Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 6. Финансо вое планирование и прогнозирование




2.

1.

Система государственных органов управления финансами и их функции.

Сущность и методы управления финансами.

Управление присуще всем сферам человеческой деятельности, в том числе и финансам. Под управлением понимается сознательное целенаправленное воздействие на объект с помощью совокупности приёмов и методов для достижения определенного результата. Как сознательная целенаправленная деятельность людей управление основано на знании объективных закономерностей развития общества. Вместе с тем на управление большое влияние оказывает государство в лице соответствующих управленческих структур. Управление осуществляет специальный аппарат с помощью особых приёмов и методов, в том числе разнообразных стимулов и санкций.

В управлении финансами, как и в любой другой управляющей системе, выделяют объекты и субъекты управления. В качестве объектов выступают разнообразные виды финансовых отношений, связанные с формированием денежных доходов, накоплений и их использованием субъектами хозяйствования и государством. Субъектами управления являются те организационные структуры, которые осуществляют управление.

В управлении финансами можно выделить такие функциональные элементы как: планирование, оперативное управление и контроль.

Планирование занимает одно из важных мест в системе управления финансами. При планировании любой субъект хозяйствования всесторонне оценивает состояние финансов, вскрывает возможности увеличения финансовых ресурсов, определяет направления более эффективного их использования. Плановые решения принимаются на основе анализа финансовой информации, которая базируется на бухгалтерской статистической отчётности.

Оперативное управление представляет собой комплекс мер, выработанных на основе операционного анализа, складывающейся текущей финансовой ситуации и преследующих цель получения максимального эффекта при минимуме затрат с помощью распределения ресурсов. Основное содержание оперативного управления, таким образом, заключается в рациональном использовании финансовых ресурсов с целью улучшения хозяйственной деятельности и решения возникающих задач.

Контроль, как элемент управления, осуществляется в процессе планирования и оперативного управления. Он позволяет сопоставить фактические результаты по использованию финансовых ресурсов с плановыми, выявить резервы роста и более эффективного их использования.

Различают стратегическое (общее) и оперативное управление финансами.

Стратегическое управление выражается в определении финансовых ресурсов через прогнозирование на перспективу, установление размера финансовых ресурсов на реализацию целевых программ и др. оно осуществляется органами государственного и хозяйственного управления: Федеральным Собранием, Министерством финансов, Министерством экономического развития и торговли и другими.

Оперативное управление является функцией аппарата финансовой системы: Министерства финансов, руководителей внебюджетных фондов, страховых организаций, финансовых служб предприятий. При выработке управленческих решений финансового характера, как при стратегическом, так и при оперативном управлении учитываются требования экономических и юридических законов; результаты экономического анализа, как итогов прошлого хозяйственного периода, так и перспектив; экономико-математические методы и автоматические системы управления финансами; рациональное сочетание экономических и административных методов управления. Управленческие решения по финансам оформляются в юридических законах, финансовых прогнозах и планах, постановлениях и в других формах.

 

Общее (стратегическое) управление финансами РФ в соответствии с Конституцией РФ возложено на высшие органы государственной власти: Федеральное Собрание и на его две палаты (Государственную Думу и Совет Федерации), Аппарат Президента и Правительство РФ.

Оперативное управление финансами осуществляет финансовый аппарат. С его помощью государство руководит финансовой деятельностью во всех структурных подразделениях экономики. Финансовый аппарат выполняет работу по оперативному финансовому планированию, учёту, анализу, контролю и исполнению финансовых планов.

Управление финансами на предприятиях осуществляют финансовые отделы и службы предприятий, а также финансовые подразделения министерств и ведомств. Сферой страховых отношений управляют специальные страховые структуры. Работу по управлению государственными финансами осуществляют Министерство финансов, Федеральная налоговая служба и их органы на местах. Государственная Дума и Совет Федерации рассматривают и утверждают Федеральный бюджет и отчёт о его исполнении, рассматривают законы о налогах и сборах, устанавливают предполагаемый размер внутреннего и внешнего долга.

Важнейшим органом управления финансами является Министерство финансов. В его основные задачи входит:

1) Разработка и реализация стратегических направлений единой государственной финансовой, бюджетной, налоговой и валютной политики в стране.

2) Составление проекта и исполнение федерального бюджета.

3) Обеспечение устойчивости государственных финансов и их активного воздействия на социально-экономическое развитие страны, на осуществление мер по развитию финансового рынка.

4) Концентрация финансовых ресурсов на приоритетных направлениях социально-экономического развития.

5) Разработка предложений по привлечению в экономику страны иностранных кредитов.

6) Осуществление контроля за рациональным и целевым расходованием бюджетных средств и средств внебюджетных фондов.

Функции Министерства финансов:

1. Участвует в работе по составлению долговременных и краткосрочных прогнозов функционирования экономики, определяет потребности в государственных центральных ресурсах, подготавливает предложения о распределении их между федеральным бюджетом и внебюджетными фондами.

2. Организует работу по составлению проекта Федерального бюджета, прогноза консолидированного бюджета, разрабатывает проекты нормативов отчислений от федеральных налогов, размеры дотаций и субвенций из Федерального бюджета.

3. Принимает участие в определение ценовой политики.

4. Разрабатывает предложения по выпуску и размещению государственных внутренних займов.

5. Осуществляет по поручению Правительства РФ сотрудничество с международными финансовыми органами.

Основными департаментами Министерства Финансов являются:

· Департамент бюджетной политики, который составляет проект федерального бюджета и организовывает его исполнение;

· Департамент отраслевого финансирования, осуществляющий финансирование промышленности, строительства, транспортной системы и связи, сельского хозяйства. Пищевой промышленности и охраны природы;

· Департамент оборонного комплекса и правовых органов;

· Департамент управления внутренним и внешним долгом, определяющий эмиссию внутренних и внешних займов, выплату по ним процентов и их погашение.

Важным подразделением Министерства финансов выступает Главное Управление Федерального Казначейства, отвечающего за кассовое исполнение бюджета.

Министерство экономического развития и торговли осуществляет следующие функции в области внешнеэкономической и инвестиционной деятельности:

1) Разработку основных направлений инвестиционной политики с участием заинтересованных министерств и ведомств.

2) Развитие экономических связей в России и осуществление совместных программ и проектов с участием заинтересованных министерств и ведомств.

3) Определяет осуществление внешнеэкономических операций по важным товарам и услугам, а также объём федеральных валютных поступлений и платежей.

4) Участвует в формировании баланса привлечения и использования иностранных кредитных ресурсов, в установлении импортных и экспортных тарифов и пошлин.

5) Осуществляет подготовку предложений в области регулирования внешнеэкономической деятельности.

Важное место в управлении финансами занимает Государственная Регистрационная Палата при Министерстве экономического развития и торговли. В её функции входит:

1. Регистрация предприятий с иностранными инвестициями.

2. Введение государственного реестра предприятий с иностранными инвестициями и аккредитация представительств иностранных компаний.

3. Регистрация российских инвестиций за рубежом.

Контроль за правильны исчислением, полнотой и своевременностью взносов в бюджет всех обязательных платежей возложен на Федеральную налоговую службу и её органы на местах – налоговые инспекции. В их обязанности входит:

а) Осуществлять контроль за соблюдением налогового законодательства по вопросам правильного исчисления, полноты и своевременности внесения налогов в бюджет.

б) Вести в установленном порядке учёт налогоплательщиков.

в) Проводить проверку налогоплательщиков.

г) Ежемесячно представлять финансовым органам и органам федерального казначейства сведения о фактически поступивших суммах налогов и других платежей в бюджет.

д) Информировать Министерство финансов обо всех случаях неуплаты предприятиями налогов.

е) Осуществлять возврат излишне уплаченных налоговых сумм и неправильно изъятых с налогоплательщиков штрафов и пеней.

Государственный Таможенный Комитет, который обязан:

1) Проводить проверки по налогам, взимаемых таможенными органами.

2) Проверять все документы, связанные с исчислением и уплатой налогов, взимаемых таможенными органами.

3) Приостанавливать операции налогоплательщиков по счетам в банках при неисполнении ими налогового законодательства.

4) Взыскивать недоимки и штрафы.

В целом, таможенные органы осуществляют контроль за соблюдением налогового законодательства при пересечении товарами границ РФ. Правильностью исчисления уплаты таможенных пошлин.

Полномочия Центрального Банка России в области управления финансами ограничиваются проведением Единой денежно-кредитной политики, монопольным осуществлением эмиссии наличных денег и их обращения. Банк России является органом банковского регулирования и надзора над деятельностью кредитных организаций. Он осуществляет постоянный контроль за соблюдением кредитными организациями банковского законодательства, нормативных актов Банка России, в частности установленных ими обязательных нормативов.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-13; Просмотров: 619; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.025 сек.