Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Антропологическая структура 2 страница




В связи с этим, настоятельнейшей задачей современности является синтез воспитания и образования. Он возможен только в том случае, если главной целью и ценностью этой двуединой системы станет целостный человек во всей полноте развития его сущностных сил.

Одной из древнейших сфер культуры является религия (от лат. religare — связь). Многие исследователи даже считают, что это самая древняя сфера культуры.

Однако надо учитывать, что религии, требующей довольно высокого уровня развития сознания, предшествовал миф, а точнее мифы, в связи с чем эту сферу культуры называют мифологией, имея в виду, что мифы любой культуры объединены в некую систему, т. е. имеют свой логос.

Главная черта мифа — синкретизм. Все исследователи первобытной мифологии единодушно отмечают такие черты содержания мифа, как нерасчлененность в нем реальности и фантазии, субъекта и объекта, природы и человека, личности и коллектива, материального и духовного. Миф, таким образом, есть отражение неразвитости и, соответственно, неосознанности общественных и культурных противоречий. И этим он коренным образом отличается от религии, которая возникает тогда, когда эти противоречия начинают проявляться и осознаваться, и представляет собой иллюзорный их способ разрешения.

Культурная функция мифа состоит в том, что он давал первобытному человеку готовую форму для его мироощущения и мировосприятия. Главная же функция мифа — «социально-практическая, направленная на обеспечение единства и целостности коллектива». Эту свою функцию миф мог выполнить благодаря тому, что он есть «порождение коллектива и представляет собой выражение коллективного единства, всеобщности и целостности».[118]

Религия возникла в процессе развития мифологического сознания как его производная, более поздняя и качественно более высокая ступень. Если миф — отражение неразвитости и неосознанности общественных и культурных противоречий, то религия, напротив, появляется тогда, когда эти противоречия уже имеют место и начинают осознаваться. Один из первых признаков религиозного сознания — отсутствие мифологического синкретизма субъекта и объекта. Осознавая противоречие между субъектом и объектом, в частности, между человеком и окружающей его природой, религия решает его в пользу внешних, независимых от человека сил, которые таким образом и становятся субъектом (божеством), а человек мыслится в качестве объекта их воздействия.

Религия выполняет те же функции, что и миф. Главная среди них — интегративная, т. е. сплочение тех или иных сообществ вокруг единых богов. При этом следует учесть, что интегративную функцию религии не надо абсолютизировать: сплочение вокруг своих богов или бога зачастую ведет к разобщению с теми, кто исповедует другую веру, поклоняется другим богам.

Другая важнейшая функция религии, которую она получила в наследство от мифа — мировоззренческая. Но эту функцию религия также выполняет иначе, чем миф. Религиозное мировоззрение — более разработанное, охватывает более широкую сферу действительности, включает в себя решение проблемы места человека в окружающем мире и его возможностей.

Кроме тех функций, которые выполнял (и выполняет) миф, религия стала выполнять еще целый ряд важнейших функций.

Одна из них — функция освящения моральных норм. Статус «святого, священного» в любой культуре получают высшие ценности этой культуры. Таким образом, освящение моральных норм — это придание им статуса высшей ценности. Кроме того, освящение моральных норм на религиозной основе позволяет ссылаться на Бога как на источник моральных предписаний, как на вездесущего и всезнающего наблюдателя за тем, как они исполняются, и как на высшего судью, выносящего свой приговор по поводу моральных прегрешений («Бог тебе судья!»), и, наконец, как на исполнителя своих приговоров (в рай или в ад). Таким образом, религиозная основа делает моральные нормы необычайно действенными и императивными.

Религия успешно выполняет и эстетическую функцию. Архитектура и внутреннее убранство храма, музыкальное сопровождение богослужений, одежда священников и прихожан — все это насыщено, пронизано красотой и потому производит необычайный эстетический эффект.

Религия выполняет и коммуникативную функцию, т. е. функцию общения. При этом она способна значительно расширять круг общения каждого отдельно взятого индивида: в него включаются не только прихожане конкретной церкви, но и единоверцы — соотечественники, единоверцы, живущие в других странах, все предшествующие поколения людей, исповедовавших ту или иную религию, наконец, каждая религия дает человеку абсолютно совершенного партнера (или партнеров) по общению — бога (или богов) этой религии — к которому можно обратиться с молитвой и быть вполне уверенным в том, что она будет услышана и понята.

С этим связана и психотерапевтическая функция религии — обращение к богу врачует душевные недуги, помогает справиться с внутренним неустройством.

Многообразие функций религии тесно связано с ее сущностью, глубоко вскрытой Людвигом Фейербахом. По мысли Л. Фейербаха, люди как бы отрывают, отчуждают от себя свою собственную сущность, возносят ее на небеса и поклоняются ей.

Исходя из этой идеи Л. Фейербаха, можно объяснить многообразие религий, поскольку оно связано с многообразием идеалов человеческого совершенства, свойственных разным народам и зависящих от условий их жизни и исторического пути, пройденного ими. Выполнение функций религий во всем их богатом спектре возможно лишь по отношению к верующим людям. Что же касается неверующих, атеистов, то для них обязательным является уважение к чувствам верующих, понимание глубокой культурной укорененности религии и многообразия ее функций.

Кроме того, каждый культурный человек должен понимать, что нет хороших или плохих религий, а есть люди, способные до неузнаваемости исказить исходные принципы любого религиозного учения и тем самым превратить его в орудие вражды, разъединения народов.

Одной из самых влиятельных сфер духовной культуры является искусство. Специфика антропологической функции искусства заключается в том, что оно культивирует эмоциональную компоненту человеческой духовности, т. е. воздействует на его чувства.

Этим определяется и социальная функция искусства: обществу оно дает «человека чувствующего». Человек, лишенный способности чувствовать, не может быть не только полноценным производителем, но и полноценным потребителем ценностей культуры, поскольку ценностное сознание имеет двойственную природу: эмоционально-рациональную или рационально-эмоциональную. Особенно важно это в сфере морали: бесчувственный человек ущербен как субъект нравственной деятельности, поскольку стимулом нравственной деятельности является не столько знание моральных норм, сколько нравственные чувства: сострадание, любовь, отвращение к злу и т. п. Таким образом, низкий уровень развития эмоциональности как компоненты человеческой духовности ослабляет воздействие такого мощного регулятора общественной жизни, как мораль.

Велика роль искусства и в функционировании других сфер культуры — общении, воспитании, религии и т. д.

Таким образом, социальная функция искусства заключается в том, что оно является одним из мощных факторов саморегуляции общественной жизни, действие которого определяется его направленностью на эмоциональную сферу человеческой духовности.

Сравнительно молодой сферой культуры является наука. Ее функция заключается в том, чтобы поставлять человеку и обществу знания об объективных законах окружающей действительности.

Антропологическая функция науки заключается в культивировании человеческой рациональности. В этом заключается функциональное отличие науки от искусства, которое призвано культивировать человеческую эмоциональность.

На данном основании можно сделать вывод о взаимодополнительности искусства и науки и бессмысленности споров о том, что нужнее — наука или искусство. При этом важно иметь ввиду, что прерогатива культивирования человеческой рациональности принадлежит не только науке.

Своя рациональность свойственна также различным сферам деятельности человека, в связи с чем можно говорить о рациональном элементе в морали, искусстве, политике.

Научная рациональность отличается от других типов рациональности тем, что ее основой являются знания об объективных законах действительности.

Получение таких знаний является целью человеческой деятельности в сфере науки. Средства достижения цели также специфичны — они объединяются в понятие «научная методология».

Критерием истинности научного знания, как и знания вообще, является практика. Однако в науке имеется специфический вид практики — научный эксперимент.

Смысл его и заключается в том, что для проверки истинности своих предположений исследователь на основе имеющихся у него знаний об объективных законах той или иной области действительности, создает искусственные условия. Если в этих условиях исследуемые объекты ведут себя заранее предсказанным образом, то вероятность признания исходных утверждений истинными повышается. Однако в науке нет никаких раз и навсегда установленных истин, в науке все и всегда проверяется, подвергается сомнению и критике. Научное мышление принципиально противоположно догматизму.

Таким образом, научная рациональность отличается от всех других типов рациональности по целям, средствам, способам проверки полученных результатов, типу мышления, обслуживающего его. Однако при этом важно иметь ввиду, что научная рациональность не есть нечто неизменное, раз и навсегда данное, установившееся. Именно культурологический подход к анализу науки позволил увидеть, что наука меняется и развивается вместе с изменением и развитием культуры в целом. В связи с этим можно говорить и разных типах науки и о разных типах научной рациональности.

В настоящее время общепризнанным стало выделение трех периодов развития новоевропейской науки: классическая, неклассическая и постнеклассическая (В. С. Степин).

Основанием периодизации являются различия в идеалах и нормах научного исследования, научная картина мира, философские принципы научной деятельности, связь с практикой. Все это вместе взятое и является основанием для выделения трех типов научной рациональности — классической, неклассической и постнеклассической.

Наряду с рассмотренной выше, в отечественной литературе существует и другая точка зрения на периодизацию истории науки, в соответствии с другими принципами.

Г. Н. Волков предлагает рассматривать в качестве критерия периодизации ориентацию науки на человека или иные, вне человека находящиеся цели. Соответственно, он выделяет три периода развития науки: первый — с возникновения науки в Древней Греции — до XVII в., второй — с начала XVII в. — до середины XX в., третий — с середины XX в. по настоящее время.

Первый период характеризуется ориентацией науки на человека, наука стремится объяснить человеку логос, т. е. законы окружающего его мира. Второй период в развитии науки характеризуется ориентацией науки на технику; в качестве лидеров выступают науки физико-математического цикла, методы этих наук абсолютизируются, происходит дегуманизация науки. В третьем периоде развития науки начинается переориентация науки с техники — вновь на человека. Это выражается в возрастании роли гуманитарных наук и гуманизации научной методологии в целом, т. е. в расширении диапазона применяемых методов и возрастании роли ценностного момента в процессе получения, особенно в процессе применения научного знания.

В периодизации Г. Н. Волкова есть определенные черты сходства с периодизацией В. С. Степина.

В частности, в характеристике второго периода развития науки (по Г. Н. Волкову) обнаруживаются черты сходства с классической наукой. В характеристике Г. Н. Волковым современного периода развития науки угадываются черты постнеклассической науки с ее гуманизирующейся методологией.

Подводя итоги, следует сказать, что третий этап в развитии науки нового и новейшего времени, связанный с ее глубокой гуманизацией, еще только начинается, контуры новой науки пока едва обозначены. Принцип сциентизма, заключающийся в фетишизации норм и идеалов классической науки и превращении их в общекультурные нормы, является до сих пор одним из важнейших факторов, формирующих современную культурную ситуацию в странах Запада.

Одной из важнейших сфер культуры является философия (от греч. «фило» — люблю, «софос» — мудрость).

Философия выполняет в культуре целый ряд функций. Среди них:

- мировоззренческая;

- аксиологическая;

- саморефлексии культуры;

- методологическая;

- социально-критическая;

- социально-проективная;

- идеологическая;

- личностно-развивающая.

Богатство спектра функций, выполняемых философией, позволяет рассматривать ее как средоточие смыслов всей системы культуры, ее ядро, духовную квинтэссенцию.

Рассматривая функциональный срез структуры культуры, мы могли проследить, как различные элементы культуры воздействуют на человека, формируют его.

Другой срез структуры культуры мы увидим, если посмотрим на культуру с точки зрения различия видов человеческой деятельности.

Анализ деятельностного среза структуры культуры позволяет нам обратить внимание на культурную составляющую всех видов и аспектов человеческой деятельности, т. е. на такие феномены как культура мышления, культура общения, экономическая культура и т. д.

Кроме того, анализ деятельного среза структуры культуры дает возможность определить место и значение, а также сходство и различие таких феноменов, как нравственная культура и эстетическая культура.

Общим как для нравственной культуры, так и для эстетической является то, что они присутствуют в качестве обязательного компонента во всех видах человеческой деятельности, одухотворяя их и придавая им подлинно человеческий характер.

Сходство между нравственной культурой и эстетической проявляется также в их структуре, включающей в себя в качестве основных элементов рациональный (знания), эмоциональный (чувства) и практический компоненты.

Однако отличия между нравственной и эстетической культурой заключаются в том, что пропорции между элементами внутри их структуры разные: в нравственной культуре все элементы равноценны и равновесны, а в структуре эстетической культуры эмоциональный компонент имеет явное преобладание.

Различия между нравственной культурой и эстетической можно усмотреть также в направленности нравственного и эстетического отношений. В нравственном отношении главным является вектор «человек – человек», а вектор «человек – окружающий мир» — производным. А в эстетическом отношении главным является вектор «человек – окружающий мир», а вектор «человек-человек» производным.

Различия между эстетической и нравственной культурой заключаются также в том, что в нравственной культуре в большей мере, чем в эстетической, представлен мотив долженствования, обязательности, нормы, а в эстетической — больше свободы, простора для выражения человеческой индивидуальности.

Как сходство, так и различия между эстетической и нравственной культурой являются убедительным доказательством их взаимодополнительности и взаимообусловленности.

В качестве критериев выделения различных срезов структуры культуры до сих пор служили внутрикультурные факторы, ее антропологические характеристики, субстратные свойства, особенности динамики, функции.

Еще один срез структуры культуры мы можем увидеть, если в качестве исходной точки анализа возьмем общество: его потребности как целостного образования и его структуру, которая отражается в структуре культуры. Таким образом, мы получим социологический срез структуры культуры. Он, в свою очередь, имеет целый ряд аспектов: культура различных социальных групп и личности, элитарная и массовая культура, официальная и неофициальная культуры (народная культура, андеграунд, контркультура, субкультура), культура как сторона различных сфер жизни общества (политическая культура, культура производства и т. д.), институциональный аспект структуры культуры и т. д.

Анализируя социологический срез структуры культуры в связи с социальной структурой общества, можно выделить такие элементы как культура различных слоев и классов (рабочих, крестьян, интеллигенции), различных социальных групп неклассовой природы: профессиональных (инженеров, учителей и т. д.), социально-демографических (молодежи, пенсионеров), национальных, этнических, конфессиональных и т. д. «Культурная карта» общества соответствует его «социальной карте».

Отличаясь своей спецификой, культура каждой из социальных групп имеет в себе также черты, свойственные культуре того или иного общества как целому. При этом нельзя забывать, что и в анализе социологической плоскости структуры культуры основополагающей является идея о человекотворческой функции культуры. Это означает, что за различием знаково-символических форм, в которые «укутано», «упаковано» многообразие взглядов, вкусов, пристрастий, особенностей поведения, характерных для различных социальных групп, скрывается всегда «образ человека», наиболее типичного для данной конкретной группы. Этот образ складывается как реальный результат воздействия тех требований, которые предъявляются к представителям этой группы со стороны общества и самой социальной группы как целого, имеющего свои цели развития.

Одним из важнейших элементов социологического среза структуры культуры является культура личности.

Личность — это совокупность социально значимых черт человека — таково одно из определений понятия «личность».

Значимыми чертами человека являются его социальные роли — профессия, должность, семейное положение и т. д.

Однако самой социально значимой чертой человека является его культура, т. е. его «выделанность», «обработанность», «возделанность», «облагороженность». Именно от этого зависит, как он выполняет свои социальные роли и в конечном счете его социальный вес и значение.

Таким образом, понятие «культура личности» позволяет обратить внимание на то главное, что делает человека социально значимым существом.

Структура культуры личности может быть проанализирована по всем тем параметрам, срезам, по которым мы анализируем структуру культуры вообще и структуру культуры того или иного общества в частности.

Смыслообразующим ядром культуры личности являются способы и результаты решения конкретной личностью основных антропологических противоречий, уровень развития сущностных сил человека, а также их соотношение между собой, т. е. гармоничность (разнообразие в единстве) или дисгармоничность (гипертрофия одной из них при недостатке развития другой).

Другой аспект анализа структуры культуры личности — рассмотрение ее в свете тех понятий и категорий, которые использовались в разд. 2.5 «Деятельностный срез структуры культуры». Важнейшим из них является понятие «нравственная культура», которое характеризует степень осуществления ценностей, принципов и норм морали в различных видах, направлениях, аспектах деятельности человека.

Огромное значение имеет также эстетическая культура личности.

Нравственная культура и эстетическая культуры личности взаимообусловлены и взаимодополнительны.

Так, высокий уровень нравственной культуры невозможен без высокого уровня эстетической культуры, поскольку человек, нечувствительный к красоте и гармонии, не может привнести эти свойства и в человеческие отношения.

Высокий уровень эстетической культуры также невозможен без высокого уровня нравственной культуры, поскольку эстетическое чувство меры, эстетический вкус неразрывно связаны с дисциплиной, способностью к самоограничению, т. е. свойствами, вырабатываемыми в сфере нравственной культуры.

Нравственная и эстетическая культура являются определяющими в характеристике культуры личности. Кроме того, в деятельностном аспекте можно выделить такие элементы культуры личности, как экологическая культура, экономическая культура и т. д.

Каждый из них, в свою очередь, может быть структурирован по всем тем основаниям, о которых речь шла выше: духовный и практический, идеальный и реальный слои и уровни и т. д.

Таким образом, личность — это культурный микрокосм, который существует в соответствии со всеми законами культурного макрокосма, т. е. культуры того или иного общества. Культурный микрокосм является индивидуальным выражением культурного макрокосма.

Еще один аспект анализа социологического среза структуры культуры позволяет выделить такие ее элементы, как официальная и неофициальная культура.

Официальная культура — это культура, нормы и ценности которой провозглашаются и санкционируются (от лат. sanctio — строжайшее постановление) властными структурами того или иного конкретного сообщества. Обязательным компонентом официальной культуры является образ человека, представляющий собой эталон, образец для всех членов общества.

Неофициальная культура имеет целый ряд модификаций. Среди них в первую очередь может быть названа народная культура. Ее важнейшими признаками являются связь с традициями этнической культуры и, соответственно, традиционность и этничность.

Подлинное значение народной культуры глубоко понимали деятели русской культуры, с именами которых связаны ее высшие достижения: А. С. Пушкин, М. Ю, Лермонтов, Н. А. Некрасов, М. И. Глинка, М. П. Мусоргский и др. Они видели в народной культуре кладезь неисчислимых богатств, плодотворную почву, вне и без которой невозможна жизнь той или иной культуры как органического целого.

Одной из модификаций неофициальной культуры является андеграунд. Это название получил некий целостный культурный феномен, признаком которого является противостояние официальной культуре по всем основным позициям: образ жизни, ценности и даже внешний вид человека. Другой его признак — подпольный, скрытый характер, что находится в прямом соответствии с этимологическим смыслом слова андеграунд — подполье.

Андеграунд как культурный феномен стал, вопреки своей подпольности, заметным явлением в жизни советского общества в 70 – 80-е годы XX в., т. е. в годы застоя. Принципами, объединявшими все формы андеграундной культуры — музыки, живописи, литературы и т. п. — были противостояние официальной культуре и насмешка над ее лицемерием, малой подвижностью, отсутствием связи с реальной жизнью.

Как это часто бывает, в своем протесте против официоза представители андеграунда чрезмерно увлекались и «вместе с водой выплескивали и ребенка», т. е. отрицанию и поруганию с их стороны подвергалась не только официальная культура, но и общекультурные нормы и ценности.

С началом перестройки многие представители андеграунда покинули «подполье» и стали выступать от лица новой официальной культуры.

Оценивая значение феномена «андеграунда» в истории советской и российской культуры, надо сказать, что роль его парадоксальна. Позитивная сторона этой роли заключается в том, что андеграунд явился своего рода лекарством против тех болезней, которыми страдала советская культура в период застоя. Однако лекарство зачастую оказывалось чересчур сильным и поражало здоровые ткани.

Созидательные потенции андеграунда оказались весьма слабыми, что негативно сказалось на состоянии российской культуры периода перестройки и постперестроечного времени.

Очень значительным и сложным элементом социологического среза структуры культуры является контркультура.

Это понятие употребляется в двух основных смыслах. Во-первых — это исторически конкретный культурный феномен, хронологически относящийся к концу 60-х годов XX века и особенно ярко заявивший о себе во французском молодежном движении. Во-вторых, контркультура — это тенденция, существующая в той или иной культуре и выражающаяся в отрицании не только норм официальной культуры, но нормативности культуры вообще. В этом отношении контркультура сходна с андеграундом. Однако в отличие от андеграунда, контркультура выражает это противостояние шумно, бурно, открыто, зачастую в форме массовых беспорядков.

Одним из важных понятий, характеризующих элементы социологического среза структуры культуры, является понятие «субкультура». В принципе этим термином можно обозначить любое локальное системное образование внутри целостной системы культуры. Выше уже говорилось о том, что разные социальные группы имеют свою культурную специфику. В результате образуются устойчивые культурные комплексы: молодежная культура, сельская и городская культура и т. д. Вот эти элементы социологического среза структуры культуры и принято называть субкультурами.

В отношении к этому термину и стоящему за ним понятию имеются разные тенденции. Одна из них выражается в том, что объем понятия сужается, и его применение считается правомерным только по отношению к таким явлениям, как бандитская или воровская субкультура, субкультура наркоманов, бродяг, бомжей и т. д. Связано это с тем, что в самом термине «субкультура» усматривается уничижительный оттенок, некая перекличка с термином «субпродукты», и потому его применение считается возможным лишь по отношению к культурным феноменам негативного свойства.

Другая тенденция в отношении к понятию «субкультура» выражается не в сужении, а, напротив, в неправомерном расширении объема этого понятия. В этом случае субкультурами объявляются, например, аполлоническое и дионисийское первоначала античной культуры и, вообще, все разнообразные стили, направления, существующие в той или иной целостной культуре.

При таком расширительном толковании понятия «субкультура» оно становится «неработающим», поскольку с его помощью не выделяется какая-либо специфическая область исследования.

Методологически эффективным понятие «субкультура» может быть в том случае, если с его помощью обозначить те целостные культурные образования подсистемы системы культуры, которые появляются, существуют и функционируют в целях удовлетворения специфических интересов и потребностей различных социальных групп.

С этой точки зрения народную культуру, видимо, будет неправомерно считать субкультурой, поскольку народная культура пронизывает всю систему культуры, является ее основой и базисом.

Точно также не имеет смысла рассматривать и контркультуру в качестве субкультуры, поскольку она не «привязана» ни к какой конкретной социальной группе.

Чрезвычайно важный аспект социологического среза структуры культуры связан с выделением таких ее элементов, как массовая и элитарная культуры.

Один из важнейших признаков массовой культуры имеет количественный характер. Это — широта ее распространения, охват ее влиянием большого количества людей.

Поскольку эти люди живут в приблизительно одинаковых условиях и имеют существенно сходные потребности, массовая культура, призванная удовлетворять эти потребности, отличается высоким уровнем стандартизации — это другой ее отличительный признак.

Усредненность массовой культуры порождает усредненного человека, лишенного черт индивидуальности. Здесь человекотворческая функция культуры выступает в своем обнаженном и зачастую карикатурном виде.

Однако не надо забывать, что у массовой культуры есть и другая сторона.

Именно в силу своих количественных особенностей — широты охвата ею людей той или иной страны или нескольких стран — она может выполнять коммуникативную функцию, т. е. служить средством связи внутри больших масс людей.

Коммуникативная функция массовой культуры тесно связана с интегративной. Она заключается в том, что простота форм, доступность и понятность содержания массовой культуры делают ее способной объединять большие массы людей вокруг определенных ценностей, смыслов, принципов.

Но что это за ценности, смыслы и принципы? Вот это и есть главная проблема массовой культуры. Ее средствами можно внушать идеалы добра, побуждать к созидательной деятельности, а можно внедрять в сознание принцип вседозволенности, ограничивать ценностный горизонт размерами счета в банке и т. д.

Таким образом, используя известное выражение, можно сказать, что массовая культура «что дышло: куда повернул, туда и вышло».

Кто же и что же «поворачивает» массовую культуру в ту или иную сторону?

Отвечая на этот вопрос, нужно отметить, что особенность массовой культуры заключается в ее теснейшей связи с высокодоходным бизнесом. Соответственно, зеленую улицу получает та культурная продукция, которая хорошо продается и дает большую прибыль.

Ситуация обостряется еще и тем, что массовая культура широко используется и в политической сфере как средство манипуляции сознанием людей.

Таким образом, массовую культуру можно уподобить атомной энергии, которая может быть использована и как «мирный атом», и как огромная разрушительная сила. Отсюда необходимость социального контроля и социального регулирования процессов развития и функционирования массовой культуры.

Антиподом массовой культуры является элитарная культура. Они отличаются друг от друга по всем параметрам. Элитарная культура использует языки и поднимает проблемы, мало понятные широким массам, круг ее потребителей ограничен. Может создаться впечатление, что элитарная культура и нужна только этому ничтожному меньшинству и не имеет никакой общественной пользы. Однако это далеко не так.

Главная функция элитарной культуры заключается в том, что она является своего рода лабораторией, где ведутся поиски новых форм выражения не только традиционного, и не только остросовременного содержания культуры, но и таких его проблем и тенденций развития, которые невидимы и неразличимы с позиций массовой культуры.

Таким образом, массовая культура и элитарная культура взаимно дополняют одна другую. Обе они являются объективно необходимыми. И в то же время обе они могут подвергаться искажению. В результате, элитарная культура может стать прибежищем снобов, противопоставляющих себя социуму, а массовая культура превращается в орудие оглупления, дебилизации значительной части общества и делает его легкой добычей политических авантюристов и акул бизнеса.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-13; Просмотров: 252; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.06 сек.