Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Законы спроса и предложения. Равновесная цена




Натуральное и товарное хозяйство: сущность, различия. Понятие и свойства товара. Виды товарного производства

Натуральное хозяйство-это самая длительная хозяйственная эпоха. Она является самой устойчивой, поскольку связь между производством и потреблением осуществляется без посредников рынка

 

Натуральное хозяйство Товарное хозяйство
Замкнутость хозяйства, практическое отсутствие связей с внешним миром Открытость хозяйства, активные связи с внешним миром
Универсальный характер труда, преобладание примитивной техники Труд специализирован, применяются более современные орудия производства
Прямые хозяйственные связи между производителями и потребителями по сути это одно и то же лицо Опосредованные рынком косвенные хозяйственные связи

 

Товар - это продукт труда, созданный для продажи, обмена. Товар имеет 2 свойства:

1. Потребительская стоимость - это полезность, способность удовлетворять потребность. Но товаром становится продукт, который обладает общественной потребительской стоимостью, т.е. потребительской стоимостью для других.

2. Меновая стоимость - способность продукта обмениваться на другие товары. В основе меновой стоимостью лежит потребительская стоимость.

Виды товарного производства:

· Простое товарное производство существует параллельно с натуральным, товарные связи здесь не носят постоянного характера, на продажу выносятся излишки, созданного в натуральном хозяйстве продукта и далеко не все производство является производством товара. Преобладает до 16 века.

· Капиталистическое товарное производство. Здесь товарные связи становятся всеобщими. Абсолютное большинство производств становятся производствами товара. Особенно важно, что товаром становится и рабочая сила. И большинство работников превращаются в наемных работников.

Спрос, предложение и цена являются важнейшими элементами рыночного механизма. Спрос - это стоимостное выражение заявленной на рынке потребности в товарах. Он обладает двумя свойствами: платежеспособностью и способностью представлять в обращении потребности в их натуральной форме. Предложение - это масса товаров и услуг, предлагаемых для реализации. Предложению также присущи два свойства: способность к обмену и способность удовлетворять те или иные потребности.

Спрос. Различают спрос: индивидуальный (спрос со стороны отдельного покупателя), рыночный (спрос со стороны многих покупателей): совокупный (суммарный спрос на конечные товары и услуги, предлагаемые на товарных рынках); не удовлетворенный (у потенциального покупателя имеются деньги, но в продаже отсутствует требующийся товар); отложенный (необходимо сделать крупную покупку, для чего предварительно требуется накопить соответствующую сумму денег).

Спрос зависит от стоимостных и от нестоимостных факторов.

Стоимостные факторы: структура товарного предложения; денежные доходы населения; уровень цен на сопряженные товары (когда два продукта взаимозаменяемы и взаимодополняемы); потребительские ожидания; удельный вес натуральных поступлений (так, увеличение получаемой с приусадебного участка продукции сокращает спрос на продовольственные товары).

Нестоимостные факторы: природно-климатические, национально-этнические, медико-биологические, физиологические факторы, половозрастная структура населения и пр.

Предложение. Предложение, аналогично спросу, можно анализировать как на уровне отдельного хозяйствующего субъекта, так и на уровне отрасли народного хозяйства либо национальной экономики в целом. При этом для отдельного производителя на формирование предложения наибольшее влияние окажут цены на ресурсы; применяемые технологии; уровень налогов и объем; цены на другие товары; потребительские ожидания изменения цен в будущем, а также число продавцов.

Очевидно, что и на спрос, и на предложение разнонаправлено воздействует множество факторов. Вместе с тем существует фактор, имеющий первостепенное значение как для изменения спроса и предложения, так и для их взаимосвязей. Это - цена на приобретаемый (реализуемый) товар. Хорошо известны зависимости спроса и предложения от уровня цен и, наоборот, обусловленность цены соотношением спроса и предложения: при прочих равных условиях с ростом спроса цена увеличивается; с ростом предложения цена падает; со снижением спроса цена падает; со снижением предложения цена растет.

Поскольку между спросом, предложением и ценой существуют устойчивые, постоянно повторяющиеся связи, можно говорить о наличии соответствующего экономического закона.

Согласно закону спроса с увеличением цены спрос на товар падает и наоборот, снижение цены приводит к росту спроса на товар (между ценой и спросом существует обратная зависимость).

Согласно закону предложения при увеличении цены предложение растет, при падении – сокращается (между ценой и предложением существует прямая зависимость)

Цена и ее формирование в рыночной экономике.

Цена есть денежное выражение стоимости (количество денег, уплачиваемое и получаемое за единицу товара или услуги.) Основные концепции стоимости:

-трудовая теория стоимости была сформулирована К.Марксом. В качестве основы цены рассматриваются общественно необходимые затраты труда на производство продукции.

В общественном воспроизводстве цена выполняет следующие функции:

учетно-стоимостную (обеспечивает единообразное выражение затрат живого и овеществленного труда на производство продукции);

стимулирующую (посредством цен поощряются рост качества и совершенствование ассортимента выпускаемых товаров, внедрение в производство новой высокоэффективной продукции и т.д.);

перераспределительную (цена перераспределяет созданную стоимость, в том числе и национальный доход, между различными отраслями и сферами экономики, между фондами накопления и потребления, между регионами страны, между отдельными слоями и группами населения и пр.);

сбалансирования спроса и предложения.

«Нетрудовые» теории, которые берут свое начало от теорий издержек производства, анализирующих стоимость со стороны товарного предложения, и от различных модификаций теории предельной полезности, рассматривающих стоимость со стороны спроса.

Согласно теориям издержек производства, стоимость является результатом взаимодействия труда, земли и капитала (в последующем к этим факторам добавили и предпринимательскую активность).

Равновесная цена – цена, при которой спрос равен предложению и она не обнаруживает тенденции к росту или снижению.

Поскольку изменение предельной полезности выступает как решающий фактор в изменении кривой спроса, а изменение предельных издержек - как решающий фактор в изменении кривой предложения, цена равновесия в условиях совершенной конкуренции равняется, с одной стороны, предельной полезности, с другой - предельным издержкам, зависящим в свою очередь от предельных продуктов факторов производства. При этом под предельными издержками понимаются дополнительные издержки, связанные с производством дополнительной единицы товара; предельный продукт - это прирост продукции, полученный в результате увеличения данного производственного фактора на единицу при неизменной величине всех остальных факторов. Понятие предельного продукта предполагает, что в неизменных технических условиях последовательное увеличение одного из производственных факторов на единицу при неизменной величине других ведет к снижающемуся приросту продукции.

А.Маршалл первым включил фактор времени в анализ ценообразования. Он различал несколько периодов равновесия спроса и предложения при формировании цены: кратковременный, средний и длительный. В кратковременный период равновесия цена существенно зависит от спроса, при удлинении же периода возрастает влияние издержек производства, причем цена товара благодаря «внутренней» и «внешней» экономии снижается до определенного «нормального» уровня.

 

А. Маршаллом были введены некоторые понятия, например эластичность спроса и предложения по цене. Эластичностью спроса по цене называется отношение количественного прироста (или сокращения) спроса на товар при понижении (или повышении) его цены к увеличению (или уменьшению) це­ны, или отношение процентного изменения спроса на товар к процентному изменению его цены.

В зависимости от степени эластичности спроса все товары подразделяются на три группы:

· с низкой эластичностью (товары, спрос на которые слабо реагирует на изменение цены) К<1;

· со средней эластичностью (товары с умеренной реакцией спроса на изменение цены) K≈1;

· с высокой эластичностью (товары, спрос на которые значительно реагирует на колебания цен) K>1.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-08-31; Просмотров: 344; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.02 сек.