Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Наиболее важные мероприятия по охране природы




Человек и биосфера

Человек является частью биосферы. Все природные ресурсы планеты обусловливают возможность жизни человека и служат основой его материального производства. Рост населения, развитие науки и привели к тому, что деятельность человека стала фактором развития биосферы. Под влиянием научной мысли и человеческого труда возникла возможность перехода биосферы в новое состояние – ноосферу.

Ноосфера (по В. И. Вернадскому) – это часть биосферы, преобразованная трудом человека и измененная его научной мыслью.

Человечество интенсивно потребляет как живые, так и минеральные природные ресурсы. Вследствие чего возникают проблемы: истощение природных ресурсов, снижение численности и гибель живых организмов, сужение ареалов их распространения, загрязнение и отравление среды промышленными отходами. Результаты производственной деятельности человека:

1) загрязнение атмосферы вредными газами;

2) разрушение озонового экрана за счет увеличения концентрации оксидов азота и фреонов;

3) возрастание «парникового эффекта» за счет увеличения концентрации углекислого газа (СО2) и, как следствие, изменение климата и повышение температуры воздуха;

4) загрязнение пресных водоемов и сокращение их площадей;

5) уничтожение лесов, массовое заболевание растительности;

6) засоление почв и нарастающее опустынивание;

7) интенсивное использование энергоносителей, создание атомных электростанций и загрязнение среды радиоактивными отходами.

Все эти воздействия на биосферу вызывают цепные экологические реакции, которые в конечном итоге отражаются на жизни человека. Человечество стоит перед выбором – сохранить планету и выжить или продолжать оказывать давление на природу и в конце концов погибнуть. Дальнейшее развитие экономики, науки и техники уже не может осуществляться без учета последствий воздействия человека на природу, без воспитания у людей сознания их высокой ответственности перед всем человечеством за состояние биосферы Земли. Охрана окружающей среды, сбережение природных богатств для следующих поколений приобретают все большую актуальность.

Охрана природы – это совокупность мероприятий, направленных на поддержание природы планеты в состоянии, соответствующем эволюционному уровню биосферы и ее живого вещества, а также и человека.

1. Создание безотходных производств, экологически чистых технологий; очистка воздуха и сточных вод; рекультивация (искусственное воссоздание) земель; мелиорация почвы, направленная на повышение ее плодородия.

2. Диагностика различных химических препаратов на их мутагенную активность, разработка методов лечения наследственных заболеваний.

3. Защита растительного и животного мира. Создание заповедников и заказников, охраняемых природных территорий; сохранение эталонов и памятников природы – уникальных природных объектов; создание национальных парков; составление списков исчезающих животных и растений (Красная книга); осуществление проектов по восстановлению и поддержанию численности редких и исчезающих видов организмов в искусственных условиях и акклиматизация их в природе. Сохранение генофонда флоры и фауны планеты.

4. Формирование экологического сознания населения, составными частями которого являются знания, убеждения и навыки в области взаимодействия человека с природой. Воспитание бережного отношения к природным ресурсам, формирование чувства ответственности за соблюдение правовых норм охраны природы и нетерпимости ко всякого рода нарушениям этих норм.

Биосфера, как глобальная природная система, обеспечивает существование жизни на Земле. Поэтому к числу наиболее актуальных проблем современности относится сохранение биосферы Земли. Мир стоит на пороге экологического кризиса – такого состояния среды обитания, при котором она становится непригодной для существования различных форм жизни, в том числе и человека. Усиливается воздействие человека на все среды жизни, животный и растительный мир. Следствием этого является исчезновение многих видов организмов. Возникающие антропогенные ландшафты оказываются не способными к саморегуляции и отличаются от биоценозов меньшим видовым разнообразием. Интенсивная деятельность человека угрожает нарушить устойчивость биосферы.

Бесконтрольное расходование невосполнимых природных ресурсов, изменение ландшафтов, выброс в окружающую среду веществ, нарушающих естественные процессы, загрязнение окружающей среды через хозяйственную деятельность человека оказывает отрицательное воздействие на биосферу и на ее отдельные компоненты. Снижение интенсивности этого воздействия – важнейшая задача современного человечества. От ее решения зависит будущее планеты. Все меры, принимаемые человеком по сохранению биосферы, должны быть направлены на рациональное использование природных ресурсов и создание условий, обеспечивающих дальнейшее существование жизни на Земле во всем ее многообразии.

 

Примечания




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-13; Просмотров: 1432; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.