Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Мозговой штурм




Мозговой штурм - это способ работы команды (или одного человека) с целью нахождения новых решений различных проблем. Примерами таких проблем могут быть: разработка новой и совершенствование выпускаемой продукции, повышение эффективности методов работы линейных и функциональных служб предприятия и т.д.

В качестве базовых принципов мозгового штурма можно назвать:

· отделение генерации идей от их оценки,

· проверка базовых допущений,

· избегание шаблонного мышления,

· проведение поэлементного анализа проблемы,

· создание новых перспектив,

· минимизация негативного мышления,

· приемлемость благоразумного риска.

Проверка базовых допущений. В основе человеческого мышления лежит его представление об окружающем мире. Человек видит, слышит и чувствует только то, что ему кажется, что он видит, слышит и чувствует. Например, необходимым изначальным условием любого человеческого общения является допущение того, что собеседник слышит именно то, что ему говорят, и понимает то, что ему говорят так, как это понимает говорящий. Вся обычная, повседневная жизнь человека строится на множестве допущений, которые зачастую являются следствием предшествующего опыта. Ожидание транспорта на остановке основано на допущении, что через какое-то время автобус или троллейбус подъедет к остановке. Остановка такси путем поднятия руки вверх основана на допущении, что этот жест одинаково понимается водителем и будущим пассажиром. Количество таких примеров из повседневной жизни может быть бесконечным. И очень мало кому приходит в голову усомниться в правильности своих допущений, пока не произойдет что-то необычное. Инженер Щукин из «Двенадцати стульев» намыливался в ванной, вполне разумно допуская, что вода неожиданно закончиться не может. Это допущение основывалось на его предшествующем опыте. Но «жизнь внесла коррективы» - вода неожиданно закончилась, и «в Москве, в центре города, на площадке девятого этажа стоял взрослый усатый человек с высшим образованием, абсолютно голый и покрытый шевелящейся еще мыльной пеной» [8, стр. 148].

Как отмечал Леонардо да Винчи: «Самый жестокий обман, от которого страдают люди, - это обман, протекающий из их собственных мнений» [5, стр. 33]

В бизнесе и инноватике ситуации, когда что-то быстро заканчивается или возникают иные проблемы, появляются достаточно часто. Поэтому периодическая проверка допущений, лежащих в основе оценки ситуации и выдвигаемых идей становится необходимостью.

Избегание шаблонного мышления. У всех людей с годами вырабатываются безопасные и удобные для них способы делать простые вещи, т.е. появляются шаблоны поведения и мышления, которые, с одной стороны позволяют не тратить много времени и энергии при решении большого числа тривиальных, ежедневных проблем, а, с другой стороны, являются препятствием для творчества. Иногда человека пугает сама мысль сделать что-нибудь не так, как он привык. Существует много достаточно простых задач, демонстрирующих приверженность к шаблонному мышлению. В качестве примера можно привести два из них.

1. Фигуру, полученную из квадрата путем удаления одной четверти (см. рис. 3.4), необходимо разделить на четыре равные части. Сделать это не очень просто, но можно. Например, так, как это показано на рис. 3.5. Следующая задача состоит в том, чтобы разделить целый квадрат на пять равных частей. Несмотря на то, что сделать это гораздо проще (см. рис. 3.6), многие люди изначально предпочитают искать решение, аналогичное первой половине задачи.

 
 

 


Рис. 3.4. Квадрат без одной четверти

 

 
 

 


Рис. 3.5. Деление квадрата без одной четверти на четыре равные части

 
 

 

 


Рис. 3.6. Деление квадрата на пять равных частей


2. Необходимо получить нарицательное имя существительное, добавив первую букву в слове _АНЯ. Ответ достаточно прост, это слово БАНЯ. Теперь тоже самое нужно сделать со словом _ЕНЯ. Как ни странно ответ (слово ПЕНЯ) не столь очевиден [3, стр. 36].

Научиться избегать шаблонов при мышлении достаточно сложно, ведь жить по шаблону так просто. Для этого, прежде всего, необходимо научиться видеть новое в привычных вещах. Как отмечал Марсель Пруст: «Истинное путешествие в незнаемое состоит не в поиске новых земель, а в поиске их другими глазами».

Проведение поэлементного анализа проблемы. Составные части (элементы) проблемы можно рассматривать с двух точек зрения.

1. По отношению к проблеме элементы можно разделить на:

· внутренние, которые являются составной частью проблемной ситуации;

· внешние, не принадлежащие этой ситуации, но оказывающие на нее определенное влияние.

2. По степени информированности руководителя элементы проблемы можно разделить на:

· известные, о которых у руководителя есть интересующая его информация;

Деление элементов проблемы по двум обозначенным классам желательно проводить в письменном виде. Это дает возможность наглядно представить содержание проблемы и лучше понять ее суть. Результаты письменных ответов можно представить в виде таблицы, аналогичной табл. 3.1.

После заполнения таблицы, если возможно, необходимо ввести какие-либо графические изображения элементов проблемы, имеющие некоторую смысловую нагрузку.


Таблица 3.1

Классификация элементов проблемы.

Внутренние элементы Внешние элементы
Известные Неизвестные Известные Неизвестные
       

 

Создание новых перспектив. Для того, чтобы понимать проблему необходимо глубоко проникнуть в нее. Но глубокое изучение проблемы, проникновение в ее детали зачастую лишает человека возможности видеть проблему целиком. Именно поэтому очень важно уметь периодически смотреть на проблему с другой стороны. При этом важно понимать, что эта другая сторона есть у любой проблемы. Пьер-Огюст Ренуар отмечал: «После того, как я составлял букет, который собирался рисовать, всегда находился такой ракурс, который я раньше никак не мог и вообразить».

Минимизация негативного мышления. С раннего детства человека учат анализировать. Следствием анализа является выявление недостатков, и именно на них концентрируется внимание человека. Он приобретает критический взгляд на вещи и новые идеи, становится запрограммированным на автоматическое «нет». Гораздо чаще можно услышать: «Это полная ерунда» в различных вариациях, чем: «В этом что-то есть». На основе известного принципа Парето можно утверждать, что 80% людей, получив новую для них информацию, ее отвергают. И только 20% воспринимают ее позитивно. У 80% из этих 20% новая информация остается на уроне простого любопытства. И только 20% из 20% стремятся использовать эту новую информацию для решения стоящих перед ними проблем. Таким образом, эти 4% и представляют собой новаторов, изменяющих нашу жизнь.

Для того, чтобы попасть в эту категорию, человек должен стремится выработать у себя позитивное мышление, которое заключается в соблюдении двух правил реагирования на новую идею:

1) с начала необходимо отметить ее достоинства, а затем недостатки;

2) использовать вопросительную фразу «Недостатки этой идеи понятны, что же в ней есть позитивного?».

Приемлемость благоразумного риска. Естественно, что, предпринимая какие-либо шаги по разрешению проблемы, человек идет на определенный риск. И многие люди стремятся его избежать, поскольку риск может привести к неудаче. Но здесь необходимо учитывать три момента.

1. Высказать идею – это не значит сразу же взяться за ее реализацию. Рискует тот, кто реализует идею, а не тот, кто ее предлагает. Поэтому не имеет смысла видеть риск в высказывании идеи, ведь идея – это только сырье для принятия решения, а не конечный продукт.

2. Невозможно прожить жизнь, не потерпев ни одной неудачи. Как отмечал Генри Форд «Неудача – это возможность начать все сначала, но более интеллигентно».

3. В своей жизни человек постоянно рискует, что подтверждается стихотворением неизвестного автора [5, стр. 44]:

Рассмеяться - значит рискнуть выглядеть дураком.

Выставить свои идеи и мечты перед толпой –

это риск утратить их.

Жить – это риск умереть.

Надеяться – риск впасть в отчаяние.

Пытаться – риск прогадать.

Человек, который ничем не рискует,

ничего не делает и никем не является.

Только человек, который рискует, свободен.

При проведении мозгового штурма можно выделить следующих участников.

1. Клиент, который

· знает, к чему он стремится;

· излагает проблему и несет ответственность за выполнение решения;

· побуждает и вдохновляет участников на поиск более новых и оригинальных идей;

· умеет переводить приходящую на ум критику в форму вопросов “как” (например фразу “это слишком дорого”, содержащую критику, можно преобразовать в форму, побуждающую идеи “как можно получить то же самое более низкой ценой”).

Инициатор, направляющий работу команды. Он должен владеть приемами организации творческой работы и проводить ее по им самим разработанному графику.

Эксперты, т.е. все остальные участники, среди которых должны быть как специалисты, так и “профаны”, не знающие данной проблемы и высказывающие, поэтому, нестандартные идеи.

В проведении мозгового штурма можно выделить этапы, представленные на рис. 3.7. При его проведении следует иметь в виду, что мозговой штурм - это не процесс анализа или принятия решения. Штурм обычно длится 2-3 часа, из которых большая часть времени приходится на последнюю стадию - построение действенных решений.

Препятствующими факторами мозгового штурма являются:

· критика, которая, во-первых, заставляет человека, высказывающего критику мыслить стандартно, а, во-вторых, мешает другим искать нестандартные идеи, поскольку именно они чаще всего и становятся объектом критики;

· официальность и формальность;

· поиск “правильных решений”;

· разъяснения и обоснования;

· пассивность клиента.

Успеху в появлении идей способствуют:

· безопасная и открытая атмосфера;

· активное воображение и желание придумывать что-то новое;

· развитие, переработка и соединение высказанных идей;

· поиск аналогов обсуждаемой проблемы;

· активность клиента.

 

 
 

 

 


Рис. 3.7. Стадии мозгового штурма.

Контрольные вопросы

1. В каких ситуациях используются детерминантные методы разработки и анализа альтернатив?

2. В каких ситуациях используются недетерминантные методы разработки и анализа альтернатив?

3. В каких ситуациях целесообразно использовать метод экспертных оценок?

4. В каких ситуациях целесообразно использовать метод мозгового штурма?

5. Каковы базовые принципы мозгового штурма?

6. Кто является основными участниками мозгового штурма?




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-13; Просмотров: 288; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.041 сек.