Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Зоопсихологический подход к выбору собак для канистерапии и арттерапии




Подготовка собак для канистерапии и арттерапии

Основные группы детей и взрослых, в отношении которых уместна канистерапия.

В первую очередь это взрослые и пожилые люди, у которых либо имеется дифицит общения, либо необходима реабилитация после перенесенного заболевания (например, инсульта), далее – дети, проживающие в закрытых заведениях и имеющие отклонения в поведенческих чертах, обусловленные именно местом проживания; дети с диагнозами: ЗПР, ЗУР, болезнь Дауна, детский церебральный паралич, аутизм, эпилепсия, синдром дефицита внимания и гиперактивности; взрослые инвалиды с перечисленными диагнозами, выросшие из категории детства, но нуждающиеся в коррекции поведения и общении.

Для работы с вышеперечисленными категориями пациентов по определенным правилам отбираются и подбираются собаки, которые проходят первичное тестирование, обучение и окончательное (сертификационное) тестирование.
Первичное тестирование определяет уровень контроля основных видов агрессии псовых:пищевой, иерархической, охотничьей, игровой, покровительственной.Также, тест определяет уровень тревожности собаки к незнакомым предметам и людям, громким звукам, странному поведению. Первичный тест НЕ ОЗНАЧАЕТ, что собака готова работать терапевтом. Тест определяет, может ли она быть выучена на терапевта.

Сертификационное тестирование определяет, готова ли собака работать с больными людьми. Во время теста собака выполняет МИНИМУМ упражнений, примерно одну десятую от рабочей нагрузки. Упражнения выполняются в условиях, приближенных к реальной работе. Во время теста имитируют поведение психически неуравновешенных людей, роняют предметы, шумят, кричат, проявляют умеренную агрессию к собаке, дразнят кормом и игрушкой. 4 экзаменаторов принимают решение зачет/незачет по каждому пункту теста. 1 незачет от 1 экзаменатора означает, что собака идет на пересдачу теста и не получает сертификат.
Нужно учитывать, что сертификация не является соревнованием, это аттестация собак для работы.
По результатам сертификации собака получает карточку соответствия.

В практике существует два подхода к выбору собак для работы по методикам канистерапии - 1) отбор уже имеющихся у обученных волонтеров собак (первичное тестирование, подготовка собак с учетом итогов проведенного тестирования, т.е. исправление ошибок методом дрессировки, сертификация собак); 2) подбор собак для использования в канистерапии для уже обученных волонтеров.

1. Сравнение отбора и подбора собак как методов выбора собак для канистерапии как специфического вида службы.

1.1. Первый метод (отбор), на наш взгляд, более сложный с точки зрения наличия способностей собаки к различным видам дрессировки. Главной проблемой будет большой отсев животных, т.к. собаки брались не для канистерапии. И обучаемость собаки (т.е. высокая способность к обучению) – еще не гарантия успеха. Так как сертификация собаки – это первый шаг, а не определение способностей собаки к работе в канистерапии.

Основной трудностью при отборе уже взрослых собак будет отсутствие положительного сочетания психотипа ожидания хозяина и ожидания собаки и конфликты, непонимание собаки и хозяина, что в направленной канистерапии недопустимо. Например, собака является по психотипу компаньоном, легко понимающим людей, чутко относящимся к человеку и больному ребенку. Хозяин же принадлежит к психотипу «сторонний наблюдатель», т.е. для такого хозяина важны качество родословной, экстерьер собаки, выставочные успехи. Воспитанию собаки владелец уделяет мало времени, контакт и взаимопонимание минимальные. При наличии таланта к лечению людей такая собака будет мало ориентирована на хозяина. Успех в работе проблематичен, т.к. хозяин (он же – вожак стаи) не имеет с собакой тесного контакта, и животное будет работать по наитию, управление такой собакой будет сложным, т.к. такой «вожак межвидовой стаи» не сможет исправлять ошибки собаки, что может нанести вред пациенту.

Подобный вариант может складывается при психотипе ожидания человека «кормилец» и многих психотипах собак, в т. ч. «компаньон», «работник». Т. е. в первую очередь необходимо провести диагностику по определению психотипа ожидания хозяина (волонтера) и собаки, комфортности их взаимоотношений (методика Н. Криволапчук). При желании работать у волонтера и при наличии способностей у собаки возможна коррекция взаимоотношений человека и собаки (в первую очередь зоопсихолог должен разъяснить волонтеру проблемы отношений его и собаки).

Чаще всего в роли зоопсихолога выступает толковый дрессировщик. Поэтому для людей этой профессии очень важны знания по зоопсихологии. Именно в сочетании подходов к дрессировке собаки с учетом сочетания знаний методов дрессировки, типов ВНД, факторов, влияющих на образование и угасание условных рефлексов и знаний по зоопсихологии, кроется успех подготовки собаки-терапевта. Такое успешное сочетание знаний и опыта приводит к рождению гениальных дрессировщиков, с собственными секретами-ключиками к открытию замочка-проблемы собаки, который на базе комплекса знаний и опыта открывается очень просто.

Метод отбора собак сложен большим «отходом» (выбраковкой собак). Часто волонтер, желающий работать в области канистерапии в случае выбраковки собаки или ее средних способностей, либо нежелательного психотипа ожидания собаки, берет вторую собаку, тщательно подбирая породу, родителей щенка и его самого, чтобы с первого дня появления собаки в доме готовить ее именно к такому виду службы.

1.2. Подбор собаки для канистерапии волонтерами, прошедшими обучение и практику, чаще более успешен, чем отбор, имеет меньше отсева, т.к. он более целенаправленен.

Подбор осуществляется и на основе знаний, полученных по зоопсихологии (в том числе волонтер анализирует и корректирует себя, да и отсеиваются волонтеры, не имеющие цели воспитать успешную для канистерапии собаку, а следующие только моде). Знания особенностей заболеваний, исцеляемых при помощи канистерапии, упражнений, которые выполняет собака-терапевт, способствуют подбору конкретного щенка определенной породы и пола, типа ВНД для успешного выполнения определенных команд с целью лечения человека.

Необходимо сочетать знания о процессах, определяющих поведение собаки в целом (врожденные автоматизмы поведения, т.е. инстинктивное поведение псовых, как стайных животных, подчиняющихся иерархии в стае, в т.ч. межвидовой; породные особенности проявления инстинктивного поведения; особенности проявления базовых инстинктов у собак конкретных пород, например, обостренное проявление пищедобывательного поведения у охотничьих собак и ослабление его у собак охранных и в соответствии с этим вариативность возможностей обучения собак различных пород, предназначенных для различных видов деятельности).

Волонтеру необходимы базовые знания по кинологии, т.к. анатомия, физиология, экстерьер собаки (и в первую очередь умение устанавливать тип конституции собаки, определяющий тип ВНД) - гарантия успеха в подборе и подготовке собаки-терапевта.

Для многих пациентов с различными диагнозами (ДЦП, аутизм, СДВГ, болезнь Дауна) лучше подойдет собаки светлого окраса (вызывают доверие, нет страха к таким собакам), среднего или крупного размера. Это обусловлено наличием человека в мозге 18 центров тревожности и частой неофобией у больных детей.

Безусловно, собака с сильным уравновешенным, подвижным темпераментом (сангвиник) – самый удобный вариант собаки-терапевта. Но при работе с СДВГ прекрасно подойдут собаки-холерики – сильный неуравновешенный тип - (управляемые и дрессированные).

Часто используются собаки мелких пород, очень активные. Такие собаки при наличии цирковой дрессировки успешно используются при групповых занятиях с детьми, подростками, а так же с пожилыми людьми (с проблемами одиночества) и взрослыми инвалидами с ЗПР и ЗУР (при организации групповых занятий в форме праздников).

Для работы с пациентами на уровне физического контакта лучше использовать крупных собак, т.к. их внутренние органы по размерам ближе к внутренним органам человека и собака проще подстраивается под человека, а,значит, коррекция работы больных органов происходит успешнее.

И, конечно же, психотип ожидания собаки имеет огромное значение. Для канистерапии более успешны собаки-«компаньоны», которые тонко чувствуют проблемы больного человека и стараются помочь ему изо всех сил. Они выбирают того, кому более тяжело, точно определяют проблему человека (диагностируют болезнь). Возможна работа с собакой-«работником», если существует тесная связь собаки с хозяином; в этом случае собака, находясь на одной волне с хозяином, пытается выполнить задание. Т.е. человек работает с больным, а собака старается помочь волонтеру.

Совершенно не подходят собаки психотипов, для которых важны только они сами (чаще всего это собаки-«пользователи» комнатно-декоративных пород, но есть и исключения, если щенка воспитывать по определенным правилам).

Как же выбрать собаку для канистерапии?




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-13; Просмотров: 2550; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.017 сек.