Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Модернистские течения в русской поэзии начала XX века




Практические занятия №10-11

Практическое занятие №9

Драматургия А. Блока

Практическое занятие №8

Театр в жизни и творчестве Блока.

Споры вокруг пьесы "Балаганчик".

Идейная концепция "Балаганчика".

Полемика Блока с эстетикой символизма и попытка воскресить в "Балаганчике" театр маски, марионетки, куклы.

Развитие образа Незнакомки в поэзии (в стихотворениях "Твое лицо бледней, чем было", "Там дамы щеголяют модами", "Там, в ночной завывающей стуже", "Шлейф, забрызганный звездами", "Незнакомка") и в пьесе "Незнакомка".

Идейно-художественное единство лирической трилогии Блока, ее жанровое и стилевое своеобразие.

Роль драматургии Блока в развитии символистской драмы и театра.

Литература

Блок А. Стихи: Твое лицо бледней, чем было, Там дамы щеголяют модами, Там, в ночной завывающей стуже, Шлейф, забрызганный звездами, Незнакомка; пьесы Балаганчик, Незнакомка.

1. Соловьев Б. Поэт и его подвиг. М., 1971. С. 179-190, 365-375.

2. Федоров А.В. Театр Блока и драматургия его времени. Л., 1972. С. 41-86.

3. История русской литературы XX век. Серебряный век. М., 1995. С. 369-374.

4. Фролов В. Судьбы жанров драматургии. М., 1979. С. 135-153.

Роман А. Белого "Петербург"

Замысел, история создания и публикации романа.

Проблематика романа.

Образная система романа.

"Петербургский текст" русской литературы и образ Петербурга в романе.

Изображение революции и революционеров.

Стилевое своеобразие романа.

Литература

1. Белый А. Петербург. М., 1994. Здесь же см. Пискунова С.И., Пискунов В.М. Комментарии. С. 436-463 или издание Белый А. Петербург. Стихи. М., 1998. См. Здесь же Орлицкий Ю.Б. Комментарии. С. 427-455.

2. Русская литература конца XIX-начала XX вв. 1908-1917. М., 1972. С. 279-286.

3. Бердяев Н. О русских классиках. М., 1993. С. 310-317.

4. Долгополов Л. Андрей Белый и его роман "Петербург". Л., 1988. Гл. III "Петербург". С. 198-340.

5. Топоров В.Н. "Петербург и "петербургский текст" в русской литературе // Белый А. Петербург. Стихи. М., 1988. С. 598-613.

Задание: познакомиться с литературными манифестами сим­волистов, акмеистов, футуристов (Хрестоматия), прочитать сти­хотворения В. Брюсова, К. Бальмонта, Ф. Сологуба, А. Белого, С. Городецкого, О. Мандельштама, М. Кузьмина, А. Ахматовой, В. Хлебникова, В. Каменского, И. Северянина (по любому изд. хрестоматии сост. Н.А. Трифоновым).

1. Символизм, его теория и практика. Старшие и младшие символисты.

2. Идейно-эстетическая программа акмеизма, его предста­вители.

3. Русский футуризм, его программа и группировки, отли­чия от итальянского футуризма.

4. Творчество А. Ахматовой до Октября. (Сообщение сту­дента).

5. Творчеству А. Белого до Октября. (Сообщение студента).

6. Творчество В. Хлебникова. (Сообщение студента).

7. Творчество И. Северянина. (Сообщение студента).

Литература

Русская литература XX века. Дооктябрьский период. Хрестоматия. Соста­витель Н. А. Трифонов.—М.: 1962 или последующие издания.

Тагер К. К. Возникновение модернизма. - В кн.: Русская литература кон­ца XIX - начала XX в. Девяностые годы. -М.; 1968.

Соколов А. Г. История русской литературы конца XIX — начала XX ве­ка. М., 2000, с. 219-364.

Михайловский Б. В. Символизм. В кн.: Русская литература конца XIX начала XX в. 1901—1907. - М.: 1971.

История русской литературы. ХХ век. Серебряный век. М.: 1995.(Гл. П, 1Х, Х).

Литература для сообщений

Павловский А. Анна Ахматова. Очерк творчества. М.: 1966.

Добин Е. С. Поэзия Анны Ахматовой. Л.: 1968.

Хмельницкая Т. Поэзия Андрея Белого. В кн.: А. Белый. Стихотворения и поэмы. «Библиотека поэта». Большая серия. -М.-Л.: 1966.

Степанов Н. Вступит. статья в кн.: Хлебников В. В. Стихотворения и поэмы. «Библиотека поэта». Малая серия.—Л.: 1960.

Михайловский Б. В. И. Северянин. В кн.: Михайловский Б. В. Литература XX века. М.: 1939. с. 346- 348.

Орлов В. Перепутья. Из истории русской поэзии начала XX века. - М., 1966. с. 71-87.

История русской литературы. ХХ век. Серебряный век. М.: 1995

Коллоквиум 2 (Заключительный)

1. Дооктябрьское творчество М. Горького и его роль в развитии послеоктябрьской литературы.

2. Традиции А. Блока в советской поэзии.

3. Судьба критического реализма начала XX века после Октября.

4. Роман М. Горького «Мать» и современность.

5. Важнейшие отличия дооктябрьской социалистической литературы от послеоктябрьской.

6. Судьба творчества И. Бунина в советском литературо­ведении.

7. Назовите и раскройте важнейшие причины кризиса рус­ского символизма.

8. Судьба творчества Л. Андреева в советском литературо­ведении.

9 Завоевания и просчеты русского символизма.

10. Почему все модернистские течения начала XX века за­рождались и оформлялись прежде всего в поэзии?

11. Какими сторонами своего творчества В. Брюсов и А. Блок выходили за рамки символизма? (Раскройте на примере кон­кретных произведений).

12. Что отделяло поэзию А. Ахматовой от поэзии акмеизма?

13. Традиции поэзии Н.Гумилева в поэзии 1920-50-х годов.

14. Назовите три основных отличия стиля символистских и акмеистских манифестов от манифестов кубофутуристов.

15.Роль поэзии И.Анненского в развитии поэзии ХХ века.

16.Экспериментальное начало в нереалистической поэзии (дать характеристику по трем течениям).

1У.ТЕМЫ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ИЗУЧЕНИЯ
ТВОРЧЕСТВО А. С. СЕРАФИМОВИЧА (1863—1949)

Первые «северные» рассказы Серафимовича 80-х гг. Исполь­зование писателем «экзотического» северного материала для вы­явления общественного неравенства, построение сюжета на со­циальных противопоставлениях («На льдине»). Образ Сороки в этом рассказе как начало галереи людей труда. Глубокое сочувствие угнетенному народу, реалистически точное воспроиз­ведение народного быта, поиски положительного героя в на­родной среде как начала, сближающие раннее творчество Серафимовича с традициями Г. Успенского, А. Левитова, Ф. Решетникова. Воздействие Короленко на раннее творчество Серафимо­вича: создание предельно драматических ситуаций, ставящих героя в экстремальные условия, пейзаж, подчеркивающий на­пряженность борьбы героя со стихией.

Появление темы рабочего класса в рассказах 90-х годов («Маленький шахтер», «Стрелочник», «Сцепщик»). Профес­сиональная принадлежность героя, изображение его производ­ственного труда как попытка наследовать традиции жанра «фи­зиологического очерка». Обыденность сюжетов и конфликтов этих рассказов как отражение реальных жизненных противо­речий. Лаконизм, внутренний драматизм, скупость внешних выразительных средств, скрытая публицистичность рассказов Гуманизм Серафимовича, трактовка темы рабочего класса с общедемократических позиций.

Сближение Серафимовича с Горьким в конце 90-х гг., дея­тельность в книгоиздательстве «Знание», советы Горького Сера­фимовичу рисовать пролетариат не только страдающим, но и как силу, выходящую на борьбу.

Восставший народ и сознательный пролетарий как главные герои прозы Серафимовича периода революции 1905 1907 гг. («У обрыва», «На Пресне», «Бомбы»). Духовное прозрение жен­щины из народа («Бомбы»), несгибаемая стойкость восставшего народа («На Пресне»), единство народа («У обрыва»). Пере­несение внимания автора с быта и труда рабочих на процессы зарождения и развития революционного сознания, смена произ­водственно-бытовых конфликтов конфликтами мировоззренче­скими, идеологическими. Исторический оптимизм рассказов о перввой русской революции. Изменение стиля писателя в расска­зах этот периода: широкое вхождение революционной романтики, экспрессивность повествования, символика ситуаций, пейза­жа, деталей, лейтмотивное построение рассказов, их кольцевая композиция, углубление психологизма, нацеленного на раскры­тие социальной психологии, повышении роли полилога как главного средства создания «многоголосия массы». Произведе­ния Серафимовича о революции в сравнении с горьковскими произведениями 1903—1907 гг. («Бомбы» —«Мать», «На Прес­не», «У оврага» -«Враги»).

Художественное исследование Серафимовичем психологии обывателя-собственника в повести «Пески» (1908). Исследова­ние социально-психологических корней мещанского ренегатства и губительного влияния собственности на душу и судьбу че­ловека. Социальная обусловленность духовной гибели человека, попавшего в сеть буржуазных отношений. Символический образ песков и его роль в повести. Симметричность конфликта и сюже­та повести, скрытая полемика с модернистским прославлением аморализма и эгоизма личности. Философский смысл повести.

Роман «Город в степи» как крупнейшее дооктябрьское про­изведение писателя. Художественное выявление в романе не­примиримых классовых конфликтов между буржуазией и проле­тариатом. Отражение истории России 1880—1890 гг. в романе (капитализация промышленности, возникновение новых соци­альных отношений, рост рабочего движения, смыкание хищни­ческих устремлений буржуазии с интересами либеральной интел­лигенции, неотвратимость крушения буржуазного миропорядка). Система образов романа как отражение классовых противо­речий русской действительности. Духовное и физическое вырож­дение русской буржуазии в характере Захара Короедова. Идейно-художественное значение массовых сцен в романе. Бли­зость Серафимовича и Горького в трактовке темы капитализма, судеб буржуазной интеллигенции и пролетариата. Широта и многоплановость сюжета. Осложнение романа натуралистиче­скими чертами (образы Захара Короедова и Кары). Новые стилевые качества романа (широта социально-исторического фона, социальная проницательность и глубина психологическо­го анализа, мастерство в создании коллективного образа массы, динамичность сюжета) как предвестие стиля романа «Железный поток».

Пролетарская поэзия 1890—1917 гг.

Русская рабочая революционная поэзия 1890 - 1917 гг. как выражение революционной практики пролетариата, как вопло­щение его формирующихся социально-политических и эстетиче­ских идеалов. Истоки этой поэзии — борьба рабочего класса и изображение его тяжелой доли. Появление в пролетарской поэзии второй половины 90-х гг. отчетливо выраженной социа­листической направленности благодаря творчеству професси­ональных революционеров Г. Кржижановского, Л. Радина, А. Богданова и др. Выдвижение в их поэзии образа сознатель­ного пролетария как главного героя.

Формирование стилевой системы пролетарской поэзии: тради­ции гражданской лирики, высокая романтическая патетика как ведущая черта стиля, соединение реализма с революционной романтикой, широкое использование аллегорических и обобщен­ных образов. (Стихотворения «Варшавянка», «Беснуйтесь, ти­раны» Г. Кржижановского, «Смело, товарищи, в ногу» Л. Радина, «Язычница» Е. Нечаева и др.).

Пролетарская поэзия периода первой русской революции. Рост конкретно-политического содержания, пафос протеста, про­славление свободы и дерзости революционной борьбы в стихо­творениях «Гутарям» Е. Нечаева. «Песня пролетариев» А. Бог­данова, «Дерзости слава», «Смолкли залпы запоздалые», «Ты говоришь, что мы устали» Е. Тарасова и др.

Противостояние в эпоху реакции 1908—1914 гг. пролетарской поэзии «литературе распада», формирование в 10-е годы про­летарской поэзии в самостоятельное течение социалистической литературы.

Роль Горького в развитии пролетарской поэзии, пролетар­ская поэзия на страницах большевистских газет «Правда» и «Звезда».

Рождение в пролетарской поэзии 1890-1917 гг. русской массовой революционной песни. («Варшавянка», «Беснуйтесь, тираны» Г. Кржижановского, перевод «Интернационала» на русский язык А. Коца, «Смело, товарищи, в ногу» Л. Радина, «Мы кузнецы» Ф. Шкулева, «Мои песни» А. Гмырева и др.).

Творчество Д. Бедного (1883—1945)

Демьян Бедный как крупнейший представитель пролетарской поэзии. Глубокое знание жизни народа, защита его интересов, тесная связь с народным творчеством как истоки его популяр­ности. Приход Бедного в большевистскую газету «Звезда» как начало нового этапа творчества, пафосом которого стала борь­ба за осуществление социалистического идеала. Басня как основ­ной жанр поэзии Бедного 10-х годов. («Лапоть и сапог», «Клар­нет и рожок», «Пушка и соха» и др.), ее основные особенности (точность и простота, аллегоричность образов, ясность и до­ходчивость сюжета, опора на фольклорные традиции и тради­ции басни Салтыкова-Щедрина, превращение традиционной для басни дидактической концовки в политический лозунг, концов­ку-призыв). Достижение политической злободневности басни с помощью эпиграфов, взятых из газет и политической хроники.

Обогащение жанрового репертуара поэта в годы первой ми­ровой войны: появление сказки, частушки, песни, политического памфлета, эпиграммы.

«Мой стих» как поэтический манифест предоктябрьского творчества.

Итоговое произведение дооктябрьского творчества Бедного - стихотворная повесть «Про землю, про волю, про рабочую долю». Сюжет, проблематика, жанровое своеобразие поэмы.

Творчество В. В. Вересаева (1867—1945)

Дооктябрьское творчество Вересаева—летопись идейной жизни русской демократической интеллигенции 90—900-х гг. Мировоззренческие, идейные, духовные искания русской интел­лигенции как главная тема творчества писателя. Повесть «Без дороги» как художественная история драмы народнической ин­теллигенции. Повесть «Поветрие» — отражение процессов ста­новления марксистской идеологии как наиболее значительной тенденции общественной и идейной жизни страны.

Повесть «На повороте» как вершинное достижение прозы Вересаева. Идейная борьба революционного марксизма и реви­зионизма в повести. Отражение этой борьбы в образной системе и

сюжете повести. Противопоставление как принцип раскрытия характеров. (Таня, Сергей, Балуев— Токарев).

Идеологический конфликт как основной в повестях Вереса­ева, исследование писателем в первую очередь идеологических, нравственно-психологических сторон характеров. Сближение по­вестей Вересаева с идеологическим романом И. Тургенева. Философско-эстетичсские проблемы книги «Живая жизнь», спор с Д. Мережковским в истолковании творчества Л. Толстого и Ф. Достоевского. Переводческая деятельность В. Вересаева

РОМАН А.БЕЛОГО «ПЕТЕРБУРГ» КАК ОБРАЗЕЦ

СИМВОЛИСТСКОГО РОМАНА

История создания и публикации романа (отказ редактора ж. «Русская мысль» П.Б.Струве напечатать роман несмотря на предварительную договоренность с А. Белым и просьбы В. Брюсова).Поэтика первоначальных заглавий романа - «Тени», «Злые тени», «Адмиралтейская игла», «Путники», «Лакированная карета». Окончательное определение заглавия романа В.Ивановым. Место романа «Петербург» в задуманной А.Белым трилогии «Восток или Запад» и связь с предшествующей повестью «Серебряный голубь». Образ Петербурга и его связь с литературным мифом о Петербурге Пушкина, Гоголя Достоевского и других писателей. Место и роль Петербурга в истории России. Судьба Петербурга и петербургского начала, философия русской и мировой истории в романе. Изображение революции 1905 г. и революционеров в романе. «Петербург» как «астральный роман» (Н.Бердяев). Аполлон Аполлонович и Николай Аполлонович как два поколения и два взаимосвязанных и противопоставленных начала. Поэтика романа, его ассоциативный фон.

В связи с большой сложностью восприятия и понимания романа при его изучении рекомендуется прочитать статью Н.Бердяева «Астральный роман (Размышления по поводу романа А. Белого «Петербург») в кн.: Н.Бердяев О русских классиках. М: 1993 и главу Ш «Петербург» в кн.: Л.Долгополов «Андрей Белый и его роман «Петербург». Л.: 1988.

У. СПИСОК СТИХОТВОРЕНИЙ ДЛЯ ЗАУЧИВАНИЯ НАИЗУСТЬ

(Стихотворения в течение семестра сдаются преподавателю и лаборанту, на экзамен студент приходит со списком сданных стихотворений. Эта работа учитывается при определении экзаменационной оценки).

Горький М. Песня о Соколе, отрывок «Блестело море, все в ярком свете.» до...Безумству храбрых поем мы песню!...», Песня о Буревестнике. (Одно из двух стихотворений по выбору студента).

Бедный Д. Мой стих.

Радин Л. Смело, товарищи, в ногу. Одно стихотворение пролетарских поэтов

Кржижановский Г. Варшавянка. по выбору

Шкулев Ф. Мы кузнецы.

Брюсов В. Сонет к форме, Юному поэту.

Блок А. Предчувствую Тебя..., Фабрика, Россия (Опять, как в годы золотые), О доблести, о подвигах, о славе, Незнакомка, О весна, без конца и без краю, О, я хочу безумно жить.

Маяковский В. Скрипка и немножко нервно.

БУНИН И. Родине, Одиночество.

Соловьев Вл. Бескрылый дух, землею полоненный.

Бальмонт К. Я в этот мир пришел, чтоб видеть Солнце.

Сологуб Ф. В поле не видно ни зги.

Белый А. Отчаянье, Из окна вагона.

Анненский И. Третий мучительный сонет.

Гумилев Н. У камина, Дон-Жуан.

Ахматова А. Ты письмо мое, милый, не комкай, Столько просьб у любимой всегда.

Хлебников В. Свобода приходит нагая.

Северянин И. Весенний день

У1.ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА ПО КУРСУ

1.Тексты художественных произведений

Горький М. Макар Чудра, Старуха Изергиль, Челкаш, Коновалов, Супру­ги Орловы, Песня о Соколе, Песня о Буревестнике, Фома Гордеев, Мещане, На дне, Дачники или Дети солнца, Мать, Страсти-мордасти, Детство, В людях, О карамазовщине.

Серафимович А. На льдине, Маленький шахтер. Пески, Бомбы.

Бедный Д. Лапоть и сапог. Кларнет и рожок, Свеча, Дом, О Демьяне Бедном, мужике вредном, Мой стих.

Куприн А. Олеся, Молох, Поединок, Гамбринус, Гранатовый браслет Суламифь, Штабс-капитан Рыбников, Колесо времени, Юнкера.

Бунин И. Стихотворения: Деревенский нищий. Родине, Оттепель, Одино­чество, Листопад, У птицы есть гнездо; Вести с Родины, Танька, Антоновские яблоки. Деревня, Сухо­дол, Господин из Сан-Франциско. Чаша жизни, Братья, Захар Воробьев, Косцы, Окаянные дни, Жизнь Арсеньева.

Андреев Л. Петька на даче, Баргамот и Гараська, Жили-были, Жизнь Василия Фивейского, Рассказ о семи повешенных, Красный смех, Губернатор, Тьма, Жизнь человека, Савва.

Вересаев В. Без дороги. Поветрие, На повороте, Живая жизнь.

Брюсов В. Творчество, Юному поэту. Сонет к форме, Работа, Каменщик, Ассаргадон, Антоний и Клеопатра, Кинжал, Грядущие гунны. Конь блед, Довольным, Городу, Хвала человеку, статьи: Предисловие к сборнику «Русские символисты», Предисловие к первому изданию книги «Chefs doeuvre», Поэзия Владимира Соловьева, Ключи тайн см в кн.: В.Брюсов «Среди стихов. 1894-1924». М.:1990.

Блок А. Гамаюн, птица вещая. В те дни, когда душа трепещет, Душа молчит. В холодном небе, Предчувствую Тебя. Года проходят мимо, Я, отрок, зажигаю свечи, Вхожу я в темные храмы. Фабрика, Барка жизни встала, Незнакомка, Митинг, О, весна, без конца и без краю, Сытые, О доблестях, о подвигах, о славе. На железной дороге. Перед судом. Ямбы (цикл). Россия, Русь, Девушка пела в церковном хоре, На поле Куликовом, Русь моя, жизнь моя, Ночь, улица, фонарь, аптека, О, я хочу безумно жить, Коршун, Соловьиный сад, Возмездие, Балаганчик, Незнакомка (пьеса), статьи: Краски и слова, Ирония, Народ и интеллигенция, Душа писателя, О современном состоянии русского символизма.

Мережковский Д. Христос и антихрист (роман «Юлиан Отступник»), статья «О причинах упадка и о новых течениях современной русской литературы».

Гумилев Н. Стихотворения: Я конквистадор в панцире железном, Песнь Заратустры, Жираф, Носорог, Озеро Чад, Капитаны, Дон-Жуан, У камина, Невольничья, Памяти Анненского, Пятистопные ямбы, Наступление, Я вежлив с жизнью современною, Слово, Заблудившийся трамвай; статьи «Наследие символизма и акмеизм», «Читатель».

Ахматова А. Стихотворения из сборников «Вечере», «Четки». В ее кн.: Бег времени.- М.-Л.; 1965.

Мандельштам О. Стихотворения: Дано мне тело - что мне делать с ним, Silentium, Я вздрагиваю от холода, Царское село, Старик, Петербургские строфы, Домби и сын, Ахматова, О временах простых и грубых, Посох, Бессонница. Гомер. Тугие паруса, Соломинка. Статьи «Утро акмеизма», «Письмо о русской поэзии».

Анненский И. Стихотворения: Поэзия, Третий мучительный сонет, Листы, В дороге, Смычок и струны, Среди миров, Старые эстонки, Прерывистые строки.

Бальмонт К. (Стихотворения из сб.: Будем как солнце. В кн.: Бальмонт К. Стихотворения. М.-Л.: 1969, статья «Элементарные слова о символической поэзии».

Белый А. Стихотворения из сб.: Пепел. В кн.: Белый А. Стихотворения и поэмы. М.-Л.: 1966, р-н «Петербург», статьи из кн.: А.Белый Символизм как миропонимание. М.: 1994.

Иванов Вяч. Стихотворения: Русский ум, Тризна Диониса, Красота, Зарница, Поэты духа, Прозрачность, Ты - море, Кочевники красоты, Палачам, Вызывание Вакха, цикл «Золотые завесы», Подстерегателю, Александру Блоку, статьи из кн.: Вяч. Иванов Родное и вселенское.М.: 1994.

Ницше Ф. Рождение трагедии из духа музыки (любое издание).

Розанов В. Несовместимые контрасты жития. М.: 1990. (статья «О символистах»).

Сборник «Вехи». «Интеллигенция в России». М.: 1991 или другие издания.

Сологуб Ф. О Смерть! Я твой, Из мира чахлой нищеты, В поле не видно ни зги. Люблю блуждать я над трясиною. Плененные звери. Искали дочь (все эти стихотворения см. по Хрестоматии), роман «Мелкий бес».

Соловьев Вл. Стихотворения: Вся в лазури сегодня явилась, У царицы моей есть высокий дворец, Близко, далеко, не здесь и не там, В тумане утреннем неверными шагами, Бескрылый дух, землею полоненный, Бедный друг, истомил тебя путь, Ex oriente lux, Милый друг, иль ты не видишь, Панмонголизм, Пародии на русских символистов; Das Ewig-Weibliche, поэма «Три свидания», статьи: Общий смысл искусства, Смысл любви, Идея сверхчеловека, Три разговора о войне, прогрессе и конце всемирной истории.

Хлебников В. Стихотворения и поэмы.—М.: 1960.

Северянин И. Из «Пролога», Интродукция, Весенний день, Эгополонез.

Ленин В.И. Партийная организация и партийная литература.

Кржижановский Г. Варшавянка, Беснуйтесь, тираны.

Радин Л. Смело, товарищи, в ногу.

Шкулев Ф. Мы кузнецы...

УП.Учебники и учебные пособия

Бердяев Н. О русских классиках. М., 1993.

Смирнова Л. А. Русская литература конца Х1Х – начала XX века. М.; 2001.

Соколов А. Г. История русской литературы конца XIX — начала XX ве­ка.. Изд. 4-е— М.: 2000.

История русской литературы. В 10 т.— М.; 1954, т. 10.

Михайловский Б. В. Русская литература XX века.— М.: 1939.

Русская литература ХХ века. Школы. Направления. Методы творческой работы. (Под ред С.И. Тиминой) СПб. 2002. (Главы 1-3).

Русская литература рубежа веков (1890-е – начало 1920-х годов. В 2-х книгах. М., 2000, М., 2001.

Русская литература конца XIX — начала XX века. Девяностые годы.— М., 1968.

История русской литературы. ХХ век. Серебряный век. Под ред. Ж.Нива и др. М., 1995.

Марков Вл. О свободе в поэзии. Статьи. Эссе. Разное. Пб. 1994.

Русская литература конца XIX—начала XX века. 1901—1907.—М., 1971.

Русская литература конца XIX - начала XX века. 1908—1917.—М.; 1972.

Литературно-эстетические концепции в России конца XIX — начала XX ве­ка.-М.: 1975.

Петров С. М. Возникновение и формирование социалистического реализ­ма.— М., 1970.

Келдыш В. А. Русский реализм начала XX века.—М.; 1975.

Развитие реализма в русской литературе.—М., 1974, т. 3.

Орлов В. Л. Перепутья. Из истории русской поэзии начала XX века. М.: 1976.

Русская литература XX века. Дооктябрьский период. Хрестоматия. Соста­витель Н. А. Трифонов (любое издание).

УШ. Монографии и статьи

Айхенвальд Ю. Силуэты русских писателей. М.: 1994. (Статьи о поэтах и прозаиках изучаемого периода).

Колобаева Л.А. Концепция личности в русской литературе рубежа Х1Х-ХХ веков. М., 1990.

Долгополов Л. На рубеже веков. О русской литературе конца Х1Х - начала ХХ века. Л.: 1977.

Баран Х. Поэтика русской литературы начала ХХ века. М.: 1993.

Михайловский Б.В. Избранные статьи о литературе и искусстве. М.: 1969.

Бугров Б.С. Русская драматургия конца Х1Х - начала ХХ века. М.: 1979.

Михайловский Б. Драматургия Горького эпохи первой русской революции.— М.; 1955.

Бурсов Б. Роман Горького «Мать» и вопросы социалистического реализма. М.; 1955.

Волков А. Творческий путь Серафимовича.—М., 1963.

Жирмунский В. Теория литературы. Поэтика. Стилистика. Л.:1977. (Статьи: Преодолевшие символизм, На путях к классицизму, Валерий Брюсов и наследие Пушкина.., Поэтика Александра Блока, Анна Ахматова и Александр Блок).

Эвентов И. Жизнь и творчество Д. Бедного.— М., 1967.

Афанасьев В. Н. Александр Иванович Куприн.-М.: 1972.

Михайлов О. Иван Алексеевич Бунин.— М., 1967.

Смирнова Л.А. Иван Алексеевич Бунин. Жизнь и творчество. М.: 1991.

Максимов Д. Брюсов. Поэзия и позиция- М., 1969.

Метченко А. В. В. Маяковский. Очерк творчества.— М., 1964.

Орлов В. Александр Блок. Очерк творчества.— М., 1956.

Павловский А.И. Анна Ахматова. Жизнь и творчество. М.,1991.

Смирнова Л.А. Иван Алексеевич Бунин. М.,1991.

Соловьев Б. Поэт и его подвиг. Творческий путь А. Блока (любое издание).

Громов П. А.Блок. Его предшественники и современники. Л.: 1986.

Максимов Д. Поэзия и проза А.Блока. Л.: 1981.

Долгополов Л. Андрей Белый и его роман «Петербург». Л.: 1988.

Осьмаков Н.В. Русская пролетарская поэзия 1890—1917 гг.—М., 1968.

Юшин П. Ф. Сергей Есенин. Идейно-творческая эволюция.— М., 1969.

Щербина В. Р. А. Н. Толстой. Творческий путь.— М.: 1965.

Афонин Л. Леонид Андреев.- Орел, 1959.

Иезуитова Л.А. Творчество Леонида Андреева (1892-1906). Л.: 1976.

Беззубов В. Леонид Андреев и традиции русского реализма. Таллин, 1984.

Бровман Г. В. В. Вересаев. Жизнь и творчество.- М.: 1959.

 

1Х.ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

Белый А. Серебряный голубь.

Гумилев Н. Письма о русской поэзии.

Гарин-Михайловский Н.Г. Детство Темы, Студенты..

Найденов С. А. Дети Ванюшина.

Подъячев С.П. Карьера Захара Дрыкалина.

Пришвин М.В краю непуганных птиц.

Сергеев-Ценский С.Н. Печаль полей.

Шмелев И. Человек из ресторана.

Брюсов В. Огненный ангел, Юпитер поверженный.

Городецкий С. Стихотворения и поэмы. Л.: 1974 (Большая серия библиотеки поэта).

Кузмин М. Избранные произведения. Л.: 1990.

Нарбут Вл. Стихотворения М.: 1990.

Зенкевич М. Избранное. 1973.

Волошин М. «Средоточье всех путей...» Избранные стихотворения и поэмы. Проза. Критика. Дневники. М.: 1989.

Гиппиус З., Мережковский Д. Избранное. СПб., 1997 (серия «Библиотека поэзии»).

Северянин И. Стихотворения. М.: 1988 (серия «Поэтическая Россия»).

Цветаева М. Соч. В 2-х т. М.: 1988.

Хлебников В. Творения.М.: 1986.

 

Х. Справочно-библиографическая литература

История русской литературы конца XIX - начала XX века. Библиографи­ческий указатель. Под ред. К.Д. Муратовой.- М.-Л.: 1963.

Кандель Б. Л., Федюшина Л. М., Бенина М. А. Русская художественная литература и литературоведение. Указатель справочно-библиографических посо­бий с конца XVIII века по 1974 год.— М.; 1976.

Х1. ПЕРЕЧЕНЬ ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ ЗНАНИЙ СТУДЕНТА ПО КУРСУ

1. Знание общих закономерностей литературного процесса конца XIX — начала XX века, его периодизации и особенностей каждого периода.

2. Знание важнейших идейно-эстетических особенностей кри­тического реализма начала XX века, социалистической литературы, течений нереалистической литературы.

3. Знание взаимосвязей литературного и исторического про­цессов на рубеже XIX — начала XX века.

4. Умение видеть динамику взаимодействия литературы и освободительной борьбы на рубеже веков.

5. Детальное знание творчества художников, изучаемых монографически.

6. Умение устанавливать межпредметные связи (литература и история, литература и философия, литература и живопись, литература и театр, литература и скульптура, литература и архитектура).

7. Знание (наизусть) программных стихотворений поэтов этого периода. (См. Список)

8. Знание 1—2-х монографий по творчеству изучаемых пи­сателей.

9. Умение соотнести конкретное произведение с творческим путем художника, исторической обстановкой, кругом его идей и центральной идеей его творчества.

10. Знание личности художника и того, как она отражается в его произведениях.

11. Умение самостоятельно анализировать художественный или научный текст (по специальности!) любого типа.

Умение «сворачивать» информацию с помощью ключевых слов, мнемонических знаков и других приемов и «разворачивать» ее.

ХП. КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПО КУРСУ

1. Основные периоды развития литературы конца XIX—на­чала XX вв. Литературный процесс 90-х годов.

2. Важнейшие особенности литературного процесса 900-х годов.

3. Литературный процесс 1908— 1917 годов.

4. Пять «ключей» эпохи (соловьевство, достоевство, толстовство, ницшеанство, марксизм). Общая характеристика.

5. Три оболочки литературы Серебряного века.

6. Две концепции развития литературы конца XIX — нача­ла XX века. (Концепция «кризиса реализма» и всей литературы и концепция «преобразования реализма»).

7..Формирование трех «потоков» в литературе конца XIX — начала XX века: русская литература этого периода как прообраз мировой литературы ХХ века и как «экспериментальная лаборатория».

8. Критический реализм конца XIX — начала XX века и его судьба.

9. Возникновение и развитие социалистической литературы в начале XX века.

10. Исторические судьбы нереалистических течений. Общая характеристика.

11. Ранние революционно-романтические произведения Горь­кого. Проблематика, эволюция романтического идеала и типа романтизма, поэтика.

12. Ранние реалистические рассказы Горького. Проблематика и художественное своеобразие, связь с революционно-романти­ческими произведениями (Дед Архип и Ленька, Коновалов, Супруги Орловы и др.).

13. Роман М. Горького «Фома Гордеев». Основные образы, проблематика, конфликт, связь с ранними реалистическими рас­сказами.

14. Идейно-художественное новаторство пьесы Горького «Ме­щане».

15. Пьеса Горького «На дне» как социально-философская драма.

16. Роман «Мать» как произведение социалистической литературы. Идейно-художественная концепция романа. Политическое и эстетическое в романе.

17. Творчество М. Горького в годы реакции и в период но­вого революционного подъема (1908—1917).

18. Драматургическая трилогия М. Горького об интеллиген­ции (Дачники, Дети солнца. Варвары). Проблематика, герои и кон­фликт.

19. Путь А. Серафимовича к социалистической литературе. (На льдине, Маленький шахтер. Пески, Бомбы, У обрыва, Го­род в степи).

20. Проблематика дооктябрьского творчества В. Вересаева.

21. Дооктябрьская поэзия И. Бунина.

22. Изображение дворянства и крестьянстваа в произведениях И. Бунина «Танька», «Вести с родины», «Антоновские ябло­ки», «Суходол».

23. Повесть Бунина «Деревня». Проблематика, основные образы, изображение революции 1905 года и революционеров.

24. Социально-философские идеи и антибуржуазные мотивы в рассказах Бунина «Чаша жизни», «Господин из Сан-Францис­ко», «Братья». Художественное мастерство Бунина.

25. Проблема русского национального характера в творчестве Бунина.

26. Эмигрантский период творчества Бунина (герои и проблематика рассказов и романа «Жизнь Арсеньева»).

27. Проблематика и герои дооктябрьскоготворчества А. Куприна. (Молох, Поеди­нок).

28. Лики любви в произведениях А.Куприна «Олеся», «Гранатовый браслет», «Суламифь».

29. Пролетарская поэзия конца XIX — начала XX века.

30. Дооктябрьское творчество Д. Бедного.

31. Творческий путь Л. Андреева. Основные проблемы и герои рассказов «Баргамот и Гараська», «Петька на даче», «Жили-были», «Жизнь Василия Фивейского», «Губернатор», «Рассказ о семи повешен­ных», «Тьма», «Красный смех».

32. Драматургия Л. Андреева и его теория современного театра.

33. Творческий путь В.Брюсова. Революция 1905 года и ее влияние лирику и творческий путь поэта. (Стих-я: Творчество, Юному поэту, Сонет к форме. Каменщик, Кинжал, Довольным, Близким, Грядущие гунны. Конь блед, Хвала че­ловеку).

34. Два пути поисков положительного идеала в поэзии Брюсова (стих-я: Работа, Каменщик, Ассаргадон, Александр Великий, Клеопатра, Городу).

35. Дооктябрьская лирика А. Блока как «трилогия вочеловечения». Основные мотивы и образы в их эволюции. (Стихи о Прекрасной Даме, Фабрика, Незнакомка, Митинг, О, весна без конца и без краю. Сытые, Россия и др.).

36. Тема Родины в дооктябрьской лирике А. Блока.

37. Проблематика и поэтика поэмы Блока «Соловьиный сад».

38. Дооктябрьская драматургии А. Блока.

39. Философско-эстетические взгляды «старших» символистов.

40. Философско-эстетические взгляды «младших» символистов.

41. Идейно-эстетическая программа и поэзия русскою ак­меизма.

42. Идейно-эстетическая программа и поэзия русского эгофу­туризма.

43. Идейно-эстетическая программа и поэзия русского кубофу­туризма.

44. Дооктябрьская поэзия А. Ахматовой. Основные мотивы, образ лирического героя, своеобразие лирического выражения.

45. Лирика И. Анненского и ее место в истории русской поэзии ХХ века. Ее основные мотивы и жанры, важнейшие принципы поэтики.

46. Основные мотивы и мифы поэзии Ф. Сологуба. Образ лирического героя.

47. «Мелкий бес» Ф.Сологуба. Проблематика и образ Передонова.

48. Роман А. Белого «Петербург». Проблематика и основные образы. Изображение революции и революционеров.

49. Основные тематические направления и эволюция лирического героя поэзии Н. Гумилева. Важнейшие особенности поэтики.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-13; Просмотров: 1084; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.169 сек.