Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Расчёт зубчатой передачи




Выбор материала зубчатых колёс

 

Так как нет особых требований к габаритам передачи, выбираем материала со средними механическими характеристиками.

– для шестерни сталь 45 термообработка – улучшение, твёрдость НВ1 = 230

[2,табл.3.3]

– для колеса сталь 45, термообработка – улучшение, твёрдость НВ2 = 200

[2,табл.3.3]

Допускаемое контактное напряжение

Н1] = [2,с.33] (2.1)

где =2 HB+70 предел контактной выносливости, [2, табл. 3.2]

KHL=1 – коэффициент долговечности, [2 с. 292]

[SH]=1.1 - коэффициент безопасности, [2 с. 292]

 

– для шестерни Н1] = = = 482 МПа

 

– для колеса Н2] = = = 427,27 МПа

 

Расчётное допускаемое контактное напряжение

 

H]=0.45([σ Н1]+ [σН2]); [2, с.35] (2.2)

Н] = 0,45 (482 + 427,27) = 410 МПа

 

Межосевое расстояние из условия контактной выносливости активных поверхностей зубьев

аω = Ка (up + 1) [2,с. 32] (3.1) где Ка=49,5, [2,c.32]

K=1.25, коэффициент, учитывающий неравномерность распределения нагрузки по ширине венца [2, c.32]

ψBA=0.25, коэффициент ширины зубчатого венца [2,c.32]

аω = 49.5 (4+ 1) = 171 мм

Принимаем, аω = 160 мм

Окружной модуль зацепления

mt = (0.01 ÷ 0.02) аω [2 с. 293] (3.2)

mt = (0.01 ÷ 0.02) · 160=1,6÷3,2 мм

Принимаем mt = 2 мм [2 с. 36]

 

Числа зубьев шестерни и колеса

[2 с. 293] (3.3)

Число зубьев шестерни

[2 с. 293] (3.4)

Принимаем 32

Число зубьев колеса

[2 с. 293] (3.5)

Фактическое передаточное число

Отклонение , что <3%

 

Проверка: [2 с. 293] (3.6)

Основные размеры шестерни и колеса:

- диаметры делительные:

[2 с. 293] (3.7)

[2 с. 293] (3.8)

- диаметры вершин зубьев:

dа1 = d1 + 2mt [2 с. 293] (3.9)

dа1 = 64+2·2=68мм

dа2 = d2 + 22mt

dа2 = 256+2·2=260мм

ширина колеса

b2 = ψва · аω [2,c. 294] (3.10)

b2= 0.25 · 160=40 мм;

Принимаем b2=40мм

ширина шестерни

b1 = b2 + 5 мм [2,c. 294] (3.11)

b1 = 40+5=45 мм

Определяем коэффициент ширины шестерни по диаметру:

[2,с. 294] (3.12)

 

Окружная скорость колёс и степень точности передачи:

[2,с. 294] (3.13)

 

Степень точности передачи: для прямозубых колёс при скорости до 5 м/с следует принять 8-ю степень точности [2,с. 32]

 

Коэффициент нагрузки

КН = КНβ · КНα · КНυ [2,с. 294] (3.14)

 

где КНβ = 1,08-коэффициент, учитывающий неравномерность распределения нагрузки по ширине венца [2,табл.3.5]

КНα = 1– коэффициент, учитывающий неравномерность распределения нагрузки между зубьями,

КНυ = 1,05 –динамический коэффициент, [2,табл.3.6]

КН = 1,08 · 1,05 · 1 = 1,1

 

Проверяем контактные напряжения

σН = [2,c.294] (3.15)

σН =

Силы в зацеплении:

- окружная

[2,с. 294] (3.16)

- радиальная

Проверяем зубья на выносливость при изгибе

Коэффициент нагрузки КF = К · К [2,с. 42] (3.17) где К = 1,17 – коэффициент, учитывающий неравномерность распределения нагрузки по ширине венца [2,табл.3.7]

К = 1,25 – динамический коэффициент, [2,табл.3.8]

КF = 1,12 · 1,45 = 1,624

Коэффициенты, учитывающие форму зуба

YF1 = 3,78 и YF 2 = 3,60 [2,с. 42] (3.18)

Значение предела выносливости при отнулевом цикле изгиба

σFºlim b = 1,8 НВ [2,c.табл.3.9] (3.26)

Для шестерни σFºlim b = 1,8 · 270 = 486 МПа;

Для колеса σFºlim b = 1,8 · 245 = 441 МПа

Коэффициент безопасности

[SF] = [SF]’ · [SF]’’ [2 с. 336] (3.27)

где [SF]’ = 1,75 - коэффициент безопасности, [2 с. 44]

[SF]’’ = 1 – коэффициент, учитывающий способ получения заготовок, [2 с. 44]

[SF]= 1.75 · 1=1.75

Допустимое напряжение при проверке на изгиб

[2,c. 335] (3.28)

для шестерни

F1] 277 МПа

- для колеса

F2] МПа

Проверку на изгиб следует проводить для того зубчатого колеса, для которого отношение F] / YF меньше. Найдём это отношение:

- для шестерни МПа

- для колеса МПа

Проверку на изгиб проводим для колеса

[2,с. 41] (3.22)

Условие прочности выполнено.

 

 

 

4 Предварительный расчёт валов

 

Предварительный расчёт проведём на кручение по пониженным допускаемым напряжениям.

Диаметр выходного конца ведущего вала:

[2, с.161] (4.1)

 

где - допускаемое касательное напряжение при кручении [2,с.161]

 

 

 

 

Принимаем ближайшее большее значение из стандартного ряда [2,с.162]

Принимаем под подшипниками . Шестерню выполним заодно целое с валом.

 

Диаметр выходного конца ведомого вала:

 

[2, с.161] (4.2)

 

Принимаем ближайшее большее значение из стандартного ряда [2,с.162]

Диаметр вала под подшипниками принимаем под зубчатым колесом [2, с.162]

Диаметры остальных участков валов назначают исходя из конструктивных соображений при компоновке редуктора.

 

 

5 Конструктивные размеры шестерни и колеса

 

Шестерню выполняем за одно целое с валом; её размеры определены выше:

Колесо кованое:

Диаметр ступицы

[ 2,c.табл.10.1] (5.1)

Длина ступицы

[2,c.табл.10.1] (5.2)

.

Толщина обода

, [2,c.табл.10.1] (5.3)

принимаем

Толщина диска

[2,c.табл.10.1] (5.4)

принимаем

 

 


6 Конструктивные размеры корпуса редуктора

 

 

Толщина стенок корпуса и крышки:

 

[2,табл. 10.2] (6.1)

принимаем Толщина фланцев поясов корпуса и крышки:

верхнего пояса корпуса и пояса крышки

[2,табл. 10.2] (6.2)

[2,табл. 10.2] (6.3)

нижнего пояса корпуса

 

[2,табл. 10.2] (6.4)

принимаем

Диаметр болтов: фундаментных

[2,табл. 10.2] (6.5)

принимаем болты с резьбой М16.

крепящих крышку к корпусу у подшипников

[2,табл. 10.2] (6.6)

принимаем болты с резьбой М12.

соединяющих крышку с корпусом

[2,табл. 10.2] (6.7)

принимаем болты с резьбой М10.

 

 

 

7 Первый этап компоновки редуктора

 

 

Вычерчиваем упрощённо шестерню и колесо в виде прямоугольников; шестерня выполнена за одно целое с валом; длина ступицы колеса равна ширине венца и не выступает за пределы прямоугольника.

Очерчиваем внутреннюю стенку корпуса:

а) принимаем зазор между торцом шестерни и внутренней стенкой корпуса б) принимаем зазор от окружности вершин зубьев колеса до внутренней стенки корпуса

в) принимаем расстояние между наружным кольцом подшипника ведущего вала и внутренней стенкой корпуса если диаметр окружности вершин зубьев шестерни окажется больше наружного диаметра подшипника, то расстояние А надо брать от шестерни.

Предварительно намечаем радиальные шарикоподшипники лёгкой серии.

Для ведущего вала 205: d=25мм; D=62мм; В=16мм; динамическая грузоподъёмность С=19.5кН; статическая грузоподъёмность С0=10кН.

Для ведомого вала – 208: d=40мм; D=80мм; В=18мм; динамическая грузоподъёмность С=32кН; статическая грузоподъёмность С0=17.8кН.

Решаем вопрос о смазывании подшипников. При окружной скорости 4,8м/с подшипники смазываются разбрызгиванием картерной смазки.

Вычерчиваем манжету, крышку подшипникого узла и выходной конец ведущего вала.

Измерением находим расстояния на ведущем ведомом и валах lТ=lб=113мм, lМ=110мм, lц=72мм.

 

 

8 Проверка долговечности подшипников

 

 

8.1 Составляем расчётную схему быстроходного вала. Расстояния между точками приложения сил – из компоновочной схемы редуктора.

8.2 Составим уравнения равновесия и определим реакции опор, изгибающие моменты в вертикальной плоскости.

 

MУ4= MУ1=0; MУ2=RAX·

MУ3= Нм

8.3 Составим уравнения равновесия и определим реакции опор, изгибающие моменты в горизонтальной плоскости.

8.4 Составляем расчётную схему тихоходного вала. Составим уравнения равновесия и определим реакции опор, изгибающие моменты в вертикальной плоскости. Fb=

Составим уравнения равновесия и определим реакции опор, изгибающие моменты в горизонтальной плоскости.

 

8.5 Суммарные радиальные нагрузки:

Эквивалентная нагрузка:

где V=1- коэффициент вращения кольца

Кб=1,2- коэффициент нагрузки

Кt=1- температурный коэффициент

9.3. Расчётная динамическая грузоподъёмность

где w- угловая скорость вала

Lh=10000ч-базовый срок службы редуктора

<

 

<

 

 

9 Второй этап компоновки редуктора

 

Вычерчиваем шестерню и колесо по конструктивным размерам.

Конструируем узел ведущего вала.

Наносим осевые линии, удалённые на расстояние lб/2. Используя эти осевые линии, вычерчиваем в разрезе подшипники качения.

Вычерчиваем крышки подшипников с уплотнительными прокладками и болтами. Применяем уплотнения фетрового типа.

Аналогично конструируем узел ведомого вала.

Для фиксации зубчатого колеса в осевом направлении предусматриваем утолщение вала с одной стороны и установку распорной втулки – с другой.

Отложив от середины редуктора расстояние lТ/2, проводим осевые линии и вычерчиваем подшипники.

Вычерчиваем крышки подшипников.

На ведущем и ведомом валах применяем шпонки призматические со скруглёнными торцами по ГОСТ 23360-78. Вычерчиваем шпонки, принимая их длины на 5-10 мм меньше длин ступиц.

 

 

 

10 Проверка прочности шпоночных соединений

 

 

Шпонки призматические со скругленными торцами.

Материал шпонок - сталь 45 нормализованная.

Ведущий вал: d1=25мм, принимаем размеры шпонки: b=8, мм, h=7мм; t1=4мм длина шпонки l=32мм. [2,табл.11.5]

Напряжения смятия и условие прочности:

 

[2,8.22] (10.1)

 

где Т1=45,3Нмм - момент на ведущем валу

=100 МПа- допускаемые напряжения смятия, [2,с.310]

 

 

Ведомый вал. d1=40мм, принимаем размеры шпонки: b=102мм, h=8мм; t1=5мм длина шпонки l=56 мм. [2,табл.11.5]

Проверяем шпонку на выходном конце вала.

 

[2,8.22] (10.2)

где Т2= 177,57Нмм - момент на ведомом валу;

=100 МПа- допускаемые напряжения смятия, [2,с.310]

 

 

 

 

11 Уточнённый расчёт валов

 

 

Примем, что нормальные напряжения от изгиба изменяются по симметричному циклу, а касательные от кручения - по отнулевому (пульсирующему).

Уточнённый расчёт состоит в определении коэффициентов запаса прочности s для опасных сечений и сравнений их с требуемыми значениями [s]. Прочность соблюдена при s>[s].

Ведущий вал.

Материал вала тот же, что и для шестерни (шестерня выполнена заодно с валом), т.е. сталь 40X, термическая обработка - улучшение.

Среднее значение предела прочности: σВ=930 МПа,[2, табл.3.3].

Предел выносливости при симметричном цикле изгиба:

σ-1=0.43 σВ [2,c.311] (11.1)

 

σ-1=0.43·930=399.9 МПа

 

Предел выносливости при симметричном цикле касательных напряжений

τ-1=0.58· σ-1 [2,c.311] (11.2)

 

τ-1=0.58·399.9=231.94 МПа

Сечение 3. Концентрация напряжений обусловлена посадкой подшипника с гарантированным натягом.

принимаем: ; ; [2,табл. 8.7]; ψτ=0.1 [2,c.164]

Изгибающий момент:

M3=31680 Нмм

Осевой момент сопротивления:

[2,c.313] (11.12)

Амплитуда нормальных напряжений:

[2,c.314] (11.13)

Полярный момент сопротивления:

[2,c.315] (11.14)

Амплитуда и среднее напряжение цикла касательных напряжений:

[2,c.316] (11.15)

Коэффициент запаса прочности по нормальным напряжениям:

 

[2,c.314] (11.16)

 

 

 

 

Коэффициент запаса прочности по касательным напряжениям:

[2,8.19] (11.17)

Результирующий коэффициент запаса прочности для сечения 3:

 

 

Материал ведомого вала сталь 45, термическая обработка - улучшение.

Среднее значение предела прочности: σВ=780 МПа,[2, табл.3.3].

Предел выносливости при симметричном цикле изгиба:

σ-1=0.43 σВ [2,c.311] (11.1)

σ-1=0.43·780=335 МПа

Предел выносливости при симметричном цикле касательных напряжений

τ-1=0.58· σ-1 [2,c.311] (11.2)

τ-1=0.58·335=193 МПа

Сечение 2. Концентрация напряжений обусловлена посадкой подшипника с гарантированным натягом.

принимаем: ; ; [2,табл. 8.7]; ψτ=0.1 [2,c.164]

Изгибающий момент:

Осевой момент сопротивления:

[2,c.313] (11.4)

Амплитуда нормальных напряжений:

[2,c.314] (11.5)

Полярный момент сопротивления:

[2,c.315] (11.6)

Амплитуда и среднее напряжение цикла касательных напряжений:

[2,c.316] (11.7)

 

Коэффициент запаса прочности по нормальным напряжениям:

 
 


[2,c.314] (11.8)

 

 

 

Коэффициент запаса прочности по касательным напряжениям:

[2,8.19] (11.9)

Результирующий коэффициент запаса прочности для сечения В-В:

[2,8.17] (11.10)

Прочность обеспечена.

 

12 Выбор посадок

 

 

При изготовлении деталей редуктора назначаем следующие посадки,[2,табл.10.13]:

 

- соединение полумуфты и ведущего вала редуктора;

- соединение зубчатого колеса и ведомого вала редуктора;

- соединение звёздочки и ведомого вала редуктора.

Поля допусков:

h8 шейки валов под манжетами;

k6 - шейки валов под подшипниками;

Н7 – отверстия в корпусе под подшипники.

 

13 Выбор сорта масла

 

Смазывание зубчатого зацепления производиться окунанием зубчатого колеса в масло, заливаемое внутрь корпуса до уровня, обеспечивающего погружение колеса примерно на 10,6 мм.

Устанавливаем вязкость масла. При контактных напряжениях 432МПа и скорости 3,8м/с рекомендуемая вязкость масла должна быть примерно равна м2/с,[2, табл. 10.9]. Принимаем масло индустриальное И-20А,

[2, табл. 10.10].

 

 

 

14 Сборка редуктора

 

Перед сборкой внутреннюю полость корпуса редуктора тщательно очищают и покрывают маслостойкой краской.

Сборку производят в соответствии со сборочным чертежом редуктора, начиная с узлов валов:

- на ведущий вал насаживают шарикоподшипники, предварительно нагретые в масле до 80-100°С;

- в ведомый вал закладывают шпонку и напрессовывают зубчатое колесо до упора в бурт вала; затем надевают распорную втулку и устанавливают шарикоподшипники, предварительно нагретые в масле.

Собранные валы укладывают в основание корпуса редуктора и надевают крышку корпуса, покрывая предварительно поверхности стыка крышки и корпуса спиртовым лаком. Для центровки устанавливают крышку на корпус с помощью двух штифтов; затягивают болты, крепящие крышку к корпусу.

Перед постановкой сквозных крышек закладывают в них манжеты. Проверяют проворачиванием валов отсутствие заклинивания подшипников Далее ввёртывают пробку маслоспускного отверстия и жезловый маслоуказатель.

Заливают в корпус масло и закрывают смотровое отверстие крышкой с прокладкой из технического картона; закрепляют крышку болтами.

Собранный редуктор обкатывают и подвергают испытанию на стенде по программе, устанавливаемой техническими условиями.

 

Содержание

 

Введение 4

1. Выбор электродвигателя и кинематический расчёт 5

2. Выбор материала зубчатых колёс 7

3. Расчёт зубчатых колёс; расчёт цепной передачи 8

4. Предварительный расчёт валов 12

5. Конструктивные размеры шестерни и колеса 13

6. Конструктивные размеры корпуса редуктора 14

7. Первый этап компоновки редуктора 15

8. Проверка долговечности подшипников 16

9. Второй этап компоновки редуктора 20

10. Проверка прочности шпоночных соединений 21

11. Уточнённый расчёт валов 22

12. Выбор посадок 25

13. Выбор сорта масла 26

14. Сборка редуктора 27

Литература28

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-08-31; Просмотров: 581; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.