Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Критерии сопоставления культур




Различными авторами вводились критерии сопоставления культур. Известный английский ученый Ричард Д. Льюис ввел новый критерий сопоставления культур — способ организации времени. В соответствии с этим критерием культуры делятся на три типа: моноактивные, полиактивные и реактивные.

В моноактивных культурах люди ориентированы на задачу, линейно организованы, четко планируют свою деятельность, которую разбивают на этапы следующие друг за другом, не отвлекаясь при этом на другие задачи. В каждый промежуток времени они делают только одно дело, полностью сосредотачиваются на нем и выполняют его по заранее составленному графику. Типичными представителями такой культуры являются американцы, англичане, немцы, северные европейцы, которые методично, последовательно и пунктуально организуют свое время и жизнедеятельность.

В полиактивных культурах люди ориентированы на людей, они словоохотливы и общительны, у них принято делать одновременно несколько дел, часто не доводя их до конца. Они очень легко перестраиваются, их не очень заботит пунктуальность, так как они считают, что реальность важнее, чем распорядок, устанавливаемый человеком. Они не любят прерывать беседу на полуслове, для них завершить межличностное взаимодействие — наилучшая форма инвестирования времени.

Когда люди, принадлежащие к моноактивной культуре, работают вместе с представителями полиактивной культуры, то они испытывают взаимное раздражение и до тех пор, пока одна сторона не приспособится к другой, будут возникать постоянные конфликты. Типичными представителями полиактивной культуры выступают латиноамериканцы, южные европейцы.

В реактивных (слушающих) культурах, характерных для азиатских стран, люди ориентированы на сохранение уважения, они интроверты, их деятельность организуется не по строгому неизменному плану, а в зависимости от меняющегося контекста, как реакция на эти изменения. Представители этих культур предпочитают сначала выслушать других и выяснить их позицию, затем откликнуться на нее и сформулировать свою собственную.

Они лучшие в мире слушатели, так как концентрируются на том, что им говорят, не позволяют своим мыслям отклониться от темы разговора и никогда не прерывают говорящего. Но они и не торопятся с ответом, демонстрируя уважение к замечаниям, которые должны быть рассмотрены с должным вниманием.

Представители этих культур интроверты и не доверяют многословию. Поэтому они являются ценителями невербальной коммуникации с помощью тонкого языка телодвижений. Если в моноактивных и полиактивных культурах способом коммуникации является диалог, предпочтительным способом общения у представителей реактивных культур является монолог — пауза — размышление — монолог. Причем пауза рассматривается как изощреннейшая часть разговора.

К странам реактивных (слушающих культур) относят Японию, Китай, Тайвань, Сингапур, Корею, Вьетнам, Камбоджу, Малайзию и Финляндию.

Различают западные и восточные культуры. Представители западной культуры объективны, логичны, имеют аналитический склад ума, отличаются интеллектом и четкой аргументацией. В бизнесе предпочитают четко разработанный контракт. Сторонники конкурентной борьбы. Уважают частную собственность. В то же время они нетерпимы, мстительны, эгоцентричны, жестоки.

Представители восточной культуры субъективны, синтетичны, нелогичны, менее категоричны. В бизнесе предпочитают нечеткое соглашение. Не стесняются вторгаться в частный мир. Вместо конкуренции предпочитают кооперацию. Они эмоциональны, внимательны к другим, человечны, снисходительны. Считают, что для индийской, китайской и японской культур подсознательной моделью организации является семья, для которой характерен неоспоримый личный авторитет отца-руководителя и небольшое количество формальных правил.

А.И. Пригожин предложил тезис о существовании двух превалирующих типах культур [35]. Вертикальный или российский тип культуры характеризуется слабой степенью децентрализации (высокой степенью зарегламентированности сверху) и низкой степенью развития сотрудничества на горизонтальных уровнях. Второй тип культуры — горизонтальный или западный характеризуется высокой степенью децентрализации и высокой степенью развития сотрудничества на горизонтальных уровнях.

Национальный стереотип предопределяет управленческий образ мышления менеджеров, стиль руководства, методы организации деятельности персонала. Так в аналогичной ситуации француз предпочитает передать решение проблемы на более высокий уровень управления, немец будет настаивать на составлении четких правил, определяющих обязанности каждого отдела, а англичанин будет налаживать отношения между руководителями отделов. Следовательно, французы предпочитают жесткую иерархическую структуру с принципом единоначалия. Для них характерна большая дистанция власти и сильный контроль над неопределенностью. Для немцев доминирует ситуация, когда все определяют хорошо составленные правила. Для них характерна меньшая дистанция власти и сильный контроль над неопределенностью. Для англичан предпочтительна мягкая иерархическая структура и решение проблем путем переговоров. Для них характерна малая дистанция власти и слабый контроль над неопределенностью.

На основании проведенных исследований специалистами были составлены “портреты” обобщенных менеджеров, представителей различных культур.

Менеджер США — прагматичен, расчетлив, агрессивен, конкурентоспособен, умеет быть лидером, инициативен, предприимчив, контактен, открыт, профессионален, обладает чувством ответственности.

Французский менеджер — обладает критическим складом ума, умеет логически мыслить, нонконформист, умеет слушать, красноречив, эмоционален, открыт и искренен, имеет чувство собственного достоинства и стремится к самоутверждению, умеет поддерживать и использовать личные связи в интересах дела.

Японский менеджер — ориентирован на коллективные цели, отдает им приоритет перед индивидуальными целями, умеет координировать работу людей, умеет принимать групповые решения и работать с коллективом, конформист, исполнителен, уравновешен, скромен, отличается большим самообладанием и чувством верности и преданности.

Своеобразен германский менталитет, о котором говорят как о новом явлении. Он отличается, например, от японского и американского менталитетов. Если в японской компании все работники живут одной семьей, в американских компаниях все разбежались по индивидуальным квартирам, то в германских компаниях в поисках дороги к “социальному партнерству” пробуют объединить первое и второе, то есть создать своеобразную коммунальную квартиру, в которой живут уважающие друг друга семьи. В 80 годы ХХ века Германия переживала “экономическое чудо”, в рамках которого строилась система патерналистских отношений (премии, надбавки, увеличенные пенсии, дополнительные выплаты к отпуску строительство дешевых рабочих столовых и квартир, подарки к юбилею завода и семейным торжествам и тому подобное). Все это ликвидирует классовый антагонизм и разобщенность и ведет к социальному партнерству и консолидации. Большинство рабочих полагают, что прибыль создается совместным с капиталистом трудом, и они не ощущают различий в классовой принадлежности.

Различают культуры ориентированные на диалог и культуры ориентированные на безличный сбор информации. В последних культурах информация собирается для того, чтобы руководствоваться ею в деятельности. К ним можно отнести американцев, немцев, шведов, швейцарцев, жителей Северной Европы. Они любят собирать достоверную информацию и использовать ее для продвижения вперед.

Итальянцы, другие романоязычные народы, арабы, индийцы ориентированы на диалог. Они предпочитают личные каналы информации и собирают огромное количество сведений, необходимых для совершения сделок.

Слушающие культуры сочетают использование баз данных и печатной продукции с естественной склонностью внимательно слушать и вступать в дружелюбный диалог. Они полагают, что сбор данных им необходим для того, чтобы не сделать ошибок, они не совершают необдуманных поступков, вынашивают свои идеи и охотно адаптируют свои решения.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-13; Просмотров: 1518; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.