Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Воображение




Речь.

Мышление неразрывно связано с речью, с языком. Мысль формируется в словесной оболочке: пытаясь что-либо сформулировать словесно, мы одновременно проясняем само содержание, додумываем то, что сначала вырисовывалось приблизительно. Поэтому много открытий совершается, когда мы пытаемся изложить свои мысли для других.

Одновременно мышление и речь – это различные психологические явления, между ними существует единство, но не тождество. Так, доказательством является, что одну и ту же мысль можно выразить разными словами и на различных языках. Первоначально мышление и речь выполняли различные функции и развивались отдельно. Исходной функцией речи была коммуникативная функция, а сама речь как средство общения возникла в процессе совместного труда людей с целью разделения и координации их действий. Язык и речь едины в том, что отражают две стороны одного и того же явления – общения людей. Язык – это продукт народа, его истории. Речь – практическое использование людьми языка.

Язык – система средств общения людей друг с другом, способов выражения мысли; способов передачи от поколения к поколению и хранения информации. Речь не существует вне языка, но и язык невозможен вне речи. Он «умирает», если люди перестают им пользоваться. Язык развивается в общественно-исторических условиях, в процессе трудовой деятельности, речь развивается в условиях непосредственного общения людей в семье, в школе, на производстве. Язык не может подвергаться патологическим нарушениям, для речи отдельного человека это не исключено.

Речь – сложившаяся исторически в процессе деятельности людей форма общения, опосредованная языком. Речь – специфически человеческая форма деятельности, использующая средства языка.

Любая мысль возникает и развивается в неразрывной связи с речью. Чем глубже продумана мысль, тем яснее она выражается в словах, в устной и письменной речи. И наоборот, чем более совершенствуется словесная формулировка какой-то мысли, тем отчетливее и понятнее становится сама эта мысль. Наблюдения показывают, что некоторые ученики и взрослые испытывают трудности в процессе решения задачи, пока не сформулируют вслух свои рассуждения. Думание вслух обычно облегчает решение задачи. Формулируя свои размышления вслух, для других, человек этим формулирует их и для себя. Такое формулирование, фиксирование мысли словах означает членение мысли, помогает задерживать внимание на различных моментах и частях этой мысли и способствует более глубокому пониманию. Благодаря формулированию в слове мысль не исчезает, едва успев возникнуть. Она прочно фиксируется в речевой формулировке – устной или письменной.

Речь воздействует на процессы, происходящие в организме. Слово может вызвать тахикардию, заставит покраснеть или побледнеть. Слово бодрит и угнетает, бросает в жар и холод, наносит душевные травмы.

Речью обладают только люди. Голосовые реакции животных нельзя считать речью. Они не являются обобщениями и всегда стоят на уровне первой сигнальной системы.

Функции речи:

1) коммуникативная – функция сообщения;

2) сигнификативная – обозначение реальных предметов, их свойств, действий, связи;

3) выражения – говорящий выражает посредством интонаций голоса, темпа речи и других эмоциональных средств – свое отношение к сообщению;

4) функция побуждения – с помощью слов, интонаций говорящий побуждает людей к действию.

В процессах речи участвует несколько анализаторов мозга – двигательный (когда говорим), слуховой (слушаем речь) и зрительный (читаем, пишем).

Речевая деятельность человека имеет условно-рефлекторную природу. Слово как раздражитель выступает в трех формах: слышимое, видимое (написанное), произносимое.

Виды речи:Устная – делится на диалогическую и монологическую, письменная.

Показателем развития речи является активный словарь – запас слов, которые употребляет человек в своей речи. Пассивный словарь – запас слов, которыми человек сам не пользуется в общении с людьми, но способен понять в чужой речи.

Речь внешняя – экспрессивная, внутренняя – импрессивная – речь про себя и для себя. Мышление, память, восприятие и регулирование поведения тесно связаны с внутренней речью.

 

Фантазия=воображение – высший психический процесс создания образов предметов, ситуаций, обстоятельств путем приведения имеющихся у человека знаний в новое сочетание.

Если при помощи восприятия и мышления мы узнаем о свойствах, связях и отношениях вещей, явлений, существующих реально, то в воображении отражается и то, что есть, но недоступно по определенным причинам; и то, что было, но свидетелем чего человек не мог быть; и то, чего нет, но может быть. Также фантазия отражает и то, что никогда не произойдет, не сбудется.

Воображение не может появиться на пустом месте. Чтобы начать фантазировать, человек должен увидеть, услышать, получить впечатления и удержать их в памяти.

Чем больше знаний, богаче опыт человека, чем разнообразнее впечатления, тем больше возможностей для комбинации образов.

Воображение возникло в трудовой деятельности. Не вообразив себе готового результата труда, нельзя приниматься за работу. Человек всегда представляет ожидаемый результат своего труда с помощью фантазии – в этом отличие от инстинктивного поведения животных.

Воображение включено в любую деятельность: художественную, научную, музыкальную, учебную.

Воображение – необходимый элемент творческой деятельности человека, выражающийся в построении образа предметов труда, а также обеспечивающий создание программы поведения в случае, когда проблемная ситуация характеризуется неопределенностью. Вместе с тем воображение может выступать как средство создания образов, не программирующих активную деятельность, а заменяющих ее.

Воображение тесно связано с мышлением. Оба процесса позволяют предвидеть будущее, возникают в проблемной ситуации, т.е. когда нужно отыскать новые решения, мотивируются потребностями личности.

Назначение воображения – оно позволяет представлять конечный результат труда до его начала (стол в готовом виде), а также промежуточные продукты (детали для стола). Это способствует предметному воплощению.

Воображение, как и другие психические процессы, является функцией коры больших полушарий.

При повреждении гипоталамуса, который участвует в построении цепи последовательных действий, происходят расстройства поведения: оно не регулируется программой и состоит из отдельных, изолированных актов. Если такого больного послать в магазин со списком покупок, он не сможет понять, что надо с ними делать, и станет бесцельно бродить, пока не получит новую инструкцию о необходимых действиях. Эти больные могут повторить отрывок из книжки, цифры, названные ему, но не могут наметить даже простой план действий и предвидеть их последствия. Поэтому наиболее важная роль воображения – выработка плана, программы действия.

Образы, рисуемые фантазией, влияют на нервно-мозговые и органические процессы. Например, создаваемая воображением картина опасности вызывает тахикардию, тахипноэ. И под влиянием созданного образа в ситуации ожидания человек может действовать не с учетом ренальных обстоятельств, а в соответствии с созданной его воображением картиной. Например, охотник, ожидавший в сумерках выхода кабана из леса, прицелился и выстрелил в появившуюся девочку.

Образы фантазии вызывают соматические изменения. Например, известны факты внушения признаков некоторых соматических заболеваний у студентов-медиков.

Итак, воображение – создание новых образов, основанных на результатах восприятия и мышления. Но в отличие от них, оно служит не только для познания мира, но и для его преобразования, создания новых механизмов, зданий, произведений искусства.

Как восприятие, внимание, память, воображение бывает непосредственным и опосредованным.

Необходимость существовать и действовать в среде с неполной информацией привела к возникновению у человека аппарата воображения. Т.к. в окружающем мире всегда останутся неизученные области, этот аппарат воображения всегда будет полезен.

Воображение характеризуется активностью.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-08-31; Просмотров: 306; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.017 сек.