Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Статья 4. Введение чрезвычайного положения




Статья 3. Обстоятельства введения чрезвычайного положения

Статья 2. Цели введения чрезвычайного положения

Целями введения чрезвычайного положения являются устранение обстоятельств, послуживших основанием для его введения, обеспечение защиты прав и свобод человека и гражданина, защиты конституционного строя Российской Федерации.

Чрезвычайное положение вводится лишь при наличии обстоятельств, которые представляют собой непосредственную угрозу жизни и безопасности граждан или конституционному строю Российской Федерации и устранение которых невозможно без применения чрезвычайных мер. К таким обстоятельствам относятся:

а) попытки насильственного изменения конституционного строя Российской Федерации, захвата или присвоения власти, вооруженный мятеж, массовые беспорядки, террористические акты, блокирование или захват особо важных объектов или отдельных местностей, подготовка и деятельность незаконных вооруженных формирований, межнациональные, межконфессиональные и региональные конфликты, сопровождающиеся насильственными действиями, создающие непосредственную угрозу жизни и безопасности граждан, нормальной деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления;

б) чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, чрезвычайные экологические ситуации, в том числе эпидемии и эпизоотии, возникшие в результате аварий, опасных природных явлений, катастроф, стихийных и иных бедствий, повлекшие (могущие повлечь) человеческие жертвы, нанесение ущерба здоровью людей и окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности населения и требующие проведения масштабных аварийно-спасательных и других неотложных работ.

1. Чрезвычайное положение на всей территории Российской Федерации или в ее отдельных местностях вводится указом Президента Российской Федерации с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации Федерального Собрания Российской Федерации и Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации.

2. Указ Президента Российской Федерации о введении чрезвычайного положения незамедлительно передается на утверждение Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.

 

Статья 5. Содержание указа Президента Российской Федерации о введении чрезвычайного положения

В указе Президента Российской Федерации о введении чрезвычайного положения должны быть определены:

а) обстоятельства, послужившие основанием для введения чрезвычайного положения;

б) обоснование необходимости введения чрезвычайного положения;

в) границы территории, на которой вводится чрезвычайное положение;

г) силы и средства, обеспечивающие режим чрезвычайного положения;

д) перечень чрезвычайных мер и пределы их действия, исчерпывающий перечень временных ограничений прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, прав организаций и общественных объединений;

е) государственные органы (должностные лица), ответственные за осуществление мер, применяемых в условиях чрезвычайного положения;

ж) время вступления указа в силу, а также срок действия чрезвычайного положения.

 

13. Конституционно-правовое регулирования правового статуса субъекта Российской Федерации.

 

Изменение правового статуса субъектов РФ. Правовым основанием изменения статуса субъектов РФ являются ч. 5 ст. 66ич. 1 ст. 137Конституции РФ, предусматривающие взаимное согласие Федерации и ее субъекта в соответствии с федеральным конституционным законом, который пока не принят.

Представляются три вероятные модели правовых последствий изменения статуса в смысле ч. 5 ст. 66Конституции РФ:

1) изменение вида субъекта РФ (напр., Красноярский край стал Красноярской Республикой);

2) изменение границ между субъектами РФ (напр., переход части территории Астраханской области к Калмыкии);

3) выход автономного округа из состава сложносоставного субъекта РФ (напр., Ханты-Мансийский округ вышел из состава Тюменской области) или вхождение субъекта в состав другого (возвращение Еврейской автономной области в состав Хабаровского края).

При таких преобразованиях общий количественный состав субъектов РФ остается неизменным, следовательно, указанные процедуры изменяют лишь правовой статус субъектов РФ, но не изменяют субъектный состав России.

Процедуру изменения правового статуса субъекта РФ следует отличать от изменения его наименования, что оформляется указом Президента РФ на основе решения самого субъекта РФ (ч. 2 ст. 137Конституции РФ).

Таким образом, существуют определенные проблемы и перспективы дальнейшего совершенствования как изменения правовых статусов регионов, так и структуры Российской Федерации в целом и их решение должно быть основано как на соответствующем федеральном конституционном законе, так и на учете сложившихся политических, экономических, социальных и иных условий развития регионов.

Изменение состава субъектов РФ. Состав субъектов в конкретных федерациях различен - причины разного рода (экономические, политические, этнокультурные) приводят к появлению новых субъектов федерации, упразднению некоторых из действующих. В соответствии с ч. 2 ст. 65ич. 1 ст. 137Конституции РФ изменение субъектного состава происходит на основеФКЗот 17 декабря 2001 г. "О порядке принятия в Российскую Федерацию и образовании в ее составе нового субъекта РФ" путем принятия и образования нового субъекта РФ.

Принятие в РФ нового субъекта - изменение состава субъектов РФ в результате присоединения к ней иностранного государства или его части. В случае принятия в РФ иностранного государства ему предоставляется по общему правилу статус республики, хотя международным договором может быть предусмотрено предоставление ему иного статуса (края, области). При принятии в РФ части иностранного государства этой территории в соответствии с международным договором предоставляется статус республики, края, области, автономной области или автономного округа.

Впервые принятие нового субъекта РФ по действующей КонституцииРФ состоялось в марте 2014 г., при котором была совмещена процедура принятия нового субъекта - Республики Крым и образования в составе России двух новых субъектов РФ - Республики Крым и города федерального значения Севастополя. При этом Севастополь получил статус города федерального значения, чтост. 4ФКЗ от 17 декабря 2001 г., определяющей условия принятия нового субъекта РФ, не предусмотрено <1>. Тем самым практика пошла вразрез с предусмотренной законодательством процедурой принятия нового субъекта в состав РФ, как совместив процедуры принятия и образования нового субъекта РФ, так и расширив возможности обретения нового правового статуса - города федерального значения - частью иностранного государства, входящего в состав РФ.

--------------------------------

<1> См.: ФКЗот 21 марта 2014 г. "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" // Российская газета. 24.03.2014.

Образование в составе РФ нового субъекта - результат внутригосударственных преобразований путем объединения двух и более граничащих между собой субъектов РФ. Законодатель не предусматривает возможности разделения, выделения, отделения субъектов РФ и сориентирован на их укрупнение <1>.

--------------------------------

<1> Хотя Конституция РСФСР 1978 года предусматривала возможность как объединения, так и разделения субъектов Федерации (ч. 3 ст. 70).

Изложенное свидетельствует о том, что количество новых субъектов в России в рамках существующих государственных границ может сокращаться, но уже никак не увеличиваться. В таком случае трудно вести речь о полноценной федерации, поскольку ограничиваются права населения, проживающего в субъектах РФ, на образование новых субъектов на базе имеющихся.

Между тем возможность "размножения" субъектов в и так излишне многообразной Российской Федерации усиливает опасность сепаратизма. Поэтому такая позиция законодателя адекватно отражает концепцию централизации и укрепления единства Федерации, проводимую в современной России.

Инициатива принятия и образования новых субъектов не может идти от федеральных органов власти. При процедуре принятия инициатором может выступать иностранное государство, при образовании нового субъекта - соответствующие заинтересованные субъекты РФ, которые направляют предложение Президенту РФ.

Процесс объединения условно можно разбить на следующие этапы:

1) инициатива образования нового субъекта, исходящая от заинтересованных субъектов Российской Федерации;

2) проведение консультаций, решение и поддержка такой инициативы Президентом РФ;

3) проведение референдума в заинтересованных субъектах Российской Федерации;

4) принятие федерального конституционного закона об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта;

5) переходный период объединенного субъекта.

В настоящее время осуществлено объединение пяти субъектов РФ и приняты ФКЗ по объединению Пермского,Красноярского,Камчатского краев,Иркутской области, объединенной с 1 января 2008 г., иЗабайкальского края, который образован с 1 марта 2008 г.

Таким образом, рассмотрев особенности конституционно-правового статуса субъектов Российской Федерации, аспекты правовой природы РФ и асимметричности нашего государства, можно заключить, что субъекты России являются "разношерстными", разностатусными, но равноправными государственными образованиями в составе единого федеративного государства, участвующими в решении общегосударственных задач.

 

14. Конституционно-правовой статус Омской области.

 

Устав (Основной Закон) Омской области (принят Законодательным Собранием Омской области 26 декабря 1995 г.) (с изменениями и дополнениями)

Устав (Основной Закон) Омской области
(принят Законодательным Собранием Омской области 26 декабря 1995 г.)

С изменениями и дополнениями от:

28 ноября 1997 г., 16 ноября 2000 г., 9 июля 2001 г., 22 февраля, 4 октября 2002 г., 3 марта, 5 декабря 2003 г., 4 мая 2005 г., 27 декабря 2007 г., 24 ноября 2008 г., 6 апреля, 2 июля 2010 г., 5 декабря 2011 г., 28 июня, 6 декабря 2012 г., 8 апреля 2013 г.

 

Глава 1. Общие положения

 

Статья 1. Государственно-правовой статус Омской области

Информация об изменениях:

Законом Омской области от 24 ноября 2008 г. N 1095-ОЗ в пункт 1 статьи 1 настоящего Устава внесены изменения

См. текст пункта в предыдущей редакции

1. Омская область - социальное светское правовое государственно-территориальное образование, равноправный субъект Российской Федерации, статус которого определяетсяКонституцией Российской Федерации и настоящим Уставом.

2. Омская область является неотъемлемой частью Российской Федерации. Границы Омской области с другими субъектами Российской Федерации не могут быть изменены без ее согласия.

3. Государственную власть Омской области осуществляют образуемые ею органы государственной власти.

 

Статья 2. Народовластие

1. Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления.

2. Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы.

3. Органы государственной власти Омской области и органы местного самоуправления Омской области в своей деятельности подконтрольны народу.

4. Никто не может приобретать власть в Омской области иначе чем в порядке, предусмотренном Конституцией Российской Федерации, настоящим Уставом.

 

Статья 3. Права и свободы человека и гражданина

1. Человек, его права и свободы являются высшей ценностью.

2. На территории Омской области защищаются и обеспечиваются права и свободы человека и гражданина, закрепленные в Конституции Российской Федерации.

3. Омская область вправе устанавливать дополнительные гарантии обеспечения прав и свобод человека и гражданина, предусмотренных Конституцией Российской Федерации.

Информация об изменениях:

Законом Омской области от 24 ноября 2008 г. N 1095-ОЗ в пункт 4 статьи 3 настоящего Устава внесены изменения

См. текст пункта в предыдущей редакции

4. Соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина на территории Омской области являются обязанностью органов государственной власти Омской области, Уполномоченного Омской области по правам человека.

 

Статья 4. Омская область - социальное государственно-территориальное образование

1. Омская область - социальное государственно-территориальное образование, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

2. Органы государственной власти Омской области и органы местного самоуправления Омской области обязаны всемерно содействовать созданию условий для повышения уровня жизни населения.

3. В Омской области охраняются труд и здоровье людей, обеспечиваются гарантированныйминимальный размер оплаты труда, государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб и иные формы социальной защиты граждан.

 

Статья 5. Экономическая свобода и равноправие форм собственности

1. Омская область является частью единого экономического пространства Российской Федерации и гарантирует на своей территории свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержку конкуренции и свободу экономической деятельности.

2. В Омской области равным образом признаются и защищаются государственная, муниципальная, частная и иные формы собственности.

 

Статья 6. Разделение властей

Государственная власть Омской области осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти Омской области самостоятельны.

 

Статья 7. Система органов государственной власти Омской области

1. Система органов государственной власти Омской области устанавливается ею самостоятельно в соответствии с Конституцией Российской Федерации и общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти, установленными федеральным законом.

2. Государственную власть Омской области осуществляют Губернатор Омской области, Законодательное Собрание Омской области, Правительство Омской области, иные органы государственной власти Омской области, созданные в соответствии с настоящим Уставом, федеральным и областным законодательством.

ГАРАНТ:

См. Закон Омской области от 15 июля 1994 г. N 2-ОЗ "О Законодательном Собрании Омской области"

См. Закон Омской области от 5 декабря 2003 г. N 483-ОЗ "О Правительстве Омской области"

3. Государственную власть Омской области не могут осуществлять органы, созданные в нарушение настоящего Устава, федерального и областного законодательства.

 

Информация об изменениях:

Законом Омской области от 24 ноября 2008 г. N 1095-ОЗ в статью 8 настоящего Устава внесены изменения

См. текст статьи в предыдущей редакции

Статья 8. Местное самоуправление

В Омской области признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления Омской области не входят в систему органов государственной власти Омской области.

 

Статья 9. Идеологическое и политическое многообразие

1. В Омской области признается идеологическое многообразие. Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной.

2. В Омской области признается политическое многообразие, многопартийность.

3. Ни одно из общественных объединений не может пользоваться покровительством или получать поддержку со стороны органов государственной власти и местного самоуправления Омской области, кроме случаев, предусмотренных федеральным и областным законом.

 

Статья 10. Омская область - светское государственно-территориальное образование

1. Омская область - светское государственно-территориальное образование. Никакая религия на территории Омской области не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной.

2. Вероисповедание является частным делом каждого человека. Каждый может исповедовать любую религию либо не исповедовать никакой, свободно отправлять религиозные обряды, если они не запрещены законом и не нарушают прав человека.

3. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом. В государственных и муниципальных образовательных учреждениях обеспечивается светский характер образования.

 

Статья 11. Омская область - правовое государственно-территориальное образование

Информация об изменениях:

Законом Омской области от 24 ноября 2008 г. N 1095-ОЗ в пункт 1 статьи 11 настоящего Устава внесены изменения

См. текст пункта в предыдущей редакции

1. Омская область - правовое государственно-территориальное образование. Все органы государственной власти и местного самоуправления Омской области, организации, должностные лица, граждане и их объединения действуют в строгом соответствии с Конституцией Российской Федерации, настоящим Уставом, федеральным и областным законодательством.

Информация об изменениях:

Законом Омской области от 24 ноября 2008 г. N 1095-ОЗ в пункт 2 статьи 11 настоящего Устава внесены изменения

См. текст пункта в предыдущей редакции

2. Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение областного законодательства, деятельность органов государственной власти и местного самоуправления Омской области, обеспечиваются правосудием.

3. Вне пределов ведения Российской Федерации, совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации настоящий Устав имеет высшую юридическую силу. Настоящий Устав имеет прямое действие на всей территории Омской области.

4. Законы и иные нормативные правовые акты, принимаемые в Омской области, не должны противоречить настоящему Уставу.

5. Законы и иные нормативные правовые акты Омской области подлежат официальному опубликованию. Порядок опубликования и вступления в силу областных законов и постановлений Законодательного Собрания Омской области устанавливается настоящим Уставом и областным законом. Порядок опубликования и вступления в силу правовых актов Губернатора Омской области, Правительства Омской области, других органов исполнительной власти Омской области устанавливается Губернатором Омской области. Неопубликованные законы и иные нормативные правовые акты Омской области не применяются.

ГАРАНТ:

См. Закон Омской области от 21 ноября 2002 г. N 409-ОЗ "О нормативных правовых актах Омской области"

См. Указ Губернатора Омской области от 30 марта 2004 г. N 74 "О порядке опубликования и вступления в силу правовых актов Губернатора Омской области, Правительства Омской области, других органов исполнительной власти Омской области"

Статья 12. Отношения Омской области с другими субъектами Российской Федерации

1. Омская область самостоятельно заключает с другими субъектами Российской Федерации экономические, социальные, культурные и иные соглашения в соответствии с КонституциейРоссийской Федерации, настоящим Уставом, федеральным и областным законодательством.

2. Омская область вправе участвовать в создании и входить в состав ассоциаций, объединений, соглашений субъектов Российской Федерации.

3. Омская область в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральным конституционным законом вправе рассматривать вопрос о добровольном объединении с другими субъектами Российской Федерации.

 

Статья 13. Изменения государственно-правового статуса Омской области

1. Никто не может изменить государственно-правовой статус Омской области в одностороннем порядке.

2. Государственно-правовой статус Омской области может быть изменен по взаимному согласию Российской Федерации и Омской области в соответствии с федеральным конституционным законом.

 

Статья 14. Гарантии государственно-правового статуса Омской области

1. Омская область в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральным законом участвует в формировании органов государственной власти Российской Федерации.

2. Законодательное Собрание Омской области вправе вносить проекты федеральных законов в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации в соответствии сКонституцией Российской Федерации.

3. Омская область имеет постоянных представителей при Федеральном Собрании Российской Федерации и Правительстве Российской Федерации.

15. Конституционно-правовой статус столицы Российской Федерации.

 

Закон РФ от 15 апреля 1993 г. N 4802-I
"О статусе столицы Российской Федерации"

С изменениями и дополнениями от:

18 июля 1995 г., 22 августа 2004 г., 26 июня 2007 г., 29 декабря 2014 г.

 

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 29 декабря 2014 г. N 475-ФЗ в статью 1 настоящего Закона внесены изменения

См. текст статьи в предыдущей редакции

Статья 1. Столица Российской Федерации

В соответствии с Конституцией Российской Федерации столицей Российской Федерации является город Москва. Столица Российской Федерации - место нахождения федеральных органов государственной власти Российской Федерации, если иное не предусмотрено федеральными законами, представительств республик в составе Российской Федерации, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов, а также дипломатических представительств иностранных государств в Российской Федерации.

Территорией столицы Российской Федерации является территория города Москвы.

 

Статья 2. Понятие статуса столицы Российской Федерации

Под статусом столицы Российской Федерации понимается правовое положение города Москвы, обусловленное установленными настоящим Законом особенностями прав и обязанностей федеральных органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти города Москвы в связи с осуществлением городом Москвой функций столицы Российской Федерации.

 

Статья 3. Правовое регулирование статуса столицы Российской Федерации

Статус столицы Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации устанавливается настоящим Законом.

Федеральные органы государственной власти Российской Федерации по соглашению с органами государственной власти города Москвы могут передавать этим органам осуществление части своих полномочий, установленных настоящим Законом. Органы государственной власти города Москвы по соглашению с федеральными органами государственной власти Российской Федерации могут передавать им осуществление части своих полномочий, установленных настоящим Законом.

Не урегулированные настоящим Законом отношения между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти города Москвы, возникающие в связи с осуществлением городом Москвой функций столицы Российской Федерации, регулируются договорами, заключаемыми между указанными органами.

 

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 29 декабря 2014 г. N 475-ФЗ в статью 4 настоящего Закона внесены изменения

См. текст статьи в предыдущей редакции

Статья 4. Полномочия органов государственной власти города Москвы в связи с осуществлением городом Москвой функций столицы Российской Федерации

ГАРАНТ:

Указом Президента РФ от 6 февраля 1995 г. N 96 "О втором этапе приватизации в г. Москве" правительству Москвы даны дополнительные полномочия

 

В связи с осуществлением городом Москвой функций столицы Российской Федерации органы государственной власти города Москвы:

предоставляют в установленном законом порядке федеральным органам государственной власти Российской Федерации, представительствам республик в составе Российской Федерации, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов, а также дипломатическим представительствам иностранных государств в Российской Федерации земельные участки, здания, строения, сооружения и помещения, жилищный фонд, жилищно-коммунальные, транспортные и иные услуги;

обеспечивают необходимые условия для проведения общегосударственных и международных мероприятий;

участвуют в разработке и осуществлении целевых федеральных программ развития города Москвы - столицы Российской Федерации;

участвуют в содержании и развитии систем связи, федеральных автомобильных дорог общего пользования и иных транспортных систем на территории города Москвы;

согласовывают проект генерального плана развития города Москвы с федеральными органами государственной власти Российской Федерации.

 

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ в статью 5 настоящего Закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2005 г.

См. текст статьи в предыдущей редакции

 

Статья 5. Содействие органов государственной власти Московской области в осуществлении городом Москвой функций столицы Российской Федерации

Органы государственной власти Московской области содействуют в осуществлении городом Москвой функций столицы Российской Федерации путем участия:

в разработке и реализации целевых федеральных программ развития города Москвы - столицы Российской Федерации, действие которых распространяется на территорию Московской области;

в строительстве, реконструкции и содержании на территории области объектов, необходимых для осуществления городом Москвой функций столицы Российской Федерации в соответствии с договорами, заключаемыми с органами государственной власти города Москвы;

в содержании и развитии систем связи, федеральных автомобильных дорог общего пользования и иных транспортных систем на территории Московской области, связанных с осуществлением городом Москвой функций столицы Российской Федерации;

в развитии объектов коммунального назначения, обслуживающих общие потребности города Москвы и Московской области;

в проведении совместных природоохранных мероприятий в городе Москве и Московской области.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-13; Просмотров: 210; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.097 сек.