Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Виды рассуждений




Текст 5.

Текст 4.

Текст 3.

Текст 2.

Текст 1.

Абай (Ибрагим) Кунанбаев – великий поэт, писатель, общественный деятель, основоположник современной казахской письменной литературы, реформатор культуры на основе просвещенного, либерального ислама.

Абай родился 10 августа 1845 года в Чингизских горах Семипалатинской области (по-нынешнему административному делению) от одной из четырех жен Кунанбая, ага-султана Каркалинского окружного приказа. Семья Абая была потомственно аристократической: и дед (Оскенбай), и прадед (Иргизбай) главенствовали в своем роде в качестве правителей и баев. Ему повезло в смысле семейного уюта и домашнего воспитания, поскольку и мать (Улжан) и бабушка (Зере) были чрезвычайно обаятельными и одаренными натурами. Именно его мать заменила имя «Ибрай», данное отцом, ласкательным «Абай», что означает «осмотрительный, вдумчивый». Под этим именем он прожил свою жизнь и под ним же вошел в историю.

Начатое в раннем детстве приобщение к устному творчеству народа и домашнее обучение у муллы было продолжено в медресе имама Ахмед-Ризы. Одновременно он учился в русской школе и к концу пятилетней учебы начинает писать стихи. С тринадцати лет Кунанбай начинает приучать Абая к административной деятельности главы рода. Ему пришлось вникнуть в межродовые тяжбы, интриги, и постепенно он испытал разочарование ко всей административно-политической деятельности, что и привело к тому, что в возрасте двадцати восьми лет Абай отходит от нее, целиком занявшись самообразованием. Но только к сорока годам он осознает свое призвание как поэта и гражданина, в частности поставив под стихотворением «Лето» свое имя (ранее он приписывал свои сочинения другу Джанатасову Кокпаю).

На протяжении двадцати лет чрезвычайно разносторонне расцветает гений Абай, он завоевывает необычайный авторитет, огромную и доселе в степи не встречавшуюся популярность.

(Касымжанов А.Х. «Портреты: Штрихи истории степи»).

 

Задания к тексту

1. Прочитайте текст и ответьте на вопросы, которые раскрывают основные особенности повествования биографического типа:

§ Где и когда родился Абай?

§ Когда и где начал учиться, какое получил образование?

§ Кем были его родители?

§ Каковы главные события его жизни?

§ Что следует считать главным делом его жизни?

2. Дополните письменно биографию Абая сведениями, известными вам из других источников. Устно проведите беседу на тему «Что мы знаем о жизни и творчестве Абая».

3. Проанализируйте видо-временную связь глаголов в тексте. Объясните их роль в создании различных глагольных форм повествования. Выделите глаголы со значением последовательности действия.

4. Найдите в тексте обстоятельственные слова со значением времени и места. Определите, какими частями речи выражены данные обстоятельства.

5. Напишите автобиографию или биографию своих родителей, указывая: где и когда родились, какое получили образование, кем работали и т.д. При этом соблюдайте необходимую композицию повествования, включающую соответствующие временные формы и обстоятельственные слова.

 

Абу Наср Мухаммед ибн Мухаммед ибн Тархан ибн Узлаг аль-Фараби ат-Турки родился в городе Фараб на Сыр-Дарье при впадении в нее реки Арысь в 870 г.н.э. Он происходит из семьи знатного тюркского военачальника. Бассейн Сыр-Дарьи сыграл в истории своего региона такую же роль, как Нил для Египта. Тигр и Евфрат для Месопотамии. Позже Фараб стал именоваться Отраром, развалины которого находятся на территории Чимкентской области. На карте культурного развития Отрар отмечен как родина целой плеяды выдающихся ученых, поэтов, мыслителей, среди которых по праву выделяется Абу Наср аль-Фараби. Астрономия, логика, теория музыки и математика, социология и этика, медицина и право – таков перечень интересов ученого. Видимо, еще в молодые годы Фараби покинул родной город и практически побывал во всех городах, связанных с исламом и арабским халифатом: в Бухаре, Мерве, Хорране, Александрии, Каире, Дамаске, Багдаде. Многие годы жизни он провел в Багдаде, являвшемся политическим и культурным центром арабского халифата.

 

Задания к тексту

1. Продолжите биографию Абу Наср аль-Фараби, опираясь на следующие слова и словосочетания: пополняет свои знания, входит в контакт, внес вклад, проявлял независимость, отстаивал свои убеждения.

2. Ответьте на вопросы. В ответах используйте глаголы и глагольные сочетания, показывающие последовательность событий.

§ Когда и где родился аль-Фараби?

§ Где он учился?

§ В каких городах побывал?

§ Где Фараби провел большую часть своей жизни?

§ Каков был круг его интересов?

§ Почему аль-Фараби называют реформатором науки?

§ Где и когда он умер?

3. Подготовьте и запишите эпизод из жизни писателя, ученого или общественного деятеля, следуя требованиям повествования как типа монологической речи. Особое внимание обратите на употребление форм времени и вида глаголов при передаче последовательности действий.

 

Успешное изучение русского языка нерусскими теснейшим образом связано с сопоставительным исследованием разносистемных языков, например, русского (флективного) и казахского (агглютинативного).

Сопоставление двух языков имеют большое значение не только для их практического изучения (оно заставляет вникать в самые тонкие оттенки родного языка), но и для развития теории этих языков, способствует более глубокому анализу лингвистических явлений сопоставляемых языков.

«Для сравнения двух языковых систем теоретически безразлично, принадлежат они или не принадлежат к одной и той же исторической семье языков», - писал Шарль Балли. И в современном теоретическом языкознании, на наш взгляд, не случайно уделяется большое внимание изучению грамматического строя разносистемных языков. Особенно актуальны такие исследования в синхронном плане, так как они неизбежно обращаются к проблемам, которые возникают «на грани двух языков», независимо от предшествующей эволюции.

В настоящей работе делается попытка охарактеризовать систему некоторых грамматических категории глаголов русского языка и путем сопоставления с соответствующей системой категорий глагола казахского языка выявить структурно-типологические параллели и различия между этими разносистемными языками». (Х.М.Сайкиев. Грамматические категории глагола в русском и казахских языках).

 

Задание к тексту

1. Докажите, что данный текст относится к научному повествованию. Назовите основные языковые средства, использованные в этом тексте.

2. Объясните лингвистические термины, встретившиеся в тексте: разносистемные языки, агглютинативный язык, флективный язык, историческая семья языков, грамматические категории, синхронный план, эволюция языков, структурно-типологические параллели.

3. Подготовьте сообщение на тему «Научный стиль речи. Средства организации повествования в научном стиле речи». Подкрепите положения вашего сообщения примерами текстов по специальности.

Южная столица нашей республики имеет давнюю историю. С течением времени Алматы стал мегаполисом, оброс городами и селениями близлежащих окрестностей. Транспортные артерии, пронизывающие этот огромный (в пространственном масштабе) конгломерат, позволяет алматинцам за считанные минуты доехать до любого пригорода.

Наша газета решила открыть новую рубрику «Города – спутники Алматы», в которой мы будем рассказывать читателям «Вечерки» о жизни и проблемах прилегающих к южной столице населенных пунктов. А начнем эту серию материалов с города Капчагая, который недавно посетила репортерская группа «Вечерки».

Возраст Капчагая младенческий сравнительно с другими городами. Он образовался в 1970 году в связи со строительством Капчагайской ГЭС на реке Или. Рукотворное водохранилище емкостью чуть менее тридцати кубических километров положило начало возведению гидроэнергетического комплекса в 1965-1975 годах. Со временем в городе Капчагае появились строительные предприятия, рыбоперерабатывающий комбинат, фарфоровый завод…

Сегодняшний Капчагай разительно отличается от Капчагая двадцатипятилетней давности. Возведены современные здания, благоустроены зоны отдыха на берегу водохранилища. А уникальное сооружение с диковинным названием «Аквапарк» стало самой настоящей Меккой детского времяпрепровождения не только для жителей Капчагая, но и тысяч алматинцев.

Скоро, очень скоро с наступлением погожих летних дней опять потянутся к Капчагайской жемчужине караваны автомобилей с рыболовами – любителями и праздными отдыхающими, отправляющимися в недалекое путешествие за новыми впечатлениями». (Вечерний Алматы», 15 мая 1998 г.).

Задания к тексту

1. Выпишите из «Словаря русского языка» С.И.Ожегова значение слов-терминов, называющих жанры публицистического стиля: статья, очерк, информация, репортаж, заметка, памфлет, фельетон. Выясните также с помощью словаря значение слов: мегаполис, конгломерат, уникальный, времяпровождение.

2. Озаглавьте текст. Разделите текст на смысловые части и дайте им названия. Выделите начало, середину и конец повествования.

3. Подберите тексты из газет, которые, по вашему мнению, являются очерком, репортажем или информацией.

4. Напишите сочинение в форме репортажа или заметки в газету об одном из знаменательных событий, участником которого вы были. Употребите в тексте эмоционально окрашенные слова, передающие отношение к событию.

 

 

Темными зимними вечерами, сидя у домашнего очага, мы слушали рассказ взрослых о прошлом своего аула. По их словам, когда-то семьи наших предков были разобщены, точно зерна рассыпанного проса, каждая семья кочевала сама по себе по ущелью Джунгара, и до других ей не было дела. Но в конце двадцатых годов, вняв совету мудрых людей, наши предки собрались воедино – осели на одном месте и создали колхоз. В рассказах взрослых, правда переплетались с легендой. И нам в свои годы очень трудно было разобраться, где выдумка, а где быль…

Места, где мы живем, издавна славились яблоневыми лесами, и потому-то, что тут видимо-невидимо диких яблонь, наш аул так и называют Яблоневым. А до того как здесь осели наши прадеды и деды, в лесах пиршествовали медведи, большие любители дичков». (С.Муратбеков).

Задания к тексту

1. Прочитайте текст. Нравится ли он вам? Какой тип речи создал автор? Какие средства языка он использовал?

2. Выпишите глаголы из текста. Укажите, в форме какого вида и времени они использованы? При анализе глаголов из текста используйте известные вам сведения по употреблению глагольных форм в повествовании.

3. Подберите отрывок из художественного произведения. Перепишите его и подчеркните в нем слова, которые являются обстоятельствами в предложении. Свяжите анализ обстоятельственных слов с глаголами в тексте. Сделайте вывод, к какому типу речи относится анализируемый текст.

4. Какой из зачинов может быть началом повествовательного текста:

- «Какое необыкновенное лето!»

- «Удивительный случай произошел со мной летом».

Выбрав зачин повествовательного текста, напишите сочинение на эту тему.

 

Глава 3. Рассуждение как тип монологической речи

 

Рассуждение – это тип речи, целью которого является выяснение какого-либо понятия, доказательство или опровержение какой-нибудь мысли. С логической точки зрения рассуждение – это цепь умозаключений на какую-либо тему, изложенная в последовательной форме.

Рассуждением называется ряд суждений, относящийся к какому-либо вопросу. При этом суждения следуют одно за другим таким образом, что из первого суждения необходимо вытекает второе, а в результате мы получаем ответ на поставленный вопрос. Одно из суждений содержит общее правило (большая посылка), другое – частный случай (меньшая посылка).

Итак, в основе рассуждения лежит умозаключение, например:

«Все граждане Казахстана имеет право на образование.

Ахметов – гражданин Казахстана. Следовательно, Ахметов имеет право на образование». Однако умозаключение редко встречается в чистом виде в речи. Чаще выступает в форме рассуждения.

Рассуждение как тип речи широко встречается в научном стиле, например: «Термин (лат. терминус – граница, предел) – слово или словосочетание, являющееся названием определенного понятия какой-нибудь специальной области науки, техники, искусства. Термин имеет только одно значение». (С.И.Ожегов).

В художественной литературе писатель (нередко устами своих героев) говорит о тех вечных истинах: любви, ненависти, жизни, смерти. Вот один из текстов- рассуждений, принадлежащий классику казахской литературы Абаю Кунанбаеву:

«Есть ли у человека что-либо дороже сердца? Но у нас, казахов, среди всех качеств сердца признается лишь воинственность или доблесть. Иных свойств этого благородного органа мы не различаем. А между тем и сострадание, и доброта, и радушие к людям, пусть даже чужим и незнакомым, и справедливость к ним, когда не желаешь им ничего, чего не желаешь себе, все это находится в ведении сердца. Когда язык покорствует сердцу, попирается ложь».

Включая в художественный текст рассуждение, писатель непосредственно высказывает свои мысли, взгляды, пытаясь не только художественно, но и философски осмыслить действительность.

 

Рассуждения бывают трех видов: рассуждение-объяснение, рассуждение-доказательство, рассуждение-размышление.

Рассуждение-доказательство строится по следующей схеме: экспозиция (подведение к вопросу) – вопрос - ответ на вопрос (тезис) - доказательство тезиса - выводы.

Доказательство истинности тезиса и становится основной частью текста- рассуждения.

Рассуждение-объяснение предполагает, что главное утверждение текста истинно, поэтому нет необходимости доказывать истинность или ложность тезиса. Главная задача текста заключается в раскрытии содержания тезиса.

При построении текстов- рассуждений следует опираться на следующие правила:

1. Доказательство и объяснение строятся по одной схеме: экспозиция -вопрос-ответ на вопрос (тезис)-доказательство тезиса- выводы.

2. После тезиса в доказательстве естественным является вопрос почему?, после тезиса в объяснении вопрос почему? кажется искусственным и неуместным.

3. После тезиса в объяснении используется, как правило, слова и выражения типа: оказалось…,дело в том…, что…,вот почему…,вот…,например…, об этом свидетельствует такие факты, как…, как выяснилось…

4. Схема рассуждения-доказательства и рассуждения-объяснения на практике довольно часто реализуется в сокращенном виде: иногда опускается вопрос, часто отсутствуют выводы, нередко нет экспозиции. Во всех случаях пропуск объясняется тем, что рассуждение является понятным и без пропущенных компонентов «идеального» рассуждения, так как все эти пропущенные компоненты легко домысливаются или подразумеваются. Таким образом, обязательными частями рассуждения являются тезис и его доказательство. Экспозиция, проблемный вопрос, выводы могут либо присутствовать в тексте, либо отсутствовать.

Приведем пример текста- рассуждения (рассуждение-доказательство):

«Сложное синтаксическое целое – это речевая единица, отрезок речи, состоящий из нескольких предложений, объединенных по смыслу. Такой ряд предложений имеет и другое название - «сверхфразовое единство». Почему сверхфразовое? Потому что это единство выходит за пределы одного предложения. Чаще всего оно совпадает с абзацем. Абзац характеризуются единством темы. Переход к новой теме должен быть обозначен в письменной речи новым абзацем. Но бывает и не так…»

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-13; Просмотров: 666; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.034 сек.