Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Подготовительные упражнения. Как медведь сам себя напугал




Как медведь сам себя напугал

Вошёл в тёмный лес медведь — хрустнула под тяжёлой ла­пой валежина. Испугалась белка на ёлке — выронила из ла­пок шишку. Упала шишка — угодила зайцу в лоб.

Вскочил заяц с лёжки — помчал в гущину. Наскочил на сойку, из-под кустов выпугнул. Сорока на глаза попалась — та крик подняла на весь лес.

Услышали лоси. Пошли лоси по лесу кусты ломать! Журав­лей на болоте вспугнули.

Тут остановился медведь, насторожил уши. Белка лопочет, сорока и сойка кричат, лоси кусты ломают, болотные птицы шумят. И позади кто-то топочет! Не уйти ли лучше?

Рявкнул медведь и дал стрекача.

Эх, знать бы ему, что позади-то заяц топотал, белка ему шишкой в лоб угодила!

Так сам себя медведь напугал.

(По Н. Сладкову)

 

 

ПОСТАНОВКА ЗВУКА Р


Нормальная установка при произнесении твёрдого звука р. 1) Кончик языка поднят к нёбу (альвеолам), боковые края языка прижаты к верхним коренным зу­бам. Под напором выдыхаемого воздуха, проходящего посредине языка, кончик языка вибрирует у альвеол.

2) Губы открыты.

3) Зубы разомкнуты.

 

4) На ладони, поднесённой ко рту, ощущается
сильная струя воздуха.

5) Звук р звонкий.

Упражнение для выработки напора воздуха. На­брав в лёгкие воздух, с силой дуть (а не просто вы­дыхать!) его, заставляя вибрировать губы. Воздух выдувать с включением голоса.

Примечание. Может быть следующая неточность: губы вибрируют без голоса.

Упражнения для языка. 1) Язык широко распла­стать и просунуть между зубами. Сильно выдувать воздух с включением голоса, заставляя вибрировать язык. Язык и губы при этом не напряжены. Ладонью руки, поднесённой ко рту, ощущается резкая холод­ная струя воздуха.


Примечание. Иногда при сильном напряжении губ язык плохо вибрирует или без включения голоса язык вибрирует беззвучно.

2) Цоканье, прищёлкивание языком. С перемен­ным темпом (то быстро, то медленно) щёлкать язы­
ком так, чтобы он всей своей массой вначале
присасывался на мгновение к нёбу, а затем падал бы
вниз. Расстояние между зубами должно быть не ме­нее полутора пальцев. Повторять упражнение.

Нижняя челюсть неподвижна. При правильном цоканье подъязычная связка («уздечка») растягива­ется и хорошо видна.

Примечание. Могут быть следующие неточно­сти:

а) язык лежит на дне рта и щёлкает вместе с
нижней челюстью;

б) губы и зубы из-за слабости мышц углов рта
раскрыты недостаточно: «уздечка» не видна или пло­хо видна.

3) Поднять язык к нёбу, до предела растянув
«уздечку». Расстояние между зубами полтора-два
пальца. Удержать язык в верхнем положении, пока
не набежит слюна. Повторить упражнение.

Примечание. При недостаточном раскрытии зубов «уздечка» слабо натягивается и цель упражнения не достигается.


ПРОИЗНЕСЕНИЕ ЗВУКА Р В ТВЁРДЫХ ЗВУКОСОЧЕТАНИЯХ ТР И ДР


Произнесение звукосочетания тр («трыканье»). Это упражнение можно прорабатывать с помощью пальцев, если без них эффект не достигается (в боль­шинстве случаев именно так).


Порядок упражнения. Поднять язык к нёбу, до предела растянув «уздечку». Затем большим и указа­тельным пальцами любой руки плотно прижать к нё­бу боковые края языка. Срединная часть языка и


 

 

 

 

«уздечка» должны оставаться нестиснутыми. Глубоко вдохнув, с силой выдувать воздух с включением го­лоса.

Язык «набухает», и слышится звукосочетание тж (у некоторых детей сразу получается сочетание тр). Зубы в упражнении открыты на расстоянии полутора-двух пальцев. Упражнение повторять много раз, постепенно увеличивая напор воздуха. Звукосочета­ние тж постепенно перейдёт в тр. Обязательно сле­дить за тем, чтобы кончик языка вибрировал и удерживался у нёба, а края языка прилегали бы к бо­ковым краям верхних зубов. Под напором сильной струи воздуха самопроизвольно получается вначале короткое тр-тр.

Примечание. 1) Пальцы схватывают «уздечку», и вибрации при выдувании воздуха не полу­чается.

2) Воздух проходит не вдоль языка, а в нос, по­
этому язык не «набухает» и не «трыкает».

3) Недостаточно сильная струя выдыхаемого воз­
духа.

4) Вместо звукосочетания тр слышится тл; это оз­
начает, что произвольно работает сам язык (рабо­
тать, т.е. вибрировать, язык должен под напором
сильной струи воздуха), язык же должен плотно при­
легать к нёбу и быть неподвижным.

5) Следует воздержаться от постановки звука
р по подражанию. При правильном произноше-


нии звука вибрирует кончик языка, а при неправиль­ном подражании очень часто начинает вибрировать либо «язычок» (увулярный звук р), либо корень языка, соприкасающийся с мягким нёбом (веляр­ный звук р). Если такое произношение у ребёнка появляется самопроизвольно, необходимо срочно принимать меры для устранения неправильного произношения. Исходя из этого, следует ограни­читься проведением артикуляционной гимнасти­ки. Конечно, возможность постановки в раннем возрасте не исключается, но это требует очень много времени.

В ряде случаев считается, что для постановки звука р (реже звуков ш—ж) необходима подрезка подъязычной связки («уздечки»). Однако это совер­шенно излишне. Причиной отсутствия звука р явля­ется слабость мышц языка и неразвитость «уздечки», вследствии чего язык не в состоянии подняться и прижаться к нёбу. Опытом работы установлено, что после проведения комплекса подготовительных уп­ражнений, приведённых в книге, мышцы языка развиваются, а «уздечка» растягивается, и необходи­мость её подрезки отпадает.

Упражнение. Раскатистое произнесение звукосо­четания тр. После закрепления произнесения корот­кого тр необходимо тренировать раскатистое длительное тр —вначале с помощью пальцев, а затем без пальцев.


Упражнение. Произносить (читать) слоги.

При произнесении слогов нельзя разрывать звукосочетание тр (др). Звук р, отделенный от звука т, сразу, без тренировочных упражнений, произнести невозможно, так как звук т (д) является опорой для удержания языка у нёба.


ОБРАЗЕЦ

тр — ы.


произнесения прямых слогов: тра,тро, тру,


 


тра—тро тро—тры


тра—тру тру—тры


тры—тра тру—тро


тро—тру тры—тро


 

 

ОБРАЗЕЦ произнесения обратных слогов:


атр —, отртр —, ятр —, ётр —, ютр —, етр —.


ытр —, итр —,


 


атр—отр—утр отр—ытр—утр ятр—ётр—ютр итр—етр—ятр ётр—етр—ятр


ытр—атр—отр атр—утр—ытр ютр—ётр—ятр етр—итр—ютр итр—ютр—етр


 


Если в прямых и обратных слогах слышится мяг­кое произношение (например, вместо слога тра слы­шится слог тря), это означает, что кончик языка смыкается с верхними зубами. Для предотвращения этого необходимо плоским концом ложечки упереться в верхние зубы (перпендикулярно), и кончик языка отодвинется немного в глубь рта.


Примечание. Допускается первоначальное мягкое произношение. Постепенно, по мере тренировки и объяснения разницы положения кончика языка при твёрдом и мягком р, мягкость произношения исчеза­ет. При мягком р (рь) кончик языка упирается в вер­хние передние зубы и более напряжён. При твёрдом р кончик языка поднят к альвеолам.


Упражнение. Произносить (читать) слова со звукосочетаниями тр и др. 1. С прямыми слогами тр: а) с ударением на слоге: образец: трan, те-традъ.

Травы, трап, трасса, травка, матрац, тетрадь, трос, тройка, тропик, трогать, матрос, метро, ситро, патрон, труд, трубка, трусики, трудный, ватрушка, петрушка, отрывок, осётры.

б) Без ударения на слоге:

образец: тра-ва, xu-mpость, о-тру-би.

Трава, трамвай, трамплин, траншея, утро, тропа, Трофим, хитрость, тростник, труба, трусы, Трунов, отруби, гетры, метры, хитрый, осмотры, театры, отрывать.


 

в) Со стечением согласных в слоге:

ОБРАЗЕЦ: завтр – а, стр – уна

Завтра, завтрак, острая, быстрая, страх, страус, стража, стра­на, штраф, страница, строка, строгать, стройка, втроём, быстро, струя, струна, стружка, острый, пёстрый, центры, костры, ми­нистры.

2. С обратными слогами тр:

ОБРАЗЕЦ: те-атр –

Театр, педиатр, Пётр, осётр, фетр, центр, метр, литр, ми­нистр, осмотр.

3. С прямыми слогами др: а) с ударением на слоге:

ОБРАЗЕЦ: др – ан-ка, ква-др – ат.

Драп, драка, дранка, квадрат, дрозд, ядро, ведро, бедро, Дро-нов, подросток, друг, вдруг, дружный, подруга.

б) Без ударения на слоге:

ОБРАЗЕЦ: др – у-гой, эска-др – а

Пудра, выдра, вёдра, драчун, эскадра, дрова, дрозды, бод­рость, мудрость, дрожать, другой, дружина, друзья, кадры, кед­ры, щедрый.

Упражнение. Назвать предметы, изображённые на картинках.


 





 


 

Упражнение. Произносить (читать) предложения.

образец: На траве дрова. Мы уезжаем завтр—а.

У Петра много друзей. На траве не видно тропки. Отец потрошил осётра. Петрушка ест ватрушку. В трамвае сидят трое. У девочки пёстрые гетры. Трамвай везёт нас по центру. Завтра мы идём в театр. Матросы тянут трос. Трофим где-то на стройке. Один за другим матросы идут по трапу. Уважай­те труд, любите труд. Подросток с трудом несёт ведро с во­дой. У метро кинотеатр для детей.

Упражнение. Дополнить предложения по картинкам. Произносить (читать) предло­жения.

Пётр увидел

 

Трофим поит лошадь из

осталась одна страница.
в

Упражнение, Произносить (читать) текст.

 

После завтрака Иван Петрович выходит из дома. Утро чу­десное. Иван Петрович ищет вёдра и зовёт сына Трофима. За ними идёт и Петруша. Они поливают капусту. По тропинке

 

носят вёдра. Иван Петрович носит по два ведра, а подростки — по ведру. Втроём они быстро полили капусту.

ПРОИЗНЕСЕНИЕ ТВЁРДОГО ЗВУКА Р В ОБРАТНЫХ СЛОГАХ

Упражнение. Произносить (читать) раскатистый звук р.


ОБРАЗЕЦ: а—р—, о—р—, у—р—, ы—р —,

яр —, ё—р—, ю—р—, и—р—, е—р—,


 


ар—ор—ур—ыр ер—ир—юр—ер—яр ыр—ир—яр—ар ер—op—op—яр

Примечание. Выключение голоса не допускает­ся. Если вместо звука р слышится звукосочетание тр (др), это означает, что мышцы языка ещё не разработаны комплексом предыдущих упражнений. При произнесении звука р требуется большее уси-


ыр—ур—ор—ар ар—яр—ор—ёр ер—ор—юр—ур ёр—ер—ир—юр

лие со стороны мышц языка, так как опорный звук т(д) уже отсутствует. Следовательно, необходимо более тщательно тренировать произношение слов предложений со звукосочетаниями тр и др.


Упражнение. Произносить (читать) слова. 1. С ударением на слоге.

ОБРАЗЕЦ: хо – р –, а –р – -ка, фо – р – -точ-ка




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-13; Просмотров: 320; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.042 сек.