Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Игры в футбол и даже культура карточной игры




Культуре как своего рода производственных навыках, профессиональных

Суперсовременные суперточные ракеты дальнего поражения. Можно говорить о

Смысле явления культуры, равно как и душегубки Освенцима или какие-нибудь

достоинствах – мы употребляем такие выражения, как культура труда, культура

Для многих культура – это прежде всего сфера духовной деятельности людей на

протяжении всего исторического развития человечества. Под духовными

ценностями мы подразумеваем все то, что не связано непосредственно с

человеческим существованием и выживанием. В этом смысле культура – всегда

роскошь, излишество, но ведь именно потребностью не довольствоваться лишь

необходимым и отличается человек от животного. Культура может включать в себя

такие понятия как образование, воспитание, этикет, но не сводится к ним, мало

того, все эти понятия, формируемые обществом и средой, весьма относительны.

Мы употребляем сейчас такое определение, как ментальность. Можно сказать, что

и образование, и воспитание, и этикет ментальны, то есть в разной среде, в

разных цивилизациях, разных национальных контекстах имеют и разное

содержание. Культура же всегда национальна, исторична, конкретна по своему

происхождению и предназначению, а понятие – мировая культура – также весьма

условно и являет собой лишь сумму национальных культур. Изучают мировую

культуру во всех ее национальных, социальных, конкретно-исторических

проявлениях ученые самых различных специальностей – историки, искусствоведы,

социологи, философы.

Что же в таком случае остается на долю культурологам, тем более, что само

понятие – культурология появилось лишь в ХХ веке и до сих пор оспаривается

как недостаточно точное и научное. Наука ли культурология вообще? Может

быть, это просто сумма всех знаний о культуре, достигнутых гуманитарными

науками, вообще – все гуманитарные науки? Нет, культурология – наука, ибо

имеет и свой собственный объект изучения – какой, мы отметим позже – и свой

собственный метод изучения. В основу культурологии положено понятие ценности,

сформулированное еще в 40-е годы XIX в. немецким философом Г.Зиммелем, но

тогда не получившим должного резонанса. Существуют духовные ценности

устойчивые, непреходящие, создаваемые человечеством на всем протяжении своего

существования и временные, но исторически важные, значимые, представляющие

историко-культурный интерес, шедевры мирового художественного творчества и

значимые творения безвестных мастеров, характерные для своей эпохи, своего

времени или, наоборот, противостоящие характерным тенденциям своего времени,

словом, все, что составляло и составляет культурную ауру человека и

выражается ярче и полнее всего сознательно ли, бессознательно ли – в

художественном творчестве. Культуролога интересует и когда художник говорит,

и когда проговаривается, и когда молчит или не договаривает.

Общие рассуждения можно подкрепить примером хорошо всем знакомого

архитектурного шедевра – храма Василия Блаженного в Москве на Красной

площади. Историк, говоря о храме, непременно свяжет его строительство с

фигурой и деятельностью основного заказчика – Ивана Грозного. Для него важно,

в каком году и в честь какого события, кем был построен храм, что означала

постройка храма в деле укрепления авторитета царской власти. Философ или

историк философии вспомнит концепцию “Москва – Третий Рим” и поговорит об

идейной стороне этого строительства.

Искусствовед обратит внимание прежде всего на композиционные особенности

постройки, ее художественное оформление, стилевые особенности, влияния,

веяния. Для культуролога же все это тоже важно и представляется интересным,

но лишь попутно. Для него главное – какие новые ценности утверждал храм и

какие характерные традиционные ценностные представления эпохи он выразил

собой. В этом смысле для культуролога храм прежде всего памятник культуры,

явление в истории русской культуры.

Но в чем отличие произведений искусства от памятников культуры, разве это не

одно и то же – спросите Вы? Нет, и лучшим ответом на этот вопрос будет другой

пример. Можно ли назвать, скажем блочные “пятиэтажки” образца 1959-1963 гг.

произведением искусства, не шедевром, а просто – произведением искусства?

Пожалуй, нет, ибо в архитектуре этих сооружений, уже не говоря об их

примитивном инженерном решении, вообще отсутствует какое бы то ни было

художественное, образное начало. Однако, вместе с тем – это очень характерное

и интересное явление, символ культуры 60-х годов. Сама простота сооружений

говорит о ценностных ориентациях времени, когда главной задачей было как-

нибудь, более-менее нормально расселить людей, рассредоточить перенасыщенные

центры мегаполисов в кратчайшие сроки и по типовым проектам. Таким образом,

пресловутые “хрущобы” несут весьма содержательную историко-культурную

информацию.

Таким образом, культурология всегда имеет дело со смысловым содержанием

эпохи, которое может быть выражено и на уровне бессознательного, что особенно

интересно и перспективно в научном плане.

Особый вопрос, какую роль вообще играла и играет культура в системе других

человеческих ценностей, когда она востребована, когда отходит на второй план

и что именно из всего культурного богатства прошлого и настоящего становится

популярным, массовым, а что – теряется в дымке времен. Комплексно эта

проблема рассматривается только культурологами, а между тем – проблема из

важнейших, ибо она помогает оценить перспективы человечества с точки зрения

творцов и потребителей духовных ценностей в целом. Богатство современного

культурного мира зачастую лежит мертвым грузом, оседает на складах, пылится в

запасниках. Интересное наблюдение сделано музыковедами-социологами – 90%

хранящихся в музыкальных библиотеках Европы произведений вообще никогда и

никем не исполнялись, то есть они существуют как музыкальные произведения

т.к. они зафиксированы в нотах и изданы. Однако эти произведения оказались

невостребованными в реальный ценностный мир человека, почему – это уже

отдельная проблема, требующая специального изучения.

Таким образом, подводя некоторые предварительные итоги, можно сформулировать:

культура с точки зрения культуролога – это созданные на протяжении всей

человеческой истории общепризнанные нематериальные ценности; во-первых,

классовые, сословные, групповые духовные ценности, характерные для различных

исторических эпох, во-вторых, что может быть особенно важно, отношения между

людьми, складывающиеся в результате и процессе производства, распределения и

потребления этих ценностей. Все эти процессы изучает формирующаяся наука,

область гуманитарных знаний особого, комплексного рода, условно называемая

культурологией.

 

Литература

 

Антология культурологической мысли /Авт.-сост. С.П.Мамонтов, А.С.Мамонтов.

М., 1996.

Ерасов Б.С. Социальная культурология. М., 1996.

Культурология /Сост. и отв.ред. А.А.Радугин. М., 1996.

Культурология: История и теория культуры. М., 1996.

Мамонтов С.П. Основы культурологии. М., 1996.

Учебный курс по культурологии /Науч.ред. Г.В.Драч Ростов-на-Дону, 1996.

Чернокозов А.И. История мировой культуры. Ростов-на-Дону, 1997.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-13; Просмотров: 552; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.025 сек.