Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Структура морали




Моральное сознание – синтез рационального и эмоционального, представлений, чувств. В моральном сознании специфически в понятиях добро и зло, справедливость, совесть, достоинство, в устремленности к высшим ценностям выражаются глубокие, основополагающие стороны человеческого существования – отношения индивида с другими людьми, с обществом и природой в целом.

В структуре морали (Рис. 2) существуют две самостоятельные сферы: моральное сознание и моральная практика (нравственная практика), в процессе которой реализуются нравственные идеи, чувства.

 

    Мораль  
         
Моральное сознание   Моральная практика
           
Индивидуальное моральное сознание   Моральная деятельность
         
Общественное моральное сознание   Моральные отношения

Рис.2.

В зависимости от носителя моральное сознание бывает индивидуальным и общественным.

 

  Мораль  
         
Индивидуальное   Общественное
         
Разум   Обыденное моральное сознание
         
Нравственные чувства   Теоретическое моральное сознание
         
Воля      

Рис.3.

Разум – это понятия, представления о (рис. 3) добре и зле, долге, совести, о высших ценностях и др. Разум вырабатывает стратегию нравственного поведения, тактику, анализирует ситуации. Нередки ситуации, когда разума недостаточно для нравственного поведения, стимулятором перевода намерений в нравственные поступки выступают нравственные чувства. С их помощью мы улавливаем оттенки поступков и ситуаций.

Три базовых компонента индивидуального морального сознания: разум, нравственные чувства и воля.

Эмоционально-чувственный уровень нравственного сознания характеризует дальнейшее закрепление полученных представлений о добре и зле. Наличие нравственных чувств позволяет человеку на собственном опыте ощутить значимость существующих нравственных норм, ценностей, идеалов.

Нравственные чувства не обязательно имеют положительную направленность. Когда индивид сталкивается с несоответствием провозглашаемых в обществе норм реальному состоянию дел, в его сознании и поведении могут возникнуть самые неожиданные реакции на это противоречие. Одни стремятся отстоять правду и становятся борцами за справедливость, другие, наоборот, полностью разочаровавшись в прежних идеалах, постепенно превращаются в циников, открыто игнорирующих любые моральные предписания.

Содержание элементов представленных на рисунке 3 можно увидит на рисунке 4.

 

Рис.4.

Со времен Аристотеля наряду со сложными нравственными чувствами выделяют так называемые страсти (зависть, ненависть, подозрительность, ревность и т.д.), основание которых усматривается в различных физиологических ощущениях, реакциях, эмоциях. Они, как правило, не требуют какого-либо усилия, и в этом их коренное отличие от позитивных нравственных чувств, а их проявление носит исключительно негативный характер для самого человека и окружающих его людей. Проявление в поведении человека страстей, которые он никоим образом не ограничивает, говорит о невоспитанности человека, а возможно, и о наличии иных отрицательных нравственных качеств.

Нравственные чувства задаются не только процессом воспитания, но и жизненным опытом. Можно выделить противоположно направленные системы формирования морального облика человека.

Убеждения составляют самый глубокий уровень в структуре нравственного сознания. Они появляются тогда, когда человек обретает способность осознанно выбирать между тем, что хочется (полезно, выгодно, удобно, способно доставить удовольствие), и тем, что он должен осуществить.

Отсюда следуют два вывода:

1. – для того чтобы нравственные знания и чувства воплотились в реальности, человек должен обладать волей.

Воля как третий компонент морального сознания проявляется в стойкости, решительности, в определенном психическом настрое и готовности к конкретным поступкам.

Именно она движет человеком, который, поднимаясь над сиюминутными выгодами и утилитарно-гедонистическими соображениями, оказывается способным совершать определенные поступки даже вопреки господствующим нравам и общественному мнению. Наличие воли позволяет конкретным людям подавлять чувство страха и руководствоваться на практике тем, что диктуют им нравственный долг и совесть;

2. – важную роль в формировании нравственных убеждений играет самосознание, которое дает человеку возможность разобраться в своих представлениях и чувствах. Особенно важно наличие этого свойства в тех случаях, когда возникает резкое расхождение между сущим и должным, теорией и реальностью. Душевный дискомфорт способен в этом случае подвигнуть личность на поиск того, что есть истина, а что – ложь, что случайно, а что действительно значимо. Самосознание опирается на собственный опыт человека и в силу этого оказывается наиболее глубоким структурным уровнем его нравственного мира.

Итак, рационально-теоретический, эмоционально-чувственный компоненты, а также убеждения – это уровни, характеризующие меру проникновения и закрепления представлений о должном в нравственном сознании человека. Конечно, речь идет об идеальной конструкции, поскольку на практике мы всегда сталкиваемся с различными сочетаниями указанных проявлений.

Носителем общественного морального сознания является общество в целом, различные социальные группы общества вносят разный вклад в его развитие. В повседневном моральном творчестве, в утверждении тех или иных нравов, привычек, обычаев проявляется сложное взаимодействие между индивидуальным и общественным сознанием. Общественное моральное сознание нельзя свести к простой арифметической сумме индивидуальных сознаний. В нем закрепляются не все проявления индивидуальной нравственной жизни, и в индивидуальном моральном сознании закрепляется не весь сложный мир нравственных ценностей. Общественное моральное сознание имеет структуру и включает обыденное моральное сознание (складывается стихийно, характеризуется размытостью, нечеткостью, противоречивостью) и теоретическое моральное сознание – ТМС – (складывается с появлением профессий, представители которых рассматривают проблемы нравственной жизни; центральное место в ТМС занимает нравственная философия (этика)).

ТМС нацелено на центральные вопросы человеческого бытия, характеризуется четкостью, последовательностью, рациональностью и системностью.

Мораль существует не только в виде сознания, но также в виде действий, поступков. В действиях выражается отношение к людям, к обществу, к себе.

Нравственная практика – это нравственны отношения, выражаемые в действиях, поступках.

Во-первых, в процессе этих отношений воплощаются нравственные ценности, жизнь человека как бы соотносится с высшими ценностями.

Во-вторых, в нравственных отношениях присутствует элемент воли, а не стихийности, целенаправленности, сознательности. Вряд ли можно стихийно быть добрым, ответственным, справедливым. Последнее требует соотношения конкретных поступков с высшими нравственными ценностями.

В-третьих, нравственные отношения не существуют, как правило, в чистом виде, сами по себе, а являются компонентом, стороной отношений хозяйственных, политических, религиозных и т.д. Добро, например, реализуется в процессе самых разнообразных действий (какая-то помощь, совет, поддержка и др.), а не в виде праздных мечтаний. На нравственные отношения накладывают свой отпечаток особенности культуры, нации.

Повторяющиеся компоненты нравственных отношений (отношение к труду, родителей к детям, отношения мужчин и женщин, дружба и др.), как пишет Петрунин Ю.Ю., часто фиксируются в различных традициях, обрядах, обычаях и т.д. Между моральным сознанием и нравственной практикой существует теснейшая связь.

Структуру морального сознания можно рассматривать через ряд элементов, характеризующих степень сложности регулятивного воздействия на индивида (рис. 5).

Регулятивные элементы нравственного сознания
         
Нравственные ценности   Нравственные идеалы   Нравственные нормы   Нравственные качества   Нравственные принципы
                 
Высшие ценности   Индивидуа- лизированные ценности   Индивидуальные нормы   Позитивные качества добродетели    
                 
Антиценности   Обобщенные идеалы   Групповые нормы   Негативные качества - пороки    
                 
Прикладные ценности       Общественные нормы        
                 

Рис.5.

Рис. 5. Элементы нравственного сознания, подразделяемые в зависимости от степени регулятивного воздействия на поведение индивидов

В нравственных ценностях находят закрепление представления людей о моральном благе, добре и зле, справедливости, счастье; нравственной ценностью обладают те поступки индивидов, мотивы, результаты и последствия деятельности индивидов, которые имеют социальную значимость. Благодаря наличию ценностей создается основа как для формулируемых в виде нормы требований, так и для последующей нравственной оценки действий людей. Ценности морали подразделяют на высшие (достоинство, совесть, честь и т.п.), антиценности (жестокость, зависть, ревность и т.п.), а также прикладные (вежливость, исполнительность, пунктуальность и т.п.). К последним из числа названных относятся ценности, которые в зависимости от конкретной ситуации могут менять свою нравственную окраску.

Нравственные нормы – это социальные нормы, регулирующие поведение человека в обществе, его отношение к другим людям, к обществу и к себе.

Нравственная норма – наиболее простая форма нравственного требования, которая определяет поведение в типичных ситуациях, повторяющихся на протяжении длительного времени в жизни многих поколений. Ее обязывающая сила для каждого отдельного человека обусловливается воздействием массового примера, силой общественного мнения; нравственная норма абсолютна и имеет универсальную общечеловеческую направленность, поскольку повелительность требований «Не убий», «Не укради» обращена ко всем и к каждому, независимо от конкретных обстоятельств.

Выполнение нравственных норм обеспечивается силой общественного мнения, внутренним убеждением на основе принятых в данном обществе представлений о добре и зле, справедливости и несправедливости, добродетели и пороке, должном и осуждаемом.

Моральные нормы определяют содержание поведения, то как принято поступать в определенной ситуации, то есть присуще данному обществу, социальной группе нравов. Они отличаются от других норм, действующих в обществе и выполняющих регулятивные функции (экономических, политических, правовых, эстетических), по способу регулирования поступков людей.

Моральные нормы могут выражаться как в негативной, запрещающей форме (например, Моисеевы законы – Десять заповедей, сформулированных в Библии), так и в позитивной (будь честен, помогай ближнему, уважай старших, береги честь смолоду и т.д.).

Нравственные качества характеризуют наиболее типичные положительные и отрицательные черты поведения (добродетели и пороки); они относятся к конкретным людям (группам) или же поступкам вне связи с тем, кто эти поступки совершает, и потому здесь содержится оценочная сторона (правдивый – лживый, щедрый – скупой). На практике в сознании и поведении конкретного человека нравственные качества сочетаются самым непредсказуемым образом.

Моральные принципы – одна из форм выражения нравственных требований, в наиболее общем виде раскрывающая содержание нравственности, существующей в том или ином обществе.

Нравственные принципы имеют более общий характер, чем нормы, предписывающие человеку конкретные поступки, и нравственные качества, сопряженные с отдельными сторонами поведения людей.

Моральные принципы выражают основополагающие требования, касающиеся нравственной сущности человека, характера взаимоотношений между людьми, определяют общее направление деятельности человека и лежат в основе частных, конкретных норм поведения. В этом отношении они служат критериями нравственности.

К числу моральных принципов относят такие общие начала нравственности, как:

· гуманизм – признание человека высшей ценностью;

· альтруизм – бескорыстное служение и помощь ближнему;

· милосердие – сострадательная и деятельная любовь, выражающаяся в готовности помочь каждому в чем-либо нуждающемуся;

· коллективизм – сознательное стремление содействовать общему благу;

· отказ от индивидуализма – противопоставление индивида обществу, всякой социальности и эгоизма – предпочтения собственных интересов интересам всех других.

Принципы задают человеку моральную ориентацию в целом, которая в дальнейшем выступает основой при отборе частных правил, норм, качеств. Таковы, например, принципы беспристрастности, независимости, справедливости, характеризующие профессиональную деятельность юристов.

Нравственные идеалы – понятия морального сознания, в которых предьявляемые к людям нравственные требования выражаются в виде образа нравственно совершенной личности, представления о человеке, воплотившем в себе наиболее высокие моральные качества.

Нравственные идеалы выражают конечную цель, к которой направлено нравственное развитие личности. Идеал может рассматриваться в двух основных проекциях: в одном случае он ассоциируется с образом нравственно совершенной личности, в другом – служит абстрактным обозначением всего, что составляет морально высшее, наиболее достойное поведение.

В содержании нравственного идеала изначально спроецировано противоречие между уровнем сущего и должного. По своей природе идеал не должен быть заземлен, легко достижим, поскольку при этом утрачивается присущий ему высокий статус: обретая идеал, человек лишает себя ориентира для дальнейшего развития. К тому же обретенный идеал вблизи может оказаться совсем иным. В то же время чрезмерная дистанцированность идеала от земных реалий не менее опасна, ибо порождает в человеке ощущение тщетности всех нравственных усилий.

Нравственные идеал – это принятый человеком образ, идея указывающая конечную цель самовоспитания. Нравственный идеал – это принятый общественным моральным сознанием образ, идея определяющая цель воспитания, влияющая на содержание моральных принципов и норм.

Затронутая проблема идеала подводит еще к одному важному делению в структуре нравственного сознания – наличию в нем обыденной и теоретической форм. Первая постоянно присутствует в повседневной жизни, начиная с момента возникновения первых человеческих сообществ. Вторая появляется при обретении социумом некоторой степени зрелости. По мере развития общественного разделения труда формируется потребность в людях, которые профессионально занимались бы осмыслением моральной проблематики. Такова, в частности, была деятельность софистов и Сократа, обозначивших новое направление духовного творчества. Теоретическая форма нравственного сознания реально выступает как философия морали, т.е. этика.

Теоретическое нравственное сознание не может рассматриваться как простое отражение нравственной жизни и, соответственно, обыденного сознания. Дело в том, что в повседневной жизни нравственное сознание опирается на деятельность множества людей, где каждый, соотносясь с всеобщими представлениями, прокладывает свой собственный путь. Этика же стремится подняться над поведением индивидов, над тем негативным и противоречивым, что присутствует в жизни общества. Она отражает скорее нравственные представления теоретиков морали об идеале, чем господствующие нравы. Однако «если та или иная эпоха не выдвигает мыслителей, способных заставить ее повернуться лицом к проблемам этики, то в итоге снижается нравственность данной эпохи, а заодно и ее способность решать возникающие проблемы».

Можно также говорить и об общественном нравственном идеале как об образе совершенного общества, построенного на требованиях высшей справедливости, гуманизма.

Нравственные критерии – это стандарты, параметры, согласно которым человек оценивает и определяет степень нравственных поступков и действий.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-13; Просмотров: 2413; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.027 сек.