Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Теория поэтапного формирования умственных действий




Исторически сложилось так, что теория деятельности, заложенная великими дидактами А.Н. Леонтьевым, Л.С. Выготским, нашла свое отражение в теории поэтапного формирования умственных действий в трудах П.Я. Гальперина, Н.Ф. Талызиной, И.А. Володарской и др. [36;37;72;123;124;125;126].

По словам Н.Ф. Талызиной, «эта теория рассматривает учение как систему определенных видов деятельности, выполнение которых приводит обучаемого к новым знаниям и умениям». В основе лежит психологическое учение об интериоризации. Интериоризация – это процесс преобразования внешней предметной деятельности во внутреннюю психическую, формирование внутренних умственных структур психики посредством усвоения внешней социальной действительности. Из этого следует, что обучение и воспитание можно рассматривать как процесс интериоризации. Проблема в том, как оптимально управлять этим процессом. Для управления ходом формирования умственной деятельности обучающихся решающее значение имеет следующее положение: новые приемы деятельности не могут быть усвоены обучающимися сразу в форме свернутого, нерасчлененного внутреннего действия. Исходной формой является деятельность внешняя, материальная. А затем вместе с операционной стороной преобразуются и ее объекты: материальные предметы постепенно заменяются идеальными.

Формирование умственных действий проходит в несколько этапов. Первый – предварительное ознакомление с целью обучения, создание мотивации. Второй – составление схемы ориентировочной основы действий (ООД). Третий – выполнение действий в материализованном виде. Четвертый – формирование внешнеречевого действия (в устном или письменном виде) без опоры на материальные средства. Пятый – проговаривание «про себя». Шестой – выполнение действий в умственном плане. Поэтапное формирование умственных действий обеспечивает интериоризацию.

Значение данной теории состоит в том, что она указывает педагогу, как надо строить обучение, чтобы эффективно формировать знания и действия с помощью главного дидактического средства – ООД, а следовательно, управлять самим процессом учения.

Теория поэтапного формирования умственных действий, несомненно, открывает путь для целенаправленного формирования системы действенных знаний, прочных умений и навыков учебно-познавательной деятельности с учетом психических особенностей учащихся. Обучение сводится в большей мере к умственному развитию, оставляя без внимания личностные качества, коммуникативные навыки. Теория поэтапного формирования умственных действий не рассматривает принципы взаимосвязи деятельности к профессиональной. Поэтому применение этой теории ограничивается рамками среднего образования.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-13; Просмотров: 234; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.