Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

ОВОС и общественные слушания

Ключевым этапом в проведении ОВОС являются общественные слушания, которые представляют собой специальную форму встреч всех заинтересованных сторон - заказчика, разработчика решений по объекту, органов государственной власти и управления, местного населения и общественности, по поводу намечаемой деятельности.

Анализ причин периодической активизации общественного «зеленого» движения со всей очевидностью показал - недоверие населения к действиям властей переросло в недоверие ко всем нормам, правилам, нормативам. Привычное «если бы строили по правилам, все бы было хорошо» сменилось скептическим «знаем мы эти правила!». Общественный протест начала 90-х годов, направленный на прекращение деятельности предприятий, загрязняющих окружающую среду, и строительства уже начатых объектов, к середине десятилетия сместился на только намечаемые действия - на отведение земельных участков под строительство новых объектов, на принятые проектные решения. Традиционной формой протеста стали захват земельных участков, намеченных к промышленному (и не только) освоению, и общественные экологические экспертизы обосновывающей документации по развитию намечаемой деятельности.

Одним из способов урегулирования возможных конфликтов, связанных с реализацией хозяйственных проектов, является коллективное обсуждение - общественные слушания всех решений, принимаемых в процессе их подготовки.


Кратко определение общественных слушаний можно сформулировать как обобщенное наименование действий и методов выявления, анализа и классификации экологических и связанных с ними экономических, социальных и других последствий намечаемой деятельности.

Проведение общественных слушаний и сопровождающего их переговорного процесса не является противопоставлением существующему в проектировании нормативному подходу. Общественные слушания позволяют существенно дополнить нормативный подход, поскольку,

во-первых, для многих воздействий не существует метрических нормативов (изменение визуальных доминант),

во-вторых, для части воздействий характерна слишком большая временная и территориальная изменчивость (например, изменение состава почв, растительного покрова и т.д.) и,

в-третьих, что самое главное, возникновение большинства последствий любой деятельности принципиально невозможно предсказать на основе нормативного подхода.

Последствия, в том числе и экологические, всегда индивидуальны (т.е. становятся таковыми только тогда, когда они кем-то осознаны и заявлены).

 

Цель и задачи проведения общественных слушаний

 

Главная цель проведения общественных слушаний состоит вовсе не в получении некоего заключительного вердикта общественности: «строить - не строить».


Вполне понятны и справедливы опасения заказчиков хозяйственной деятельности, что на «народном вече» принципиальные вопросы решать очень трудно и все может повернуться так, как того захотят лидеры «толпы».

Цель - в другом. На общественных слушаниях выявляются и фиксируются реальные последствия осуществления намечаемой деятельности. Реальные последствия отличаются от действительных. Реальные, то есть вполне возможные, последствия заявляются либо теми, кого касается намечаемая деятельность (местное население), либо теми, кто знает, к чему это приведет, исходя из своего прошлого, в том числе профессионального, опыта (специалисты).

В отличие от реальных действительные последствия - это те, которые уже проявились, они известны и осознаны обществом. Именно действительные негативные последствия привели к выработке таких норм и правил подготовки и ведения хозяйственной деятельности, следование которым позволяет при подготовке будущих решений их избежать.

Таким образом, реальные последствия существуют только в мышлении.
Разведение этих двух понятий - реального и действительного - весьма условно, но оно необходимо для того, чтобы пройти между Сциллой и Харибдой, между фантазиями «зеленых экстремистов» и непоколебимой уверенностью в своей правоте прагматиков. Чтобы уменьшить вероятность возникновения социального конфликта между теми, кто «ничего не понимает», и теми, кто «понимает все», следует договориться о том, что «реальность «у каждого своя, он имеет право заявить о ней до свершения события и быть услышанным, а «действительность» - одна.

Она всем ясна после свершения события, хотя часто и не до конца. В любом случае наличие двух понятий о том, что произойдет на самом деле, дает возможность спорящим сторонам поставить под сомнение аргументы друг друга и ближе подойти к пониманию того, чего же на самом деле стоит действительно опасаться, а что является «досужим вымыслом».


Коллективное выявление последствий на общественных слушаниях коренным образом отличается от группового анализа решений по объекту, принятого на государственной экологической экспертизе. На экспертизе некие экспертные группы начинают решать за остальных членов общества, к каким последствиям для них приведет намечаемая деятельность и какие защитные меры надо предусмотреть по существующим нормативам. При этом ни один эксперт никогда не может быть уверенным в том, что он, исходя только из своих профессиональных знаний и опыта, до конца продумал и предвидел все те последствия, которые возможны на данной конкретной территории от осуществления намечаемой деятельности. В центре рассмотрения общественных слушаний стоят мнения и суждения общественности и местного населения, заинтересованных в обсуждении намечаемой деятельности.

Действительно, поскольку в центре общественных слушаний представлены мнения различных общественных групп, то необходимо понимать, что у каждого из них - свой мир, и проектируемый объект в каждом из этих миров «выглядит» по-разному. Для местных жителей это - фрагмент их среды обитания (причем у каждого - своя среда), для заказчика - функциональный объект, для разработчика - инженерное сооружение и технологии, для архитектора - элемент планировки и объемные формы и т.д. И последствия от реализации намечаемой деятельности проявляются, прежде всего, в сознании людей, в их индивидуальных мирах, а не в действительной объективности. Индивидуальные миры крушить нельзя - их можно лишь чуть-чуть перестраивать «руками их владельцев» и учитывать в решениях по объекту только в процессе прямого диалога.

Задачи, решаемые заказчиком при проведении общественных слушаний, состоят в следующем:
1. Привлечение населения к участию в подготовке проекта, его корректировке и реализации. Как только проект попадает в пространство личной заинтересованности, он становится собственностью человека, который начинает им дорожить, стремится сделать его лучше и, что самое главное, проявляет готовность «поступиться принципами», за которые еще вчера был готов «бросаться под бульдозер».


2. Подробное, заинтересованное и честное информирование общественности о проектных предложениях, экологической и социально-экономической ситуации в районе размещения намечаемой деятельности и предполагаемых воздействиях. Недостаток информации приводит к рождению слухов (часто далеких от действительного положения вещей) и общественное мнение формируется уже под их влиянием. Информационный обмен является важным средством формирования доверия на общественных слушаниях. Заказчик деятельности должен исходить из того, что изначально общество плохо или никак не информировано о принципиальных особенностях и важных деталях проектного замысла. В его интересах служить единственным надежным источником сведений по этому поводу, а это возможно только в том случае, если представляемая информация отличается точностью, необходимой полнотой и главное - предельной доступностью для непрофессионалов.


3. Выявление позиций всех заинтересованных сторон: не только сторонников, но и противников проекта. Широко распространено мнение о том, что сколько людей - столько и мнений, суждений, позиций, и поэтому с «толпой» чрезвычайно трудно что-либо обсуждать. В самом деле, общественность плохо структурирована и почти не организована. Фактически отсутствует система последовательного демократического представительства в органах власти и управления различных уровней, никто никому не верит, и главное - нет традиций демократических обсуждений (кроме патриархально-общинной типа сходов). В сложившейся ситуации фиксация последствий реализации намечаемой деятельности возможна только через анализ мнений и суждений и выявление на этой основе общественных экологически значимых позиций. При этом всегда необходимо различать эмоциональные заявления и суждения (те, которые продиктованы преходящими обстоятельствами) от мнений, основанных на позициях, представляющих действительные интересы. Характерной чертой эмоциональных суждений является их неповторимость, т.е. будучи один раз заявленными, они не воспроизводятся в дальнейших обсуждениях. Только поняв, какими действительными интересами руководствуются оппоненты проектного замысла, с ними можно что-то реально обсуждать в процессе переговоров и достигать «общего знаменателя». В противном случае заказчик фактически действует вслепую, и несмотря на значительные, с его точки зрения, «уступки» общественности, не достигает желаемого результата, поскольку удовлетворяет не действительные интересы, а лишь предполагаемые.


4. Поиск взаимоприемлемых решений в вопросах предотвращения или уменьшения отрицательных экологических и связанных с ними последствий. Это также один из ключевых элементов общественных слушаний, поскольку, как правило, наиболее вероятным их исходом является не согласие общественности с первоначально предложенным проектным замыслом, а формулирование перечня условий, при соблюдении которых заказчик может рассчитывать на реализацию своего проекта без возникновения в дальнейшем социально-экологических конфликтов.


После проведения общественных слушаний заказчик корректирует решения по осуществлению намечаемой деятельности. Корректировка проходит в два этапа. Первый этап осуществляется непосредственно в ходе слушаний в виде эскизных изменений в предлагаемом варианте проекта и является одним из важных средств переговорного процесса и вовлечения общественности в переговоры, а второй происходит уже после слушаний и представляет собой оформление разработчиком решений по объекту найденных взаимоприемлемых решений в соответствии с проектными нормами и правилами.


Заключительным шагом заказчика является принятие окончательного решения о возможности и целесообразности осуществления намечаемой им деятельности на конкретной территории. Либо он, понимая, что дальнейшее движение связано с затратами и усилиями, которые могут сделать его проект нерентабельным, отказывается от своих планов, либо, отдавая себе отчет во всех плюсах и минусах достигнутого соглашения, он приступает к реализации проектного замысла.


.....................................................

 

При окончательном формировании экологических ограничений заказчик уточняет проект Перечня экологических условий для завершения выработки и реализации решений по объекту.

Уточненный проект должен включать:

1) ограничения по использованию природных ресурсов;

2) ограничения воздействия на окружающую среду;

3) схемы организации и ведения мониторинга окружающей среды в процессе реализации решений по объекту;

4) компенсационные меры для возмещения вреда, который может быть нанесен населению в результате реализации решений по объекту.


3.6. Оформление результатов общественных слушаний решений по объекту.


Завершающая процедура ОВОС предназначена для оформления результатов общественных слушаний в самостоятельный документ, который в составе раздела ОВОС Пояснительной записки ТЭО/проекта строительства представляется на государственную экологическую экспертизу. На этом третий этап проведения ОВОС заканчивается. Подведем его итоги.


Заказчик деятельности:


1) сформировал окончательный вариант решений по реализации намечаемой деятельности, осуществление которого не приведет к каким-либо серьезным экологическим, социальным, экономическим и другим последствиям;


2) подготовил к согласованию с Госкомэкологии России проект Перечня экологических условий для завершения выработки и реализации решений по объекту;


3) вовлек общественность и местное население в выработку решений по объекту, заинтересовав их, сделав союзниками в достижении своих экономических целей.


Органы власти:


4) получили понимание об окончательно сформированных на общественных слушаниях последствиях реализации намечаемой деятельности.


Органы государственного управления:


5) составили более полное представление о необходимых и достаточных экологических условиях, при которых возможна намечаемая деятельность на данном земельном участке;


6) применили на практике способ эффективного управления качеством окружающей среды, участвуя в проведении общественных слушаний решений по объекту.


Общественность:


7) получила необходимую и достаточную информацию о намечаемой деятельности;
8) убедилась в том, что реализация предлагаемых решений по объекту не приведет к серьезным экологическим последствиям;


9) получила представление об экологических условиях, которые должны выполняться, с тем, чтобы текущая деятельность будущего объекта не превратилась в источник экологической опасности.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Экстремум функции двух переменных | Основные понятия планирования. Предмет и задачи планирования
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-13; Просмотров: 201; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.021 сек.