Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Особенности проведения занятий с пациентами выше обозначенной категории




Специфика работы с детьми и подростками воспитывающимися в закрытых социальных учреждениях

При работе с такими детьми нужно учесть следующее – из-за постоянного нахождения в среде монотонной и обедненной информационно, сенсорно, эмоционально и социально, среде дающей лишь монотонные впечатления и минимальные навыки, дети отличаются от сверстников выросших в семьях.

Из-за отсутствия постоянных, постепенно усложняющихся контактов с взрослыми людьми и нарушения пропорции (в норме взрослых больше, детей меньше) у таких детей не формируются нормальные социальные взаимосвязи, определяющие отношение к пожилым людям и старикам, детям младшего возраста, инвалидам и т.п. Из-за этого их поведение может быть жестоким, эмоционально неокрашенным.

Нередко, дети, воспитывающиеся в домах-интернатах страдают дисфорией – пониженным настроением с выраженной мрачностью, раздражительностью, неприязнью к окружающим, злобностью.

Также у них не формируются нормальные иерархические отношения, но формируется типичная изоляционная иерархия с уважительным отношением к физической силе и стремлением подавлять более слабых.

Часто у таких детей встречается негативизм, как активный – стремление делать все наоборот, «назло», так и пассивный- в виде отсутствия реакций на просьбы и обращенную речь.

Так как дети из соц. домов получают практически все в готовом виде, не участвуя в процессе, у них недостаточно сформирована смысловая цепочка «ожидание-планирование-подготовка-процесс-результат», соответственно страдает логическое мышление, фантазия, умение представлять результат своей деятельности.

Вследствие изолированности от новых раздражителей (людей, событий, явлений) имеют низкую стрессоустойчивость и выраженную неофобию (боязнь, отторжение, избегание новых предметов, людей, ситуаций и т.п).

Дети постоянно воспитывающиеся в учреждениях:

Недоверчивы к новым людям, новое воспринимают как опасное.

Плохо идут на контакт с незнакомыми людьми, могут молчать, избегать взгляда, убегать, но, привыкнув, склонны привязываться слишком сильно.

Сначала опасаются телесных контактов, затем, при возникновении привязанности, стремятся все время их поддерживать.

Пугаются сильных эмоций – смеха, плача, эмоциональной жестикуляции, повышения голоса, т.к. не умеют их правильно воспринимать.

Не могут адекватно оценивать чужую физическую боль. Как правило, имеют более высокий порог болевой чувствительности.

Не имеют многих элементарных бытовых навыков и даже представления о действиях (вскипятить чайник, наклеить пластырь, постирать белье и т.п.

Плохо понимают (и демонстрируют) промежуточные понятия, такие как «не совсем», «немного», «почти», а также эмоциональные «полутона». Часто, способны оценить ситуацию только как плохую или хорошую, без переходных состояний.

Имеют недостаточно развитую возможность к сопереживанию, пониманию других людей.

Гипертрофированно брезгливы, их могут немотивированно раздражать и даже пугать любые новые, непривычные запахи, ощущения на коже.

Не имея четкого представления о своей роли в происходящем действии, склонны молча наблюдать со стороны, отстраняться.

Опасаются задавать вопросы. Не умеют просить помощи, содействия, разъяснений, поддержки.

Избегают просьб, но могут молча без разрешения взять понравившуюся вещь.

Легко кооперируются (инстинктивно) для защиты, нападения, добывания пищи и необходимых вещей, совершения побегов. При этом сложная кооперация для совестного творчества, труда для них очень сложна, в силу отсутствия нормально развивающихся социальных отношений со старшими и младшими.

Затрудняются в любом выборе, так как постоянно получают то, что им полагается, не участвуя в процессе выбора еды, одежды, игрушек и т.п.

Имеют низкую критику окружающего, так как не имеют возможности сравнивать. Вследствие этого, легко попадают под влияние того, кто вызовет доверие.

При возникновении доверительных отношений моментально привязываются и стремятся стать частью вашей жизни, склонны к гиперпривязанности.

При полноценно развитом интеллекте и отличной памяти могут казаться заторможенными.

Склонны к резким перепадам настроения от беспричинного веселья до угнетения, мрачности.

Часто, не получив результата быстро, теряют интерес к процессу. Это происходит из-за отсутствия в жизненном опыте ребенка наблюдений за началом, развитием и завершением, даже элементарных бытовых процессов (приготовление пищи, стирка и т.п). Такая ограниченность опыта приводит к недоразвитию линейного мышления, способности к экстраполяции и воображения, отсутствие которых компенсируется сильно развитым вниманием к деталям и хитростью.

Дети, воспитывающиеся в социальных учреждениях с рождения или раннего возраста, производят впечатление отстающих в развитии. Хотя интеллект и память их не менее развиты, чем у домашних детей, недоразвитие социально-эмоциональной сферы может быть достаточно сильным.

Так как, эмоции являются важной частью механизма адаптации человека, недоразвитая эмоциональная сфера делает таких детей недостаточно адаптивными (приспособленными) к изменениям и жизни в обществе, неустойчивыми к стрессам, склонными к казалось бы немотивированным депрессиям и агрессии.

Учитывая эти особенности нужно помнить, что недоверчивое и даже агрессивное поведение таких детей вызвано объективными причинами, не связано с вами и вашей деятельностью, не направлено против вас лично.

Также, необходимо учитывать и то, что социально неблагополучные старшие дети и подростки могут причинить серьезные травмы собаке и волонтеру, если ситуация выйдет из под контроля.

Перед началом работы с такими детьми их необходимо разбить на группы по возрасту, с разницей в два года. Совмещать разновозрастных детей с большей возрастной разницей нецелесообразно, это снижает эффективность работы с ними.

На одного волонтера с собакой вначале должно приходится не более 5-6 детей любого возраста.

Знакомство с детьми и первые занятия должны происходить в присутствии воспитателя.

В группу канис-терапевтов должен быть включен психолог и (или) социальный педагог.

7. Задачи работы с такими детьми заключаются в следующем:

Разнообразить их впечатления зрительные, тактильные, слуховые зрительные.

Стимулировать воображение, фантазию, абстрактное и логическое мышление.

Развить способности к сотрудничеству, сложной совместной деятельности (кооперации) с разными людьми, социализации.

Дать представление и по возможности развить разнообразные навыки.

Стимулировать развитие эмоциональной сферы, способности к сочувствию, стремление понимать других.

Развить способность адаптироваться к новым раздражителям, людям, животным, событиям, повысить устойчивость к стрессам.

Цель работы – развить эмоциональную, социальную и интеллектуальную сферы ребенка до нормального состояния.

На первых занятиях нужно выяснить реакции детей на происходящее (собаку, волонтеров, сами занятия). Для этого нужно внимательно, но незаметно наблюдать за каждым ребенком. Последние занятия должны психологически подготовить детей к прощанию с собаками и волонтерами. Знакомство должно быть не навязчивым, доброжелательным, но без желания угодить детям или избыточного стремления привлечь их внимание, пожалеть и т.п. Желательно, с самого начала создать атмосферу доброго сотрудничества по определенным правилам и с конкретной целью.

Занятия можно строить в виде урока с ведением записей, контрольными вопросами, практическими занятиями, зачетами, экзаменами и т.д. При нужно стимулировать творческое отношение детей, инициативу.

Любые новые раздражители необходимо вводить дозировано, не перегружая восприятие детей.

Используя собак нужно рассказывать детям об эмоциях - радости, страхе, любви, гневе, удовольствии и т.п.

Объяснять, что означает данная эмоция, почему и в каких ситуациях мы испытываем те или иные чувства, какие чувства нужно сдерживать, а какие нужно показывать другим.

Например – обсудить, почему собака виляет хвостом, почему она радуется хозяевам и друзьям. Почему умеренная радость собаки приятна, а бурные ее проявления пугают.

Перейти к моментам, когда радость испытывают люди, проиграть ситуации, в которых можно испытывать радость.

При этом нужно объяснять, что улыбаться это правильно и не стыдно, а вот громко смеяться не нужно, потому что можно испугать кого-то другого и т.д. и т.п.

Занимаясь социальной и эмоциональной сферой детей, не стоит забывать и о наличии у них присутствующего хотя бы в легкой форме, дефицита внимания (концентрации), тонкой координации, речи.

Во время работы необходимо ставить перед детьми задания, развивающие мелкую моторику - застегивание и расстегивание пряжек на ошейниках, пристегивание карабинов, расчесывание шерсти и т.п.

С учетом взаимной связи между отделами мозга, отвечающими за мелкую пальцевую моторику и речь, работа пальцев окажет положительное влияние на развитие речи детей.

Количество собак и волонтеров должно быть 1-3 на группу в 10-15 человек. Собак не следует менять ранее, чем через 10 занятий, для создания атмосферы стабильности и доверительности.

Однако, нужно периодически знакомить детей с новыми собаками или менять условия занятий (например, перенести занятие на улицу, или сменить задание). При этом не нужно стремиться к постоянному разнообразию, не менее 50% раздражителей и действий на каждом занятии должны быть привычными и знакомыми.

Упражнения должны усложняться постепенно, не вызывать отторжения сложностью и невыполнимостью задач, не должны пугать избыточной новизной.

Структура одного занятия должна быть примерно следующей:

Вводная часть, концентрация на занятии – 5 минут.

Малоподвижные занятия 20 минут

Подвижные занятия 15 минут

Завершающая часть, релаксация, концентрация 5 минут.

9. Оценка результатов работы проводится следующим образом:




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-13; Просмотров: 656; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.017 сек.