Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Типология коммуникации. Критерии типологии коммуникаций




Социальная коммуникация представляет собой обмен информацией между социальными субъектами: индивидами; индивидом и общностью; общностями; индивидом и институтом; общностью и институтом; социальными институтами.

Социальная коммуникация по своей цели и статусу передаваемого сообщения подразделяется на две большие группы – публичную и непубличную коммуникацию.

Публичная коммуникация представляет собой разновидность коммуникации, нацеленную на передачу информации, затрагивающей общественный интерес, с одновременным приданием ей публичного статуса. Цель публичной коммуникации дуальна: осуществить обмен информацией и придать этой информации публичный статус. Под публичным статусом мы понимаем статус, связанный, во-первых, с открытостью (в том числе со способностью функционировать в пределах общедоступного дискурса) и, во-вторых, с ориентацией на общее благо (общий интерес).

В процессе непубличной коммуникации происходит обмен информацией, у которой нет публичного статуса. К этой разновидности коммуникации относятся, например, приватная, закрытая и секретная коммуникация и т. п.

Аксиальная коммуникация (от латинского axis – ось) соединяет тех, кто отправляет и получает точно адресованные сообщения. Ретиальная коммуникация получила свое название от латинского слова rete – сеть, невод. Как количество пойманной рыбы, зависит от того, куда сеть была заброшена и от размера ее ячеек, так и количество получателей ретиально направленного сообщения зависит от того, находились ли они в зоне передачи, и от их внимания к содержанию сообщений. Так, массовая коммуникация – это сильно технизированная ретиальная коммуникация.

В зависимости от адресата сообщений выделяют следующие виды (некоторые исследователи – уровни) коммуникации: интраперсональная, интерперсональная (межличностная), групповая (сегментированная), массовая. Это существенное различие для профессионального коммуникатора, поскольку технология работы в каждом случае имеет свою специфику. Некоторые исследователи дополняют классификацию межкультурной и организационной коммуникацией.

Перспективно, на наш взгляд, выделение сфер коммуникации:

 

· сфера бытовой коммуникации (психоанализ, нейролингвистическое программирование);

· сфера производственной коммуникации (инженерная психология, коммуникационный менеджмент, прикладная риторика);

· сфера политической коммуникации;

· сфера научной коммуникации (прежде изучался преимущественно специфический язык научных публикаций, теперь – широкая гамма явлений: от создания виртуального глобального научного сообщества до организации коммуникативных событий типа научных конференций и конгрессов);

· сфера образовательной коммуникации;

· сфера спортивной коммуникации;

· сфера туристической коммуникации;

· сфера медицинской коммуникации;

· сфера религиозной коммуникации и др.

По типу культуры выделяют «западную» и «восточную» культуру и коммуникацию.

По типу технологии кодирования, трансляции и воспроизводства информации выделяется устная, письменная и экранная коммуникации. Некоторые авторы говорят в данном случае о формах коммуникации, которые отличаются друг от друга особыми системами кодирования послания (вербальная, визуальная и др.).

Интересная классификация, с богатым эвристическим потенциалом для анализа явлений культуры, была предложена советским исследователем Б. А. Парахонским. В качестве ее критерия выступает соотношение статусов источника информации и ее получателя[19]. Так, возможны четыре ситуации такого соотношения. В первой, названной исследователем интерпретацией, статус источника ниже, чем статус получателя. Во второй – истолковании – наоборот, статус источника выше статуса получателя. В третьей ситуации статусы источника и получателя равны, и такой тип коммуникации назван пониманием, в четвертой – источник тождественен получателю, и это коммуникация с самим собой, т. е. рефлексия.

Интерпретация – тип коммуникации, когда в качестве источника сообщения выступают явления природы, не противостоящие человеку как чуждая сила, а составляющие его ближайшее жизненное окружение. Это те предметы и явления, которые не обладают значительной собственной активностью, противостоящей человеческой.

 

 

Истолкование – это коммуникация со сверхъестественным источником информации, у которого предполагается гораздо большая степень активности и информационной упорядоченности, чем у самой личности. Это коммуникация с сакральным миром.

В этой системе истинное знание не добывается, а испрашивается и спускается «сверху», т. е. это истина высшего порядка, результат «откровения», а не усилий самой личности. Истина не добывается путем познания, а раскрывается божеством своему избраннику (приобретающему статус пророка), который далее обязан раскрывать ее остальным.

Если в интерпретации основной проблемой является получение новых сообщений о мире (путем наблюдений или экспериментов), а использование адекватного кода для их расшифровки постулируется, то в истолковании главное – найти этот адекватный код, так как от правильного прочтения зависит принятие решения. Таким образом, мы можем определить истолкование как поиск смысла с помощью обнаружения адекватного кода понимания.

Таким образом, истолкование – основной тип коммуникации в традиционном обществе, которое было ориентировано на воспроизводство сложившихся ранее социальных структур и консервацию образа жизни, существовавшего на протяжении многих столетий. В этом типе коммуникации преобладали традиционные образцы и нормы, аккумулирующие опыт предков, а инновационная деятельность и инновационная информация не воспринимались.

Понимание – тип коммуникации, где личность ведет диалог с другой личностью.

На первый взгляд, это самый простой тип коммуникации, так как человек здесь коммуницирует не с природой – пусть и не противостоящей ему, но все-таки в той или иной мере чуждой, – и, тем более, не с сакральным миром. Но понять другого человека часто оказывается ничуть не проще, а даже сложнее.

Информация в данном типе коммуникации уже не извлекается из вещей на основе «добывания» или «расследования» и не «снисходит» в виде откровения, а формируется как сообщение равного партнера. Понимание – более сложный тип структурирования значений, чем интерпретация, которая является его составным элементом. Знаки, исходящие от собеседника, интерпретируются слушающим в своей системе означивания, но, кроме того, присутствует установка на достижение понимания способов означивающего поведения говорящего адекватно им самим. Тем не менее, наличие отношения интерпретации может породить иллюзию, что пониманию подлежит не сам говорящий, а лишь принадлежащий ему текст или язык, на котором ведется разговор. Между тем, и текст, и язык есть лишь средства достижения взаимопонимания, целью же может быть только сама личность, т. е. понять надо меня, а не то, что я говорю.

 

 

Рефлексия, или коммуникация с самим собой, – это тип коммуникации, когда человек получает информацию из памяти в форме сознаваемого воспоминания или в форме бессознательного.

Некоторые встречающиеся в научной и учебной литературе классификации, на наш взгляд, не только не обладают эвристическим потенциалом, но даже являются некорректными, например «однонаправленность – интерактивность», «имеет цель или без цели» и т. п.

Основные положения лекции:

1. Коммуникация есть процесс социального взаимодействия людей, взятый в своем знаковом аспекте. Говорить о коммуникации как о «передаче информации» или «обмене информацией» можно лишь метафорически.

2. Знаковость есть основное свойство коммуникации.

3. Коммуникация не существует без обратной связи. В разных типах коммуникации возможна разная интерпретация эффективной обратной связи.

4. Понятия «коммуникация» и «общение» обычно различаются по своему значению, однако как именно, зависит от конкретной научной школы или теории. Тем не менее возможно и отождествление этих понятий. В данном издании они рассматриваются как синонимичные.

5. Коммуникация, в отличие от деятельности, представляет собой субъектно-субъектное взаимодействие.

6. Для коммуникации характерна множественность функций, причем основная ее функция – способ проявления человеческой сущности.

7. Коммуникативные процессы у человека и животных существенным образом различаются. Основные различия – это наличие/отсутствие коммуникативного намерения и произвольность/непроизвольность коммуникационного акта.

8. Существуют разнообразные классификации типов коммуникации в зависимости от критерия классификации.

В кач-ве осн критерием выступают элементы базовой Ласвеловской модели коммуникации.

Критерии:

I) Соотношение типов источника и получателя в коммуникац взаим-и -> 4 типа соц. субъектов, способных выполнять функции S и R (индивид, соц.группа, соц.орг, масса)

II) Критерий типа сообщения

Когнитивно-ориентированное сообщение

Цель: донесение определенной информации до получателя, повышение уровня его информированности

Задача: информировать

Аффективно-ориентированное сообщение

Цель: возбуждение эмоций, пробуждение чувств у аудитории

Пример: комплимент

Конативно-ориентированное сообщение

Цель: побуждение аудитории к действию

III) Критерий информационной наполненности сообщения

Содержательная коммуникация. Информационно-насыщенная

Информационно-пустая (фатическая) коммуникация.

Цель: поддержание самой коммуникации

Ритуальный характер: ненужная информация, которая имеет цель обеспечить статусные отношения

Пример: честь, отдаваемая президенту и сообщение о готовности к полету со стороны экипажа.

2)Контактно-устанавливающий характер: фразы, фактически не имеющие смысла. Вопросы, целью которых не является получение ответа.

IV) Критерий характера сообщения

- вербальная(устная/письменная)

- невербальная

V) Критерий типа канала.

- Одноканальная коммуникация.

Пример: СМС (без смайлов)

- Многоканальная коммуникация. Осуществление более чем по одному сенсорному каналу.Пример: ТВ (аудио-визуальная коммуникация)

VI) Критерий наличия посредника

- Непосредственная. Посредник не имеет значимого материального или социального значения.

- Опосредованная. Посредник имеет значение.

Естественно-опосредованная. Осуществляется через субъекта-посредника.

Искусственно-опосредованная. Осуществляется через технические средства или предметы.

Дополнительные подходы по рез-ту и эффекту:

I) По наличию эффекта

- Эффективная комм-я. Цель достигнута

- Неэффективная комм-я. Цель не достигнута.

II) По хар-ру эффекта

- Конструктивная. Эффект: укрепление соц.связей, смягчение соц.напряженности, преодоление конфликта.

- Деструктивная. Обратный эффект

III) По сфере осуществления

Деловая; Бытовая

IV) По предмету

Политическая; Экономическая; Социальная; Культурно-досуговая

V) По наличию обратной связи

- Односторонняя (R не может влиять на S)

- Двухсторонняя (R может влиять на S)

VI)По соотношению статусов источника и получателя

- Симметричная

- Асиметричная




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-13; Просмотров: 396; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.029 сек.