Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Внутренняя политика Александра I. Негласный комитет. Программа реформ М. Сперанского




Реформы Александра I

Крестьянский вопрос

1. Александр прекратил раздачу крестьян в частные руки. Однако чиновники нашли возможность обходить указ, сдавая землю в долгосрочную аренду. В 1810-1817 гг. на Украине и Белоруссии было сдано в аренду 350 тыс. душ.

2. Указ 1801 г. запрещал опубликовывать объявления о продаже крестьян без земли.

3. Указом 12 декабря 1801 г. дворяне лишались монопольного права на частную собственность. Купцы, мещане, государственные и удельные крестьяне получали право покупать землю.

4. Указ 20 февраля 1803 г. «О вольных хлебопашцах» предусматривал освобождение крепостных крестьян на волю за выкуп с землей целыми селениями или отдельными семействами по обоюдному согласию крестьян с помещиком. К 1825 г. указом воспользовалось 0,5% крестьян (200 тыс.).

5. В 1804-1805 гг. был проведен первый этап крестьянской реформы в Латвии и Эстонии. Реформа дала личную свободу крестьянам, имеющим свое хозяйство, и право аренды земли. Эта реформа была полностью осуществлена в 1816-1819 гг.

6. Указы 1808-1809 гг. запрещали продажу крестьян на ярмарках в розницу, ссылку в Сибирь. Помещик был обязан кормить крестьян в голодные годы.

Реформа системы образования

1. В 1803 г. принято новое положение «Об устройстве учебных заведений», согласно которому создавалась 4-ступенчатая единая система бесплатного образования для всех сословий:

1 ступень - одноклассное приходское училище при церковном приходе;

2 ступень - уездное трехклассное училище;

3 ступень - шестиклассная гимназия в губернском городе;

4 ступень - университет во главе учебного округа. Было создано 6 учебных округов - Московский, Петербургский, Дерптский, Виленский, Казанский, Харьковский.

2. В 1804 г. издан Университетский устав, предоставлявший университетам значительную автономию: выборность ректора и профессуры, собственный суд, невмешательство высшей администрации в дела университетов, право университетов назначать учителей в гимназии и училища своего учебного округа.

3. Основан ряд учебных заведений: привилегированные средние учебные заведения - лицеи (в 1811 г. - Царскосельский, в 1817 г. - Ришельевский в Одессе, в 1820 г. - Нежинский); два новых института - Институт путей сообщения (1801 г.), Московское коммерческое училище (1804 г.).

Реформа органов центрального управления

1. В 1802 г. издан указ о расширении прав Сената. Он объявлялся верховным органом в империи, сосредоточивающим в себе высшую административную, судебную и контролирующую власть.

2. В 1802-1811 гг. проведена министерская реформа. Манифестом 8 сентября 1802 г. учреждалось 8 министерств: военно-сухопутных сил, морских сил, внутренних дел, иностранных дел, юстиции, финансов, коммерции и народного просвещения. Дела по каждому ведомству решались единолично министром, ответственным только перед императором. Каждый министр имел заместителя (товарища министра) и канцелярию. Министерства подразделялись на департаменты, возглавляемые директорами, департаменты - на отделения во главе с начальниками отделений, а отделения - на столы во главе со столоначальниками. Для совместного обсуждения дел учреждался Комитет министров.

Новый виток реформаторской активности Александра I связан с именем Михаила Михайловича Сперанского (1772-1839). Выходец из семьи сельского священника, Сперанский благодаря своим личным качествам и поразительной работоспособности сделал головокружительную карьеру и к исходу 1807 г. стал одним из ближайших советников императора. В конце 1808 г. Александр I поручил ему составить общий план государственных преобразований. В начале октября 1809 г. проект реформ, названный М.М. Сперанским «Введение к Уложению государственных законов», был закончен.

Изложение программы Сперанского требует некоторых предварительных замечаний:

1) основополагающие идеи преобразований, несомненно, были сформулированы и определены Александром I. В противном случае Сперанский никогда бы не решился на составление столь широкомасштабного и смелого проекта;

2) реализация проекта Сперанского ограничивала самодержавную власть, значительно продвигала Россию по пути превращения крепостнической монархии в буржуазную;

3) при разработке главных направлений политической реформы Сперанский опирался на существовавшую европейскую конституционную традицию, в частности, на английский и французский опыт;

4) приоритет в преобразованиях Сперанский отдавал политической сфере - реформам государственного устройства. Рассматривая уничтожение крепостного права как необходимое условие обновления России, Сперанский, тем не менее, решение этой проблемы относил на будущее.

В основе проекта преобразований М.М. Сперанского был заложен принцип разделения властей. С этой целью законодательные функции сосредоточивались в новом органе - Государственной Думе, судебные - в Сенате, исполнительная власть предоставлялась министерствам. Для координации действий высших государственных учреждений создавался Государственный Совет, его члены не избирались, а назначались императором. Совет наделялся правом предварительного рассмотрения законов до их внесения в Государственную Думу. Исключительное право законодательной инициативы и утверждения новых законов сохранялось за императором, в его руках сосредоточивалась и вся полнота управления страной.

Систему законодательных учреждений составляли выборные Думы - волостные, уездные, губернские и общегосударственные. Избирательные права предоставлялись дворянству, «людям среднего состояния» (купцы, государственные крестьяне). Гражданскими правами, по мысли Сперанского, следовало наделить все население страны, включая и крепостных крестьян.

Для депутатов Государственной Думы вводился имущественный ценз. Председатель Думы, избранный депутатами, утверждался царем. Государственная Дума рассматривала законопроекты, представленные министрами, Государственным Советом или императором. Закон вступал в силу только после одобрения Думой. Она же контролировала деятельность исполнительных органов власти (министры были подотчетны Думе). Император мог принимать законодательные акты помимо Думы, только руководствуясь чрезвычайными обстоятельствами (когда речь шла о «спасении Отечества», войне, мире).

 

В первых либеральных преобразованиях Александра I большую роль сыграл Негласный комитет (неофициальный совещательный орган), созданный в 1801 г., в который входили друзья юности Александра I: П.А. Строганов, В.П. Кочубей, А. Чарторыйский, Н.Н. Новосильцев. В течение 1801-1804 гг. они собирались у императора и совместно с ним продумывали ход преобразований и реформ. Негласный комитет рассмотрел вопросы сенатской и министерской реформы, деятельности «Непременного совета» (бывшего Государственного совета, который в 1810 г. снова стал называться Государственным), крестьянский вопрос, коронационные проекты 1801 г. и ряд внешнеполитических мероприятий. Все члены Негласного комитета были приверженцами освобождения крестьян и сторонниками конституционного строя.

 

Негла́сный комите́т — неофициальный государственный совещательный орган, работавший в начале правления Александра I. В него входили ближайшие приближенные царя, знакомые ему с юности: граф П. А. Строганов, князь В. П. Кочубей, князь А. Чарторыйский и Н. Н. Новосильцев.

 

Задачей этого комитета было помогать «в систематической работе над реформою безобразного здания государственной администрации»[1]. Положено было предварительно изучить настоящее положение империи, потом преобразовать отдельные части администрации и эти отдельные реформы завершить «уложением, установленным на основании истинного народного духа»[1].

 

Первое заседание Негласного комитета состоялось 24 июня 1801 г. в присутствии Александра I[2].

 

Будучи в доверительных отношениях с Александром I (могли являться к столу императора без предварительного приглашения)[3], члены Негласного комитета два-три раза в неделю, иногда реже[3], обсуждали с ним планы преобразований, высказывали свои пожелания и советы. С их непосредственным участием осуществлялись первые шаги нового царствования: были освобождены от наказаний 12 тыс. человек, пострадавших при Павле I; вновь открывались границы; разрешалось свободно ввозить европейские книги и товары[4].




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-13; Просмотров: 1796; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.