Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 1. История как наука




ВВЕДЕНИЕ

 

В Курганской государственной сельскохозяйственной академии по циклу общегуманитарной подготовки на изучение курса «Отечественная история» отводится один семестр. Свою главную задачу авторский коллектив видел прежде всего в том, чтобы дать студентам вуза необходимый объем систематизированных знаний по отечественной истории, расширить базовые представления, полученные ими в средней общеобразовательной школе о характерных особенностях исторического пути, пройденного Российским государством и населяющими его народами, выявить место и роль нашей страны в истории мировых цивилизаций. Эта задача и обусловила структуру методических указаний.

Методические указания включают 17 тем, составленных по проблемно-хронологическому принципу. В каждой теме для изучения предложены задания для самостоятельной работы (вопросы для самоконтроля), тематика докладов, сообщений и рекомендуемая литература. Вопросы для самостоятельной работы могут использоваться для тематической (по мере изучения материала) и итоговой проверки знаний студентов.

При составлении методических указаний был предусмотрен различный уровень сложности вопросов для самоконтроля с учетом разного уровня подготовленности студентов. Контрольные задания нацелены на активизацию познавательной деятельности студентов, закрепление знаний путем усвоения причинно-следственных связей исторических явлений, особенностей их протекания в различные исторические эпохи.

Учитывая то, что параллельно с отечественной историей студенты вуза изучают учебный курс «Культурология», в котором значительное внимание уделено проблемам влияния культуры, науки и техники на развитие отечественной и мировой цивилизации, а также, учитывая предельно сокращенный объем часов на изучение отечественной истории, вопросам развития отечественной науки и культуры в методических указаниях уделено меньше внимания.

В пособии также указаны темы рефератов и контрольных работ для заочников, которые могут изменяться и дополняться. Успешному усвоению отечественной истории будут способствовать:

Ø внимательное прослушивание и конспектирование лекций;

Ø тщательное изучение соответствующих тем в учебной литературе;

Ø просмотр и анализ статей по изучаемой теме в периодической печати;

Ø обязательное посещение семинарских занятий и активное участие в них;

Ø написание реферата (контрольной работы) по теме, имеющий проблемный, дискуссионный характер.

Раздел I. ВВЕДЕНИЕ В ИЗУЧЕНИЕ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ИСТОРИИ

 

Сущность, формы, функции исторического знания. Методы и источники изучения истории. Понятие и классификация исторического источника. Отечественная историография в прошлом и настоящем: общее и особенное. Методология и теория исторической науки. История России – неотъемлемая часть всемирной истории.

Вопросы

1. Предмет и задачи истории как науки. Основные функции исторического знания.

2. Формационный и цивилизационный подходы в историческом познании.

3. Отечественная историческая наука: прошлое и настоящее.

4. История России – неотъемлемая часть всемирной истории.

 

Вопросы для самоконтроля

1. Кто считается «отцом исторической науки»?

2. Назовите первого русского историка, летописца, автора «Повести временных лет».

3. Что такое «формация»? Кто является основоположником формационного подхода к изучению истории общества?

4. Дайте определение понятия «цивилизация». Назовите признаки и типы цивилизаций.

5. Определите положительные и отрицательные стороны формационного и цивилизационного подходов к изучению истории общества.

6. Имена каких русских историков XIX века вам известны? Какой вклад внесли они в развитие исторической науки?

7. Что такое Россия: а) самобытная цивилизация; б) часть восточной цивилизации; в) часть европейской цивилизации? Приведите ваши аргументы.

8. Согласны ли Вы с мнением Р. Киплинга: «Восток есть Восток. А Запад есть Запад и вместе им никогда не сойтись»?

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-13; Просмотров: 304; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.