Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Направления деятельности муниципальных предприятий. Правовое обеспечение создания и деятельности муниципальных предприятий




Муниципалитет должен заниматься предпринимательской деятельностью только в тех отраслях, которые:

- определяются его функциями как органа публичной власти;

- необходимы для нормальной жизнедеятельности населения данной территории;

- не осуществляются и не могут осуществляться частными предпринимателями.

При этом необходимо наличие одновременно всех этих условий. Следует исходить из того, что любое частное предприятие осуществляет предпринимательскую деятельность лучше (качественнее) и дешевле (цены, тарифы, издержки ниже), нежели муниципальное предприятие.

Этот тезис в настоящее время не требует доказательства, так как неоднократно доказан самой жизнью. Во многих странах Европы муниципалитеты уже давно отказались от предпринимательской деятельности в таких отраслях, как городские и пригородные пассажирские перевозки, теплоснабжение, строительство жилья, дорог, дорожные работы, которые всегда считались задачами только муниципалитета. В настоящее время эта тенденция отказа от хозяйственной деятельности продолжается, например, в таких сферах, как электроснабжение, переработка мусора и др. Опыт показывает, что перенос этой деятельности в сферу частной экономики при условии достаточного контроля за ней и за расходованием муниципальных средств, выделяемых на эти цели, даёт положительный эффект. Это выражает, с одной стороны в улучшении качества товаров и услуг и большей экономичности (снижение издержек ведёт к снижению тарифов, цен), а с другой стороны, муниципалитет освобождается от несвойственных ему функций предпринимательства и может более серьёзно заниматься своими непосредственными функциями.

Нецелесообразным представляется создание или сохранение муниципальных предприятий в таких отраслях, в которых активно действует частный предприниматель, например, в торговле, производстве и переработке сельскохозяйственной продукции, сфере услуг населению.

Создание муниципальных предприятий в тех отраслях, где уже функционируют частные предприятия, не допускается в силу того, что специфика муниципальных предприятий заключается в наличии особых источников финансирования в виде дотаций за счёт местных бюджетов, что ведёт к искажению принципа равенства в конкурентной борьбе и негативно отражается на развитии рынков соответствующих товаров и услуг.

От организационно-правовой формы, в которой действуют хозяйственные субъекты, зависит и правовое регламентирование их деятельности.

Муниципалитеты имеют право создавать унитарные предприятия согласно ст.125, 295 ГК РФ и ФЗ № 131 “Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ”. Этими нормами предусмотрено учреждать унитарные муниципальные предприятия на праве хозяйственного ведения.

Своё юридическое оформление эта форма получила в ГК РФ в ст.113, которая определяет унитарное предприятие как “коммерческую организацию”, не наделённую правом собственности на закреплённое за ней собственником имущество, которое является неделимым и не может быть распределено по вкладам.

В отличие от государственных предприятий унитарные муниципальные предприятия могут базироваться только на праве хозяйственного ведения в отношении переданного им имущества. Право хозяйственного ведения предоставляет субъекту такого права широкий круг полномочий по владению, пользованию и распоряжению имуществом собственника (в том числе права на передачу в аренду, залог, доверительное управление, мену, дарение, продажу, право на защиту владения, в том числе против собственника (ст. 305 ГК РФ).

Круг полномочий собственника в отношении имущества, переданного им в хозяйственное ведение, весьма узок: согласие на сделки, право на получение части прибыли от использования имущества.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-13; Просмотров: 815; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.