КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Подготовительные упражнения. Как медведь сам себя напугал
Как медведь сам себя напугал Вошёл в тёмный лес медведь — хрустнула под тяжёлой лапой валежина. Испугалась белка на ёлке — выронила из лапок шишку. Упала шишка — угодила зайцу в лоб. Вскочил заяц с лёжки — помчал в гущину. Наскочил на сойку, из-под кустов выпугнул. Сорока на глаза попалась — та крик подняла на весь лес. Услышали лоси. Пошли лоси по лесу кусты ломать! Журавлей на болоте вспугнули. Тут остановился медведь, насторожил уши. Белка лопочет, сорока и сойка кричат, лоси кусты ломают, болотные птицы шумят. И позади кто-то топочет! Не уйти ли лучше? Рявкнул медведь и дал стрекача. Эх, знать бы ему, что позади-то заяц топотал, белка ему шишкой в лоб угодила! Так сам себя медведь напугал. (По Н. Сладкову)
ПОСТАНОВКА ЗВУКА Р Нормальная установка при произнесении твёрдого звука р. 1) Кончик языка поднят к нёбу (альвеолам), боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам. Под напором выдыхаемого воздуха, проходящего посредине языка, кончик языка вибрирует у альвеол. 2) Губы открыты. 3) Зубы разомкнуты.
4) На ладони, поднесённой ко рту, ощущается 5) Звук р звонкий. Упражнение для выработки напора воздуха. Набрав в лёгкие воздух, с силой дуть (а не просто выдыхать!) его, заставляя вибрировать губы. Воздух выдувать с включением голоса. Примечание. Может быть следующая неточность: губы вибрируют без голоса. Упражнения для языка. 1) Язык широко распластать и просунуть между зубами. Сильно выдувать воздух с включением голоса, заставляя вибрировать язык. Язык и губы при этом не напряжены. Ладонью руки, поднесённой ко рту, ощущается резкая холодная струя воздуха. Примечание. Иногда при сильном напряжении губ язык плохо вибрирует или без включения голоса язык вибрирует беззвучно.
2) Цоканье, прищёлкивание языком. С переменным темпом (то быстро, то медленно) щёлкать язы Нижняя челюсть неподвижна. При правильном цоканье подъязычная связка («уздечка») растягивается и хорошо видна. Примечание. Могут быть следующие неточности: а) язык лежит на дне рта и щёлкает вместе с б) губы и зубы из-за слабости мышц углов рта 3) Поднять язык к нёбу, до предела растянув Примечание. При недостаточном раскрытии зубов «уздечка» слабо натягивается и цель упражнения не достигается. ПРОИЗНЕСЕНИЕ ЗВУКА Р В ТВЁРДЫХ ЗВУКОСОЧЕТАНИЯХ ТР И ДР Произнесение звукосочетания тр («трыканье»). Это упражнение можно прорабатывать с помощью пальцев, если без них эффект не достигается (в большинстве случаев именно так). Порядок упражнения. Поднять язык к нёбу, до предела растянув «уздечку». Затем большим и указательным пальцами любой руки плотно прижать к нёбу боковые края языка. Срединная часть языка и
«уздечка» должны оставаться нестиснутыми. Глубоко вдохнув, с силой выдувать воздух с включением голоса. Язык «набухает», и слышится звукосочетание тж (у некоторых детей сразу получается сочетание тр). Зубы в упражнении открыты на расстоянии полутора-двух пальцев. Упражнение повторять много раз, постепенно увеличивая напор воздуха. Звукосочетание тж постепенно перейдёт в тр. Обязательно следить за тем, чтобы кончик языка вибрировал и удерживался у нёба, а края языка прилегали бы к боковым краям верхних зубов. Под напором сильной струи воздуха самопроизвольно получается вначале короткое тр-тр.
Примечание. 1) Пальцы схватывают «уздечку», и вибрации при выдувании воздуха не получается. 2) Воздух проходит не вдоль языка, а в нос, по 3) Недостаточно сильная струя выдыхаемого воз 4) Вместо звукосочетания тр слышится тл; это оз 5) Следует воздержаться от постановки звука нии звука вибрирует кончик языка, а при неправильном подражании очень часто начинает вибрировать либо «язычок» (увулярный звук р), либо корень языка, соприкасающийся с мягким нёбом (велярный звук р). Если такое произношение у ребёнка появляется самопроизвольно, необходимо срочно принимать меры для устранения неправильного произношения. Исходя из этого, следует ограничиться проведением артикуляционной гимнастики. Конечно, возможность постановки в раннем возрасте не исключается, но это требует очень много времени. В ряде случаев считается, что для постановки звука р (реже звуков ш—ж) необходима подрезка подъязычной связки («уздечки»). Однако это совершенно излишне. Причиной отсутствия звука р является слабость мышц языка и неразвитость «уздечки», вследствии чего язык не в состоянии подняться и прижаться к нёбу. Опытом работы установлено, что после проведения комплекса подготовительных упражнений, приведённых в книге, мышцы языка развиваются, а «уздечка» растягивается, и необходимость её подрезки отпадает. Упражнение. Раскатистое произнесение звукосочетания тр. После закрепления произнесения короткого тр необходимо тренировать раскатистое длительное тр —вначале с помощью пальцев, а затем без пальцев. Упражнение. Произносить (читать) слоги. При произнесении слогов нельзя разрывать звукосочетание тр (др). Звук р, отделенный от звука т, сразу, без тренировочных упражнений, произнести невозможно, так как звук т (д) является опорой для удержания языка у нёба.
ОБРАЗЕЦ тр — ы. произнесения прямых слогов: тр — а,тр — о, тр — у,
тра—тро тро—тры тра—тру тру—тры тры—тра тру—тро тро—тру тры—тро
ОБРАЗЕЦ произнесения обратных слогов: а — тр —, о — тр — ,у — тр —, я — тр —, ё — тр —, ю — тр —, е — тр —. ы — тр —, и — тр —,
атр—отр—утр отр—ытр—утр ятр—ётр—ютр итр—етр—ятр ётр—етр—ятр ытр—атр—отр атр—утр—ытр ютр—ётр—ятр етр—итр—ютр итр—ютр—етр
Если в прямых и обратных слогах слышится мягкое произношение (например, вместо слога тра слышится слог тря), это означает, что кончик языка смыкается с верхними зубами. Для предотвращения этого необходимо плоским концом ложечки упереться в верхние зубы (перпендикулярно), и кончик языка отодвинется немного в глубь рта. Примечание. Допускается первоначальное мягкое произношение. Постепенно, по мере тренировки и объяснения разницы положения кончика языка при твёрдом и мягком р, мягкость произношения исчезает. При мягком р (рь) кончик языка упирается в верхние передние зубы и более напряжён. При твёрдом р кончик языка поднят к альвеолам. Упражнение. Произносить (читать) слова со звукосочетаниями тр и др. 1. С прямыми слогами тр: а) с ударением на слоге: образец: тр — an, те-тр — адъ. Травы, трап, трасса, травка, матрац, тетрадь, трос, тройка, тропик, трогать, матрос, метро, ситро, патрон, труд, трубка, трусики, трудный, ватрушка, петрушка, отрывок, осётры. б) Без ударения на слоге: образец: тр — а-ва, xu-mp — ость, о-тр — у-би. Трава, трамвай, трамплин, траншея, утро, тропа, Трофим, хитрость, тростник, труба, трусы, Трунов, отруби, гетры, метры, хитрый, осмотры, театры, отрывать.
в) Со стечением согласных в слоге: ОБРАЗЕЦ: завтр – а, стр – уна Завтра, завтрак, острая, быстрая, страх, страус, стража, страна, штраф, страница, строка, строгать, стройка, втроём, быстро, струя, струна, стружка, острый, пёстрый, центры, костры, министры. 2. С обратными слогами тр: ОБРАЗЕЦ: те-атр –
Театр, педиатр, Пётр, осётр, фетр, центр, метр, литр, министр, осмотр. 3. С прямыми слогами др: а) с ударением на слоге: ОБРАЗЕЦ: др – ан-ка, ква-др – ат. Драп, драка, дранка, квадрат, дрозд, ядро, ведро, бедро, Дро-нов, подросток, друг, вдруг, дружный, подруга. б) Без ударения на слоге: ОБРАЗЕЦ: др – у-гой, эска-др – а Пудра, выдра, вёдра, драчун, эскадра, дрова, дрозды, бодрость, мудрость, дрожать, другой, дружина, друзья, кадры, кедры, щедрый. Упражнение. Назвать предметы, изображённые на картинках.
Упражнение. Произносить (читать) предложения. образец: На тр — аве др — ова. Мы уезжаем завтр—а. У Петра много друзей. На траве не видно тропки. Отец потрошил осётра. Петрушка ест ватрушку. В трамвае сидят трое. У девочки пёстрые гетры. Трамвай везёт нас по центру. Завтра мы идём в театр. Матросы тянут трос. Трофим где-то на стройке. Один за другим матросы идут по трапу. Уважайте труд, любите труд. Подросток с трудом несёт ведро с водой. У метро кинотеатр для детей. Упражнение. Дополнить предложения по картинкам. Произносить (читать) предложения. Пётр увидел
Упражнение, Произносить (читать) текст.
После завтрака Иван Петрович выходит из дома. Утро чудесное. Иван Петрович ищет вёдра и зовёт сына Трофима. За ними идёт и Петруша. Они поливают капусту. По тропинке
носят вёдра. Иван Петрович носит по два ведра, а подростки — по ведру. Втроём они быстро полили капусту. ПРОИЗНЕСЕНИЕ ТВЁРДОГО ЗВУКА Р В ОБРАТНЫХ СЛОГАХ Упражнение. Произносить (читать) раскатистый звук р. ОБРАЗЕЦ: а—р—, о—р—, у—р—, ы—р —, я — р —, ё—р—, ю—р—, и—р—, е—р—,
ар—ор—ур—ыр ер—ир—юр—ер—яр ыр—ир—яр—ар ер—op—op—яр Примечание. Выключение голоса не допускается. Если вместо звука р слышится звукосочетание тр (др), это означает, что мышцы языка ещё не разработаны комплексом предыдущих упражнений. При произнесении звука р требуется большее уси- ыр—ур—ор—ар ар—яр—ор—ёр ер—ор—юр—ур ёр—ер—ир—юр лие со стороны мышц языка, так как опорный звук т(д) уже отсутствует. Следовательно, необходимо более тщательно тренировать произношение слов предложений со звукосочетаниями тр и др. Упражнение. Произносить (читать) слова. 1. С ударением на слоге. ОБРАЗЕЦ: хо – р –, а –р – -ка, фо – р – -точ-ка
Дата добавления: 2017-01-13; Просмотров: 320; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |