Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вмешательство в групповом анализе




Важно принимать во внимание, что первым и наиболее важным вмешательством в психотерапии является своевременное решение предложить психотерапию. Второе существенное вмешательство - это решение о том, какой именно вид психотерапии следует рекомендовать. Для групповой психотерапии специфическим вмешательством также является включение в группу. Все это будет исследоваться далее в главе 11 в контексте создания долгосрочной терапевтической группы и работы с ней. Тем не менее и в настоящем разделе рассматриваются типы вмешательства, к которым может прибегнуть руководитель во время проведения групповой сессии. Это основная тема книги. В главе 2 описываются восемь групповых ситуаций. Они представляют собой типичные неприятные моменты, возникающие в практике группового психотерапевта. Читателю предлагается представить собственную реакцию в тех или иных ситуациях, а затем сравнить ее с действиями опытных групповых аналитиков, рассмотренными в последующих главах.

Затем авторы настоящей книги, которые совместно работали над исследовательским проектом, направленным на изучение психотерапевтического вмешательства (Kennard, Roberts and Winter, 1990), анализируют ситуации и комментируют разные типы вмешательства, осуществленные опытными практиками группового анализа. Если читатель обратится к этим главам, уже продумав свою собственную реакцию на эти ситуации, то, сопоставив свои действия с рядом предложенных, он сможет лучше оценить свое вмешательство и предшествовавшие ему мысли и чувства.

Чтобы исследовать стиль вмешательства психотерапевтов, участвовавших в исследовательском проекте, мы на основе их первоначальной реакции на предложенные групповые ситуации разработали классификацию типов вмешательства. Эта классификация продолжает уточняться; вы можете сравнить ее с системами, созданными другими исследователями в данной области (DiLoreto, 1971; Lieberman el al., 1973; Wile, 1973; Nichols and Taylor, 1975). В ходе работы оказалось, что некоторые типы вмешательства, обычные для других методов терапии, малоприменимы в групповом анализе. Они также включены в систему классификации, однако их вряд ли можно рассматривать как специфически характерные именно для групп-ана-литического вмешательства.

Концептуальной основой создания новой классификации стал детальный анализ составляющих терапевтической группы, проведенный Патриком де Маре (Patrick de Mare, 1972). Он предположил, что группа представляет собой сочетание следующих аспектов:

1) структура;
2) процесс;
3) содержание.

Естественным для руководителя группы было бы предположить, что его вмешательство должно быть направлено на: а) сохранение структуры группы; б) фасилитацию процесса и в) выявление латентного содержания высказываний и взаимоотношений в группе. С опорой на эту схему можно классифицировать очень многие, если не все, типы психотерапевтического вмешательства. В табл. 1.3 показана исходная система классификации, а в табл. 1.4 даны краткие определения типов вмешательства.

При проведении нашего исследования мы ориентировались не только на типы вмешательства, но и на те элементы группы, на которые направлено это вмешательство. Любое вмешательство направлено на какой-либо из следующих элементов либо на их сочетание и взаимосвязь:

o один или несколько отдельных участников;
o группа в целом;
o части группы, например пары, тройки, все женщины, все мужчины;
o руководитель.

Таблица 1.4. Определения типов вмешательства

1. Вмешательство с целью сохранения - это вмешательство, направленное на выявление или закрепление существующих границ дозволенного. Это могут быть ограничения места, времени, членства, задач или допустимого поведения; они могут распространяться как на группу в целом, так и на отдельных ее членов, включая руководителя.

2. Открытая фасилитация - это вмешательство, направленное на обеспечение дальнейшего развития группового процесса; такое вмешательство, однако, не базируется на конкретной интерпретирующей гипотезе руководителя и не апеллирует к уровням бессознательного.

3. Направленная фасилитация включает все вспомогательные замечания, которые не просто дают толчок чему-либо, но и свидетельствуют о том, что у руководителя есть гипотеза, которая определяет его вопросы, наводящие комментарии и сферы внимания.

4. Интерпретация подразумевает вербальное вмешательство руководителя, направленное на выявление чувств и смыслов, которые неочевидным образом присутствуют в высказываниях как группы в целом, так и отдельных ее участников.

5. Отсутствие непосредственного отклика - это сигнал, указывающий на то, что в процессе деятельности группы поведение руководителя по большей части состоит в молчаливом наблюдении за участниками. В качестве реакции руководителя на групповые ситуации в некоторых случаях выступает отсутствие с его стороны действий или высказываний, а право на вмешательство может реализовываться позднее в зависимости от развития ситуации.

6. Действие - это любой вид физической деятельности в группе, в которую может быть вовлечен ведущий и которая сопряжена с изменением положения в пространстве (например, вставание со стула, прикосновение к другому члену группы).

7. Самораскрытие - это любое, не подпадающее под 'определение другого типа вмешательства высказывание психотерапевта, раскрывающее содержание его собственного внутреннего или внешнего мира.

8. Моделирование - это любая деятельность руководителя, которая должна в соответствии с его неявным намерением ассоциироваться с настоящим и будущим поведением группы или ее членов и становиться частью их поведенческого репертуара, в котором она до тех пор отсутствовала. Этот репертуар включает навыки совладания с печальными событиями или с неприятными социальными ситуациями, а также моделирование аналитического, исследовательского и заинтересованного отношения к таким событиям и ситуациям.

Первоначальным желанием исследователей было выявить специфические черты, характерные для руководителя группы вообще и руководителей, представляющих различные школы психотерапии, в частности. Однако для тех, кто работает психотерапевтом или обучается психотерапии, может представлять интерес и идея классифицировать типы вмешательства и, попытаться приложить эту классификацию к тому или иному вмешательству и его целям. Эта идея отчасти нашла свое применение и в главах 3-10 в наших комментариях к вмешательствам, выбранным участвовавшими в опросе психотерапевтами.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-13; Просмотров: 238; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.