Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопросы к экзамену. Назовите авторов и адресатов следующих посланий

Назовите авторов и адресатов следующих посланий.

ПО ЛИТЕРАТУРЕ

 

Пo данному отрывку назовите автора и его произведение.

а) “Поехавши из Петербурга, я воображал себе, что дорога была наилучшая. Таковою её почитали все те, которые ездили по ней вслед государя. Такова она была действительно, но на малое время. Земля, насыпанная на дороге, сделав её гладкою в сухое время, дождями разжиженная, произвела великую грязь среди лета и сделала её непроходимою... Обеспокоен дурною дорогою, я, встав из кибитки, вошёл в почтовую избу, в намерении отдохнуть”.

 

б) “В одну минуту дорогу занесло; окрестность исчезла во мгле мутной и желтоватой, сквозь которые летели белые хлопья снегу; небо слилося с землёю (...) очутился в поле и напрасно хотел снова попасть на дорогу; лошадь ступала наудачу и поминутно то взъезжала на сугроб, то проваливалась в яму; сани поминутно опрокидывались”.

в) “До станции оставалось ещё с версту. Кругом было тихо, так тихо, что по жужжанию комара можно было следить за его полётом. Налево чернело глубокое ущелье; за ним и впереди нас тёмно-синие вершины гор, изрытые морщинами, покрытые слоями снега, рисовались на бледном небосклоне, ещё сохранявшем последний отблеск зари. На тёмном небе начинали мелькать звёзды, и странно, мне показалось, что они гораздо выше, чем у нас на севере. По обеим сторонам дороги торчали голые, чёрные камни; кой-где из-под снега выглядывали кустарники, но ни один сухой листок не шевелился, и весело было слышать среди этого мёртвого сна природы фырканье усталой почтовой тройки и неровное побрякиванье русского колокольчика”.

г) “И точно, дорога опасная; направо висели над нашими головами груды снега, готовые, кажется, при первом порыве ветра оборваться в ущелье; узкая дорога частию была покрыта снегом, который в некоторых местах проваливался под ногами, в других превращался в лёд от действия солнечных лучей и ночных морозов, так что мы с трудом сами пробирались; лошади падали; налево зияла глубокая расселина, где катился поток, то скрываясь под ледяною корою, то с пеною прыгая по чёрным камням”.

д) “Но нигде не было слышно отдалённого петушьего крика: ни в городе, ни в разорённых окрестностях не оставалось давно ни одного петуха. По небольшому бревну перебрались они через проток, за которым возносился противоположный берег, казавшийся выше бывшего у них назади и выступавший совершенным обрывом. Казалось, в этом месте был крепкий и надёжный сам собою пункт городской крепости...”

 

а)

 

Певец-гусар, ты пел биваки,

Раздолье ухарских пиров,

И грозную потеху драки,

И завитки своих усов.

 

б)

 

Любовью, дружеством и ленью

Укрытой от забот и бед,

Живи под их надёжной сенью;

В уединении ты счастлив: ты поэт.

 

в)

 

Струн вещих пламенные звуки

До слуха нашего дошли,

К мечам рванулись наши руки

И — лишь оковы обрели.

 

г)

 

Когда увидит кто, что в царском пышном доме

По звучном громе Марс почиет на соломе,

Что шлем его и меч хоть в лаврах зеленеют,

Но гордость с роскошью повержены у ног,

И доблести затмить лучи богатств не смеют, —

Не всяк ли скажет тут, что браней страшный бог...

 

д)

 

Так из глуши моей стремлю

Я к вам заботливые взгляды,

Вам высшей благости молю...



Назовите признаки жанров, присутствующих в этом произведении И.А. Крылова. Аргументируйте свой ответ.

 

Осёл и Соловей
Осёл увидел Соловья
И говорит ему: “Послушай-ка, дружище!
Ты, сказывают, петь великий мастерище.
Хотел бы очень я
Сам посудить, твоё услышав пенье,
Велико ль подлинно твоё уменье?”
Тут Соловей являть своё искусство стал:
Защёлкал, засвистал
На тысячу ладов, тянул, переливался;
То нежно он ослабевал
И томной вдалеке свирелью отдавался,
То мелкой дробью вдруг по роще рассыпался.
Внимало все тогда
Любимцу и певцу Авроры:
Затихли ветерки, замолкли птичек хоры,
И прилегли стада.
Чуть-чуть дыша, пастух им любовался
И только иногда,
Внимая Соловью, пастушке улыбался.
Скончал певец. Осёл, уставясь в землю лбом:
“Изрядно, — говорит, — сказать неложно,
Тебя без скуки слушать можно;
А жаль, что незнаком
Ты с нашим петухом;
Ещё б ты боле навострился,
Когда бы у него немножко поучился”.
Услыша суд такой, мой бедный Соловей
Вспорхнул и — полетел за тридевять полей.

* * *

Избави бог и нас от этаких судей.

Напишите статью для словаря литературоведческих терминов: «Аллегория».


Напишите небольшую творческую работу на тему: «Почему некоторые стихотворения русских поэтов становятся народными песнями?»


По данному отрывку назовите автора и его произведение.

а) “Места, по которым они проезжали, не могли назваться живописными. Поля, всё поля, тянулись вплоть до самого небосклона, то слегка вздымаясь, то опускаясь снова; кое-где виднелись небольшие леса, и, усеянные редким и низким кустарником, вились овраги, напоминая глазу их собственное изображение на старинных планах екатерининского времени. Попадались и речки с обрытыми берегами, и крошечные пруды с худыми плотинами, и деревеньки с низкими избёнками под тёмными, часто до половины размётанными крышами, и покривившиеся молотильные сарайчики с плетёнными из хвороста стенами и зевающими воротищами возле опустелых гумен, и церкви, то кирпичные с отвалившеюся кое-где штукатуркой, то деревянные с наклонившимися крестами и разорёнными кладбищами”.
б) “...А дорога тут с большака свёртывает, и идёт особый поворот вёрст на пятнадцать к монастырю, который называется П... пустынь. Дорожку эту монахи справили, чтобы заманчивее к ним ездить было: преестественно, там на казённой дороге нечисть и ракиты, одни корявые прутья торчат; а у монахов к пустыни дорожка в чистоте, разметена вся, и подчищена, и по краям саженными берёзами обросла, и от тех берёз такая зелень и дух, а вдаль полевой вид обширный... Словом сказать — столь хорошо, что вот так бы при всём этом и вскрикнул...”
в) “Проехали грязную деревню, гумны, зеленя, спуск с оставшимся снегом у моста, подъём по размытой глине, полосы жнивья и зеленеющего кустарника и въехали в берёзовый лес по обеим сторонам дороги. В лесу было почти жарко, ветру не слышно было. Берёза, вся обсеянная зелёными клейкими листьями, не шевелилась, и из-под прошлогодних листьев, поднимая их, вылезала, зеленея, первая трава и лиловые цветы. Рассыпанные кое-где по березнику мелкие ели своей грубой вечной зеленью неприятно напоминали о зиме. Лошади фыркали, въехав в лес, и виднее запотели”.
г) “Выехав за город и оглядев снежные поля, он порадовался тому, что он один среди этих полей, завернулся в шубу, опустился на дно саней, успокоился и задремал. Прощанье с приятелями растрогало его, и ему стала вспоминаться последняя зима, проведённая им в Москве, и образы этого прошедшего, перебиваемые неясными мыслями и упрёками, стали непрошено возникать в его воображении”.
д) “Коляски ехали уже по берегу речки. Высокие гористые берега мало-помалу сходились, долина суживалась и представлялась впереди ущельем; каменистая гора, около которой ехали, была сколочена природою из громадных камней, давивших друг друга с такой страшной силой, что при взгляде на них (...) невольно кряхтел. Мрачная и красивая гора местами прорезывалась узкими трещинами и ущельями, из которых веяло на ехавших влагой и таинственностью; сквозь ущелья видны были другие горы, бурые, розовые, лиловые, дымчатые или залитые ярким светом. Слышалось изредка, когда проезжали мимо ущелий, как где-то с высоты падала вода и шлёпала по камням”.


Назовите авторов и адресатов следующих посланий.
а)
Без вас хочу сказать вам много,
При вас я слышать вас хочу;
Но молча вы глядите строго,
И я в смущении молчу.

б)
Прощай! Завидую тебе —
Твоей поездке, не судьбе:
Я гордостью, ты знаешь, болен
И не сменяю ни на чью
Судьбу плачевную мою,
Хоть очень ею недоволен. —
Ты счастлив. Ты воскреснешь вновь...

в)
Иным достался от природы
Инстинкт пророчески-слепой, —
Они им чуют-слышат воды
И в тёмной глубине земной....
Великой Матерью любимый,
Стократ завидней твой удел —
Не раз под оболочкой зримой
Ты самоё её узрел...

г)
Так, весь обвеян дуновеньем
Тех лет душевной полноты,
С давно забытым упоеньем
Смотрю на милые черты...
Как после вековой разлуки,
Гляжу на вас, как бы во сне, —
И вот — слышнее стали звуки,
Не умолкавшие во мне...

д)
Ты ещё на жизнь имеешь право,
Быстро я иду к закату дней.
Я умру — моя померкнет слава,
Не дивись — и не тужи о ней!
...............................
Кто, служа великим целям века,
Жизнь свою всецело отдаёт
На борьбу за брата человека,
Только тот себя переживёт.


Дайте историко-литературный комментарий к стихотворению Н.Некрасова «Ликует враг...».

Ликует враг, молчит в недоуменьи
Вчерашний друг, качая головой,
И вы, и вы отпрянули в смущеньи,
Стоявшие бессменно предо мной
Великие, страдальческие тени,
О чьей судьбе так горько я рыдал,
На чьих гробах я преклонял колени
И клятвы мести грозно повторял...
Зато кричат безличные: “Ликуем!”,
Спеша в объятья к новому рабу
И пригвождая жирным поцелуем
Несчастного к позорному столбу.

(1866)

 

по дисциплине «Современный русский язык. Осложненное и сложное предложение»,

4 курс, бакалавриат, заочное отделение, 2016–2017

 

Вопросы общие для всех вариантов

1. Осложненное предложение обычно определяется путем перечисления традиционно выделяемых элементов в составе простого осложненного предложения: 1) обособленные обороты; 2) однородные члены предложения; 3) вводные и вставные конструкции; 4) слова-обращения; 5) междометия. Дайте развернутые ответы на следующие вопросы. Почему трудно дать определению осложненному предложению? Почему конструкции с этими элементами охватываются понятием осложненного предложения? Какие подходы существуют к выделению общего признака осложненного предложения? На основании какого признака предложения с обособленными членами оказываются в центре категории осложнения, а другие разновидности осложненного предложения размещаются на ее периферии?

2. Чем отличаются предложения с однородными и обособленными членами предложения от предложений с вводными словами и обращениями? Чем отличаются предложения с однородными членами от предложений с обособленными членами?

3. Как в синтаксисе определяется понятие «дополнительная предикативность» (полупредикативность)? Приведите примеры определений дополнительной предикативности, указав их автора и источник. Какими средствами выражаются отношения дополнительной предикативности?

4. А.Ф. Прияткина отмечает, что «дополнительная предикативность очень неоднородна с синтаксической точки зрения. Прежде всего различаются: 1) прямая и 2) косвенная дополнительная предикативность. Прямая – дана в грамматических формах и вербализована: в предложении есть словоформа – носитель функции дополнительной предикативности (ее можно назвать дополнительным сказуемым). Косвенная – не заключена в словоформе, а обнаруживается в косвенных показателях: на нее может указывать второстепенный член предложения, например временной детерминант, служебное слово (подчинительный союз или особого рода предлог); при косвенных показателях дополнительный предикат или подразумевается или выявляется через лексическую семантику». Приведите примеры осложненных предложений, в которых реализована прямая и косвенная дополнительная предикативность.

5. Какие сочинительные конструкции не являются однородными членами? Есть ли такие в следующих предложениях?

1) Осенние листья шумят и шумят в саду. 2) И день и ночь шумит угрюмо, / И день и ночь на берегу / Я бесконечность стерегу / Средь свиста, грохота и шума (М. Волошин). 3) Черно-лиловая туча тяжко свалилась к северо-западу, величаво заступила полнеба напротив (Бунин). 4) А ночи, темные, теплые, с лиловыми тучками, были спокойны, спокойны (Бунин). 5) И неторопливым шепотом начинала Наталья долгое, долгое повествование...(Бунин). 6) Сошли с кораблей, лишь день на восход, / И сшиблись с врагом на марше. / Уперся немец – ни взад ни вперёд, / Ни взад ни вперёд – и наши (А. Яшин). 7) Ну, думаю, была не была: возьму да и скажу на этот раз правду, хотя это все равно что сесть на бочонок с порохом – и взорвать его из любопытства – куда полетишь? (Марк Твен).

6. В чем состоит дискуссионность вопроса о предложениях с однородными сказуемыми? В каких случаях такие предложения рассматриваются в академических грамматиках как предложения сложные, почему? Подберите примеры и аргументы для иллюстрации спорных положений.

7. Подготовьте презентацию (таблицу) «Разряды сочинительных союзов и их значения».

8. Как отличить вводные конструкции от вставных? Приведите примеры предложений с вводными словами и сочетаниями слов, а также со вставными конструкциями. Определите функции вводных и вставных конструкций.

9. За счет чего пополняется состав сочинительных союзов? Что называется аналогом союза? Приведите примеры.

10. Подготовьте презентацию (таблицу). Сложносочиненные предложения однородного и неоднородного состава.

11. При характеристике сложносочиненных предложений используется понятие синтаксически недифференцированных и синтаксически дифференцированных отношений. Каким сложносочиненным предложениям – однородного или неоднородного состава – свойственны синтаксически дифференцированные отношения?

12. В чем отличие союзов от союзных слов (релятов) и коррелятов?

13. Раскройте понятие «фразеологизированная структура сложного предложения». Составьте таблицу «Модели фразеологизированных структур сложносочиненного, сложноподчиненного и сложного бессоюзного предложения». Иллюстрируйте таблицу самостоятельно подобранными примерами.

14. Приведите схемы и самостоятельно подобранные примеры многочленных сложноподчиненных предложений с линейным распространением; 2) с включением предикативных частей; 3) с последовательным подчинением (цепным) подчинением; 4) с однородным соподчинением (одночленным и присоставным); 5) с неоднородным (параллельным) соподчинением.

 

Вариант 1

  1. Сделайте синтаксический и пунктуационный разбор следующих предложений. Составьте горизонтальную (линейную) и вертикальную схемы сложных предложений.

1). Раненый в ногу немного сильнее, я бы непременно свалился с утеса (Л.). 2). А ночи, темные, теплые, с лиловыми тучками, были спокойны, спокойны (Бунин). 3). Поступил он в авиацию не очень рано, лет двадцати семи-восьми, из кавалерии (Купр.). 4). Прохожие, как мухи, кучками лепились к тротуару, любопытно глядя на пулемет (Булг.). 5. Мужайся, сердце, до конца (Тютч.). 6) Наивная и страстная душа, в ком умыслы прекрасные кипели, упорствуя, волнуясь и спеша, ты честно шел к одной высокой цели (Н.). 7.) Некоторое время пели "Варшавянку", "Вы жертвою пали" и "Марсельезу", но вдруг человек, пятившийся задом перед шествием и взмахами зажатой в руке кубанки дирижировавший пением, надел шапку, перестал запевать и, повернувшись спиной к процессии, пошел впереди и стал прислушиваться, о чем говорят остальные распорядители, шедшие рядом (Пастернак). 8) Точно прикрытая вуалью вся природа пряталась за прозрачную матовую дымку сквозь которую весело смотрела ее красота туман что погуще и побелее неравномерно ложился около копен и кустов или клочьями бродил через дорогу жался к земле и как будто старался не заслонять собой простора (Чехов).

Вариант 2

  1. Сделайте синтаксический и пунктуационный разбор следующих предложений. Составьте горизонтальную (линейную) и вертикальную схемы сложных предложений.

1). Конь Ивана, молодой, трусливый, попятился, заступил оглоблю (Шукш.). 2). В последнее время Баева мучила бессонница и он повадился ходить к сторожихе Марье – разговаривать (Шукш.). 3). Довольный праздничным обедом, сосед сопит перед соседом (П.). 4). В саду было тихо, прохладно, и темные покойные тени лежали на земле (Ч.). 5. По праздникам, сверх того, пекли пироги с капустой, морковью, с луком и яйцами (М.Г.).6). Ей казалось, что никто, кроме Катерины Петровны, не мог снять с нее непоправимой вины, невыносимой тяжести (Пауст.). 7) У Лены были золотистые волосы, на солнце рыжие, и зеленые туманные глаза, иногда задорные, иногда очень печальные, а чаще всего непонятные, – кажется, еще минута – и она вся пропадет, исчезнет в косом луче пыльного, комнатного солнца (Эренбург). 8) Все эти разговоры об измельчании производят на меня всякий раз такое впечатление, как будто я нечаянно подслушал нехороший разговор о своей дочери (Чехов).

Вариант 3.

  1. Сделайте синтаксический и пунктуационный разбор следующих предложений. Составьте горизонтальную (линейную) и вертикальную схемы сложных предложений.

1). В песне душу веселя, бабы с граблями рядами ходят, сено шевеля (Майк.). 2). Я думал, что после завтрака она, старый человек, первым делом подумает об отдыхе о покое (Абр.). 3. Мы любим их [ родные места ] за то, что даже небогатые, они для нас прекрасны (Пауст.). 4). Скажи мне, ветка Палестины: где ты росла, где ты цвела? (П.). 5). Блондинистый почти белесый, в легендах ставший как туман, о Александр! Ты был повеса, как я сегодня хулиган (Ес .). 6) В вестибюле было тепло, и за перилами, отделявшими вешалку от входа, дремал, громко всхрапывал и сам себя этим будил швейцар, усыпленный шумом вентилятора, гуденьем топящейся печки и свистом кипящего самовара. 7) Уехала Настя из Заборья крадучись, стараясь, чтобы ее никто не увидел и ни о чем не расспрашивал (Пауст.). 8) Я испытывал такое чувство, как будто кто-то чужой стоял сзади меня и водил по мой спине шершавой ладонью. (Чехов).

Вариант 4

  1. Сделайте синтаксический и пунктуационный разбор следующих осложненных предложений. Составьте горизонтальную (линейную) и вертикальную схемы сложных предложений.

1). В начале ноября Антон Топилкин выхлопотал себе недельный отпуск и решил поехать в Волчьи Норы – проведать отца и навестить сестру (Марк.). 2). И навестим поля пустые, леса, недавно столь густые, и берег, милый для меня (П.). 3). Раз он позднею порой, весь в поту, от страха бледный, чрез кладбище шел домой (П.). 5). Стихи, особенно на первых порах, пишутся в состоянии сильного возбуждения, почти в экстазе (Сол.). 6.) Там, где слова бессильны, является во всеоружии своем более красноречивый язык – музыка (Чак.). 7) На обратном пути оба съехались и заночевали в Черни, маленьком городке, хотя и разоренном, но не совершенно уничтоженном, подобно большинству населенных мест этой "зоны пустыни", стертых с лица земли отступавшим неприятелем (Пастернак). 8) Как видно природа не заботится о том чтобы выдержать все в одном жанре и стиле: она хорошо знает что все что бы она ни делала весной все будет прекрасно от всего не оторвешь глаз (В. Солоухин).

Вариант 5

  1. Сделайте синтаксический и пунктуационный разбор следующих предложений. Составьте горизонтальную (линейную) и вертикальную схемы сложных предложений.

1). В ста шагах от пруда, на другой стороне дороги, высился господский дом, давно пустой и печально подавшийся набок (T). 2). Она его извещала, что, вследствие нездоровья ее тетки, раньше пяти-шести дней она в Баден приехать не может (Т.). 3). Береза, вся золотая, красуется на бледно-голубом неб е (Т.). 4). Хранится у меня обыкновенная почтовая открытка, написанная характерным и разборчивым почерком, и притом красными чернилами (Дейч.). 5). Вера Николаевна очень радовалась наступившим прелестным дням, тишине, уединению, чистому воздуху, щебетанию на телеграфных проволоках ласточек и ласковому соленому ветерку (Купр.). 6 ). Расступитесь, леса темные, разойдитесь, реки быстрые, запылись ты, путь-дороженька, дай мне вестку, моя пташечка! (Сим.). 7) Наконец из-за сугроба, из маленькой черной двери потонувшей в снегу избы, вылез мужик и, не проваливаясь, в разбитых валенках, перешел по сугробам к нам (Бун.). 8) На следующий день когда наступило некоторое затишье Пастухову удалось связаться с санбатом но оттуда ответили что капитана переправили в армейский госпиталь та как требовалась сложная операция.

Вариант 6

  1. Сделайте синтаксический и пунктуационный разбор следующих предложений. Составьте горизонтальную (линейную) и вертикальную схемы сложных предложений.

1). Пришел сверкающий День Победы, и в честь его мы заложили парки, теперь уже почти дремучие (Берг.). 2). Ее муж, солидный архитектор, раз в неделю приезжал на дачу (Ч). 3. Эти слова, такие обычные, почему-то вдруг возмутили Гурова (Ч.). 4) Подруга думы праздной, чернильница моя, свой путь однообразный тобой украсил я (П.). 5). Прохожие, как мухи, кучками лепились к тротуару, любопытно глядя на пулемет (Булг.). 6). Быстро, как летучий июльский дождь, сохнут капельки росы на травах (Акул.). 7) Ввиду патриархальных нравов, царивших в мастерской, в ней до последнего времени продолжали работать, несмотря на забастовку (Паст.). 8) Я не мог понять что сделалось с сестрой она была сконфужена так что слезы выступили у нее на глаза и что смущение ее дойдя до крайней степени произошло в досаду на себя и на Катеньку которая видимо дразнила ее.

Вариант 7

  1. Сделайте синтаксический и пунктуационный разбор следующих осложненных предложений. Составьте горизонтальную (линейную) и вертикальную схемы сложных предложений.

1). Даже на тюремном дворе был свежий, живительный воздух полей, принесенный ветром в город (Л.Т.). 2) В числе молодых людей, отправленных Петром Великим в чужие края, для приобретения сведений, необходимых государству преобразованному, находился его крестник, арап Ибрагим (П.).3). Пламя костра, такое яркое ночью, было почти незаметно (Сол.). 4). Солнце, до этого скрытое за толстым облаком, высвободилось и ударило в них светом и жаром (Наг.). 5) Участник войны двенадцатого года, храбрый офицер, аристократ с головы до пят, европеец по взглядам, привычкам, всем поведению, он вступил в конфликт с официальной церковью, опубликовав в Лейпциге брошюру, содержащую хулу на русское православие (Наг.). 6). Она была очень настойчива, а я, чтобы не спорить (что-то подсказывало мне, что не придется уехать к Черному морю), обещал ей это сделать на днях (Булг.). 7) Я служил по различным ведомствам но все эти девять должностей были похожи одна на другую как капли воды я должен был сидеть писать выслушивать глупые или грубые замечания и ждать когда меня уволят (Чехов). 8) Егорушка давно уже ненавидевший Дымова почувствовал как в воздухе вдруг стало невыносимо душно как огонь от костра горячо жег лицо ему захотелось скорее бежать к обзору, в потемки но злые скучающие глаза озорника тянули его к себе (Чехов).

Вариант 8

  1. Сделайте синтаксический и пунктуационный разбор следующих осложненных предложений. Составьте горизонтальную (линейную) и вертикальную схемы сложных предложений.

1). Девушка, с виду горничная, стояла в лавке спиной к порогу и торговалась с хозяином (Т.); 2) Покоен, прочен и легок, катится городом возок (Н.). 3). В этот день передо мною как бы приоткрылась его душа – грустная, очень одинокая, легко ранимая, независимая, бесстрашная и вместе с тем до удивления нежная (Кат.). 4). Но лучше всего было то, что Катя, в этот день особенно хорошенькая, вся дышала простосердечием и близостью (Бун.). 5) У меня дома есть старые английские напольные часы с боем – тоже хорошая штука, особенно зимой, когда семь мерных звонких звуков гарантируют покой и уют (Наг.). 6) Передний, очевидно, вожак, стал обходить сани, примериваясь к лошади (Шукш.). 7) Чем больше любишь, тем больнее бредишь. 8). Французам не нужно иметь верных сведений о том что половина пленных с которыми не знали что делать несмотря на все желание русских спасти их, – гибли от холода и голода; они чувствовали что это не могло быть иначе (Л.Н. Толстой).

Вариант 9

  1. Сделайте синтаксический и пунктуационный разбор следующих осложненных предложений. Составьте горизонтальную (линейную) и вертикальную схемы сложных предложений.

1). Знаю одну песню, на вкус как пожар (Б. Гребенщиков). 2) Мокрые, точно сразу похудевшие лошади, шлепали, блестя подковами, по синей грязи (Бунин). 3). Паровоз с ликующим гудком, пуская пар, прошел по этому приданому к водокачке, сплющив в лепешку самовар (Пауст.). 4). Ливанов наклонил голову, как бы с покорностью принимая заслуженный удар (Т.). 5). Танцуйте так, чтобы верили каждому вашему движению и каждой эмоции! 6) Все эти годы в Западной Европе бытовало мнение, что государственный строй в России куда как зыбок, и стоит только как следует постараться – интригой, подкопом, взяткой, и все само собой развалится (Н. Соротокина). 7) На то и мать, чтобы заботиться о своих детях. 8). И сейчас обнаружив забытую на чердаке рябину и вспомнив с каким наслаждением мы в детстве ели ее мороженую я опять решил про себя: вот угощу и почувствуют мои птенцы что значит настоящая природа настоящая Россия и мы больше будем понимать друг друга. (А. Яшин)

Вариант 10

  1. Сделайте синтаксический и пунктуационный разбор следующих осложненных предложений. Составьте горизонтальную (линейную) и вертикальную схемы сложных предложений.

1). Над пустыней ночною морей альбатрос одинокий,

Разрезая ударами крыльев соленый туман,

Любовался, как царством своим, этой бездной широкой,

И, едва колыхаясь, качался под ним океан (К. Бальмонт).

2. Среди сонного мрака и холода не спит безумейшая мечта, пытаясь согреть эту душу (П. Элюар). 3) Ребенок уснул, я поехал еще медленнее, вызывая раздражение окружающих водителей (Рощ.). 4). Голуби, похлопывая крыльями, точно ладонями, врассыпную кружились над его головой, как слепые (Гонч.). 5) По праздникам, сверх того, пекли пироги с капустой, морковью, с луком и яйцами (М.Г.). 6). Прохожие вдруг заторопились, будто их погнал ливень. 7). Жизнь слишком коротка или слишком долга, чтобы позволить себе роскошь прожить ее так скверно (Куприн). 8) Взрослый Илья Ильич хотя после и узнает что нет медовых и молочных рек нет добрых волшебниц хотя и шутит он с улыбкой над сказаниями няни но улыбка эта не искренняя она сопровождается тайным вздохом: сказка у него смешалась с жизнью… (И. Гончаров).

Вариант 11

  1. Сделайте синтаксический и пунктуационный разбор следующих осложненных предложений. Составьте горизонтальную (линейную) и вертикальную схемы сложных предложений.

1). Сердечно встречая человека, мы не будем навязывать ему собственные представления о жизни и Боге как единственно правильные (Г. Нувен)..2). Чудесные бабочки – и в ситцевых пестреньких платьицах, и в японских нарядах, и в черно-лиловых бархатных шалях – залетали в гостиную (Бунин). 3). Глаза, и без того холодные, вовсе остыли, зубы до хруста стиснулись (Алекс.). 4). Елена протянула руку, как будто отклоняя удар, и ничего не сказала (Т.). 5). Я упал, то есть не упал, а подскользнулся (Ушак.).6) Едва он отъехал несколько шагов, как туча, с утра угрожавшая дождем, надвинулась, и хлынул ливень (Л.Н. Толстой). 7): На то мы и студенты, чтобы не связывать себя кастрюлями и пеленками… (В. Пикуль). 8) Когда половой все еще разбирал по складам записку сам Павел Иванович Чичиков отправился посмотреть город которым был как казалось удовлетворен ибо нашел что город никак не уступал другим городам (Гоголь).

Вариант 12

  1. Сделайте синтаксический и пунктуационный разбор следующих осложненных предложений. Составьте горизонтальную (линейную) и вертикальную схемы сложных предложений.

1). Несмотря на все принятые меры, вода лишь чуть-чуть начала убывать (Н.-Пр.). 2. Увидели сидящего на крыльце, и, по-видимому, спящего мертвым сном человека в сапогах и в кепке (Булг.). 3). Зима начала хозяйничать над землей но мы знали что под рыхлым снегом если разгрести его руками еще можно найти свежие лесные цветы знали что в печах всегда будет трещать огонь что с нами остались зимовать синицы… (Паустовский) 4). Бунин быстро шел. Выставив вперед бородку, и. вертя жилистой шеей, зорко осматривался по сторонам (Кат.). 5) Я вас узнал, святые убежденья, вы спутники моих минувших лет (А.К.Т.). 6) Воображает, что стоит ей только мизинцем шевельнуть – и земной шар рот разинет, человечество от радости шапку потеряет… (Чехов). 7) Господин этот говорил о процессе, который шел теперь в гражданском отделении, как о хорошо знакомом ему деле, называя судей и знаменитых адвокатов по имени и отчеству. (Л. Толстой). 8) Я служил по различным ведомствам но все эти девять должностей были похожи одна на другую как капли воды я должен был сидеть писать выслушивать глупые или грубые замечания и ждать когда меня уволят (Чехов).

Вариант 13

  1. Сделайте синтаксический и пунктуационный разбор следующих предложений. Составьте горизонтальную (линейную) и вертикальную схемы сложных предложений и разберите их. В

1). Оттого-то и нетрудно Василию Максимовичу Беглову наперед и с уверенностью сказать какой именно в недалеком будущем станет его родная Холмогорская как сложится ее судьба потому что уже сегодня и слепому видно скоро скоро всех нас порадует еще один новорожденный городок Холмогорск… (И. Бабель). 2). Обычно он [ петух ] пасся во дворе или в огороде в окружении двух-трех фавориток, не выпуская, однако, из виду и остальных кур (Иск.). 3). Глаза, всегда грустные, теперь особенно безнадежно смотрели на себя в зеркало (Л.Т.). 4). Куры, петухи, голуби торопливо хватали, отступая, как будто опасаясь ежеминутного предательства, и опять совались (Гонч.). 5) Дар напрасный, дар случайный, жизнь, зачем ты мне дана? (П.). 6) Жизнь его в этот год в деревне у тетушек шла так: он вставал очень рано, иногда в три часа, и до солнца шел купаться в реку под горой, иногда еще в утреннем тумане, и возвращался, когда еще роса лежала на траве и цветах. (Л. Толстой). 7) Поразительно сильной бывает привязанность разных видов животных, настолько сильная, что, потеряв друг друга, животное заболевает и гибнет (КП). 8) Когда половой все еще разбирал по складам записку сам Павел Иванович Чичиков отправился посмотреть город которым был как казалось удовлетворен ибо нашел что город никак не уступал другим городам (Гоголь). 8). И сейчас обнаружив забытую на чердаке рябину и вспомнив с каким наслаждением мы в детстве ели ее мороженую я опять решил про себя: вот угощу и почувствуют мои птенцы что значит настоящая природа настоящая Россия и мы больше будем понимать друг друга. (А. Яшин)

Вариант 14

  1. Сделайте синтаксический и пунктуационный разбор следующих предложений. Составьте горизонтальную (линейную) и вертикальную схемы сложных предложений.

1). Он не без смущения завидел дымок, вьющийся из труб родной кровли, раннюю зелень берез и лип, осеняющих этот приют, и блеснувшую между деревьями и опять скрывшуюся за ними серебряную полосу Волги (Гонч.). 2). Бумаги, письма, толстые номера русских журналов, большей частью неразрезанные, валялись по запыленным столам (Т.). 3. Лицо Пьера, и прежде бледное, исказилось бешенством (Л.Т.). 4). Солнце, до этого скрытое за толстым облаком, высвободилось и ударило в них светом и жаром (Наг.). 5). Колючий вначале, он к концу экзамена подобрее глядел в Сережино лицо (Леон.). 6) На следующий день когда наступило некоторое затишье Пастухову удалось связаться с санбатом но оттуда ответили что капитана переправили в армейский госпиталь та как требовалась сложная операция. 7) Все эти разговоры об измельчании производят на меня всякий раз такое впечатление, как будто я нечаянно подслушал нехороший разговор о своей дочери (Чехов). 8) Когда половой все еще разбирал по складам записку сам Павел Иванович Чичиков отправился посмотреть город которым был как казалось удовлетворен ибо нашел что город никак не уступал другим городам (Гоголь).

 

 

Задание.

1. Выпишите вначале многочленные сложные предложения и сделайте их анализ (по схемам из учебника «Современный русский язык. Теория. Анализ языковых единиц. Часть 2. / Под ред. Е.И. Дибровой (любое издание). Если предикативная часть многочленного сложного предложения является осложненной, укажите вид осложнения и его условия, обозначив его соответствующим образом (вертикальными линиями, кружочками, прямоугольниками).

3. Выпишите двучленные сложные предложения и сделайте их анализ (по схемам из учебника «Современный русский язык. Теория. Анализ языковых единиц. Часть 2. / Под ред. Е.И. Дибровой (любое издание). Если предикативная часть двучленного сложного предложения является осложненной, укажите вид осложнения и его условия, обозначив его соответствующим образом (вертикальными линиями, кружочками, прямоугольниками).

4. Выпишите осложненные простые предложения и сделайте их разбор.

 

Схемы анализа

Порядок разбора осложненного предложения

 

1. Тип предложения по цели высказывания (функциональный тип).

2. Тип предложения по эмоциональной окраске.

3. Тип предложения по признаку утвердительности/отрицательности (разновидности отрицания).

4. Тип предложения по наличию одного или двух грамматических составов; вид односоставного предложения по форме, способу выражения и семантике главного члена.

5. Тип предложения по наличию или отсутствию второстепенных членов.

6. Тип предложения по лексической замещенности синтаксических позиций (полное, неполное, эллиптическое).

7. Тип предложения по наличию или отсутствию осложняющих элементов; чем осложнено.

8. Вид осложнения.

8.1. Структурно-семантический синтагматически связанный на основе а) субординации с увеличением синтаксических позиций или б) координации с дублированием синтаксической позиции.

8. 2. Семантический синтагматически не связанный с основным предложением (обращения, вводные и вставные конструкции).

8.3. Структурный, иначе – коммуникативно обусловленный вид осложнения формальной структуры предложения (предложение с расчлененной конструкцией – парцеллированной или сегментированной).

 

Структурно-семантический синтагматически связанный на основе субординации с увеличением синтаксических позиций.

1) Выделить и обозначить границы полупредикативного оборота,

2) Определить частеречную принадлежность оборота (причастный, деепричастный, субстантивный, адъективный, адвербиальный, инфинитивный).

3) Охарактеризовать синтаксические и смысловые связи оборота с главным словом, указать есть ли такого рода связи с другими членами предложения.

4) Определить общие и частные условия обособления оборота; его синтаксическую функцию (обособленное определение, обособленное приложение и др.).

5) Определить формально-семантические соотношения оборота с предикатом и синтаксическими единицами (соотносится с глаголом-сказуемым, с придаточным определительным и т.п.; не имеет формального соответствия).

6) Объяснить знаки препинания.

 

Структурно-семантический синтагматически связанный на основе внутрирядных отношений (координации) без увеличения синтаксических позиций.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Готовимся к олимпиаде | ТЕМА 1. Государственная власть и государственное управление
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-13; Просмотров: 870; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.088 сек.