Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Неполные семьи

Секвенция.

Спойте №№ 66, 67 с названием нот, отметьте лигами музыкальные фразы.

 

№ 66. Канон

 

№ 67. Эстонская народная песня

Оживленно

 

 

Вы заметили, что в этих песнях некоторые фразы очень похожи ритмом, направлением мелодии? По сути – это одна и та же фраза, только начинается она от разных нот, ступеней. Такой прием в музыке имеет специальное название – СЕКВЕНЦИЯ. Она напоминает цепочку из одинаковых звеньев. Звенья в этой цепочке – это одинаковые фразы, которые отличаются друг от друга только высотой. Итак, запомните:

 

СЕКВЕНЦИЯ – это повторение мотива или фразы от разных нот. Если каждое следующее звено выше предыдущего, секвенция будет ВОСХОДЯЩАЯ, (№43), если ниже – НИСХОДЯЩАЯ (№ 45).

 

Задание 65. Спойте следующие песни со словами и с названием нот, найдите в них секвенцию, каждое звено выделите скобкой (). Определите направление секвенции (восходящее или нисходящее).

 

№ 68. Вот мы идем

Английская народная песня

(канон)

Умеренно

№ 69. Скороговорка

Задорно Т.Зебряк

№ 70. Кукушка

Немецкая народная песня

Спокойно

 

 

Задание 66. В № 71 подпишите ступени в начале и в конце фразы. Перепишите этот номер из До-мажора в тональности Ре-мажор и Си -мажор. Спойте его во всех трех тональностях с дирижированием.

 

№ 71. Ладухин.№5


ЗАЛИГОВАННЫЕ НОТЫ

 

Вы, наверное, помните, что такое ЛИГА ? У этого знака несколько назначений: ЛИГА в переводе латинского означает связь, связывать.

Объединяя несколько звуков, она показывает границы музыкальной фразы (например, в №№ 56,63), то есть, все звуки музыкальной фразы должны исполняться связанно (legato), на одном дыхании. В нотах для скрипки, виолончели, контрабаса лига объединяет звуки, которые исполняются на одном движении смычка. При записи песен связанные лигой ноты поются на один слог (пример - №№ 47,48,55).

Если же лига связывает одинаковые по высоте ноты, то длительность первой ноты увеличивается за счёт второй. Вторая же нота является продолжением первой и повторяется только про себя - на ней необходимо сделать внутренний акцент, как при исполнении точки в ритме

 

 

Задание 67. В №№ 72,73 найдите залигованные ноты. Определите количество фраз и обозначьте их лигами (цветным карандашом). Определите, в каких местах мелодия движется по звукам трезвучия, подпишите их названия. Спойте номера с дирижированием. Не забудьте сделать внутренний акцент на второй залигованной ноте.

 

№ 72. Польская народная песня

Подвижно

 

 

 

№ 73. Ладухин. №19

 

 

ИНТЕРВАЛЫ

 

Как вы думаете, может ли мелодия или музыкальное произведение состоять из одной единственной ноты?.. Конечно, нет! Она состоит из множества звуков различной высоты и длительности. Насколько один звук выше или ниже другого можно определить с помощью интервалов.

ИНТЕРВАЛ (в переводе с латинского - промежуток) – это расстояние между двумя звуками. Когда оно маленькое – интервал узкий, когда большое – интервал широкий.

 

Задание 68. Спойте №73 и найдите в мелодии узкие и широкие интервалы.

 

№ 74. В лесу родилась елочка

Красев

 

 

 

Мелодическими интервалами измеряется ширина шага мелодии. Если два звука звучат вместе, одновременно (например, при пении на два голоса), они образуют гармонический интервал.

Гармонические интервалы могут звучать красиво, мягко (тогда они называются консонансы) или резко, напряженно (это диссонансы).

 

Задание 69. В следующих примерах спойте сначала верхний голос (ноты со штилями вверх), затем нижний голос (ноты со штилями вниз), затем разделитесь на две группы и спойте их на 2 голоса.

 

№ 75.

а)

б)


У каждого интервала (и гармонического, и мелодического) своя, особенная окраска и выразительное значение. Одни звучат очень ярко, празднично, мажорно; другие – грустные, минорные; третьи – резкие и звучат очень неустойчиво.

 

Задание 70. Найдите в знакомых песнях мажорные, минорные, устойчивые и неустойчивые интервалы.

 

Называются интервалы по количеству входящих в него ступеней. Имена их на латинском языке звучат так:

 


1 – ПРИМА

2 – СЕКУНДА

3 – ТЕРЦИЯ

4 – КВАРТА

5 – КВИНТА

6 – СЕКСТА

7 – СЕПТИМА

8 – ОКТАВА


 

Вы, наверное, помните, что в ладу 7 ступеней, при пении гаммы мы для устойчивости добавляем ещё одну I ступень сверху, поэтому ступеней получается 8, и интервалов тоже – 8.

Есть интервалы и шире октавы (например, НОНА – 9 и ДЕЦИМА – 10). Но в мелодии они встречаются довольно редко и могут быть разложены на 2 интервала: секунда через октаву, терция через октаву, секста через октаву и т.д.

 

Задание 71. Выучите названия всех интервалов. Спойте песенку про интервалы со словами и с названием нот.

 

№ 76.

 

 

 

 

Задание 72. Спойте гармонические интервалы двухголосно, разделившись на две группы.

 

 

 

Если вы пели интервалы очень чисто, то наверняка заметили, что в некоторых интервалах два звука сливаются. Иногда даже кажется, будто звучит не два звука, а один. Такие интервалы называются чистыми интервалами.

 

 

Ф. И. О. ребенка Дата рождения Домашний адрес, телефон Ф. И. О., место работы родителей Примечание
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Нота с точкой | Социальный проект «День Матери»
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-13; Просмотров: 191; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.021 сек.