Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Кризис культуры и нравственности




 

Любое сложное явление общественной жизни не может быть оценено однозначно «хорошо» или «плохо», поскольку в нем может быть и то и другое. Многое зависит от критериев оценки. Так, в духовной культуре любого общества различаются два одинаково реальных облика: облик устойчивости, гармонии, единодушия, и облик перемен, конфликтов, напряженности и нерешенных проблем. Это следует иметь в виду при анализе и оценке состояния культуры любого общества, в том числе и нашего.

Кризисная ситуация, сложившаяся в России, с особой силой проявляется в духовной жизни общества. Положение в культуре нашего отечества оценивается как крайне тяжелое. При неисчерпаемом культурном потенциале, накопленном предшествующими поколениями и нашими современниками, началось духовное обнищание народа. Массовое бескультурье – причина многих бед. Упадок морали, ожесточенность, рост преступности и насилия – злая поросль на почве бездуховности.

По данным ЮНЕСКО, по международным стандартам интеллектуализации молодежи СССР в 50-х годах занимал 3 место, в 1985 г – 42-е, в 1990г – 50-е.

Сегодня на культуру расходуется мизерная часть государственного бюджета. Многие очаги культуры закрываются, не имея возможности справиться с финансовыми трудностями. Большинство оставшихся, чтобы не угаснуть совсем, вместо того, чтобы нести людям искусство и творчество, вынуждены заниматься коммерцией.

Возрождение и дальнейшее развитие культуры и нравственности является важнейшим условием обновления нашего общества. Но культура не стоит на месте, она постоянно изменяется. Отсюда возникает вопрос: какую культуру нам следует возрождать?

Академик Д.Лихачев считает, что речь должна идти прежде всего, о классической культуре. Существует и другое мнение, согласно которому необходимо возрождать народную культуру, но при этом имеется в виду лишь старая, крестьянско-патриархальная культура. Однако у сторонников этой точки зрения есть оппоненты, справедливо задающиеся вопросом: а разве, например, в культуре купечества, мещанства, дворянства, других слоев российского общества прежних эпох не было ничего достойного сохранения и возрождения?

Ответить на вопрос не так просто, как может показаться на первый взгляд. Ведь ни в одном обществе не существует единой «истинной», «правильной», «идеальной» культуры. Нельзя из культурного наследия, складывающегося веками, что-то вычеркнуть, что-то оставить только по идеологическим соображениям. Как правило, жизнь сама отбирает наиболее ценные в нравственном и эстетическом смысле произведения. Чаще всего идеализация прошлого имеет место тогда, когда не хотят или не умеют по-настоящему оценить современные достижения.

В наше время новый, гуманный уклад жизни, основанный на лучших национальных традициях прошлого и настоящего, пока ещё робко, но прокладывает себе дорогу, отбрасывая все то, что мешало людям развивать их духовный мир, облагораживать повседневную жизнь, творить по законам красоты и нравственной чистоты.

Проблема защиты и сохранения культурного наследия прошлого, вобравшего в себя общечеловеческие ценности, - проблема общепланетарная, имеющая в каждой стране свои особенности. Для нашей страны эта проблема стоит наиболее остро. Борьба с религией, принявшая в 30-е годы прошлого столетия характер стихийного бедствия, вылилась в массовое уничтожение церквей, в последующие годы заодно были снесены часть Китайской городской стены, Красные ворота и т.д. Д.Лихачев заметил, что до известных пределов утраты в природе восстановимы. Иначе дело обстоит с памятниками культуры. Их утраты, как правило, невосполнимы, ибо памятники культуры всегда индивидуальны, каждый памятник разрушается навсегда.

С помощью новейших достижений НТР, средств массовой информации духовные ценности, накопленные человечеством, становятся более доступными, но каждому человеку еще нужно «прикоснуться» к ним, чтобы стать духовно богаче. Все дело в том, что тот, кто ищет в культуре только развлекательность, не найдя её, легко находит заменитель. Культура организует человеческую жизнь, культура общества состоит из того, что необходимо знать и во что необходимо верить его членам, чтобы действовать взаимоприемлемым способом и исполнять социально значимые роли. Культура, нравственность создаются людьми, культуре обучаются, поскольку она не передается генетически, каждое поколение воспроизводит её и передает следующему поколению. В результате усвоения культурных ценностей, верований, норм, правил и идеалов происходит формирование личности и регулирование её поведения. Поэтому возрождение культурных и нравственных ценностей – одна из значимых задач любого общества, народа, государства.

 

 

III. ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

 

 

Глобальные проблемы – вызов человеческому разуму. Уйти от них невозможно. Их можно только преодолеть. Причем преодолеть усилиями каждого человека и каждой страны в жестком сотрудничестве ради великой цели сохранения возможности жить на Земле.

История эволюции жизни на Земле – это история гибели огромного количества видов животных и растений, которая происходит в результате того, что возникает несоответствие между выработанными организмами формами приспособления к окружающей среде и самой этой средой. Именно специфика развертывания истории, её закономерности приводят к тем или иным результатам воздействия человека на природу. Можно с достаточным основанием утверждать, что человеческая деятельность, а также её продукты, сегодня, как никогда, с одной стороны стали позитивной силой, меняющей лик Земли, с другой – повлекли возникновение глобальных проблем, угрожающих существованию человечества. Все эти проблемы взаимосвязаны, одна проблема порождает другую, и необходим комплексный подход к их решению на основе международного сотрудничества. Так, решение экологических проблем невозможно без решения экономических; экономическое отставание стран «третьего мира» тесно связано с резким ростом народонаселения в них; не менее очевидно и то, что на обострение экономических и экологических проблем повлияла гонка вооружений. Очевидно, что любую глобальную проблему должна решать не одна страна, а весь мир в целом и во взаимосвязи с другими проблемами.

Земля подобна библиотеке. Она должна оставаться в том же состоянии и после того, как мы напитали свой разум, прочитав все её книги и обогатившись идеями новых авторов. Жизнь – самая ценная книга. Мы должны относиться к ней с любовью, но стараться не вырывать из неё ни одной страницы, чтобы передать её – с новыми замечаниями – в руки тех, кто сумеет расшифровать язык праотцов, надеясь оказать честь тому миру, который они оставят своим сыновьям и дочерям.

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

 

1. Аттали Ж. На пороге нового тысячелетия, - М, 1993г

2. Ерофеев Б.В. Экологическое право. Учебник для вузов, - М, 1999г

3. Ерофеев Б.В. Экологическое право России: Учебник, - М, 1996г

4. Кохановский С.Н. Философия. Учебное пособие для вузов. М, 2001г

5. Лавров С.Б. Глобальные проблемы современности: часть 1, -СПб, 1993г

6. Лавров С.Б. Глобальные проблемы современности: часть 2, -СПб, 1995г

7. Лосев К.С. Вода, - Л, 1989г

8. Обществознание. Учебное пособие для абитуриентов. Под ред. Сербиновского Б.Ю., Ростов н/Д, 2000г

9.Энциклопедия для детей: т.3 (География), - М, Аванта +, 1994г

10. Яншин А.Д. Научные проблемы охраны природы и экологии, - ж. Экология и жизнь. 1999г, № 3

 


[1] Лавров С.Б. Глобальные проблемы современности: часть1, СПб., СПбГУМП, 1993г, стр.72

[2] Яншин А.Д. Научные проблемы охраны природы и экологии. /Экология и жизнь. 1999г, № 3

[3] Энциклопедия для детей. Т.3(География).Сост. С.И. Исмаилова./ М.: Аванта+, 1994, с.640

[4] Ерофеев Б.В. Экологическое право: Учебник для вузов. М. Юриспруденция. 1999, с.448

[5] Энциклопедия для детей. Т.3(География). - Сост.С.И.Исмаилова. М. Аванта +, 1994, с.640




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-13; Просмотров: 2493; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.041 сек.