналитическим методом и методом, основанным на эффекте производственного (операционного) рычага.

Метод прямого счета применяется при небольшом ассортименте выпускаемой продукции. Прибыль этим методом определяется по всей номенклатуре реализуемой продукции посредством исключения из суммы выручки от реализации продукции полной себестоимости этой продукции. Расчету прибыли предшествует расчет объема реализации, цены на продукцию в планируемом периоде, полной себестоимости продукции в отчетном периоде и себестоимости на предстоящий период.

Аналитический метод основывается на сопоставлении показателей за два смежных отрезка времени. Прибыль предприятия на предстоящий год устанавливается на основании его прибыли за предшествующий период, скорректированный в зависимости от действия факторов, влияющих на ее величину. Планирование прибыли по несравнимой продукции в этом случае осуществляется отдельно. Прибыль от прочей реализации планируется методом прямого счета. Прибыль от внереализационных операций определяется на основе опыта прошлых лет, а такие показатели, как доходы от долевого участия в деятельности других предприятий, дивиденды и проценты по ценным бумагам, принадлежащим предприятию - в зависимости от прогнозов в развитии предпринимательской деятельности хозяйствующего субъекта.

Метод, основанный на эффекте производственного рычага бази­руется на принципе разделения затрат на постоянные и переменные.

Распределение прибыли на предприятии отражает процесс формирования фондов и резервов предприятия для финансирования потребностей производственного и социального развития. На предприятии распределению подлежит прибыль после уплаты налогов и выплаты дивидендов. Распределение чистой прибыли может быть осуществлено посредством образования специальных фондов. В соответствии с уставом или решением распорядительного органа на предприятии создаются фонды накопления, потребления, социальной сферы. Предприятие может непосредственно распределять чистую прибыль по отдельным направлениям.

 

Список используемой литературы

1. Абрютина М. С., Грачев А. В. Анализ финансово-экономической деятельности предприятия. - М.: Дело и сервис. – 2010

2. Бурмистрова Л.М. Финансы организаций (предприятий). – М.: ИНФРА-М, 2010

3. Володин А.А., Самсонов Н.Ф., Бурмистрова Л.А. Управление финансами (финансы предприятий). – М.: ИНФРА-М, 2011

4. Гаврилова А.Н., Попов А.А. Финансы организаций (предприятий). – М.: КноРус, 2009

5. Ковалев В.В., Ковалев Вит.В. Финансы организаций (предприятий). – М.: Проспект, 2012

6. Куксов А. Планирование деятельности предприятия. – М.: Экономист. 2010

7. Новодворский В. Д. Прибыль предприятия: бухгалтерская и экономическая. – М.: Финансы. – 2009

8. Остапенко В.В. Финансы предприятий. – М.: Омега-Л, 2013

9. Румянцева Е.Е. Финансы организаций: финансовые технологии управления предприятием. – М.: ИНФРА-М, 2009

10. Степаненко В.В. Финансы предприятий. – М.: Омега-Л, 2012

11. Шеремет А.Д., Сайфулин Р.С. Финансы предприятий. – М.: ИНФРА-М, 2011

12. Финансы / Под ред. Г. Б. Поляка. – М.:ЮНИТИ, 2013

13. Шеремет А.Д., Ионова А.Ф. Финансы предприятий: менеджмент и анализ. – М.: ИНФРА-М, 2011

 

Приложение 1. Направления распределения

и использования прибыли предприятия

 

 

Приложение 2. Схема резервов

увеличения бухгалтерской прибыли

 

 

увеличение доходов и сокращение расходов по обычным видам деятельности

 


[1]
Гаврилова А.Н., Попов А.А. Финансы организаций (предприятий). – М.: КноРус, 2009, с. 43

[2] Куксов А. Планирование деятельности предприятия. – М.: Экономист. 2010, с. 33

[3] Новодворский В. Д. Прибыль предприятия: бухгалтерская и экономическая. – М.: Финансы. – 2009, с. 16

[4] Шеремет А.Д., Ионова А.Ф. Финансы предприятий: менеджмент и анализ. – М.: ИНФРА-М, 2011, с. 144

[5] Новодворский В. Д. Прибыль предприятия: бухгалтерская и экономическая. – М.: Финансы. – 2009, с. 27

[6] Ковалев В.В., Ковалев Вит.В. Финансы организаций (предприятий). – М.: Проспект, 2012, с. 65

[7] Абрютина М. С., Грачев А. В. Анализ финансово-экономической деятельности предприятия. - М.: Дело и сервис. – 2010, с. 109

[8] Абрютина М. С., Грачев А. В. Анализ финансово-экономической деятельности предприятия. - М.: Дело и сервис. – 2010, с. 114

[9] Шеремет А.Д., Ионова А.Ф. Финансы предприятий: менеджмент и анализ. – М.: ИНФРА-М, 2011, с. 106

[10] Финансы / Под ред. Г. Б. Поляка. – М.:ЮНИТИ, 2013, с. 189

[11] Румянцева Е.Е. Финансы организаций: финансовые технологии управления предприятием. – М.: ИНФРА-М, 2009, с. 69

[12] Остапенко В.В. Финансы предприятий. – М.: Омега-Л, 2013, с.55

[13] Володин А.А., Самсонов Н.Ф., Бурмистрова Л.А. Управление финансами (финансы предприятий). – М.: ИНФРА-М, 2011, с.85

[14] Володин А.А., Самсонов Н.Ф., Бурмистрова Л.А. Управление финансами (финансы предприятий). – М.: ИНФРА-М, 2011, с. 87

[15]
Бурмистрова Л.М. Финансы организаций (предприятий). – М.: ИНФРА-М, 2010, с. 23




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-08-31; Просмотров: 1463; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.025 сек.