Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 4: Эмоциональные состояния и профилактика конфликтов




Эмоции (от лат. emovere – возбуждать, волновать) – особый вид психических процессов или состояний человека, которые проявляются в переживании каких-либо значимых ситуаций (радость, страх, удовольствие), явлений и событий в течение жизни.

Для водителя наиболее опасны любые сильные эмоции (положительные и отрицательные), которые он не может контролировать. Управлять автомобилем можно только научившись управлять своими эмоциями. Отрицательные эмоции (гнев, тревога, страх, фрустрация) могут вызвать уныние, положительные (эйфория, радость) – перевозбуждение. И то, и другое способствует возникновению происшествий. Совсем исключить стрессовые состояния невозможно, но не поддаваться их пагубному влиянию – в вашей власти.

Для этого необходимо освоить приемы саморегуляции.

Упражнение для поднятия тонуса во время кратковременных остановок: поднимите обе руки вверх, потянитесь и с удовольствием зевните. Опустите руки. И так 8 раз.

Давайте погримасничаем. Представьте себе, что хотите передразнить обезьяну. Чем больше рожиц изобразите, тем лучше. Это отличный массаж.

Точечный массаж. Помассируйте скулы круговыми движениями большим и указательным пальцами. Если при нажатии ощущается боль, то это признак истощения нервной системы и вам требуется хороший отдых. Повысить внимательность. Это можно сделать, наблюдая за яркими, желательно желтыми и красными, объектами, слушая быструю и ритмичную музыку, пососав кислую конфету.

Если вы перевозбуждены и чувствуете неосознанную тревогу, смотрите на окружающую обстановку, небо, облака, дышите спокойно, глубоко, равномерно, включите мелодичную музыку, расслабьте мышцы лица, шеи, плечевого пояса.

Не садитесь за руль, пока не обретете душевное равновесие.

Наши эмоции влияют на нашу работоспособность. Опасная ДТС может вызвать у человека всплеск отрицательных эмоций, подавить его психическую деятельность, но с другой стороны, та же самая ситуация может повысить его жизненную энергию, сообразительность и находчивость. В зависимости от психологических особенностей человека эмоции смогут быть устойчивыми и кратковременными. Человек, устойчивый к эмоциям, считается уравновешенным, у него будут преобладать устойчивые интересы. Такие водители реже попадают в ДТП, реже нарушают правила. Люди неустойчивые к эмоциям, считаются эмоционально неуравновешенными. Они чаще всего являются нарушителями правил и участниками ДТП. Зная своя эмоциональную неуравновешенность вам остается только одно- научиться овладевать эмоциями

Воля – это способность человека сознательно и активно управлять своей деятельностью, преодолевая препятствия для выполнения поставленной цели и создавая дополнительную мотивацию к действию, когда уже имеющаяся мотивация не является достаточной. Волевые процессы – сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, связанное с преодолением внутренних и внешних препятствий, с мобилизацией всех своих сил на достижение поставленных целей.

В структуру волевого акта включаются следующие составляющие:

- побуждение и осознание цели;

- борьба мотивов;

- акт принятия решения;

- исполнение.

Поведение водителя в условиях опасности зависит от того, превышает ли она тот уровень, который он считает для себя допустимым. Можно условно выделить пять наиболее часто возникающих типов конфликтов.

1. Конфликт с транспортом движущимся навстречу.

1.1. Встречное транспортное средство, поворачивая налево или разворачиваясь, выезжает на вашу полосу. Признаки опасности: у встречного транспортного средства включен сигнал левого поворота; оно снижает скорость; оно перестраивается на левую полосу; справа пересечение с примыкающей дорогой; впереди место для разворота.

1.2. Встречное транспортное средство при обгоне или объезде неподвижного препятсявия выезжает на полосу вашего движения. Признаки опасности: узкая проезжая часть; впереди у левого края дороги стоит или медленно движется автомобиль; встречный автомобиль приближается на большой скорости.

1.3. Встречное транспортное средство на повороте выезжает на полосу вашего движения. Признаки опасности: встречный автомобиль движется с большой скоростью; крутой поворот; скользская дорога; малая ширина проезжей части. Выявить и устранить эти конфликты заранее можно, если наблюдать за обстановкой на встречной полосе на большом расстоянии и выявлять признаки опасности.

2. Конфликты с транспортом, перестраивающимся на полосу вашего движения с соседних рядов.

2.1. Стоящий справа автомобиль, начав движение, резко выезжает на вашу полосу. Признаки опасности: справа несколько стоящих автомобилей у ближайшего к вам автомобиля включены сигналы левого поворота; впереди слева перекресток, где разрешен левый поворот.

2.2. ТС, приближающееся с примыкающей справа дороги, по полосе разгона с ходу выезжает на вашу полосу движения. Признаки опасности: большой поток автомобилей, выезжающих на дорогу справа; плохая видимость обстановки на примыкающей жороге; интенсивное движение на главной дороге.

2.3. ТС, движущееся по соседней полосе справа резко перестраивается на вашу полосу. Признаки: на правой полосе движения слева пересечение, на котором разрешен левый поворот; автомобили, движущиеся справа, имеют большую скорость, чем вы.

2.4. ТС, движущееся по соседней полосе слева резко перестраивается на вашу полосу. Признаки: автомобиль движущийся сзади, начинает обгон; на полосе слева от вас возникла помеха, справа впереди съезд с дороги вправо. Выявить и устранить эти конфликты вы можете, если будете наблюдать за обстановкой сбоку и сзади, заранее выявляя ТС, движущиеся с большой скоростью с включенными указателями поворота, а также помехи, которые могут вынудить других водителей перестроиться на вашу полосу.

3. Конфликт с транспортом, движущемся впереди в попутном направлении. Чтобы избежать конфликтов наблюдайте за обстановкой, за впереди едущими автомобилями, снижайте скорость вместе с ними, при появлении опасности, а также при приближении к опасным зонам увеличивайте дистанцию.

4. Конфликт с транспортом сзади. Признаки опасности: высокая скорость вашего автомобиля; малая дистанция до автомобиля движущегося сзади; обстановка впереди требует значительного снижения скорости. Избежать таких конфликтов можно, если заранее снижать скорость не резко, а плавно.

5. конфликт с транспортом или пешеходом, пересекающим траекторию вашего движения под прямым углом. Чтобы устранить такие конфликты, надо наблюдать за обстановкой справа и слева от дороги, по которой движетесь.

 

Все те, кто передвигается по дорогам города на автомобиле, рано или поздно сталкивается с ситуацией, когда другие водители начинают себя немотивированно агрессивно вести.

Малейший промах, простой на светофоре, попытка перестроиться в другой ряд – все это может вызвать внезапный прилив гнева у человека, находящегося в соседней машине. Эта наша извечная привычка доехать как можно быстрее. Тогда вас раздражает всякий, кто едет медленнее, задерживается на светофоре, неуклюже маневрирует. Есть такое понятие — «мания торопливости», суетливость по инерции, без всякой нужды. Это не только опасно на дороге. Человек, который устраивает ежедневную гонку по пути на работу, добровольно подвергает себя постоянному стрессу.

Ежедневное вождение может не просто изматывать, но и раздражать.

Инструкторы по вождению советуют вести себя на дороге как можно сдержанней, однако знать о факторах вызывающих агрессию других водителей необходимо знать.

Конечно, во главе списка стоят пробки. Водители сообщают, что часть своей автомобильной жизни они провели в пробках, а также в очередях на светофоре.

У водителей сегодня нет культуры вождения, уже никто не поблагодарит как в прежние времена аварийным сигналом, все постоянно куда-то несутся и при этом еще хамят. Это происходит не из-за неопытности, а просто от неуважения к водителям.

Многих раздражают дачники, неопытные новички, учебные автомобили автошкол и просто принципиальные водители, которые встают в левый ряд и двигаются по нему со скоростью 60 км/ч, разумеется, это установленная для города скорость, но все-таки нужно придерживаться скорости потока, а она обычно достигает 80 км/ч.

Довольно много неудобства доставляют маршрутные такси. Часто еще бывает, что за рулем сидит водитель, изрядно уставший от рабочих будней. Эти маршрутные автобусы перемещаются по дороге, передвигаясь из ряда в ряд, главное чтобы быстрей доехать до остановки и загрузить еще больше пассажиров.

Многих раздражает, что водители объезжают на поворот из второго или третьего ряда. Вместо того чтобы заранее перестроиться перед поворотом правее. В эту же категорию можно отнести тех, кто пытается объехать ряд машин по тротуару.

Есть категория водителей, которые любят перестраиваться “молча”, то есть, не включая поворотники. Над ними даже посмеиваются, мол для дорогих машин не предусмотрен поворотники. Видимо они рассчитывают, что их все видят, и в них никто не решиться врезаться.

Мноие грузовые машины не соблюдают правила, которые им предписаны. Они любят плестись в левом ряду, мешая остальным автомобилям.

Про женщин за рулем можно написать несколько книг. Все раздражение сводиться к тому, что мужчинам не нравится женская невнимательность за рулем. Они могут либо проехать на красный свет, либо резко затормозить. Возникает такое ощущение, что дамам зеркала нужны только для макияжа.

Женщины в ответ жалуются на мужчин, они говорят, что мужчины за счет них самоутверждаются на дороге.

Многих раздражают постоянные поправки в законах, появление новых штрафов. Обычно все нововведения трактуются не в пользу автолюбителя, а тут еще надо запомнить все новые нормы. Чтобы быть подкованным во всех юридических документах, надо внимательно вчитываться в административные документы.

Сотрудникам ГАИ тоже кушать хочется, вот и встают они в самых рыбных местах, чтобы побольше оштрафовать водителей.

Кроме некультурных водителей, на дороге порядком надоедают стритрейсеры, этих гонщиков можно узнать по ярким ксеноновым фарам впереди, гремящим спойлерам, громкому глушителю, наклейкам на кузове автомобиля, и по спортивному типу передвижения в потоке машин. Иногда они не прикрепляют к машине номерные знаки, видимо, чтобы создать больше таинственности. Водители обычно предпочитают пропускать таких гонщиков.

Комфортное передвижение за рулем портят везде снующие мопедисты. Они проносятся мимо машин, и иногда сшибают зеркала. К ним же можно причислить велосипедистов.

Обычно рядом с жилыми районами, или в местах, где переходят люди, устраивают лежачих полицейских. Но иногда забывают поставить предупредительные знаки.

Водитель во время движения находит время и для других дел, например, покурить сигарету, набрать смс на телефоне или просто позвонить кому-нибудь. Довольно сложно управлять автомобилем, при этом заниматься другими делами и еще отслеживать поведение других автомобилей.

Ремонт на городских дорогах тоже вызывает возмущение, нужно аккуратно подъехать к ремонтируемому участку рассмотреть его, чтобы проехать нормально.

Директор Института стрессовой медицины штата Коннектикут Джон Ларсон много лет изучает феномен ярости за рулем в первой автомобильной державе мира и, по общему мнению, лучше всех знает, как совладать с нею: «Мы — срослись с автомобилем, он стал продолжением нашего Я”, только — умноженного на число лошадиных сил. Это касается и отрицательных эмоций. Отсюда этот феномен — люди, которые при столкновении на тротуаре мило извиняются, за рулем порой готовы убить друг друга. Бандит за рулем в семье и на работе может быть милейшим и безобиднейшим человеком. Вождение автомобиля выявляет нашу агрессивность, лишний раз провоцирует ее. Причем — все больше и больше. Агрессия на дороге это не хулиганство, а болезнь. Сродни алкоголизму. Вспышка эмоций овладевает водителем, ведет к насилию и крайне рискованным действиям. Эти вспышки могут привести к патологическим изменениям в организме».

Вот пять принципов доктора Ларсона, которые помогут изменить свое поведение за рулем:

Вместо «доехать как можно быстрее» — «доехать как можно комфортнее». Спланировать поездку с запасом по времени, получить удовольствие от расслабленной, спокойной езды, музыки в салоне и беседы с попутчиками.

Вместо «быть королем на дороге» — «быть на дороге королем». Получать удовольствие не от обгона всех и вся, а от спокойной езды в чистой, безупречно исправной машине, дополняющей ваше хорошее настроение.

Вместо «попробуй меня сделать» — «смотри, я — джентльмен». Обращаться с людьми на дороге так же, как вы обращались бы со своими пассажирами. Великодушно уступать им, испытывая удовольствие вежливого человека, но — не унижение.

Вместо «этого нельзя позволить на дороге» — «живи и дай жить другому». Признать, что вы не вправе контролировать поведение других за рулем. Вспомнить, что даже во время простой прогулки вы должны переступать лужи, обходить препятствия и движущихся вам навстречу людей.

Вместо «преподать ему урок» — «оставить наказание для полиции». Помнить, что обидевшие вас водители в подавляющем большинстве не ставили перед собой такой цели. Они просто превысили скорость, были невнимательны, усталы, злы. Со злостными хулиганами тем более опасно вступать в конфронтацию.

Беда в том, что агрессивные водители провоцируют на то же и окружающих. “Так же нельзя!” — восклицаете вы и приходите в ярость. Или еще хуже — решаете преподать урок нахалу.

Надо быть психологически готовым к тому, что хулиганы за рулем неизбежны. Не устанавливайте с ними визуальный контакт. Скажите себе — это глупый, несчастный, отчаявшийся человек, у которого, вероятно, «поехала крыша». Вы — умнее и рассудительнее его. Великодушно позвольте им это безумие! Подавите в себе гнев и азарт.

Если вы волнуетесь за рулем, то необходимо прибегнуть к дыхательной гимнастике. Нужно медленно вдохнуть и выдохнуть через нос на счет пять. Потом так же вдохнуть, и выдохнуть на счет 10, 15, 20

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-13; Просмотров: 5636; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.022 сек.