Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Энергетическая безопасность и энергоэффективность как основа энергетической политики государства




Государственная политика и методы управления энергосбережением в Республике Беларусь

Эффективность использования и потребления энергии в различных странах и в Республике Беларусь

Энергетическая проблема остается актуальной и в настоящее время практически для всех стран Европы, поскольку степень обеспеченности собственными ресурсами составляет в отдельных странах Европы 40-50 %.

Остро она ощутима и в Республике Беларусь, способной обеспечить себя примерно на 16 % собственными топливными ресурсами, остальное количество их приходится завозить из-за рубежа и платить большие деньги. Удельный вес ввоза топливно-энергетических сырьевых и материально-технических ресурсов в валовом внутреннем продукте составляет более 43 %. Республика импортирует (в основном из России) весь потребляемый каменный уголь, более 90 % нефти, 100 % природного и четверть сжиженного газа. По данным Международного энергетического агентства показатель энергоемкости ВВП в 2007г. в республике составлял 0,34 т н.э. на 1000долларов США, тогда как в таких развитых странах как Австрия – 0,12, Японии 0,14, Швеции 0,17 т н.э. на 1000 долларов США. Среди стран бывшего Советского Союза в Республике Беларусь энергоемкость ВВП ниже, чем в России и Украине (0,42 и 0,41 т н.э на 1000 долларов США. Тем не менее, если сравнивать энергоемкость продукции наших предприятий, то она значительно выше, чем в индустриально развитых странах. Энергоемкость нашей сельхозпродукции в 3-5 раз выше, чем в развитых странах. Так, на 1 т говядины тратится 550 кВт. ч электроэнергии, на одну тонну свинины - в 2,5 раза больше. Совокупный расход энергоресурсов в производстве 1 тонны зерна составляет 28-30 кг условного топлива. Нельзя сбрасывать со счетов и технологическое отставание нашего производства от производства Запада. До самого недавнего времени приоритет отдавался дальнейшему наращиванию мощностей, хотя для того, чтобы сэкономить какое-то количество энергоресурсов, требуется затратить в 2-3 раза меньше средств на действующих мощностях путём их модернизации (реконструкции) по сравнению с созданием новых. И, несмотря на все вышеизложенное, в результате осуществляемых с 1993 года мер по энергосбережению, начиная с 1995 года, в Республике Беларусь обеспечено повышение валового внутреннего продукта (ВВП) на 36 % практически без прироста ТЭР. Энергоемкость ВВП за этот период снизилась на 28,2 %.

Показатели использования топливно-энергетических ресурсов на предприятии. Топливно-энергетические ресурсы как экономическая категория имеют качественную определенность (понятие, состав) и количественную характеристику (показатели). Для оценки уровня и эффективности использования топливно-энергетических ресурсов применяются многочисленные показатели. Наиболее приемлемой является система показателей использования топливно-энергетических ресурсов, которая включает группы обобщающих и единичных (частных, локальных) показателей, а также научно обоснованные нормы расхода топливно-энергетических ресурсов.

К обобщающим показателям относят: энергоемкость производства и продукции, энергоотдача, показатели абсолютного и относительного изменения объема топливно-энергетических затрат, показатели интенсификации использования топливно-энергетических ресурсов, показатели структуры потребления топливно-энергетических и другие.

Энерговооруженность труда – отношение прямых энергозатрат за анализируемый период к среднесписочной численности промышленно-производственного персонала.

Электровооруженность труда – отношение всей потребленной на предприятии электроэнергии (Э) к среднесписочной численности ППП за анализируемый период.

Электровооруженность труда по мощности – это отношение установленной мощности всех токоприемников на предприятии к среднесписочной численности ППП.

Коэффициент электрификации – отношение всей потребляемой на предприятии электроэнергии к прямым обобщенным энергозатратам за планируемый период.

В группе единичных показателей выделяются: показатели полезного использования топливно-энергетических ресурсов и показатели, характеризующие долю потерь топливно-энергетических ресурсов и степень вовлечения их в производство. Следует различать категории энергоемкости производства и энергоемкости продукции.

Энергоемкость производства характеризует уровень и эффективность использования топливно-энергетических ресурсов в целом по производству, независимо от конкретных видов производимой продукции.

Наиболее распространенными в практике учета и статистики являются энергоемкость валового внутреннего продукта. Отраслевая энергоемкость рассчитывается по отраслям народного хозяйства как отношение объема топливно-энергетических затрат на производство продукции к объему их валовой или товарной продукции.

Энергоемкость предприятия рассчитывается аналогично отраслевой, но конкретно по каждому субъекту хозяйствования.

К группе частных, локальных или единичных показателей следует отнести показатели полезного использования энергетических ресурсов. Они многочисленны и различаются в зависимости от отраслевой специфики. Показатели полезного расхода и уровня потерь могут быть различными при одинаковой энергоемкости продукции. К данной группе показателей относятся различные коэффициенты извлечения полезного компонента из исходного сырья, коэффициенты выхода продукции или полуфабрикатов из исходного сырья.

4.Основными направлениями организационно-технологической перестройки нефтеперерабатывающей промышленности являются:

• увеличение глубины переработки нефти до 80—85 %;

• наращивание производства и экспорта высококачественных нефтепродуктов, соответствующих требованиям международных стандартов;

• снижение энергетических и материальных затрат в процессах нефтепереработки и нефтехимии;

• вовлечение в глубокую переработку топочного мазута как основного и наиболее экономичного направления увеличения выработки моторных топлив.

Активизация политики энергосбережения становится приоритетным направлением во всех отраслях экономики и особенно в промышленности — основном потребителе энергоресурсов. Это будет достигнуто за счет:

• снижения энергоемкости продукции;

• повышения коэффициента полезного использования топлива;

• увеличения в топливном балансе республики доли местных видов топлива и отходов производства, нетрадиционных и возобновляемых источников.

Эффективная реализация перспективной энергосберегающей политики позволит снизить энергоемкость продукции и приблизить этот показатель к уровню европейских стран.

Литература

1. Барышев В., Трутаев В. Источник энергии — в ее экономии // Белор. думка. 1997. № 2. С. 64—71.

2. Викторов Ю. Энергия не исчезает. Она... предъявляет отчет // Дело. 1998. № 9. С. 28—31.

3. Возобновляемые источники энергии в Республике Беларусь: прогноз, механизмы реализации. Мн., 1997.4. Герасимов В.В. Основные направления развития энергетики Республики Беларусь // Нестор-вестник-НВ. 1997. № 1(3). С. 2—6.

5. Государственная научно-техническая программа "Энергосбережение". Мн., 1997.

6. Анализ норм Республиканской программы энергосбережения на 2011-2015гг. Журнал №1,2011г.

Лекция 7. Энергосберегающая деятельность в Республике Беларусь

1.Зарубежный опыт государственного управления энергосбережением

2. Государственная политика и методы управления энергосбережением в Республике Беларусь

3. Основы энергетического аудита и менеджмента

4.Энергетическая безопасность и энергоэффективность как основа энергетической политики государства

5.Международное сотрудничество и проекты в области энергосбережения

 

1.Зарубежный опыт государственного управления энергосбережением

В индустриально развитых странах, в отличие от преж­ней ориентации на крупномасштабное наращивание про­изводства энергетических ресурсов, высшим приоритетом энергетической стратегии стало повышение эффективности энергопользования, т.е. энергосбережение. Во многих госу­дарствах разработаны национальные целевые программы экономии ТЭР, которые включают обширный комплекс ме­роприятий по совершенствованию структуры потребления энергоносителей, развитию материально-технической базы экономии ресурсов, более полному извлечению полезных компонентов, сбору и использованию вторичного сырья, кон­тролю и учету энергопотребления.

В вопросах повышения энергоэффективности в этих госу­дарствах, как правило, предпочтение отдается информаци­онным программам и программам, повышающим уровень технической осведомленности, в которых практически от­сутствует административное и весьма осторожно исполь­зуется нормативное правовое регулирование, т.е. акцент де­лается на экономическое стимулирование и социально-пси­хологическое регулирование. Чем выше энергетическая ин­тенсивность в определенной сфере, тем в меньшей мере при­меняется здесь нормативное регулирование.

Регулирование энергосбережения в промышленности. Данный сектор экономики располагает достаточными фи­нансовыми средствами, характеризуется высокой техниче­ской квалификацией персонала, стремлением к максималь­ным доходам. Другими словами, в промышленности доста­точно собственных внутренних стимулов, порожденных кон­куренцией на рынках и принуждающих производить менее энергоемкую и, следовательно, более конкурентоспособную продукцию, а значит — активно проводить политику энер­госбережения. Государственное регулирование энергосбере­жения осуществляется в основном за счет применения эконо­мических рычагов, а административные инструменты при­сутствуют лишь в виде, например, экономических льгот или экономических санкций.

Административные и экономические методы управления тесно сочетаются друг с другом. Так, для повышения энергоэффективности применяются сле­дующие инструменты государственного регулирования и их сочетания:

-принятие законов по ряду энергосберегающих меро­приятий (например, для поддержки развития нетрадицион­ных возобновляемых источников энергии формируется зако­нодательная база, где прописываются формы собственности предприятий нетрадиционной энергетики, налоговые и ценовые льготы для них и др.);

-обязательное назначение па предприятиях менеджера по энергетике, в обязанности которого входит формирование ежегодных планов повышения энергоэффективности и их реализации.

Соблюдение этого требования открывает пред­приятию доступ к финансированию энергосберегающих ме­роприятий из средств государственных целевых программ, фондов и других источников.

Следуя прог­рамме энергетического менеджмента спроса, использующей методы планирования энергообеспечения по наименьшим затратам, производитель энергии заинтересован отдавать часть своей прибыли па финансирование энергосберегающих мероприятий у потребителя, а не на строительство новых ге­нерирующих мощностей.

Стратегической целью деятельности в области энерго­сбережения является снижение энергоемкости ВВП в целях повышения конкурентоспособности отечественного произ­водства и, соответственно, снижения зависимости республи­ки от импорта ТЭР.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

- структурная перестройка отраслей экономики и про­мышленности;

- повышение коэффициента полезного использования энергоносителей путем внедрения новых энергосберегающих технологий, оборудования, приборов и материалов, утилиза­ции вторичных энергоресурсов;

- увеличение в топливном балансе республики доли мест­ных видов топлива и отходов производства, нетрадиционных и возобновляемых источников энергии.

Для решения указанных задач разрабатываются прио­ритетные направления энергосбережения, являющиеся основой проведения государственной политики в сфере энер­госбережения и ежегодно уточняющиеся Департаментом по энергоэффективпости при Государственном комитете по стандартизации Республики Беларусь совместно с другими республиканскими органами государственного управления, а также государственными организациями, подчиненными Правительству Республики Беларусь. Приоритетные техни­ческие направления реализуются путем инвестирования энергоэффективных проектов в рамках отраслевых, регио­нальных программ энергосбережения и перечня мероприя­тий по энергосбережению республиканского значения.

Кприоритетным направлениям в области энергосбереже­ния относятся:

1. Организационно-экономические направления:

- разработка и принятие закона об использовании нетра­диционных и возобновляемых источников энергии;

- усовершенствование нормативной правовой базы в сфе­ре производства и использования местных видов топлива;

-развитие новых рыночных механизмов финансирова­ния энергосбережения в государственном секторе;

- повышение эффективности механизма разработки и выполнения республиканской, отраслевых и региональных программ энергосбережения;

- совершенствование государственной экспертизы энер­гетической эффективности развития отраслей экономики и проектных решений;

- обеспечение контроля за своевременным выполнением мероприятий, запланированных по результатам энергети­ческих обследований, развитие системы прогрессивных норм расхода ТЭР;

- сертификация продукции по энергоемкости и энерго­потреблению;

- увеличение доли финансирования энергосберегающих мероприятий из средств инновационных фондов на возврат­ной основе;

- создание условий для расширения использования бан­ковских кредитов для реализации энергоэффективных инно­вационных проектов;

- активное внедрение новых энергоэффективных техно­логий, оборудования и материалов, разработанных в рамках научно-технических программ; внедрение повсеместного институционального и персо­нального стимулирования энергосбережения в организаци­ях, финансируемых из бюджетов, и в государственных хоз­расчетных организациях;

- создание экономических и институциональных усло­вий для снижения сроков окупаемости нетрадиционных и возобновляемых источников энергии для их последующего масштабного внедрения;

- повышение качества образования и подготовки кадров для сферы энергосбережения, а также информационного! обеспечения деятельности по энергосбережению в Беларуси и зарубежных государствах

2. Технические направления:

- внедрение новых энергоэффективных технологических процессов производства продукции во всех отраслях экономики;

- модернизация электрогеперирующих источников, ввод в действие электрогенерирующего оборудования в котельных, создание мини-ТЭЦ на местных видах топлива;

- экономически целесообразная утилизация высоко- и среднетемпературных тепловых вторичных энергоресурсов с их использованием в схемах теплоснабжения;

- повышение эффективности работы тепловых сетей, оп­тимизация схем теплоснабжения, передача тепловых нагру­зок от ведомственных котельных на ТЭЦ, децентрализация теплоснабжения с ликвидацией длинных теплотрасс;

Замена электрокотлов и электронагревателей преиму­щественно на котельные установки на местных видах топлива;

- модернизация и повышение эффективности работы ко­тельных;

- внедрение регулируемых электроприводов на механиз­мах с переменной нагрузкой;

- оснащение производства энергоэффективным оборудо­ванием, использование сжатого воздуха и холода;

- автоматизация технологических процессов и применение автоматизированных систем управления потреблением ТЭР;

- внедрение систем непрерывного контроля за выбросами оксида углерода в атмосферный воздух на котельных мощ­ностью свыше 50 МВт;

- переход на энергоэффективные светильники и автома­тические системы управления освещением;

- использование инфракрасных излучателей для локаль­ного отопления и в технологических процессах.

Согласно Закону Республики Беларусь «Об энергосбере­жении», основными принципами государственного управ­ления в сфере энергосбережения являются:

осуществление государственного надзора за рациональ­ным использованием ТЭР;

разработка государственных и межгосударственных научно-технических, республиканских, отраслевых и регио­нальных программ энергосбережения и их финансирование;

приведение нормативных документов в соответствие с требованием снижения энергоемкости материального про­изводвста, сферы услуг и быта;

создание финансово-экономических механизмов, обес­печивающих экономическую заинтересованность производи­телей и потребителей в эффективном использовании ТЭР, вовлечении в топливно-энергетический баланс нетрадицион­ных и возобновляемых источников энергии, в инвестирова­нии средств в энергосберегающие мероприятия;

повышение уровня самообеспечения республики мест­ными топливно-энергетическими ресурсами;

осуществление государственной экспертизы энергети­ческой эффективности проектных решений;

создание и распространение экологически чистых и бе­зопасных энергетических технологий, обеспечение безопас­ного для населения состояния окружающей среды в процессе использования ТЭР;

реализация демонстрационных проектов высокой энер­гетической эффективности;

информационное обеспечение деятельности по энерго­сбережению и пропаганда передового отечественного и зару­бежного опыта в этой области;

обучение производственного персонала и населения ме­тодам экономии топлива и энергии;

создание иных экономических, информационных, ор­ганизационных условий для реализации принципов энерго­сбережения.

Методы государственного управления энергосбережением. Методы управления (регулирования) энергосбереже­нием— это способы воздействия на поведение и деятель­ность управляемых с целью снижения потребления топливно-энергетичсских ресурсов при сохранении или увеличении объемов производства. Выделяют следующие методы управ­ления:

административные методы, основанные на использо­вании разрешительно-запретительного принципа государ­ственного управления, выполнение которого обеспечивается возможностью государственного принуждения, а также на прямом задании значимых для отдельных предприятий це­лей и жестком контроле за их осуществлением;

финансово-экономические методы, базирующиеся на применении денежно-стоимостных отношений, обусловли­вающих экономическую заинтересованность в повышении эффективности использования субъектами хозяйствования топливно-энергетических ресурсов, внедрения ими энерго- и ресурсосберегающих технологий (в этом случае субъектам хозяйствования предоставляется значительная свобода вы­бора в поиске эффективных путей достижения сокращения потребления энергии);

социально-психологические методы, или меры мораль­ного стимулирования, направленные на формирование со­знания управляемых (инструментами этой группы методов являются воспитание, образование, обучение, информиро­ванность, переговорные процессы, добровольные соглаше­ния, общественное давление).

Административный механизм управления энергосбережением. Основными инструментами административного уп­равления являются:

формирование структуры управления;

создание законодательной базы;

разработка энергетических стандартов и нормативов;

организация энергетического менеджмента;

проведение энергетических аудитов;

энергетическая паспортизация;

лицензирование хозяйственной деятельности, связан­ной с использованием ТЭР и энергии;

разработка целевых программ в области энергосбере­жения.

Разработанная в республике система энергетическо­го менеджмента призвана повысить эффективность исполь­зования энергии на макро- и микроуровне.

Одним из инструментов административного управле­ния является проведение энергетического аудита. В соот­ветствии с Законом «Об энергосбережении» обязательному энергетическому обследованию подлежат предприятия с го­довым потреблением топливно-энергетичсских ресурсов бо­лее 1,5 тыс. т у.т.

На основании проведенного аудита разрабатывается энергетический, паспорт предприятия, представляющий со­бой свод сведений об его энергетическом хозяйстве, видах и количестве потребляемой всеми структурными подразделе­ниями и отдельными технологическими установками энер­гии и их потерях. В соответствии с национальным законода­тельством наличие энергетического паспорта не является обязательным, однако предприятия, проводившие энергети­ческий аудит, заинтересованы в его наличии.

В Беларуси многие виды хозяйственной деятельно­сти, связанной с производством энергии, распределением, доставкой и использованием энергии и ТЭР, подлежат лицен­зированию. 8. Реализуемая в республике Государственная прог­рамма энергосбережения содержит перспективные направ­ления в области энергосбережения на заданный период вре­мени, на основании которых все министерства и ведомства разрабатывают отраслевые программы энергосбережения. Предприятия, участвующие в государственной или отрасле­вых программах, имеют право на получение льготного фи­нансирования энергосберегающих мероприятий.

Финансово- экономический механизм управления энергосбережением.

Реализация финансово-экономического механизма энер­госбережения в Беларуси, призванного воздействовать по прямым заданием значимых для отдельных предприятий или общества в целом целей и жестким контролем за их соб­людением, а созданием системы экономической заинтересованности в реализации мероприятий по энергосбережению осуществляется с использованием следующих основных ин­струментов:

система финансирования энергосберегающих мероприя­тий;

кредитный механизм энергосбережения;

режим ускоренной амортизации энергосберегающего оборудования;

тарифы на энергию;

цены па топливо;

энергетические налоги.

3. Основы энергетического аудита и менеджмента

Энергетический менеджмент — это совокупность орга­низационных и технических мероприятий, направленных на повышение эффективности использования топливно-энер­гетических ресурсов. Он, по сути, представляет собой гра­мотное, гибкое, непрерывное и научно обоснованное управ­ление энергетическими ресурсами производства, начиная с уровня цеха и заканчивая предприятием, концерном, от­раслью.

Основная задача энергетического менеджмента — ком­плексный анализ энергопотребления и его изменения в зави­симости от проводимых энергосберегающих мероприятий, включая учет, контроль и, в конечном итоге, минимизацию потребления ТЭР.

Являясь частью общего менеджмента, энергетический менеджмент повторяет его иерархическую структуру. Так, различают:

Каждому из уровней энергетического менеджмента соот­ветствуют конкретные цели.

Функциями энергетического менеджмента являются:

взаимодействий с предприятиями — производителями энергии;

взаимодействие с энергоснабжающими организациями;

обработка информации об энергопотреблении по от­дельным подразделениям;

подготовка предложений по энергосбережению;

запуск и управление энергосберегающими проектами;

работа с руководством и сотрудниками хозяйствующе­го субъекта по вопросам энергопотребления.

Энергетический менеджмент включает в себя: систему стимулирования энергосбережения и роста энергетической эффективности производства; планирование и выполнение энергетических проектов; закупку и внедрение энергетиче­ски эффективного оборудования; нормирование расхода энер­гетических ресурсов; разработку нормативов рационального расходования топлива, рационального отопления, охлажде­ния, теплопередачи, предотвращения теплопотерь, использо­вания вторичных энергоресурсов, уменьшения потерь элек­троэнергии в сетях и т.д.

Наиболее важной характеристи­кой энергетического хозяйства предприятия является энергетический баланс. Энергетический баланс — это баланс добычи, переработки, транспортировки, преобразования, распределения, потребления всех видов энергетических ресурсов и энергии в производстве. Он составляется с целью выявления всех резервов экономии энергоресурсов на предприятии.Энергетический баланс дает возможность установить фактическое состояние использования энергии как па от­дельных участках, так и на предприятии в целом, сделать выводы об эффективности его работы. Основными видами энергии, потребляемой в промышленности, город­ском и сельском хозяйстве, являются тепловая и электриче­ская. Соответственно здесь составляются частные энергоба­лансы — тепловые и электрические.

Анализ энергетического баланса заключается в качес­твенной и количественной оценке состояния энергетическо­го хозяйства предприятия. Анализ использования энергоно­сителей может быть произведен путем сравнения фактичес­ких показателей с нормативными, фактическими за пред­ыдущий период, перспективными, аналогичными на других предприятиях. При этом сравнение должно проводиться с учетом условий сопоставимости (при одинаковых объемах производства, составе и качестве продукции и т.д.).

Энергетический аудит — это обследование предприя­тия с целью сбора информации об источниках энергии, и ее удельном потреблении на единицу выпускаемой продукции. Он является основным инструментом энергетического ме­неджмента. В ходе энергетического аудита проводится комп­лексное обследование энергопотребления конкретного про­изводства с целью выявления резервов экономии энергии, разработки программы энергосбережения и определения раз­мера инвестиций на энергосберегающие мероприятия.

Цели энергетического аудита:

определение форм используемой энергии;

изучение потребления энергии, сбор данных по ее за­тратам;

проверка текущей информации по энергетике и иссле­дование рабочих процессов и операций;

определение структуры тарифов па электроэнергию;

разработка и совершенствование методики выполнения записи расхода энергии;

расчет потребления энергии на единицу выпускаемой продукции (удельного потребления энергии);

выявление потенциальных зон производства, где име­ются наиболее существенные потери энергии;

разработка мероприятий по сокращению потребления энергии.

Объектами энергетического аудита являются:

паровые системы;

система сжатого воздуха;

система водоснабжения;

котельные установки;

печи;

бойлеры и теплообменники;

системы кондиционирования воздуха и отопления, вен­тиляция;

система освещения;

электрооборудование; здания.

Энергоаудит, как правило, выполняется с привлечением исполнителей от лицензионных организаций (аудиторских, проектных, исследовательских и ряда других).

Результатом проведения энергетического аудита являет­ся разработка программы мероприятий по снижению потерь энергии и повышению эффективности использования топ­ливно-энергетических ресурсов на разных стадиях производ­ства продукции. При выработке рекомендаций по повышению эффективности использования ТЭР необходимо учитывать, что проведение энергосберегающих мероприятий неизбежно связано с дополнительными затратами. Экономический эф­фект энергосберегающего мероприятия определяется по формуле:

Ээ - ДЭэ - ДЭ3,

где ДЭэ — снижение затрат, которое достигается в результате эконо­мии энергии после проведения энергосберегающего мероприятия; ДЭ3 — дополнительные затраты, связанные с проведением энерго­сберегающего мероприятия.

Энергосбережение - это организационная научная, практическая, информационная деятельность государственных органов, юридических и физических лиц, направленная на снижение расхода (потерь) топливно-энергетических ресурсов в процессе их добычи, переработки, транспортировки, хранения, производства, использования и утилизации.

Эффективное использование ТЭР – это использование всех видов энергии экономически оправданными, прогрессивными способами при существующем уровне развития техники и технологий и соблюдении законодательства. Показатель эффективности - научно обоснованная абсолютная или удельная величина потребления ТЭР (с учетом их нормативных потерь) на производство единицы продукции (работы, услуг) любого назначения, установленная нормативными документами.

С 1996 г. по 2005 г. были успешно осуществлены две Республиканские Программы по энергосбережению. 19 июня 1998 года в республике был принят Закон «Об энергосбережении», который регулирует отношения, возникающие в процессе деятельности юридических и физических лиц в сфере энергосбережения, и устанавливает правовые основы этих отношений. Статья 20 указанного закона определяет методы государственного стимулирования пользователей и производителей ТЭР в вопросах энергосбережения. В соответствии со статьей 8 Закона «Об энергосбережении» в республике разрабатываются и утверждаются республиканские, отраслевые и региональные программы энергосбережения. Они служат для проведения эффективной целенаправленной государственной политики и координации государственных органов в сфере энергосбережения. На предприятиях составляются и утверждаются программы энергосбережения - краткосрочные сроком на 1 год и перспективные сроком на 5 лет. Первые используются при разработке норм расхода ТЭР. Одной из основных задач разработки и реализации краткосрочных программ является обеспечение снижения потребления ТЭР на предприятии в соответствии с заданием вышестоящего хозяйственного органа. Актуальным является также материальное стимулирование участников процесса энергосбережения на предприятии. Для этих целей на предприятиях в соответствии с постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31 марта 1998 года № 504 «О мерах по экономическому стимулированию деятельности субъектов хозяйствования, направленной на сокращение потребления топливно-энергетических ресурсов и освоение энерго- и ресурсосберегающих технологий»

Проблемы энергосбережения, эффективного и рационального использования энергетических ресурсов и сырьевых источников особенно актуально для нашей страны, не обладающей достаточным ресурсным потенциалом. Без них невозможно достичь максимально возможного удовлетворения жизненно важных потребностей общества. Вместе с тем из-за отсутствия целостной системы экономии материальных ресурсов снижается конкурентоспособность экономики, эффективность использования всех видов топлива, энергии, сырья, материалов и оборудования. Высока и материалоемкость отечественной продукции, недостаточно полно используются вторичные ресурсы и отходы производства.

В структуре топливного баланса импортируемый из России природный газ составляет 70-75%, а из потребляемых около 20 млн. т нефти в год собственная нефть составляет лишь 1,8 млн. т., т.е. в республике сохраняется преобладающая зависимость от одного поставщика энергоносителей – России. Зависимость от закупок более 80% потребляемых в стране газа, мазута, и др. энергоносителей делает нашу экономику чувствительной к колебаниям цен на энергоресурсы. Повышение энергетической безопасности и независимости государства должно достигаться за счет внедрения энергосберегающих мероприятий, новых прогрессивных технологий, а также эффективного использования существующих мощностей.

Директива №3 «Экономия и бережливость» - программный документ, стал основой принципиально новых подходов к энергетической независимости государства. Она рассматривает совокупность факторов, обеспечивающих максимально надежное и наращиваемое обеспечения страны топливно-энергетическими ресурсами для устойчивого социально – экономического развития. В концепции рассчитаны пороговые значения и требуемые показатели по снижению величины энергоемкости на 2010, 2015 и 2010 гг. Согласно директиве экономия топливно – энергетических ресурсов должна составлять в 2006-2010 гг. - 7,5 млн.т., 2011 – 2015 гг. - не менее 7млн.т, 2015-2020 гг. - не менее 5,2 млн.т.

Впервые в республике разработан, долгосрочный баланс топливно-энергетических ресурсов до 2020 года, на базе которого, сформированы планы дальнейшего социально – экономического и инновационного развития республики, а также государственные программы. Баланс включает общее потребление, прогноз потребления электрической и тепловой энергии. Согласно балансу объемы валового потребления ресурсов должны возрасти с 37,05 до 52,4 млн т.у.т., электроэнергии – с 36,9 до 50,3 млрд.кВт.ч.

«Республиканская программа энергосбережения на 2011–2015 гг.», утв. постановлением Совмина от 24.12.2010 № 1882. Согласно «Республиканской программе энергосбережения на 2011–2015 гг.» запланировано снизить энергоемкость ВВП по сравнению с уровнем 2005 г. на: не менее чем на 50 % в 2015 году, и не менее чем на 60% в 2020 году. Планируется достичь общего объема экономии топливно-энергетических ресурсов при сопоставимых условиях по ВВП на период до 2011-2015 не менее 7,1 -8,9 млн. т у.т. и не менее 5,2 млн. т у.т. к 2016-2020 гг.

В 2010 г. в республике принят закон "О возобновляемых источниках энергии", который предусматривает создание правовых основ для реализации государственной политики в сфере использования возобновляемых источников энергии. Он направлен на: повышение уровня энергетической безопасности, снижения антропогенного воздействия на окружающую среду, создание, совершенствование и использование эффективных технологий и установок по использованию возобновляемых источников энергии.

Наряду с повышением энергоэффективности, развитие ВИЭ - часть государственной политики Беларуси в сфере энергоснабжения, энергосбережения и энергобезопасности, как и в сфере защиты окружающей среды и предотвращения изменений климата. Документы, определяющие энергетическую политику, и программы подчеркивают важность развития ВИЭ и местных источников энергии для безопасности энергоснабжения. В 2010 году доля собственных энергоресурсов, добываемых на территории республики (нефть, попутный газ, торф, дрова и прочие), с учетом вторичных энергоресурсов достигла 20,5 процента (5,7 млн. т у.т.) в потреблении котельно-печного топлива.

Национальная программа развития местных и возобновляемых источников энергии на 2011-2015 гг. предусмотрено увеличить объемы использования местных и возобновляемых источников энергии к 2015 г. до 5,7 млн.у.т.(в 1,9раз.). В 2010г. эти объемы составляли лишь 3 млн.т.у.т. Уже к 2012 г. за счет использования местных видов топлива и ВИЭ должно обеспечиваться не менее 25 % потребностей в топливе, используемого для производства электрической и тепловой энергии в стране. Программой установлены задания по увеличению использования местных видов топлива, вторичных, нетрадиционных и возобновляемых энергоресурсов при приоритете древесного топлива (1,7 млн. т у.т./год к 2010 г. и 6.7 млн. т у.т./год к 2020 г.).

Кроме этого разработаны, а также и другие специализированные программы в сфере повышения энергоэффективности и развития использования собственных энергоресурсов. Поставлены стратегические задачи обеспечить долю использования собственных энергоресурсов в балансе энергоресурсов для производства тепловой и электрической энергии не менее 28,0% в 2015 году и 32,0% в 2020 году.

Разработка технических стандартов и норм - один из приоритетов белорусской политики в сфере энергоэффективности и возобновляемой энергетики. Разработана специальная "Программа развития технического нормирования, стандартизации и подтверждения соответствия в области энергосбережения". Поставлена задача гармонизации государственных стандартов с международными и европейскими стандартами и Директивами ЕС.

Энергосбережение на предприятии. Одним из основных условий функционирования любого предприятия является надежное энергообеспечение производственной или посреднической деятельности. Размеры, структура, исполнение системы энергообеспечения зависят от отраслевого профиля, применяемых технологий, масштабов производства предприятия или оказываемых фирмой услуг. Управление энергоиспользованием на предприятии осуществляется с помощью внешних и внутренних механизмов.

Основные задачи внутреннего управления на предприятии:

- принятии энергосберегающих решений и их реализации на стадиях проектирования, строительства;

- организационной согласованности финансовой, техно­логической и энергетической политики и дисциплины на предприятии;

- экономическом стимулировании и мотивации всех под­разделений, служб, персонала предприятия;

- учета и контроля потоков всех энергоресурсов и энерго­носителей;

-создания автоматизированной системы управления энергоиспользованием на предприятии и подсистем ее обес­печения;

-энергетического обследования и аудиты предприятия в целом и его подразделений для оценки потенциала энерго­сбережения, разработки плана и определения приоритетных мероприятий по снижению энергозатрат.

Внешнее управление энергоиспользованием отдельных предприятий осуществляется посредством правовых, эконо­мических, финансовых, административных механизмов, оп­ределенных государственной политикой энергосбережения и осуществляемых через государственные органы энергосбе­режения.

Вопросы энергосбережения в республике решаются во всех сферах деятельности:

В электроэнергетике планируется внедрение парогазовых, газотурбинных и газопоршневых технологий с КПД не менее 57%. Например, реконструкция котельного цеха Жодинской ТЭЦ предполагает построить парогазовую установку 64 МВт, что даст возможность экономить с 2014 г. по 31 тыс. т у.т. в год. В целом же в ГПО «Белэнерго» к 2015 г. удельный расход топлива на выработку электроэнергии должен снизиться не менее чем на 10%.

В промышленности первоочередное внимание будет уделяться модернизации литейных, термических и гальванических производств, где предполагается установка эффективных автоматизированных печей с КПД не менее 50%. Например, уже в 2011 г. запланирована модернизация термозакалочной печи ОАО «Минский завод отопительного оборудования», которая позволит сократить потребление ТЭР на 1 тыс. т у.т. в год.

В ЖКХ должна состояться реконструкция котельных, строительство мини-ТЭЦ на местных видах топлива, модернизация тепловых сетей, внедрение энергоэкономичных осветительных устройств, возведение биогазовых установок на очистных сооружениях.

В сфере строительства также предусматривается значительно повысить энергоэффективность. Так, за 5 лет доля возводимых в республике энергоэффективных жилых домов должна вырасти до 60%. Модернизация технологических процессов, направленная на сокращение энергопотребления, намечена на предприятиях, производящих стройматериалы.

Важным ресурсом в снижении энергоемкости ВВП станет соблюдение требований технических нормативных актов, направленных на рациональное использование ТЭР. Реализация указанных мероприятий должна дать в 2011–2015 гг. экономию ТЭР в пределах 7,1–8,9 млн. т у.т. В ближайшие 5 лет на реализацию энергосберегающих мероприятий планируется направить 8,6 млрд. USD. При этом основным источником вложений должны стать собственные средства предприятий (38% в общем объеме), кредиты банков, займы и другие привлеченные средства (20%). В частности, предусматривается привлечение связанных кредитов из Финляндии и Китая. Господдержку за счет средств республиканского и местных бюджетов (22%), отраслевых инновационных фондов (20%) предполагается оказывать, прежде всего, организациям социальной и бюджетной сферы для внедрения наиболее эффективных проектов энергосбережения.

Технические направления повышения эффективности энергоиспользования Государственной программой «Энерго­сбережение» определены следующие приоритетные техничес­кие направления энергосбережения в Республике Беларусь:

учет и регулирование ТЭР;

малые и мини-ТЭЦ;

использование ВЭР;

котельные и тепловые сети;

парогазовые установки в энергетике;

регулируемый электропривод;

системы освещения;

холодильная техника и компрессорное оборудование;

строительные конструкции и теплоизоляционные ма­териалы;

теплонаносные установки;

автоматизированные системы управления технологи­ческими процессами;

нетрадиционные и возобновляемые источники энергии;

внедрение новых технологий и оборудования.

Учет, контроль и управление энергопотреблением. В Беларуси на государственном уровне разработана ши­рокая программа и развернута практическая работа по внед­рению автоматизированных систем учета, контроля и управ­ления энергопотреблением (АСКУЭ) на основе современных принципов и технических средств.

Системы коммерческого учета создаются как на пред­приятиях — поставщиках энергоресурсов, так и на пред­приятиях, их потребляющих. Системы технического учета предназначены для коптроля и оптимизации энергопотоков внутри предприятия по подразделениям и объектам.

5.Международное сотрудничество и проекты в области энергосбережения. Республика активно сотрудничает в области энергосбережения с международными организациями, финансовыми институтами и фондами, такими как Всемирный банк, Глобальный экологический фонд (ГЭФ), Европейская экономическая комиссия ООН (ЕЭК ООН), Программа развития ООН (ПРООН). Так, наряду с другими странами СНГ и Восточной Европы, Республика Беларусь является участницей международных проектов «Энергоэффективность 2000» (реализован) и «Энергоэффективность 21», направленных на повышение энергоэффективности, развитие соответствующей инфраструктуры и использование энергосберегающего потенциала стран-участниц.

В настоящее время в рамках реализации проекта «Энергоэффективность» Республика Беларусь принимает участие в реализации международного проекта «Финансирование инвестиций в проекты в области энергоэффективности и возобновляемых источников энергии для смягчения последствий изменения климата».

Так, в рамках проекта «Применение биомассы для отопления и горячего водоснабжения в Республике Беларусь» создан и функционирует Оборотный фонд по биоэнергетике, разработана географическая информационная система, построены 5 демонстрационных объектов (котельные, мини ТЭЦ), работающих на биомассе, а также создан демонстрационный объект - поставщик древесного топлива.

В настоящее время осуществляется реализации проекта «Устранение препятствий в повышении энергетической эффективности предприятий государственного сектора Беларуси», основная цель которого - уменьшение выбросов парниковых газов на 23500 т в год в эквиваленте СО2 за счет соответствующего уменьшения потребления ископаемых видов топлива. Проект направлен на повышение стимулов для инвестирования в мероприятия по энергосбережению со стороны государственных (бюджетных) организаций и повышение эффективности использования финансовых ресурсов для энергоэффективных проектов в государственном секторе. Реализация проекта предусматривает создание Международного энергетического центра, основными направлениями деятельности которого является привлечение внутренних и внешних инвестиций в долгосрочные проекты (на 5 лет и более) для реализации энергоэффективных мероприятий, а также оказание консалтинговых услуг в сфере повышения энергоэффективности.

В целом, в рамках реализации проектов с участием ПРООН, ГЭФ и ЕЭК ООН в республику привлечено иностранных инвестиций в объеме более 5 млн. долл. США.

Международный банк реконструкции и развития высоко оценил результаты реализации проекта «Модернизация инфраструктуры в социальной сфере» и по предложению Республики Беларусь выделил в 2008 г. дополнительный займ в объеме 15 млн. долл. США на выполнение аналогичных мероприятий на объектах социальной сферы.

В сентябре 2009 г. начата реализация нового проекта «Повышение энергоэффективности в Республике Беларусь». Срок реализации: 2009-2014 гг.. Объем кредитных средств МБРР: 125 млн. долл. США. В рамках проекта планируется реконструировать 6 объектов с созданием современных энергоэффективных ТЭЦ, в том числе 4 котельные жилищно-коммунального хозяйства, а также 2 крупных энергетических объекта РУП «Минскэнерго» и РУП «Могилевэнерго». В результате реализации проекта будут достигнуты не только высокие экономические показатели, что будет содействовать минимизации последствий роста цен на импортируемые топливно-энергетические ресурсы, но и получен социальный эффект, к которому следует отнести повышение качества и надежности тепло и электроснабжения всех категорий потребителей, включая население и социальные объекты.

В результате реализации совместных проектов по энергосбережению Беларусь получает вместе с иностранными инвестициями передовые зарубежные технологии и опыт. Растет и доверие международных финансовых организаций к республике, о чем свидетельствуют заключение новых соглашений и рост объемов финансирования.

Литература

1.Национальная программа развития местных и возобновляемых источников на 2011-2015гг. Журнал «Энергоэффективность» №.5, 2011г

2.Анализ норм Республиканской программы энергосбережения на 2011-2015гг. Журнал «Энергоэффективность». №1,2011г.

3. По итогам работы коллегии Департамента по энергоэффективности Госстандарта Журнал«Энергоэффеективность». № 6, 2010г.

4. Пестис В.К., Богданович П.Ф., Григорьев А.А. Основы энергосбережения в сельскохозяйственном производстве. Минск: - ИВЦ Минфина,2008.

5.Свидерская О.В. Основы энергосбережения Минск: Тетрасистем,2008.

6.Шимова О.С. Основы экологии и энергосбережения: учеб. пособие /О.С.Шимова,Н.К.Соколовский, О.В.Свидерская; под ред.О.С.Шимовой. -Мн.: БГЭУ,2011.

7. Гурина Н.С. основные направления эффективного развития ТЭР Республики Беларусь. Ж-л «Право и экономика».,2007.

8.Энергосбережение – приоритет государственной политики. Ж-л» «Энергоэффективность» №12,2006.с.4-5.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-13; Просмотров: 1474; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.16 сек.