Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие государства. Государство есть общество или союз людей, живущих на определенной территории и объединенных подчинением единой господствующей власти




Введение

Государство есть общество или союз людей, живущих на определенной территории и объединенных подчинением единой господствующей власти.

Государство явилось естественным плодом долгого исторического развития. Было время, когда государства не существовало, и люди жили родами, ордами, племенами. Возможно, что когда-нибудь придет время, и государство современного типа перестанет существовать, уступая место иной, некоторые думают, более совершенной форме человеческого общения[1].

Уже тысячелетия люди живут в условиях государственно-правовой действительности: они являются гражданами (или поддан­ными) определенного государства, подчиняются государствен­ной власти, сообразуют свои действия с правовыми предписани­ями и требованиями. Естественно, что еще в глубокой древности они стали задумываться над вопросами о причинах и путях возникновения государства и права. Создавались самые разно­образные теории, по-разному отвечающие на такие вопросы. Множественность этих теорий объясняется различиями исторических и социальных условий, в которых жили их авторы, разнообразием идеологических и философских позиций, которые они занимали.

В правовой литературе не раз возникали дискуссии по вопросам понятия, признаков государства, закономерностей его возникновения и существования. При различных подходах к определению искомого понятия все они имеют много общего.

Актуальность нашего исследования обусловлена необходимостью обоснования существования современных государственных форм общности людей, определении закономерностей их существования.

Объектом исследования являются теория понятия, признаков государства, теория происхождения государства.

Предметом исследования выступают исторические данные, фундаментальные исследования в науке теории государства и права.

При написании работы были использованы исторические и действующие нормативные акты, определяющие государственный строй, определяющие общность людей как государство.

Целью работы является обобщение причин возникновения государства, их форм и закономерностей.

Задачами работы является изучение понятия и признаков государства, причин его возникновения, общих закономерностей и форм возникновения.

Структура работы представлена введением, четырьмя главами, заключением и списком литературы.

 


Глава 1. Понятие и признаки государства.

Нельзя изучать закономерности и формы возникновения явления, не изучив его сущности, не дав ему определения. Поэтому, говоря о возникновении государства, необходимо выяснить, что же это такое. Мнений и трактовок много, но неоспоримо лишь то, что государство существует[2]. Государство – “великий факт” (О.Майер). И, прежде всего, подлежит оно изучению именно, как сущее. В определение государства издавна принято вводить мотивы долженствования, т. е. определять государство не столько как оно есть, сколько, как оно должно быть с точки зрения ученого исследователя. Это, – вряд ли плодотворный путь, и недаром он так раздражал и раздражает многих социологов, начиная с маститого Гумпловича. Никому не возбраняется излагать собственные взгляды на цели и задачи государства, неоспоримо ценны серьезные попытки установить его объективный исторический смысл, – но начинать всегда целесообразней с уяснения его фактической природы, его реальных признаков.

Социологическая сторона государственного явления разрабатывается социальной наукой. Пристально следит она за сложными, бесконечно разнообразными движениями общественных групп, рас, классов, соединений, за восхождением и нисхождением культур, за огромными социальными процессами, составляющими, по выражению одного социолога, “остов мировой истории”.

Гумплович усматривает предпосылку государства в политической и хозяйственной борьбе человеческих групп. Для него, как для древнего Гераклита, раздор – отец и царь всех вещей: “борьба – форма социального становления”. Сильнейшие, активнейшие племенные группы, победив в ней, приступают к эксплуатации побежденных, для чего и организуется государственный аппарат и в результате чего возникает то, что мы называем культурой: углубление и утончение жизненных содержаний высших классов на почве разделения труда. Но социальная борьба не прекращается и в государстве, хотя и происходит сплошь да рядом известное выравнивание социальных различий, известное смягчение социальных противоречий: такова естественная функция государства.

Одна человеческая группа побеждает другую в борьбе за существование: дарвинизм применим не только к миру природы, но и к обществу людей. Победители господствуют над побежденными. Зачем? – Дабы извлечь для себя выгоду их экономической эксплуатацией. Отсюда – классовая дифференциация: властвующие и подвластные, угнетатели и угнетенные. Современная социология уделяет большое внимание исторической роли экономического фактора. Как известно, марксистская социологическая школа доказывает, что именно экономика лежит в основе общественного авторитета, правовой нормы, государственной власти: “всякая политическая сила, – писал Энгельс, – основывается первоначально на экономической общественной функции” (“Анти-Дюринг”). Современный марксизм воздвигает целую систему своего учения о государстве, связанную с этой исходной историко-материалистической предпосылкой. Было бы ошибочно отрицать незаурядную ценность целого ряда конкретных марксистских исследований в области социологии государственного бытия. Исторический материализм есть по преимуществу метод, и критическое использование его дает хорошие результаты при анализе общественных явлений. Недооценка роли экономического фактора в истории и жизни государства, равно, как и в развитии властных отношений вообще, – ныне, можно сказать, прямо непростительна. Во всяком случае не менее непростительна, нежели недооценка фактора биологического. И приходится констатировать, что с течением времени значение экономических моментов в жизни государства имеет заметную тенденцию возрастать[3].

Более спорно марксистское определение государства, как “машины систематического насилия одного класса над другим”. Уже Коммунистический Манифест 1848 года провозгласил, что “политическая власть в собственном смысле слова есть организованная власть одного класса в целях угнетения другого класса”. В этом определении критика неоднократно вскрывала наличность некой своеобразной упростительной схематизации. Функцией угнетения, состоянием социального паразитизма не определяется и, во всяком случае, не исчерпывается роль правящего государственного слоя. Вместе с тем, в государстве проявляется не только классовая борьба, но и классовое сотрудничество, межклассовый мир. Сам Энгельс признавал, что “государство возникло из потребности сдерживать классовые противоречия”. Взращенному на почве социальной борьбы, государству в его развитии временами удается эту борьбу, если не преодолеть вовсе, то трансформировать, значительно обезвредить, изменить ее формы, тем самым, преображая и самое ее существо. Социальная солидарность есть такой же закон природы человеческой, как и социальная борьба[4]. Трудно оспаривать тезисы марксизма о классовой структуре современного общества. Социология государства не вправе игнорировать различные классовые и групповые интересы, домогательства, стремления, отражающиеся на политике государственной власти. Эти интересы, домогательства, стремления нередко противоборствуют, противостоят друг другу. Бывает, что государственная власть силою вещей действительно превращается в боевую организацию классового господства. Но едва ли правомерны здесь безусловные обобщения. Не менее часто в собственных же своих классово-эгоистических целях носители их изыскивают мирные компромиссы, взаимными уступками добиваются относительного исторического равновесия, создают условия возможности развития, чуждого болезненных потрясений. Пусть государственная власть в своем личном составе окрашена в классовые цвета, – сама логика общежития заставляет ее заботиться и об “общем интересе”. Этот “общий интерес” или междуклассовое равновесие подчас влияет, давит и на личный состав власти, становящийся в таких случаях “смешанным”. Дальнозоркий классовый эгоизм, – неизбежно альтруистичен: извечная диалектика эгоизма и альтруизма!

Современное определение государства можно представить следующей формулировкой.

Государство - это суверенная политическая организация, официально представляющая и охватывающая все население в пределах определенной территории, имеющая собственную налоговую и денежную систему, национальное законодательство, официальную символику и располагающая специальным аппаратом управления и принуждения[5].

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-08-31; Просмотров: 660; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.