Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Наземно-воздушная среда




СРЕДА ОБИТАНИЯ


 


В темных глубинах океана в качестве источника зри­тельной информации гидробионты используют свет, ис­пускаемый живыми организмами. Такое явление называ­ется биолюминесценцией. Например, у хищных глубоко­водных рыб из отряда удильщиков первый луч спинного плавника сдвинут к верхней челюсти и превращен в гиб­кое «удилище», несущее на конце червеобразную «при­манку» — железу, заполненную слизью со светящимися бактериями. Регулируя приток крови к железе и, следова­тельно, снабжая бактерии кислородом, рыба может про­извольно вызывать свечение «приманки», имитируя дви­жение червя и подманивая добычу. У некоторых донных червей — полихет — светящиеся органы развиваются к периоду созревания половых продуктов; причем светятся ярче самки, а глаза лучше развиты у самцов. Глубоковод­ные каракатицы выпускают облако светящегося секрета для защиты от хищников.

Вода обладает также следующими качествами: подвиж­ностью (движение водных масс рек и ручьев, перемещение воды под влиянием ветра и температуры, приливно-отдив­ная деятельность морей и прочее) и соленостью, что сказы­вается на жизнедеятельности гидробионтов.

Наземно-воздушная среда, освоенная в ходе эволюции позже водной, более сложна и требует более высокого уров­ня организации живого. Важнейшими факторами этой среды являются: свет, температура, влажность, состав воз­духа.

Свет является важным экологическим фактором для живых организмов. Практически вся энергия поступает на Землю в виде солнечного излучения, состоящего из види­мого света, ультрафиолетовых и инфракрасных лучей. Би­ологическое действие солнечного света обусловлено спект­ральным составом, интенсивностью излучения, суточной и сезонной периодичностью освещения.

Особое значение в жизни всех организмов имеет види­мый свет. На свету происходит образование хлорофилла и осуществляется важнейший в биосфере процесс фотосинте­за. Поступление солнечной энергии на Землю соответствует


сезону года и длине суток. Реакция организмов на суточ­ный ритм освещения, т. е. на соотношение светового (дли­на дня) и темного (длина ночи) периодов суток, называ­ется фотопериодизмом (от греч. рпо!ю8 — свет, регюёоб — круговращение). В умеренных и полярных широтах расп­ространены длиннодневные растения (рожь, лен, пшени­ца); ближе к субтропикам — короткодневные (хризантемы, рис, табак, просо).

Фотопериодизм, чередование света и темноты, растения воспринимают листьями. Под влиянием продолжительнос­ти дня в растениях образуются гормоны, влияющие на цве­тение, образование клубней, луковиц и плодов. Фотоперио­дизм наблюдается и у животных: наступление и прекраще­ние брачного периода, линька, наступление зимней спяч­ки, миграция — все зависит от длины дня.

Световой режим на Земле многообразен. Наряду с ярко освещаемыми территориями есть места, куда дневной свет проникает в минимальных дозах. Поэтому у растений в процессе естественного отбора возникли многочисленные приспособления, позволяющие им жить в разных условиях освещения. По отношению к свету растения делят на три экологические группы: гелиофиты — светолюбивые, сцио-фиты — тенелюбивые и факультативные гелиофиты — те­невыносливые растения.

Гелиофиты — это растения открытых, постоянно хоро­шо освещаемых местообитаний. Примером их служат мно­гие луговые травы, растения степей и пустынь; из лесных растений — высокоствольные деревья, образующие первый ярус и травы эфемероидного типа.

Сциофиты — это растения, которые развиваются в усло­виях слабого освещения. К ним относятся растения, произ­растающие в нижних ярусах фитоценозов, например кис­лица (ОхаИз асеЪозеПа), вороний глаз (Раг1з ^иай^^1о1^а), ко­пытень (Азагит еигораеит), зеленые мхи, плауны.

Факультативные гелиофиты — это большая группа рас­тений, которые способны расти как при очень большом, так и при малом количестве света. К этой группе относятся, например, ежа сборная (Бас^уНа §1ошега1;а), земляника (Гга^апа уезса), липа (ТШа согйаЪа), черемуха (Райиз гасе-тоза) и другие.

Сравнивая особенности светолюбивых и тенелюбивых рас­тений, можно обнаружить существенные различия в их ана-


 




И.А. Шамилева





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-13; Просмотров: 237; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.