Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Типы воспитания




Для профилактики деформаций внутрисемейных отношений и искажений формирования характера у детей имеет смысл заниматься психологической коррекцией различных нежелательных стилей воспитания.

  1. Воспитание по типу «кумир семьи». Ребенком непомерно и постоянно восхищаются по любому поводу и без повода все члены семьи. Игнорируются и не принимаются во внимание любые его просчеты и проступки. Любые желания ребенка оказываются в центре внимания и удовлетворяются.
  2. Воспитание по типу «золушка». В семье царят деспотичные условия, когда ребенок ни от кого не получает эмоциональной поддержки, поощрения. По каждому поводу в его адрес сыплют угрозы, порицания, наказания.
  3. Гиперопека. Родители исходят из предпосылки, что они лучше, чем ребенок, знают жизнь, опытнее его, поэтому в любых обстоятельствах заранее стремятся обеспечить своему детищу наилучшее решение любых проблем и преодоление препятствий, беря все трудности на себя и лишая его права выбора.
  4. Непоследовательный и противоречивый стиль воспитания. Родители резко и неожиданно меняют первоначально стиль воспитания на противоположный, либо каждый из взрослых членов семьи стремиться воспитать малыша по – своему, считая только себя правым в вопросах педагогики.
  5. Гипоопека. Родители полагают, что ребенок способен вырасти сам по себе. Существуют радио, телевидение, детские учреждения, общение с ровесниками, и то хорошее или злое, что заключено в человеке, неизбежно себя проявит, поэтому нет смысла прилагать воспитательные усилия и брать на себя ответственность за судьбу ребенка. Такие родители практически самоустраняются от воспитания.
  6. Попустительско – снисходительный стиль. Родители снисходительно смотрят на любые неблаговидные поступки своих детей, утверждая, что они и сами были такими в детстве и тем не менее благополучно выросли.
  7. Позиция круговой обороны. В ответ на любые претензии, замечания, советы и упреки в адрес ребенка со стороны посторонних людей родители сердятся, конфликтуют, утверждая, что их ребенок всегда прав.
  8. Демонстративный стиль. Родители постоянно жалуются на своего ребенка как на «бандита», заявляют, что не знаю, что с ним делать, но в то же время не принимают никаких советов и, жалуюсь, лишь показывают окружающим нестандартность ребенка, свою обеспокоенностью его поведением, но в глубине души нередко удовлетворены и горды проделками «сорванца».
  9. Педантично – подозрительный тип. Родители никогда и ни в чем не верят ребенку, все время назойливо контролируют его поведение в любых ситуациях, постоянно требуя полного отчета о желаниях, мыслях и действиях.
  10. Жестко – авторитарный стиль. При подобного рода воспитании ребенок лишается права голоса, возможности обсуждать проблемы в семье и тем более возражать. Любые варианты отклонения ребенка от указаний взрослых жестко подавляются, и он подвергается наказаниям (в том числе физическим).
  11. Увещевательный стиль. Родители при этом стиле воспитания только уговаривают и просят ребенка о чем – либо, но проявляют полное безволие и беспомощность в попытках изменить его поведение.
  12. Расширение сферы родительских чувств. Это назойливое стремление родителей знать о ребенке все, не оставлять ему ничего сугубо личного, тайного требуя и выпытывая у него все самое сокровенное, докучая советам в делах, которые он должен решать сам.
  13. Проекция на ребенка собственных не желаемых качеств. Родители ругают ребенка, уверяя, что они знают, о чем он думает и чего хочет, утверждают, что не допустят проявлений у него дурных качеств, хотя реально ничего подобного у ребенка не наблюдается.
  14. Страх утраты ребенка. Повышенная тревога родителей за здоровье и жизнь ребенка. Они везде его сопровождают, уточняют по телефону, где он находиться и через сколько минут его необходимо встречать на транспортной остановке, не разрешают посещать места большого скопления людей из – за возможности заразиться какой – либо инфекцией, оказаться втянутым в инцидент и т.п. В случае малейшего заболевания ребенка замучивают бесконечными консультациями специалистов.
  15. Предпочтение в подростке детских качеств. Родители понимают, что ребенок взрослеет, но это означает, что они сами стареют, чего им крайне не хочется. Поэтому они стараются, как бы игнорировать, не замечать черты взрослости в своих детях, запрещая им занятия и увлечения, характерные для подростков, старательно культивируют детские виды деятельности и занятий, одевают детей в стиле, характерном для более младшего возраста и др.

 

Благодаря своевременной психопрофилактической работе в семье можно избежать формирования и фиксации у ребенка таких социально – психологических ролей, как «семейный божок», «мамино сокровище», «болезненный ребенок», «ужасный ребенок», «козел отпущения» и пр. При такой работе у детей появятся роли, не свойственные негармоничным семьям: «помощник», «равноправный участник беседы», «интересный человек», «порядочный человек» и др.

 

ЗНАЧЕНИЕ НЕКОТОРЫХ ЖЕСТОВ И ПОЗ [1]

№ п/п Жесты, позы Состояние
     
  Раскрытые руки ладонями вверх Искренность, откровенность
  Расстегнут пиджак (или снимается) Откровенность, дружеское расположение
  Руки спрятаны (за спину, в карманы): Чувство собственной вины или напряженное восприятие ситуации
  Руки скрещены на груди Защита, оборона
  Кулаки сжаты (или пальцы вцепились в какой-нибудь предмет так, что побелели суставы) Защита, оборона
  Кисти рук расслаблены Спокойствие
  Сидит на краешке стула, склонившись вперед, голова слегка наклонена и опирается на руку Заинтересованность
  Голова слегка наклонена набок Внимательное слушание
  Опирается подбородком на ладонь, указательный палец вдоль щеки, остальные пальцы ниже рта Критическая оценка
  Почесывание подбородка (нередко сопровождается легким прищуриванием глаз) Принимается решение
  Ладонь захватывает подбородок Принимается решение
  Медленно снимает очки, тщательно протирает стекла Желание выиграть время, подготовка к решительному сопротивлению
  Расхаживает Принимает трудное решение
  Пощипывание переносицы Напряженное размышление
  Прикрывает рот рукой во время своего высказывания Обманывает
  Прикрывает рот рукой во время слушания Сомневается, не верит говорящему
  Старается на вас не смотреть Скрытность, утаивание своей позиции
  Взгляд в сторону от вас Подозрение, сомнение
  Говорящий слегка коснулся носа или века (обычно указательным пальцем) Обманывает
  Слушающий слегка коснулся носа, века или уха Не верит говорящему
  При рукопожатии руку держит сверху Превосходство, уверенность
  При рукопожатии руку держит снизу Подчинение
  Хозяин кабинета начинает собирать бумаги на столе Разговор окончен
  Ноги или тело обращены к выходу Желание уйти.
  Рука находится в кармане, большой палец снаружи Превосходство, уверенность
  Говорящий жестикулирует сжатым кулаком Демонстрация власти, угроза
  Пиджак застегнут на все пуговицы Официальность, подчеркивание дистанции
  Сидит верхом на стуле Агрессивное состояние
  Зрачки расширены Заинтересованность или возбуждение
  Зрачки сузились Скрытность, утаивание своей позиции

 


[1] Шейнов В.П. Как управлять другими. Как управлять собой: Искусство менеджера. 2-е изд., доп. Минск, 1997. С. 26—28.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-08-31; Просмотров: 657; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.