Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные понятия и термины




ДИПЛОМНОГО ПРОЕКТА

II. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ

Приступая к подготовке написания дипломного проекта, необходимо ознакомиться с языком науки. В нем много сложных понятий, определений, терминов. От степени владения понятийным аппаратом науки зависит, насколько точно, грамотно и понятно студент - автор дипломного проекта может выразить мысль, объяснить тот или иной факт, сделать выводы или вступить в полемику с оппонентами.

Ниже приводится терминология, с которой студенту придётся работать в ходе написания дипломного проекта.

Актуальность темы - степень её важности в данный момент и в данной ситуации.

Концепция исследования - система научных взглядов на цели и задачи исследования и пути их решения.

Методология научного познания - учение о закономерностях, принципах, формах и способах научно-исследовательской деятельности.

Объект исследования – область социальной действительности (социальный процесс, сфера жизни, общность), содержащая проблему. В качестве объекта исследования при написании работы могут выступать различные учреждения (организации, предприятия, фирмы, крупные структурные подразделения) любой организационно-правовой формы в социальной сфере и в гостиничном и туристическом бизнесе (Например: объектом исследования в настоящем дипломном проекте является туристическая компания «КиС» (ООО ТК «КиС»)).

Предмет исследования – существенные свойства или отношения объекта исследования, познание которых важно для решения теоретических или практических проблем. В качестве предмета исследования могут выступать: структура, сфера деятельности по управлению учреждением (предприятием, организацией, фирмой) (Например: предметом исследования – является менеджмент в туристической компании ООО «КиС»). Предмет исследования может быть комплексным.

Объект и предмет исследования соотносятся между собой как общее и частное[1]. В объекте исследования в целях научной направленности выделяется та его часть (область), которая служит предметом исследования.

В дипломном проекте четко должны быть указаны цель проекта и задачи менеджмента, которые решает дипломник для достижения цели.

Цель исследования – это планируемый конечный результат. Цель должна быть конкретной. В производственной деятельности цель характеризуется достаточно однозначно (объем продукции, снижение затрат и т.д.). Основной конечной целью исследования систем управления является обеспечение эффективного, наилучшего использования потенциальных возможностей сил, средств и ресурсов для успешного и своевременного выполнения поставленных задач.

Примерные формулировки цели дипломного проекта: «выработать предложения по совершенствованию (развитию) …», «разработать рекомендации по повышению (улучшению) …», «проектирование (разработка) …» и т.п. (Например: цель дипломного проекта – повышение эффективности менеджмента туристической компании ООО «КиС» за счет внедрения информационной системы управления CRM).

Конечная цель исследования достигается выполнением широкого круга задач, решение которых и составляет содержание исследования. Задача – это некоторая совокупность вопросов, подлежащих решению, задание для решения. Конкретная производственная ситуация обычно порождает целый ряд разнообразных задач, требующих решения.

Научные задачи следует начинать со слов: «выявить …», «вскрыть …», «проанализировать …», «охарактеризовать …», «оценить …» и т.д. Наиболее значимыми являются следующие направления:

выявление основных факторов, вызывающих изменения в состоянии предмета исследования и оценка степени их влияния;

оценка состояния предмета исследования и выявление изменений в нем в пространственно-временном разрезе;

выявление резервов повышения эффективности функционирования предмета исследования.

Задачи должны быть решены с помощью современных методов менеджмента. Эффективность полученных решений должна быть подтверждена результатами расчетов основных экономических показателей для исследуемого объекта.

Научное исследование как таковое состоит в исследовании проблемных вопросов, предполагающем формулирование, разработку и проверку гипотез. Гипотезы применяются для ориентировки исследования, придания ему направленного характера. Гипотеза - это научно обоснованное предположение служащее для объяснения какого-либо факта, явления, которые на основе прежнего знания необъяснимы. Гипотеза еще не истина, свойством истинности она в представлении выдвинувшего ее исследователя не обладает. Гипотеза – это предположительно новое знание (его истинность или ложность требуется доказать), полученное путем экстраполяции старого знания и, в то же время, порывающее с ним. Сохраняя определенную преемственность в отношении прошлого знания, гипотеза должна содержать принципиально новое знание.

Для познания управленческих процессов необходимо определить подходы и методы их исследования. Подход - направление научного познания, метод - от греческого methodos - путь к чему-либо - способ достижении какой-либо цели, решения конкретной задачи; или же совокупность приемов освоения действительности.

Понятие «метод исследования» многопланово. По своей сущности это способ мышления. Он основан на использовании проверенных практикой знаний для исследования конкретных событий и на применении установленных закономерностей к изучению еще не познанных явлений. По содержанию - это, отражение существенных сторон и связей объективно существующего мира. По форме метод исследования выступает как совокупность общих правил познания, выработанных исходя из практической и теоретиче­ской деятельности человечества. Применение того или иного метода в каж­дом случае определяется рядом условий. Первое из них - цель и характер задач, решаемых исследователем. Второе — наличие материально- технической и источниковой базы, на основе которой ведется исследование. Третье условие - состояние знаний по той или иной проблеме, квалифика­ция и опыт исследователя.

Методы научного исследования можно разделить на три группы: все­общий философский метод, общенаучные методы познания, специальные методы исследования.

Всеобщий метод познания - диалектика, включающая ее законы, кате­гории и принципы в качестве эффективного орудия познавательной деятель­ности, составляет основу всей системы методов, применяемых в любом ис­следовании. Он помогает исследователю научно подойти к решению постав­ленной проблемы, выбрать правильное направление в работе, раскрыть сущ­ность явления, закономерности его развития.

Среди общенаучных методов исследования, особое место занимают ис­торический и логический методы. При этом необходимо учитывать, что в исследовании не всегда применима проверка путем непосредственного на­блюдения, постановки эксперимента, идентичного его повторения и т.д. Важнейшая роль в познании управленческих процессов принадлежит мето­дам индукции и дедукции, анализа и синтеза, сравнения и обобщения, абст­рагирования, аналогии.

Невозможно обойтись в дипломном проекте без таких социологических методов как: опрос (анкетирование, интер­вью, экспертный опрос, социометрический опрос, социологическое тестиро­вание); наблюдение (стандартизированное и свободное, включенное и не включенное, открытое или инкогнито, лабораторное или полевое); анализ документов (традиционный, формализованный, контент-анализ).

Доказательность теоретических выкладок в современных условиях считается достаточной и полной только при условии совместного использования логических методов с методами математическими. При изучении систем управления принципиальное методологическое значение имеет комплексный подход. Это объясняется тем, что всякое социальное явление многогранно.

 

Методы исследования или решения задач исследования - инструмент получения фактического материала или достижения поставленной цели. Решения могут быть управленческими, экономическими, финансовыми, статистическими и т.п.

Общие методы научного познания обычно делятся на три группы:

1. Методы эмпирического исследования (наблюдение, сравнение, измерение, эксперимент и т.п.).

2. Методы, используемые, как на эмпирическом, так и на теоретическом уровнях исследования (анализ и синтез, моделирование и др.).

3. Методы теоретического исследования (от абстрактного - к конкретному, от частного к общему, от простого к сложному и др.).

Методологические источники исследования – труды представителей классической науки, ведущих отечественных и зарубежных учёных. Результаты научной методологической практики (отчеты научных конференций, конгрессов и др., труды коллективов НИИ, результаты НИР и НИОКР).

Границы исследования должны быть достаточными для глубокого анализа разрабатываемой темы. Рекомендуется указывать в границах: что является главным, а что сопутствующим в исследовании; что используется в труде из ранее разработанного, но необходимого для решения проблемы; что сознательно не рассматривается и по каким причинам.

Выводы - краткое изложение новых, полученных в исследовании существенных результатов, составляющих теоретическое и практическое значение проведенной исследовательской работы дипломником.

Текст дипломного проекта должен отличаться логичностью. Законы логики требуют, чтобы в ходе изложения все понятия и суждения носили однозначный характер, исключающий двусмысленность и неопределённость. Отождествление различных понятий, категорий представляет собой одну из наиболее распространённых логических ошибок в дипломной работе (например, подмена понятий: предпринимательства – бизнесом, дохода - прибылью и т.д.).

Если в дипломном проекте есть подмена понятий, то это, в принципе, означает изменение предмета исследования. Такой проект следует переработать и представить на кафедру повторно.

Закон достаточного основания, как закон логики, требует, чтобы всякое суждение, которое высказывается в дипломной работе, было обосновано, т.е. всякая мысль должна в достаточной степени аргументироваться (доказательства обоснованности приводимых суждений).

Обязательным условием является соответствие характера решаемых студентом научных задач теме дипломного проекта по специальности «Менеджмент организации». В случае если декларированная цель исследования не достигнута, дипломный проект к защите не допускается.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-13; Просмотров: 229; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.