Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Виды и специфика в профессиональной деятельности судьи




Речь в деятельности юриста выступает как носитель информации и как средство воздействия. Воздействие при помощи речи бывает разных типов: воздействие человека на человека, человека на группу лиц, человека на аудиторию и др. Речевая деятельность работника юридического труда - это главным образом воздействие человека на человека и человека на группу.
Изучение практики показывает, что, во-первых, звучание речевого голоса не может рассматриваться вне связи с общим поведением чело­века, во-вторых, развитие речевого голоса неотделимо от индивиду­альности личности, в-третьих, воспитание речевого голоса нельзя рас­сматривать только как работу над голосовым аппаратом и, в-четвертых. голосовой аппарат необходимо тренировать не только специальными упражнениями, но и в обыденной речи.
Речевую деятельность юриста можно классифицировать как речь устную и письменную, внутреннюю и внешнюю, диалогическую и монологическую, обыденную и профессиональную, подготовленную и неподготовленную.
Устная речь является главным инструментом общения. С ее помощью непосредственно осуществляется коммуникативная и управленческая деятельность. Для устной речи важно, чтобы собеседники слышали и видели друг друга. Исследования показывают, что у человека, который слушает собеседника, не видя его, восприятие резко снижается.
Письменная речь характеризуется отсутствием собеседника и не зависит от реальной обстановки. Работник юридического труда, приступая к составлению различных документов (справок, отчетов, протоколов и т. п.) ищет и находит языковые средства для выражения результатов своего мышления. Письменная речь должна быть грамматически пра­вильно сформулирована. Для деловых бумаг письменная речь должна быть обусловлена лаконичными фразами, точными понятиями и соот­ветствующей терминологией. Юрист должен хорошо владеть различны­ми стилями русского языка[6].
Внутренняя речь служит для воспроизведения в сознании людей различных образов, отражающихся в поведении человека (в мимике, походке и т. д.). Бесконтрольное возникновение образов у одного из собеседников дает другому (а тем более внимательному наблюдателю) объективные данные для определенных рассуждений. Работник юриди­ческого труда должен обязательно научиться управлять своей внутрен­ней речью.
Внешняя речь - это по существу обычная устная или письменная речь. Она генерируется спонтанно, однако в ряде случаев ей предшест­вует этап внутренней речи.
Разновидностью устной речи является диалогическая речь. Семанти­ка ее зависит от того, как воспринимается сказанное собеседником. Одно и то же слово, фраза могут произноситься по-разному и означать приказ, просьбу, дружеское замечание, порицание, выговор и т. п.
В самых разнообразных формах: выступления перед аудиторией, чте­ние вслух, устный отчет и т. д. - может быть представлена работником юридического труда монологическая речь. Этот вид речевой деятельнос­ти получил в юридической практике большое распространение. Овладе­ние техникой монологической речи предполагает усвоение основ ора­торского искусства[7].
Живое общение людей осуществляет обыденная речь. Она очень выразительна, понятна. Большое значение здесь имеют интонация и акцент. На людей большое влияние оказывают нормы речевой коммуникации, поэтому, овладевая искусством обыденной речи, нужно внима­тельно отнестись к грамматике и стилистике языка. Особенно это важно при работе с представителями интеллигенции[8].
Большинство американцев стараются не нарушать норм лингвистического поведения. Отклонения от этих норм вызывают почти такие же негативные соци­альные санкции, как и нарушение других обычаев. «Люди теряют уваже­ние к тем, кто не может говорить, как следует, и они часто проникаются уважением к другим, кто манипулирует сло­вами с необычайной легкостью. Неправильное произношение слов - это прежде всего общее оскорбление, и, если оно не вызывает более сурового наказания, обидчик часто становится объектом насмешек. Когда хорошо образованный человек употребляет неверные обороты, он вызывает открытое презрение».
Профессиональная речь требует определенного образования. Этот вид речи характерен для общения специалистов, в том числе и юристов. Большую роль в этом деле играют различные аспекты профессиональ­ной речи: лексикон, произношение терминов и специальных фраз, логика высказывания и т.д.
В деятельности юриста-практика подготовленная речь употребляется повсеместно; заготовленные ответы на вопросы, выступления на про­цессах, заранее продуманный монолог в беседе, на допросе и т.д. Предварительная работа над содержанием и формой предстоящей рече­вой коммуникации важна и необходима. Вместе с тем постоянная приверженность к заранее разработанному тексту сковывает творческое мышление работника юриспруденции, делает его догматичным. Поэ­тому юристу наряду с тщательной подготовкой высказываний нужно предусматривать и импровизацию.
К импровизации очень близка неподготовленная речь. В сущности, импровизация представляет собой один из сложных процессов творчес­кого использования опыта[9]. Без предварительной кропотливой работы над темой выступления, например в суде, или при проведении дискус­сии импровизация невозможна. В связи с этим импровизацию можно считать определенным этапом в развитии речевой деятельности, кото­рому предшествует этап подготовленной речи.

Отличительной чертой судебной речи является также то обстоятельство, что ее объем и тематика строго ограничены конкретными материалами рассматриваемого дела, которыми пользуются оба процессуальных партнера. Стороны обвинения и защиты интерпретируют в своих целях одну и ту же информацию, которая установлена в ходе судебного следствия[10]. Это требует от оратора особой остроты, гибкости мышления и особых средств выразительности речи.

 

Заключение

Итак, мы рассмотрели разновидности юридической речи, а также особенности юридической речи. Из всего вышеизложенного можно сделать следующие выводы.
Речь юриста, как правило, должна передавать знания, содействовать переходу их в убеждения. Она должна учить, воспитывать, иметь цель повлиять на личность и коллектив, на их настроение, мнения, интересы, поведения и чувства. Для достижения целей устного выступления работнику юридического труда нужна высокая речевая и умственная культура. Его речь по содержанию должна быть научной, соответствовать правовым нормам, а по форме -логичной, яркой, образной[11].
Юристу нужно умело связывать содержание своего выступления с жизнью, учитывать состояние и запросы слушающих его людей, пользо­ваться различными языковыми средствами выразительности (паузы, интонации, ударения и т. п.). Успех такого вступления зависит и от его знаний, профессионального опыта, искренности, свободного владения материалом, самообладания, выдержки, правильного внешнего выра­жения своих чувств.

В своей работе я рассмотрела тили речи в профессиональной деятельности юриста, раскрыла функции речи адвоката, изучила виды и специфику речи судьи. Таким образом, цель работы достигнута.

 

 

Список литературы

I.Нормативные документы:

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 // с учетом поправок внесенные законами РФ от 30.12.2008 № 6 ФКЗ, от 30.12.2008 № 7 ФКЗ, от 05.02.2014 № 2 ФКЗ // (Российская газета 2009 № 4).- ст. 445;

2. Федеральный закон от 31 мая 2002 г. № 63–ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации».

3. Федеральный закон от 17 января 1992 года № 2202-I «О прокуратуре Российской Федерации» // Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. 1992. № 8. Ст. 366; Собрание законодательства РФ. 1995. № 47. Ст. 4472.

4. "Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации" от 18.12.2001

№ 174-ФЗ (ред. от 02.03.2016).

 

II. Книги, брошюры:

5. Аминов И.И. Юридическая психология: учебное пособие для студентов вузов / М.: ЮНИТИ, 2007. - 416 с.

6. Васильев В.Л. Юридическая психологи: учебник для студентов, обучающихся по специальности "Юриспруденция" / В.Л. Васильев. - 5-е изд., доп. и перераб. - СПб.: Питер, 2008. - 656 с.

7. Юдина Е.В. Юридическая психология: учеб. пособие / Е.В. Юдина. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2007. - 253 с.

8. Сергеич П. Искусство речи на суде. М. Юрайт, 2008. - 427 с.

9. Афанасьева О. В., Пищелко А. В. Этика и психология профессиональной деятельности юриста. М.ЮНИТА-ДАНА, 2007. - 539 с.

10. Введенская Л. А., Павлова Л. Г. Деловая риторика: учебное пособие. Ростов-на-Дону, 2007. - 576 с.

11. Голуб, И. Б. Культура письменной и устной речи: учебное пособие / И. Б. Голуб. - М.: КноРус, 2010. - 262 с.

 

III. Периодические издания (статьи и тезисы):

12. Гарибова А. Д. Культура речи юриста // Научно-методический журнал «Концепт». - 2016. № 11. - С. 249-250.

13. Владыка Е.Е. Договор страхования ответственности арбитражного управляющего // Юрист. 2004. № 11. -С. 52.


[1] Васильев В.Л. Юридическая психологи: учебник для студентов, обучающихся по специальности "Юриспруденция" / В.Л. Васильев. - 5-е изд., доп. и перераб. - СПб.: Питер, 2008. - 378 с.

[2] Аминов И.И. Юридическая психология: учебное пособие для студентов вузов / М.: ЮНИТИ, 2007. - С.145.

[3] Сергеич П. Искусство речи на суде. М. Юрайт, 2008. - С.205.

 

[4] Федеральный закон от 31 мая 2002 г. № 63–ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации».

[5] Юдина Е.В. Юридическая психология: учеб. пособие / Е.В. Юдина. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2007. - С.334.

[6] Голуб, И. Б. Культура письменной и устной речи: учебное пособие / И. Б. Голуб. - М.: КноРус, 2010. - С. 138.

 

[8] Сергеич П. Искусство речи на суде. М. Юрайт, 2008. -С. 289.

[9] Афанасьева О. В., Пищелко А. В. Этика и психология профессиональной деятельности юриста. М.ЮНИТА-ДАНА, 2007. - С.235.

[10] Владыка Е.Е. Договор страхования ответственности арбитражного управляющего // Юрист. 2004. № 11. -С. 52.

[11] Гарибова А. Д. Культура речи юриста // Научно-методический журнал «Концепт». - 2016. № 11. - С. 249-250.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-13; Просмотров: 1135; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.023 сек.