Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Учение о двух церквях

Патристика.

Апологетика.

Общая характеристика философии средних веков.

Текст лекции.

Лекция 4. Философия средних веков. Августин Блаженный и Фома Аквинский.

Основные понятия:

Креационизм; Провиденционализм; Апологетика; Патристика; Схоластика; Реализм; Номинализм.

Философия средних веков развивается я в период с 9 по 15 в. н.э. И в своем развитии она проходит три этапа:

1. Апологетика

2. Патристика

3. Схоластика

Христианство как религиозная система является предпосылкой и фундаментом средневековой философии. Основные идеи христианства заложили новую парадигму восприятия мира, истории и самого человека.

1. Для христианства был свойственен монотеизм, т.е. единобожие. Теперь Бог не связывается с природными явлениями, человеческими страстями. Бог запределен относительно мира и не сводим не к одному элементу из материального или социального бытия.

2. Принцип креационизма – это идея сотворения, природа не есть вечное бытие, было время, когда было только божественное бытие. Здесь наблюдается отличие от греческой философии, где природа – это то, что существовало всегда.

Бытие – это мир и человек. Сам мир есть условие и необходимость, среда обитания человека. Человек – это цель природы. С точки зрения христианства природа стремится к человеку. При этом человек обладает преимуществом, т. к. он свободное бытие. Человек обладает свободой и возможностью творить. Человек есть образ и подобие Бога. Поэтому человек в центре космоса. Человек царь природы. Человек имеет право выбора: остаться в системе координат с Богом или отказаться и создать свои координаты. Если такое происходит, то происходит грехопадение, т.е. отход человека от Бога.

3. Принцип провиденционализма. Впервые появляется идея истории. История предстает как прямолинейный процесс, от точки грехопадения до восстановления утраченного состояния. В то время как в античности, например, история рассматривалась циклично.

 

Само слово апологетика начинает свое развитие с середины 2 века, главная зада данной философии была в защите христианского религиозного комплекса от нападков греческой философии. Христианство по своей сути учение парадоксальное. Так с одной стороны в христианстве Бог един, но в тоже время проявляется в трех ипостасиях: Бог Отец, Бог Сын, и Святой дух.

Самыми известными представителями Апологетики были:

Квинт Тертуллиан.

Он автор знаменитого парадокса «верую, потому что нелепо», «верую ибо абсурдно». Автор таких трудов как: «Апологетик», «О душе», «О молитве».

Впервые Тертуллиан развивает проблему соотношения разума и веры. Так как божество обладает иной природой по сравнению с человеком, то рациональное постижение божества невозможно. Бог выше всякого разума, человеческий разум не может вместить все истину о божестве. Он говорил о необходимости отказа от всякого постижения божества. И то, что не подлежит объяснению, должно быть принято на веру. В этом контексте он противоставляет два центра: Афины и Иерусалим. Афины – это царство рационализма, царство разума. Иерусалим – это царство веры, которое не нуждается в рациональных опорах.

 

Патристика – это период, связанный с деятельностью отцов церкви. Патристику принято делить на: западную (Западно-Римская империя) и восточную (Византийская империя).

Патристика – это период формирования догматов церкви, вербализации принципов, учений церкви.

Восточная патристика - это прежде всего: Василий Великий, Григорий Нисский.

Григорий Нисский отделяет интеллектуальный мир от чувственного и телесного. Чувственный мир лишается своей материальности. Человек по его мнению, это больше чем микрокосмос. Душа и тело человека сотворены одновременно, но душа переживает тело, а с воскрешением восстанавливается единство. Восхождение к Богу происходит через удаление от всего того, что нас разделяет.

Василий Великий считал целью жизни уподобление Богу, которое невозможно без знания. Именно в познание проявляется любовь к Богу. Знание – это постижение творца, разумение его чудес, соблюдение заповедей. Высшая ступень – это мудрость.

Западная патристика представлена такими именами как: Аврелий Августин Блаженный. Его главными трудами являются: «Исповедь». «О Граде Божьем». Он так же решает вопрос о соотношение разума и веры, и решает его в пользу веры. Но при этом Августин не отрицает роль разума. Религиозная вера вдохновляет и указывает путь разуму. Религиозная вера авторитет для человека.

Кроме того центральной темой его рассуждений является соотношение добра и зла. Он развивает полемику против манихеев (раннехристианская секта, полагающая, что в мире борются два начала: начало добра и начало зла, Бог и дьявол, по силе они равны и они существуют извечно. Зло имеет собственную природу, она не уступает природе божественной). Августин развивает критику согласно которой зло не обладает своим собственным бытием и зло не существует извечно. Оно возникает в результате неправильной реализации свободны человека. Бог – это правда и вера, истина. Бог не несет ответственность за зло. Бог есть мнимая степень добра, умаление добра.

Учение о двух церквях называет еще учением о единстве двух градов: исторически видимой и исторической невидимой церкви. Церковь по Августину – это не просто собрание людей, это духовный организм соединенных в вере людей божественной благодатью. Христос – глава церкви, в церковь входят и все умершие, и те, кто захотят в нее зайти.

Но мир не совершенен поэтому, поэтому существует еще и метафизическая церковь, подлинная. Она больше человека и его страстей.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Роль государства в различных моделях инновационного процесса | Лекция 4. Экономические и геополитические итоги второй мировой войны. США как лидер западного мира
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-13; Просмотров: 168; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.