Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Псалтирь — ветхозаветное Евангелие

Название этой книги заимствовано из греческой Библии («псалтирион» - струнный музыкальный инструмент, под звуки которого в ветхозаветные времена исполнялись многие богослужебные песнопения). По-еврейски эта книга называется Сефар техилим, т. е. Книги хвалений.

Начало использования псалмов в христианском богослужении относится к временам апостолов, о чем свидетельствуют апостольские послания (1Кор.14,26; Еф.5.19; Кол.3,16). (Примечание: прочитать выдержки из Апостола.) Многие христианские богослужебные песнопения были составлены на основе Псалтири и включают в себя фрагменты псалмов.

Псалтирь читается в храме ежедневно и полностью прочитывается в течение недели, а в дни Великого Поста, когда тема покаяния достигает наибольшего напряжения, Псалтирь прочитывается дважды в течение одной недели. (Многие христиане включают Псалтирь в свое домашнее правило) (Примечание: вспомнить, в каких частях Богослужения употребляются псалмы).

На церковнославянский язык Псалтирь была переведена с греческого, а на русский — с еврейского. Русский текст Псалтири сильно отличается от славянского.

Псалтирь состоит из 150 псалмов и одного, которого нет в еврейском варианте.

Церковное предание связывает происхождение Псалтири с именем царя Давида (подробнее о царе Давиде см.: 1-3 Царств, 1Пар.10-29). Одни псалмы написаны самим Давидом, другие посвящены Давиду или исполнялись в его присутствии.

Многие псалмы царя Давида связаны с событиями его жизни. Например, пс. 3 имеет надписание: «Псалом Давиду, внегда отбегаше от лица Авессалома, сына своего». (Примечание: Прочитать псалом вслух.) Этот же псалом в новом христианском понимании читается на каждой Утрени, на Шестопсалмии.

Основные вехи жития св. пророка Давида:

· Давид, сын Иессеев из Вифлеема.

· Был помазан на царство пророком Самуилом.

· Победил в единоборстве Голиафа, филистимлянина.

· Женился на Мелхоле, дочери царя Саула. (Слова св. Давида Саулу, когда тот хотел выдать за него старшую дочь, Меерову: «Кто я, и что жизнь моя и род отца моего в Израиле, чтобы мне быть зятем царя?» 1 Царств.18,ст.18.)

· Скитался по пустыни, спасаясь от преследований Саула.

· После смерти Саула, стал царем Израильским.

· Женился на Вирсавии, жене Урии Хеттеянина, за что был наказан смертью первенца.

· Претерпел гонение от своего сына Авессалома.

Вместе с учением о благочестии, Псалтирь содержит пророчество о Христе. (Например, пс. XXI, в котором Давид изображает крестные страдания Спасителя. Примечание: Псалом прочитать вслух).

Хотя сущность еврейского храмового богослужения составляли жертвы, но всегда в него привходил музыкально-певческий элемент настолько, что храмовое богослужение как бы все превращалось в музыку и пение, а на последнее смотрели как на особый вид обетной жертвы после вещественных жертв. Пение псалма при ежедневной жертве начиналось собственно с излияния вина на жертву, потому чо пение возможно только в радости сердца, а вино, говорили раввины, “веселит Бога и людей”. Псалом при пении разделялся на три части довольно продолжительными паузами; на этих паузах замолкали пение и музыка и раздавался только звук трубы. По исполнении псалма народ восклицал: “Аминь. Аллилуиа.”

Псалом при ежедневном приношении на каждый день недели был положен особый. Пение псалмов за ветхозаветным богослужением отличалось той простотой, какая свойствена была всей древности; оно было, конечно, унисонным. Таким образом, еврейская музыка, рассчитанная не на разнообразие, а на силу звука, имела характер гремящий, пронзающий.

Относительно пения за апостольским богослужением ап. Павел различает три рода употребительных тогда св. Песней: псалмы, гимны и песни духовные. Под псалмами естественнее всего разуметь ветхозаветные псалмы.

Употребление Псалтири за богослужением в IV-V вв. было не у же теперешнего. «В наших собраниях, — говорит святитель Иоанн Златоуст, — Давид первый, средний и последний». (Златоуст. Бесед.6, о покаянии.)

Из храма Псалтирь проникла и в домашнее употребление: по Сократу, император Феодосий Младший со своими сестрами ежедневно совершал псалмопение. (Сократ. Церковная история.VII, 22).По блаженному Иерониму, «земледелец за плугом поет аллилуиа; жнец, покрытый потом, утешается псалмами, и виноградарь с ножом поет что-нибудь Давидово. (Иероним. Пис. К Марцелле, 17 (44).)

Кафизмы — это особый род псалмопения, отличный от псалмопения в других местах церковной службы, например, от предначинательных псалмов. Именно, псалмы здесь произносятся, ныне большей частью читаются, с наименьшей торжественностью и в более спокойном положении тела, сидя. Такой характер носят кафизмы особенно на утрене, где благодаря этому они служат отдыхом для тела и души молящихся от усердных молений. Псалмами предначинательными, например, шестопсалмием, и всеми другими, кроме псалмов кафизм, мы должны молиться и держать себя на них так, «яко беседующее невидимому Богу», почему во время них запрещается сидеть. Через дозволение сидеть на кафизмах, псалмы их разрешается слушать не столько как молитву, сколько как назидание, как художественное произведение, наслаждаться в полной мере их поэзией.

Шестопсалмие. Под влиянием подвижников, певших в течение ночи всю Псалтирь, монастыри вводили пение на утрени по 75, 60, 50, 30, 20, 18 псалмов. Другие сокращали это число до 12, шести, пяти- и четырепсалмия. Последнее нашло применение и на армянской утрене, причем все псалмы ее 4-псалмия совпадают с нашими. Древнейшее упоминание о нашем шестопсалмии — в известном описании синайской утрени VII в.

Хвалитные псалмы. Пс.148-150 заключают псалтирную часть утренней синагогальной молитвы. Они входили в состав утрени, составляя ее конец, уже при прп. Иоанне Кассиане (V в.), притом одинаково на Востоке и на Западе. Они упоминаются на нынешнем месте утрени с нынешним именем изв. Описанием синайского бдения VII в. Ими заключают утреню все восточные инославные чины.

Уже с хвалитных, т.е. с последней части утрени, бдение ослабляет свою торжественность, переходя сначала в тихое и медленное пение великого славословия, а затем в длинный ряд ектийныхпрошений; лития после утрени с наполняющим ее чтением в этом отношении стоит еще ступенью ниже, а 1-й час, совершенно лишенный пения, — еще ниже. Тихая молитва ласкает иосвежает теперь душу, утомленную продолжительным восторгом праздничных песней.

Устав святых отец, Богом преданный всем хотящим пети Псалтирь, в молчании живущим монахом и всем богобоязнынным православным христианом.

«Богоностии, и преподобнии, и преблаженнии отцы наши, всему миру светила, земнии ангели, небеснии человецы, исперва от Святаго Духа предания иночествовати навыкшее, и благодатию Божиею отнюд просвещени быша, Христа вселившее в прекрасныя их души, чистаго ради жития их, и победу показаша на диавола, аще и многими от него искушении разжизаеми: но одолевше его, яснее злата искушена сияют, и паче снега убелишася, и невещественна злата крила вперивше мысленная, на небеса возлетеша, яко небопарнии орли, нам оставиша устав, Богом преданнаго пения их, и умиленныя молитвы, ими же Бога милостива себе сотвориша. Ови бо их часы с междочасием пояху, составившее избранныя псалмы, с тропари и с молитвами, и нарекоша сия Часословец: друзии един Псалтирь пояху, инии же подвижнейшии суще, по всякой кафисме, трисвятое с поклоны, и с тропари покаянны, и с молитвами Псалтирь пояху». (См. «Псалтирь в святоотеческом изъязнении»)

«Никия же бо иныя книги тако Бога славят, якоже псалтирь, душеполезна есть: ово Бога славит со Ангелы вкупе, и превозносит, и воспевает велиим гласом, и Ангели подражает: овогда бесы кленет и прогоняет, и велик плач и язвы творит; за цари и князи, и за весь мир Бога молит. Псалтирию и о себе самом Бога умолиши: больше бо и выше есть всех книг» (свт. Василий Великий)

«Уне есть солнцу престати от течения своего, нежели оставити Псалтирь; вельми бо есть полезно, еже поучатися псалмом, и прочитати прилежно Псалтирь. Вся бо нам книги на пользу суть, и печаль творят бесовом, но не якоже Псалтирь, да нерадим» (свт. Иоанн Златоуст).

«Боговдохновенные песнопения Давида руководят всех к молитве, преданности к Богу, славословию и благодарению Бога за все; они просвещают, питают, услаждают и укрепляют души верующие; прогоняют невидимых врагов, врачуют страсти душевные, научают любить Бога и хранить Его заповеди, молиться за всех и непрестанно возноситься к Богу; и — сладость их, польза их для душ благочестивых неисчислима…» (св.прав. Иоанн Кронштадтский).

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Память 1 октября | Выпадение влагалища. Заболевание чаще наблюдается за 1-1,5 месяца до родов и реже после родов
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-13; Просмотров: 147; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.017 сек.