Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Государственное регулирование сферы обращения




Государственное регулирование экономики

Государственное регулирование - комплексная система мер, под которой понимается комплексная система мер, осуществляемых государством, по созданию предпосылок для эффективного развития экономики.

Рыночная экономика не исключает, но предполагает госу­дарственное регулирование, под которым понимается комплекс­ная система мер, осуществляемых государством, по созданию предпосылок для эффективного развития рыночной экономи­ки. Вмешательство государства в функционирование рыночного механизма основывается на симбиозе элементов различных тео­рий регулирования — концепций кейнсианства (Дж.М. Кейнс, Дж.В. Робинсон), монетаризма (М. Фридмен), конвергенции социально-экономических систем (Дж.К. Гэлбрейт, У. Ростоу, Я. Тинберген). Данные теории были разработаны применитель­но к условиям развитых рыночных отношений, но в чистом виде ни одна из них практически не применяется. Привлека­тельность каждой теории проявляется на определенной стадии развития общества.

Воздействие государства различается по методам, объемам, сферам деятельности и осуществляется по следующим направ­лениям:

• регулирование денежного обращения через бюджетную, денежно-кредитную, налоговую политику;

• регулирование пропорций воспроизводства — структурно­го развития экономики;

• разработка системы приоритетных целевых программ для достижения ключевых параметров состояния экономики, или отдельных ее отраслей, или направлений;

• установление социальных, гуманитарных, экологических норм;

• нормирование цен и тарифов на отдельные товары и услу­ги, такие, как предметы первой необходимости, основные про­дукты питания, коммунальные услуги и др.;

• введение стандартов качества продукции и услуг;

• определение требований к статистической, бухгалтерской и иной информации, предоставляемой хозяйствующими субъ­ектами в государственные органы.

Существуют следующие методы государственного регулиро­вания рынка:

• правовые, придающие цивилизованные формы рыночным отношениям (антимонопольное законодательство, порядок функционирования бирж, правила обязательной сертификации продукции и услуг и др.);

• финансово-экономические (налоги, льготы по налогам, кре­диты, дотации, государственные программы и др.);

• социальные (установление минимальной заработной пла­ты, пенсий, пособий и др.).

 

В настоящее время законодательная и правовая основа деятельности торговли в Российской Федерации представлена федеральными законами, федеральными конституционными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, нормативными актами министерств, федеральных служб и федеральных агентств, законами и подзаконными нормативными актами субъектов Российской Федерации, а также правовым актами муниципальных образований. Объективная необходимость государственного регулирования сферы обращения вызваны следующими причинами:

• важность торговой сферы для экономики страны;

• ярко выраженная социальная значимость торговой сферы;

• дифференциация населения РФ по социальным сегментам и уровню доходов.

Основными направлениями государственного регулирования являются следующие:

1) Защита прав потребителей

• Сертификация услуг торговли;

• Лицензирование отдельных видов деятельности;

• Общие правила осуществления розничной торговли;

• Организация расчетов с потребителями;

• Государственное регулирование цен на потребительские товары.

2) Антимонопольная политикаи поддержка предпринимательства.

Государственное регулирование торговой деятельности осуществляется посредством следующих {{методов}}:

1) установления требований к ее организации и осуществлению;

2) антимонопольного регулирования в этой области;

3) информационного обеспечения в этой области;

4) государственного контроля (надзора), муниципального контроля в этой области.

Основным нормативным документом, регламентирующим торговую сферу, является {{ФЗ № 381 «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации»}} (далее Закон).

Основные цели Закона:

1) обеспечение единства экономического пространства в Российской Федерации путем установления требований к организации и осуществлению торговой деятельности;

2) развитие торговой деятельности в целях удовлетворения потребностей отраслей экономики в произведенной продукции, обеспечения доступности товаров для населения, формирования конкурентной среды, поддержки российских производителей товаров;

3) обеспечение соблюдения прав и законных интересов юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих торговую деятельность, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих поставки производимых или закупаемых товаров, предназначенных для использования их в предпринимательской деятельности, в том числе для продажи или перепродажи, баланса экономических интересов указанных хозяйствующих субъектов, а также обеспечение при этом соблюдения прав и законных интересов населения;

4) разграничение полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в области регулирования торговой деятельности.

Законом также определены меры по развитию торговой деятельности:

1) Органы местного самоуправления предусматривают строительство, размещение торговых объектов в документах территориального планирования, правилах землепользования и застройки, а также разрабатывают и утверждают схемы размещения нестационарных торговых объектов (п. 3 ст. 17 Закона N 381-ФЗ).

2) Органы исполнительной власти субъектов РФ и местного самоуправления могут разрабатывать соответственно региональные и муниципальные программы развития торговли (п. 1 ст. 18 Закона N 381-ФЗ).

3) Могут быть утверждены нормативы минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов, введение которых не является основанием для пересмотра размещения стационарных, нестационарных торговых объектов, строительство или реконструкция которых начаты либо завершены до их утверждения (ст. 19 Закона N 381-ФЗ).

Вмешательство государства в осуществление торговой деятельности является не только возможным, но и необходимым условием для защиты интересов как участников товарного рынка, так и общества в целом.

Государственное регулирование торговой деятельности в РФ настоящее время приобретает особое значение в сферах ценообразования и обеспечения качества потребительских товаров.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-13; Просмотров: 751; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.09 сек.