Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Социально-культурные общности и формирования 3 страница




Многие досуговые программы, осуществляемые в социально-культурной сфере по принципу самоокупаемости, для представителей делового мира, например, отечественных и зарубежных бизнесменов, сотрудников фирм и совместных предприятий, финансируются за счет частных вкладов и членских взносов.

Пользователями программ клубов закрытого типа, дорогостоящих шоу-программ, круизов, конкурсов являются люди, которые могут позволить себе сделать солидный вступительный взнос, оплатить стоимость путевки или входного билета. При всем многообразии этих программ - мужских, женских, детских, спортивных, концертно-зрелищных и развлекательных, служебных и внеслужебных - в их реализации преобладает ярко выраженная социальная обособленность.

Существует целый ряд разновидностей предпринимательской (коммерческой) деятельности в социально-культурной сфере, которую ведут не столько государственные, сколько, главным образом, частные организации.

Среди них:

-оказание информационно-консультативной помощи, проведение экспертизы социально-культурных проектов и программ, формирование мониторинга социально-культурной жизни, сбор и анализ статистических данных, размещение заказов на социологические исследования, отбор программ и проектов для финансирования по заказам;

-посредничество и участие в осуществлении инвестиционной политики, финансировании социально-культурных проектов и программ, изыскании дополнительных возможностей в обеспечении финансовой и другой поддержки социально-культурных инициатив, кредитовании самоорганизации культурной жизни, заключении контрактов на культурное обслуживание,

учреждении дочерних фирм, малых предприятий и коопера-тивов;развитие и укрепление материальной базы, -оказание помощи социально-культурным учреждениям в поставках оборудования и материалов, размещение заказов на изготовление декораций, костюмов, инструментов, оборудования, оказание транспортных услуг, размещение полиграфических заказов и т. д., подготовка и переподготовка кадров; -развитие зарубежных связей, контактов и обменов в социально-культурной сфере, участие в организации и финансировании международных детских, молодежных, взрослых программ социально-культурного профиля. В процессе формирования социально-культурной среды конкретного региона необходимо найти свое место каждому из досу-говых учреждений и центров: государственным, частным (коммерческим) и общественно-добровольным, хозрасчетным, самоокупаемым и существующим на дотации (за счет государства, ведомства, спонсора и т. д.), формальным и неформальным, ведомственным и неведомственным.

Как государственные, так и частные (коммерческие) предприятия обладают правом добровольного вклада своих средств в социально-культурную сферу, выступать в качестве заказчика, спонсора, инвестора, мецената в том или ином виде социально-культурной деятельности, по отношению к любому клубу, кинотеатру, театру, парку, музею, артисту, художнику, писателю и т.д.

К важной составляющей части социально-культурной сферы, где не столько государство, сколько особенно частный (коммерческий) сектор проявляет активную предприимчивость и инициативу, следует отнести курортный и турбизнес и тесно связанные с ним развитие гостиничного и сервисного дела (отелей, мотелей, ресторанов и кафе, туристических баз и кемпингов, спортивных и оздоровительных лагерей и т.д.), производство товаров для спорта и туризма. Частные (коммерческие) предприятия и фирмы, чутко реагирующие на все изменения запросов и потребностей населения, делают ставку на рост средств передвижения (автомашин, мотоциклов, лодок, катеров и т. д.), находящихся в личном пользовании граждан, на приток зарубежных туристов, а также на привлечение иностранных инвесторов в доходную отрасль, какой являются туризм и курортное хозяйство. Коммерческие фирмы и компании активно приобретают и осваивают земельные участки вне городской черты для последующего создания здесь коммерческих зон и домов отдыха.

Существует много механизмов вовлечения финансовых средств в реализацию социально-культурных проектов и программ. Это объединение финансовых средств, трудовых, материальных и других ресурсов потенциальных партнеров в лице государственных и общественных организаций, частных предприятий, фирм и кооперативов; создание совместных социально-культурных или культурно-досуговых предприятий, центров, учреждений, подкрепленное соответствующим разделением доходов или убытков (за вычетом необходимых расходов и отчислений); добровольное объединение материально-финансовых средств для восстановления или ремонта историко-культурных памятников, организации благотворительных акций для воспитанников детских домов, интернатов, инвалидов, пенсионеров и т.д.; формирование местного фонда социального и культурного строительства, образуемого за счет нормативного отчисления доходов, а также обязательных взносов предприятий, фирм, учреждений и граждан; всемерное поощрение и создание льготных условий для стимулирования добровольного материально-финансового участия государственных и частных предприятий, фирм, компаний в развитии социально-культурной сферы.

Действенным инструментом поддержки социально-культурных инициатив и движений являются меценатство и благотворительность. Российское меценатство, как известно, имеет глубокие историко-культурные корни. Традиционными чертами российских меценатов, добровольно финансировавших деятельность и художников-одиночек, и целых творческих коллективов, являлись полное обеспечение свободы творчества и творческого самовыражения деятеля культуры, непременное глубокое понимание целей и позиций художника. При этом меценаты, оказывая помощь, оставляли за собой лишь право выбора кандидатуры, которая нуждалась в первоочередной поддержке. Ныне в роли меценатов выступают не только отдельные предприниматели, представители делового мира, но и целые группы, коллективы, общности людей. Меценатство в таких материально не обеспеченных отраслях, как социальная работа, культура, образование, досуг, просвещение, медицина, закономерно является необходимым условием и результатом демократизации социально-культурной политики.

Территориальные социально-культурные общности

В отличие от корпоративных общностей, территориальная социально-культурная общность - это реальная или воображаемая общность, представители которой соотносят свою культуру, нравственные и эстетические нормы и идеалы, духовные ценности и традиции, мнения, оценки и самооценки с постоянным местом своего проживания - конкретным регионом, областью, краем.

Типичной как в историческом, так и в современном контексте территориальной социально-культурной общностью является город. Употребим термин «город» в самом смысле - как обобщенную селенческую единицу. Являясь территориальной и одновременно социальной общностью, город всегда представлял и представляет собой общественно значимое самодостаточное культурное явление.

Основания, ценностные ориентации, социальные ожидания, которыми живет современный город, принадлежат изначально определенной культурной традиции этого города тому кругу культурных норм, идей, взглядов, представлений, которые город исповедует.

Издавна город в научном понимании и в обыденном сознании современников был центром притяжения духовных и материальных устремлений, переплетения социальных и культурных отношений эпохи. Расширение культурной стороны деятельности с древних времен становилось сутью жизни города, развития и изменения его характера. Отнюдь не случайно называя древнейшие цивилизации «городскими», мы тем самым подчеркиваем наличие у каждого из городов особого социально-культурного статуса, который уже сам по себе служил принципиально новой формой экономического, социального и культурного единства населения.

Для обеспечения жизнедеятельности своего населения город постепенно накапливал всё, что вырабатывалось культурой региона: образцы и стандарты деятельности, стереотипы поведения, образа жизни, освоенные достижения техники и искусства И в античных Греции и Риме, и в средневековой Руси для каждого города наиболее приоритетной всегда оставалась культурная деятельность. Даже в периоды упадка, утраты многих функций город дольше всего сохранял именно свой культурный статус.

Поскольку многие элементы культуры вообще воспроизводились только в рамках городских форм разделения труда, постольку упадок города или его гибель приводили, как правило, к резкому культурному регрессу всего региона. Городская среда на всех этапах истории брала на себя и трансляцию культуры от поколения к поколению (Дукельский В.Ю. Город как источник культуры // Культура города: проблемы качества городской среды. - М, 1986. - С. 67).

Развивая свою самобытность, каждый город создает или целенаправленно выявляет свою культуру, обретает свой «норов». В результате реализации культурной функции город и горожане адаптируются друг к другу. На укрепление такого взаимодействия, на формирование неповторимой культурной индивидуальности города практически работают все составляющие элементы городской инфраструктуры - производство, архитектура, быт, учреждения культуры, искусства, образования, досуга, спорта и многое другое.

Традиции, обычаи, обряды, ритуалы, бытующие в городе и других близких ему социально-территориальных общностях (например, поселках, отдельных регионах), представляют собой крайне подвижную, динамичную социально-культурную структуру. Именно здесь, в каждой социально значимой ситуации, происходит активный взаимообмен индивидуальным и коллективным опытом. Многие обряды и ритуалы как бы провозглашают изменение социального статуса каждого жителя -члена городского либо сельского сообщества.

Например, свадьба является свидетельством общественного признания новой семьи, а ритуал крещения способствует сохранению чувства принадлежности человека к сообществу верующих.

Каждый из традиционных обрядов и ритуалов привносит что-то свое, очень важное и необходимое в духовную жизнь сообщества, социальной группы, слоя, отдельно взятой семьи. Благодаря традициям, обрядам, ритуалам складываются определенные навыки поведения и общения людей в социально значимых обыденных ситуациях. Эти навыки распространяются на все виды и способы социально-культурной деятельности, быта, досуга граждан.

Общественные формирования и их типология

Близкими по сути и смыслу социально-культурным общностям является общественные формирования, организации, объединения, движения. Каждое из них представляет собой добровольный, самоуправляемый, некоммерческий общественный институт, созданный по инициативе граждан, объединившихся на основе общности социальных и культурных интересов для реализации общих целей, обозначенных в уставе объединения.

Как видим, в отличие от социально-культурной общности общественное формирование (движение, объединение) обладает чертами социальной организации. По существу это целостная, активно проявляющая себя в определенной социально-культурной среде система с присущими ей специализацией функций и взаимодействием между индивидами, группами, структурными подразделениями, созданная для удовлетворения разнообразных общественно-политических, экономических, социальных и духовных интересов и потребностей людей.

К общественным формированиям, например, относятся общероссийские и межрегиональные партии, международные, общероссийские и международные движения.

Многие из них имеют сеть собственных культурных центров и филиалов, клубов, библиотек, выпускают собственные периодические издания, активно сотрудничают с государственными и общественными структурами.

В общественные формирования входят дети, подростки, молодежь, взрослые, представляющие как малые, так средние и большие социальные группы. Общественные формирования составляют основу многочисленных прямо или косвенно задействованных в социально-культурной сфере: общественных организаций, движений, инициатив, фондов и объединений. Классификация добровольных общественных формирований основана на специфических особенностях профиля и содержания их работы, состава участников, форм и методов деятельности.

В соответствии с принятыми с 1995 года Гражданским кодексом Российской Федерации (часть 1), законами РФ «Об общественных объединениях», «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях», «О некоммерческих организациях», заложена достаточно полная правовая основа для создания и функционирования общественных некоммерческих социально-культурных организаций. Некоммерческие общественные институты обрели четкие организационно-правовые формы в виде общественных организаций, фондов, учреждений, объединений и союзов. В своей деятельности эти формирования и организации не преследуют цели получения прибыли и не имеют права распределять полученные средства между участниками.

На основании Закона РФ «Об общественных объединениях» (1995) классификация общественных формирований, функционирующих в социально-культурной сфере, предстаёт в следующем виде.

Общественная организация основана на обязательном членстве, создается гражданами для защиты общих интересов и достижения своих уставных целей в социально-культурной сфере, располагает собственным имуществом, собственностью и правом юридического лица (отдельно взятые члена права собственности не имеют).

В отличие от общественной организации общественное движение членства не имеет. Под общественным или социальным движением обычно подразумевают массовые коллективные действия одной или нескольких социальных групп, связанных с обеспечением групповых или общественных интересов, удовлетворением как материальных, так и духовных потребностей. Как массовый институт, общественное движение в социально-культурной сфере объединяет участников, выступающих за достижение определенных целей в области охраны и реставрации историко-культурных памятников, защиты окружающей среды, продвижения юных талантов в сфере науки, искусства, спорта и т.д.

Нередко в области культуры, как свидетельствует практика, острие общественных движений направлено на социальные изменения или сопротивление им в конфликтном противодействии с органами власти или другими социальными группами. К общественным движениям тесно примыкают другие виды аналогичных по направленности общественно-добровольных формирований: социально-культурные инициативы, землячества, попечительства и т.д.

Так, например, под социально-культурной инициативой (детской, подростковой, молодежной, гражданской, женской, этнической и т.д.) правомерно рассматривается выдвижение и последующая реализация предложений, идей, проектов, программ, связанных с созданием новых или совершенствованием существующих объектов, явлений и качеств социально-культурной сферы.

Общественный фонд, как один из видов некоммерческих фондов, представляет собой не имеющее членства общественное объединение, цель которого состоит в формировании имущества, на основе добровольных взносов и иных не запрещенных законом поступлений и его использовании на общественно полезные начинания. Учредители или участники фонда - это те, кто учредил, основал фонд, разработал и утвердил его устав и руководящий орган (правление) путем его избрания на учредительном съезде или конференции.

Общественные фонды различаются по целевым категориям населения, для социального обслуживания которых они предназначены (детские, женские, молодежные, семейные фонды, фонды военнослужащих, фонды бывших спортсменов и др.), по направленности содержания своей деятельности (социальные, пенсионные, страховые, образовательные, медицинские, фонды милосердия и благотворительные, оздоровительные и т.д.); по составу учредителей и характеру ресурсного обеспечения: ассоциированные фонды (ассоциированы с коммерческой структурой, на средства которой они существуют); благотворительные фонды (не имеющая членства благотворительная организация, учреждаемая гражданскими и юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов и преследующая благотворительные цели); благотворительные корпоративные фонды (фонды предприятий, фирм и иных юридических лиц, сформированные за счет этих лиц и осуществляющие благотворительную деятельность); независимые фонды (фонды, образованные одним или несколькими частными лицами, и существующие на дивиденды с вложенного капитала).

Любое общественное объединение, равно как общественное учреждение или орган общественной самодеятельности, это добровольное, самоуправляемое, не имеющее формального членства, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан для оказания конкретного вида социально-культурных услуг или совместного решения социально-культурных проблем по месту жительства, работы или учебы.

Сам по себе факт наличия сегодня в сфере культуры, искусства, образования, досуга и спорта огромного количества малых, средних и больших групп, многочисленных общественно-добровольных формирований и социальных инициатив дает основание рассматривать их как реальную социальную силу, обладающую качественными чертами самодвижения, саморазвития, самоорганизации в процессе социально-культурной деятельности.

Сегодня общественные движения и инициативы, непрерывно возникающие в рамках свободного времени людей, один из самых привычных, постоянных элементов культурной среды каждого города и села. Они являются и результатом, и необходимым условием непосредственного общения разных поколений, детей, подростков, взрослых. Их возникновение обусловлено живой потребностью человека отстаивать свои гражданские права и свободы, активно участвовать в общественно-полезных делах.

По сути дела, мы имеем перед собой коллективные усилия многих десятков, сотен тысяч людей, чья социально-культурная активность, с одной стороны, не ограничивается узкими семейными рамками, чисто домашним кругом, а с другой - по тем или иным причинам часто носит стихийный, спонтанный характер и поэтому, естественно, не всегда «вписывается» в деятельность существующих социально-культурных институтов.

Практически нет такой социальной группы, отдельного человека в стране, чей образ жизни не был бы связан, прямо или косвенно, с общественными формированиями и социальными инициативами - массовыми движениями, организациями, фондами и т.д. В своей совокупности они охватывают буквально все детское и взрослое население страны. Подавляющая масса людей состоит в каких-либо партиях, фондах, движениях, объединениях, общественных инициативах. Государство призвано гарантировать этим социальным институтам необходимые условия и поддержку для успешного выполнения ими своего предназначения и задач.

Общественные формирования и социальные инициативы дают человеку возможность применить свои силы и способности в различных видах социально-культурной деятельности, начиная с выполнения простейших поручений и обязанностей.

Массовые общественные организации, фонды и движения тесно связаны с политической, экономической, духовной жизнью людей. Чрезвычайно важная сторона их деятельности - реализация непрерывно возрастающих социально-культурных функций. Эти функции осуществляются как на общегосударственном уровне, так и в муниципальном, местном, локальном масштабе - в производственной, учебно-воспитательной, бытовой, досуговой сферах. При этом одни общественные формирования по характеру своей деятельности связаны с ней целиком или в большей степени, другие - в меньшей степени или косвенно.

Среди общественных формирований постоянно функционирует большое число общественных организаций, фондов и движений. Их социальная значимость состоит в том, что в них человек развивает свои склонности и способности, удовлетворяет свои интересы, как правило, в тех сферах, которые не связаны непосредственно с его профессиональной деятельностью. Участие в социально-культурных общественных формированиях дает возможность гражданам разумно использовать скромный бюджет своего свободного времени, гарантирует широкое поле для их социального, научно-технического, художественного и прикладного творчества, приложения творческих сил и знаний.

В основу типологии общественных формирований, объединений и организаций закладывается несколько определяющих критериев. Во-первых, факт их регистрации как общественных организаций в органах юстиции; во-вторых, наличие в их названии ключевых слов, благодаря которым может быть установлен их профиль, назначение и характер их деятельности; в-третьих, указание на ареал их деятельности (общероссийские федеральные, региональные, городские, районные и т.д.)

Сегодня полноценная организация социально-культурной деятельности среди населения любого региона невозможна без участия различных общественных инициативных формирований. Среди различных типов социальных общностей и формирований, прямо или косвенно задействованных в сфере культуры, искусства, образования, в зависимости от их функционально-содержательного признака можно выделить несколько видов.

К общественным формированиям в первую очередь следует отнести профессиональные союзы. Это наиболее массовые общественные организации, объединяющие граждан, связанных общими интересами по роду их деятельности на производстве, в сфере обслуживания и культуры. Одной из приоритетных задач профессиональных союзов и обществ является борьба за предоставление социальных гарантий и соблюдение прав граждан в сфере производства, быта и культуры, содействие охране их труда и здоровья, поддержанию материального и культурного уровня жизни трудящихся.

За многолетнюю историю своего существования профсоюзные организации внесли несомненный вклад в создание необходимых условий для развития уровня культуры трудящихся, в эффективное использование в этих целях материально-технического и кадрового потенциала социально-культурной сферы. Обновилась нормативно-правовая база деятельности профсоюзных клубов и библиотек, на развитие культурно-массовой работы стало выделяться больше средств из профсоюзного бюджета. Возросли объем и качество платных услуг населения. Профсоюзы накопили определенный опыт поисков эффективных форм кооперирования сил и средств различных организаций и учреждений в рациональном использовании материальной базы для досуга и творчества трудящихся.

Многое было сделано и для решения кадровой проблемы. Совершенствовалось материальное стимулирование труда работников культуры. Профсоюзные учреждения культуры эффективно использовали свое право самостоятельно определять структуру и штаты, оплачивать труд специалистов, проводить платные мероприятия и самостоятельно расходовать полученные за это средства на производственное и социальное развитие и оплату труда.

Были достигнуты позитивные сдвиги в развитии художественного, технического и социального творчества трудящихся, воспитания у них культуры межнациональных отношений. В профсоюзных учреждениях культуры активизировалась работа по оживлению подлинно народных, национальных фольклорных ансамблей. В художественную самодеятельность включились самобытные исполнители, семейные коллективы, многое делается для развития самодеятельных молодежных эстрадных ансамблей и групп. Профсоюзным организациям удалось учесть в культурно-воспитательной работе обострение межнациональных отношений и во многом смягчить его. Национально-культурные центры, создаваемые при непосредственном участии профсоюзов и трудовых коллективов, организация неповторимых по колориту национальных и межнациональных праздников и массовых гуляний придавали большинству форм и жанров досуга и творчества ярко выраженную направленность на воспитание у трудящихся культуры межнационального общения и уважительного отношения к языку, обычаям и традициям разных народов.

Однако постперестроечный период заставил серьезно задуматься о необходимости глубоких качественных изменений в деятельности профсоюзных организаций, осуществить переоценку многих ценностей, дать современное объяснение многим процессам в жизни.

Долгое время наряду с идеологическим штампом о профсоюзах как «школе коммунизма» господствовали явно преувеличенные представления о бурном росте культуры рабочих и служащих, о процессах «неуклонного» культурного сближения города и села, культурной однородности различных социальных групп. Культурно-массовой работе, проводившейся профсоюзами, часто совершенно необоснованно, огульно приписывались достижения в «небывалом» духовном росте советского рабочего, который непомерно возвышал его над другими классами и слоями общества. В то же время за пределами общественного внимания оставалось немало негативных явлений в рабочей среде, таких, как рост числа алкоголиков, высокая текучесть кадров, размывание квалификационного уровня рабочего класса и самого существенного — серьезной деформации его национальной, социально-классовой структуры. Поскольку о качественных сдвигах в культурном росте рабочего класса на фоне низкой производительности труда, большой доли тяжелого ручного труда, высокого уровня занятости женщин на производстве не могло быть и речи, многие исследователи довольствовались анализом количественных изменений: рост уровня образованности, развитие сети клубов, школ, библиотек, количество участников художественной самодеятельности и т.д.

В условиях застоя, а особенно последовавшего затем перехода к рыночным отношениям, профсоюзам не удалось избежать обострения кризисных тенденций в духовной сфере, найти эффективное противопоставление остаточному принципу выделения средств на культуру. Строительство и ремонт учреждений культуры затягивался на долгие годы, они плохо обеспечивались необходимым оборудованием - инструментами, инвентарем. Отказ некоторых трудовых коллективов финансировать содержание производственной базы досуга, спорта и отдыха, неумение, а порой и нежелание руководителей профсоюзных очагов культуры использовать действенные рычаги для достижения экономической самостоятельности, преодоления ведомственной разобщенности, поиска партнеров для объединения материальных ресурсов, финансовых средств и организаторских усилий поставили в некоторых случаях профсоюзную сеть учреждений культуры на грань фактического развала.

В настоящее время сказывается длительное влияние административно-командных методов регулирования процессов досуга и самодеятельного творчества, по-прежнему сильны тенденции к жесткой регламентации, к силовому давлению на местах. Остается устойчивой зависимость самодеятельного коллектива от внимания и поддержки профкома, его взаимодействия с администрацией, компетентности и инициативы клубного руководителя, состояния и использования материальной базы, контактов с творческими союзами и т.д. В результате экономического кризиса, охватившего госпредприятия, произошел существенный спад традиционных жанров самодеятельности, ощутимо сократилось число ее участников. Перед лицом необходимости адаптации к условиям рынка, существенного обновления социально-экономических и межнациональных отношений многие профсоюзные органы не сразу определили свои позиции, порой проявляя растерянность, излишнюю осторожность, с трудом избавляясь от прежних идеологических и психологических стереотипов и подходов.

Не произошло кардинального улучшения и в решении кадровой проблемы. Не только в сельской, но и в городской местности резко снизился удельный вес дипломированных специалистов, высокой осталась текучесть кадров, недостаточно справляются со своими обязанностями методические службы организации досуга и самодеятельного творчества, далеко не всегда и не везде используется набор эффективных методов и приемов повышения квалификации.

Жизнь потребовала сформулировать конкретные выводы и рекомендации, столь необходимые сегодня, когда от профсоюзов требуется возвращение к их исконным функциям.

Существует определенная закономерность взаимодействия между людьми, занятыми на производстве, и профсоюзами: общая, политическая и экономическая культура работающих напрямую зависит от активной позиции профсоюзного органа. Профсоюзам всегда были свойственны возможности эффективно влиять на формирование благоприятных условий труда, быта и отдыха, защиту интересов людей. Любой «сбой» или несоответствие элементов этого механизма приводят к конфликтным ситуациям в коллективах. Поэтому так актуально и необходимо изучение возможных средств и методов, которые позволяют не только предупреждать, но и разрешать эти конфликты и противоречия.

Для деятельности профсоюзов на современном этапе характерен принципиальный переход от роли номинального участника и организатора культурного развития трудящихся к роли непосредственного защитника социальных прав человека труда, в том числе и в культурном процессе. Это относится и к материальной базе досуга и творчества, где все вопросы решаются профсоюзами только на основе жестких договорных отношений и контроля за их соблюдением.

При существующей текучести кадров подобным образом решается и проблема подготовки и закрепления специалистов в социально-культурной сфере. Наиболее перспективными путями здесь служит преодоление «экстенсивного», «затратного» характера работы действующей системы учебных заведений и центров повышения квалификации, создание таких социальных и экономических условий для специалистов, при которых возможно их привлечение в профсоюзные учреждения культуры на конкурсной или контрактной основе.

В сложной социально-экономической ситуации, когда государство не в состоянии полностью выполнять взятые на себя обязательства перед сферой культуры, возникает необходимость не только в сбалансированном сочетании бюджетных и внебюджетных ассигнований, но и в поиске альтернативных вариантов финансирования этой сферы. Такая миссия возложена на благотворительные организации и общества социальной защиты и помощи - общественные формирования, благотворительные общества, фонды и движения, ассоциации, попечительские службы.

Одна из них - Всероссийский фонд культуры, которая является самоуправляемой общественной благотворительной организацией, призванной поддерживать и пропагандировать отечественное культурное наследие, содействовать возрождению и развитию национального самосознания, духовной жизни народов России. По инициативе этой общественной организации были учреждены Фонд славянской письменности и славянских культур, Общество русской православной культуры Святителя Иоанна, в регионах созданы национально-культурные центры, особенно для диаспор - народов, проживающих вне своих государственно-территориальных образований. Фонд оказывает материальную поддержку одаренной молодежи. Регулярно проводимые Фондом фестивали, выставки, благотворительные концерты, аукционы, сборы средств на финансирование социально-культурных проектов и программ, мероприятия по восстановлению историко-культурных памятников вызывают большой резонанс в духовной жизни российского общества.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-13; Просмотров: 297; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.033 сек.