Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Преодоление отсталости слаборазвитых стран




 

 

Другая острейшая глобальная проблема современности заключается в преодолении отсталости в развитии большей части человечества. Отсталость – результат пересечения, теснейшего взаимодействия всех глобальных проблем, и чем глубже мы проникаем в смысл сложившейся к настоящему моменту ситуации, тем более отчетливо осознаем, насколько трудно найти разумный, реальный выход из критического положения. Начнем с демографической характеристики развивающихся стран.

Динамика роста населения по регионам в ХХ – начале ХХI века характеризуется следующими показателями (в млн.человек):

  1900 год 1950 год 1975 год 2000 год 2025 год
Весь мир          
СССР, Россия          
Азия          
Лат. Америка          
Сев. Америка          
Африка          
Европа          
Австралия и Океания            

Таблица показывает, как неравномерно растет население. Его прирост в развитых странах незначителен, а в развивающихся – чрезвычайно высок. Так, за 1975-1990гг из 2,2 миллиарда прироста населения около 90%, то есть 2 миллиарда, приходится на развивающиеся страны. Увеличение населения с 1970г по 2000г составило: в Европе – 16,1%; в Северной Америке – 30,2 %; в Азии – 76,1 %, в Латинской Америке – 89,3 %, в Африке – 140,4 %.

Доля населения развивающихся стран в общей численности населения планеты в 1950 году составляла 2/3, в 1975 – 3/4, в 2000 году – 4/5, а в середине ХХI века по прогнозам составит 9/10. Эти цифры очень тревожны! Они свидетельствуют о явно неблагополучном положении дел в современном мире.

Подавляющее большинство населения развивающихся стран не имеет нормальных условий жизни. Экономика этих стран сильно отстает от уровня производства развитых стран, и сократить разрыв пока не удается. Очень тяжелая ситуация в сельском хозяйстве. Надои молока от коровы в 6,3 раза меньше, а урожайность зерновых в 2 раза ниже, чем в развитых странах.

Остра и жилищная проблема: 3/4 населения развивающихся стран живут фактически в антисанитарных условиях, 250 млн. человек живет в трущобах, 1,5 млрд. человек лишены элементарной медицинской помощи. Около 2 млрд. людей не имеют возможности пользоваться безопасной для здоровья водой. От недоедания страдает свыше 500 млн. человек, а от голода ежегодно умирает 30-40 миллионов.

Но что же мешает развивающимся странам преодолевать их отсталость? Причин на это несколько.

Во-первых, следует иметь в виду, что это – аграрные страны. На их долю приходится свыше 90% сельского населения мира, но как это ни парадоксально, они не в состоянии прокормить даже себя, поскольку рост населения в них превышает прирост производства продовольствия.

Во-вторых, необходимость осваивать новые технологии, развивать промышленность, сферу услуг, требует участия в мировой торговле, однако она деформирует экономику этих стран.

В-третьих, причина отставания развивающихся стран – использование традиционных источников энергии (физической силы животных, сжигание древесины и различного рода органики), которые ввиду их низкой эффективности, не позволяют существенно повысить производительность труда в промышленности, на транспорте, в сфере услуг, в сельском хозяйстве.

В-четвертых, преодолению отставания мешает полная зависимость развивающихся стран от мирового рынка и его конъюнктуры. Так, несмотря на то, что некоторые из этих стран обладают огромными запасами нефти, они не в состоянии полностью контролировать положение дел на мировом нефтяном рынке и регулировать ситуацию в свою пользу.

В-пятых, быстро растет долг развивающихся стран развитым, который также стоит на пути преодоления их отсталости.

И в-шестых, сегодня развитие производительных сил и социально-культурной среды общества невозможно без повышения уровня образования всего народа, без овладения современными достижениями науки и техники. Однако необходимое внимание к ним требует крупных затрат, и, конечно, предполагает наличие педагогических и научно-технических кадров. Развивающиеся страны в условиях бедности не могут должным образом решать эти проблемы.

Все большее число людей в мире сознает, что проблемы развивающихся государств стремительно выходят на авансцену истории. Судьба этих стран, как теперь становится очевидным, касается не только их самих. Устранение отставания развивающихся стран необходимо всем, в том числе и самим развитым странам. Оно во многом определяет судьбу человечества.

Политическая нестабильность, обусловленная в первую очередь низким уровнем экономического развития, постоянно создает опасность возникновения в этих регионах военных конфликтов, которые в условиях целостного мира и стремительно возрастающей доступности современного оружия могут иметь любые, в том числе и трагические последствия для других стран и даже для всего человечества.

Бедность и низкий уровень культуры с неизбежностью влекут за собой неконтролируемый рост населения.

Для того чтобы покончить с отсталостью, необходимо совершить невиданные по масштабам и глубине преобразования во всем мире:

1. Установить новый мировой экономический порядок;

2. Устранить все формы неравноправия народов мира;

3. Утвердить такую систему общественных отношений между странами и в пределах каждой страны, которая предоставила бы реальные возможности для решения глобальных проблем.

Другого пути у человечества нет: либо образование, научно-технический прогресс, достижения мировой культуры будут служить всем людям, либо человечество с неизбежностью начнет деградировать.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-13; Просмотров: 1398; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.035 сек.