Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Предмет и задачи социальной экологии




ВВЕДЕНИЕ

ЧАСТЬ 2. СОЦИАЛЬНАЯ ЭКОЛОГИЯ.

1. Причины введения дисциплины «социальная экология» в программу педагогического вуза.

Наблюдаемый в обществе на протяжении последних десятиле­тий рост внимания к проблемам, традиционно составляющим предмет изучения экологической науки, вполне закономерен. Ус­пехи естествознания в раскрытии тайн мироустройства позволили раздвинуть границы привычных представлений о реальности, по­дойти к осознанию системной сложности и целостности мира, создали необходимую базу для уточнения и дальнейшего развития представления о месте человека в системе природы. В то же время обострение проблем перенаселения планеты, исчерпания природ­ных ресурсов, загрязнения среды обитания человека отходами производства, разрушение естественных ландшафтов и сокращение видового многообразия способствовало росту заинтересованности общественности в по­лучении сведений экологического характера. В настоящее время эти сведения в достаточной мере предоставляются любому человеку через системы массовых коммуникаций. Вместе с тем практика показывает, что, несмотря на значитель­ный прогресс в деле экологического просвещения населения, уро­вень экологической культуры большинства людей остается не­высоким. В складывающихся обстоятельствах именно сис­тема образования должна взять на себя основную ответственность за решение задачи воспитания экологической культу­ры нового поколения людей. Она призвана, с одной стороны, обеспечить трансляцию достоверных, научно обоснованных све­дений экологического характера широким массам населения, а с другой ¾ максимально содействовать переводу знаний и представ­лений людей об окружающей среде в план их практической деятельности. Особую актуальность в связи с этим приобретает задача под­готовки педагогического персонала образовательных учрежде­ний, способного в полной мере осуществлять упомянутые функ­ции.

Возник­новение социальной экологии как междисциплинарной науки явилось следствием все более возрастающего интереса пред­ставителей гуманитарных дисциплин – социологии, экономики, политологии, психологии и др., ¾ к проб­лемам взаимодействия человека с окружающей его средой. Термин «социальная экология» ввели соцпсихологи Р. Парк и Е. Берджес в 1921 г., а одно из первых определений дал в своей работе 1927 г. Р. Мак-Кензил,охарактеризовавший ее как науку о территориальных и временн ы х отношениях людей, на которые оказывают влияние различные силы среды их обитания. Существенный прогресс в развитии социальной экологии произошел в 60-70-е годы ХХв., когда на конгрессе социологов (1970 г.) было принято решение создать Исследовательский комитет Всемирного объединения социологов по проблемам социальной экологии. Комитет был призван рассматривать проблемы места и роли человека в биосфере, выработки способов определения оптимальных условий его жиз­ни и развития, а также гармонизации взаимоотношений с другими ком­понентами биосферы.

В нашей стране условия для выделения социально-экологической проблематики в само­стоятельное направление сложились к концу 70-х годов. Су­щественный вклад в развитие отечественной социальной экологии внесли Э.В. Гирусов, Ю.Г. Марков, Н.Ф. Реймерс, С. Н. Соломина и др. Но и сейчас остаётся дискуссионным вопрос о том, что, собственно, составляет предмет этой дисциплины. Один из ведущих соцэкологов, югославский учёный Д.Ж.Маркович, предметом изучения со­циальной экологии считает специфические связи между человеком и средой его обита­ния, а основными задачами – изучение влияния среды обитания (как совокупности природных и общественных факторов) на человека, а также влияния человека на окружающую среду. В настоящее время большинство учёных определяет социальную экологию как науку о взаимоотношениях человека с его средой обитания, которая включает и общественный, и природный компонент. В последние два десятилетия социальная экология ставит задачи выявления общих законов функ­ционирования и развития общественных систем, изучения влия­ния природных факторов на процессы социально-экономического развития и поиск способов управления действием этих факторов. Некоторые исследователи при определении предмета социаль­ной экологии особо отмечают задачу гармонизации взаимоотношений человечества со средой своего обитания.

Тема 1: Биологические и ощественные основы социальной экологии.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-13; Просмотров: 287; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.