Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Влияние межличностных отношений на мотивацию учебной деятельности младших школьников




Младший школьный возраст характеризуется интенсивным установлением дружеских контактов. Поэтому важнейшей задачей на данном возрастном этапе является формирование у детей навыков социального взаимодействия со сверстниками.

Если 9-10-летний ребенок устанавливают дружеские отношения с кем-либо из одноклассников, это значит, что ребенок умеет наладить тесный социальный контакт с ровесником, поддерживать отношения продолжительное время. Следовательно, происходит личностное становление младшего школьника [17, с. 423] Одним из главных условий развития личностных качеств является эмоциональное благополучие [26, с. 382].

Известные отечественные психологи (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, А. Р. Лурия, Д. Б. Эльконин) показали, что психическое развитие ребенка определяется его эмоциональными отношениями с близкими взрослыми, особенностями его сотрудничества с ними и, прежде всего, положительной оценкой со стороны окружающих. Так, В. А. Сухомлинский писал о том, что воспитательная сила коллектива состоит в том, чтобы о человеке думали и говорили хорошо [3, с. 17].

Существенным показателем развития личности выступает ее самооценка. Она включает в себя оценку самого себя, своей деятельности, своего положения в коллективе, своего отношения к другим его членам. Отношение человека к самому себе зависит от того, как к нему относятся окружающие.

От уровня самооценки зависит активность личности, ее участие в деятельности коллектива, ее стремление к самовоспитанию. Чувства к самому себе формируются и подкрепляются благодаря реакциям других. Если окружающие постоянно относятся к ребенку с уважением, то и он начинает считать себя заслуживающим уважения. Если, наоборот, ребенком постоянно пренебрегают, заостряют внимание на его недостатках, ему ничего не остается, как заключить, что он недостоин уважения. Реакция на это проявляется в форме апатии, цинизма, агрессии и т. п. [3, с. 18].

Таким образом, эмоциональное благополучие определяется положительной оценкой окружающих. Ее отсутствие может стать источником неврозов. Невроз сопровождается неустойчивой самооценкой, тревожностью личности. Поэтому психологический климат может, как стимулировать, так и предотвращать невротические переживания детей.

Если личность испытывает эмоциональное благополучие в коллективе, то его ценности и нормы воспринимаются ею как свои собственные, активная позиция становится значимой и привлекательной. Только благожелательные отношения могут разбудить активность детей.

Формирование самооценки ребенка начинать его надо с формирования коллективного мнения, направленного на благожелательное оценивание личности в соответствии с ее качествами.

Исследования психологов показывают, что существует взаимосвязь между положением школьника в системе межличностных отношений и его учебной активностью. В 1 классе эта взаимосвязь очень слабая, однако, в 3 классе она возрастает. Положение младшего школьника в системе межличностных отношений определяет не только отношения между одноклассниками, но и отношение к деятельности.

Общественное мнение класса становится регулятором поведения. Если в классе положительное отношение к учебной деятельности, то слабый ученик подтягивается, начинает заниматься лучше. И, наоборот, в классе с негативным отношением к учению отличник постепенно подравнивается к остальным. Поэтому важнейшая задача учителя — правильно формировать межличностные отношения, общественное мнение в классе, поскольку к концу младшего школьного возраста для детей важное значение приобретает мнение сверстников, их отношение. Это оказывает влияние на формирование социальных мотивов. Так, первоклассники на вопрос о причинах, побуждающих учиться, часто дают ответы: «Нравится учитель», «Хочу порадовать родителей». Учащиеся второго класса мотивируют свое учение следующим образом: «Учусь, чтобы не отстать от одноклассников». Это говорит о том, что третьеклассников волнует мнение сверстников. Их отношение к взрослым изменяется. В первые дни пребывания в школе дети выполняют все школьные правила как требования, которые исходят от учителя. В выполнении этих правил выражается отношение ученика с учителем [24].

Для формирования классного коллектива, важно, чтобы выполнение правил выражало отношение ученика к своим одноклассникам, а не только к учителю. Поэтому если ребенок не выполняет требований, то это нельзя оценивать только как нарушение требований учителя. Для складывания доброжелательных межличностных отношений, формирования общественного мнения в классном коллективе учителя необходимо делать замечания в корректной форме. Например, вместо «Перестань шуметь!» следует сказать «Ребята, подождем, пока Коля успокоится и даст нам возможность работать». Это позволяет регулировать отношения учащегося и класса.

В процессе формирования учебной мотивации определяющую роль играет такое социально - психологическое условие, как групповая сплоченность в ходе совместной деятельности. Это повышает у младших школьников желание самостоятельно овладевать знаниями и поделиться ими с одноклассниками.

Важнейшее значение приобретает организация разнообразных форм коллективной деятельности и делового общения на уроке. Это может быть взаимооценка, взаимоконтроль, совместное планирование последовательности действий и т. п. В частности, в начальных классах можно использовать взаимную проверку письменных самостоятельных работ, взаимопроверку при заучивании наизусть, редактирование творческих работ детей.

Организуя коллективную деятельность на уроке, учитель должен следить за тем, чтобы все учащиеся, независимо от дисциплины и успеваемости, побывали в роли и проверяющего и проверяемого. Такая деятельность формирует новый вид межличностного общения - деловое предметное общение – и создает предпосылки для самостоятельного обсуждения школьниками вопросов, изучаемых на данном уроке.

В процессе совместной деятельности на уроке младший школьник сравнивает результаты своей работы с работой одноклассников, повышает интерес к работе других. Коллективная деятельность формирует такой мотив, как стремление к взаимопомощи, чувство личной ответственности не только за свое личное дело, свой успех, но и за дело, успех класса в целом.

В классах, где формируется положительное отношение к учению и к людям вообще, где каждый ребенок в системе межличностных отношений занимает благополучное положение, снижения мотивации учения не происходит. Таким образом, удовлетворение познавательной потребности и потребности в определенных социальных отношениях (с одноклассниками, коллективом) обеспечивает поддержание и развитие положительной мотивации учения в младшем школьном возрасте и при переходе в средние классы [13, c. 120].

Таким образом, в младшем школьном возрасте существует тесная связь между межличностными отношениями и мотивацией учебной деятельности.

Шкуричева Н. А. выделяет четыре основных критерия характеристики межличностных отношений, которые, на наш взгляд, показывают взаимосвязь межличностных отношений и учебной мотивации.

1. Эмоционально-положительное отношение к совместной деятельности: включает желание участвовать в совместной работе и является предпосылкой формирования мотивационной готовности к взаимодействию с одноклассниками на уроке.

Совместная деятельность с одноклассниками на уроке становится личностно значимой для младшего школьника тогда, когда он ощущает позитивные эмоции от удачного сотрудничества, уверенность в успехе. Положительные переживания в процессе совместной деятельности говорят также о благополучном дидактическом процессе, т.е. учитель создает благоприятные условия для развития умений работать вместе.

Показателем отзывчивости, сопереживания, формирующейся правильной самооценки у младших школьников служит адекватная эмоциональная реакция на ошибки и неуспех деятельности. Признаком эмоционально-положительного отношения к совместной деятельности является также переход от сотрудничества «по симпатии» к сотрудничеству «по полезности». Он отражает развитие деловых межличностных отношений младших школьников. Соучастие, эмоциональную открытость, отзывчивость учащегося к сверстникам выражает стремление предложить им свою помощь в процессе совместной деятельности. Желание принимать помощь от других показывает степень восприятия ребенком одноклассника как партнера по совместной деятельности, понимание своих трудностей в ситуации общей работы.

2. Деловые отношения на уроке выражаются в умениях младших школьниках принимать цель совместной деятельности и взаимодействовать в ее процессе. Это означает, что ребенок понимает цель деятельности как ее результат, принимает учебную задачу и переводит ее в совместную практическую задачу. Кроме этого учащийся адекватно реагирует на обращения одноклассников, слушает их в процессе совместной деятельности, отвечает и задает вопросы, обращается с просьбами.

Успешное взаимодействие подразумевает наличие таких умений как, совместное планирование, обсуждение общей работы, разделение обязанностей с учетом желаний каждого, подчинение общегрупповому мнению о способах выполнения задания, соотношение своих действия с действиями партнера по совместной деятельности, проявление заинтересованности в получении общего результата.

3. Наличие новых социальных ролей, связанных с реализацией межличностных отношений, предполагает, что ребенок должен понимать важность коллективного познания для себя и для других; осознавать то, что учиться вместе интереснее, продуктивнее, быстрее; ощущать себя членом ученического коллектива.

4. Статусные характеристики межличностных отношений младших школьников предполагают наличие умений презентовать себя: рассказывать о себе, о своих возможностях, объективно их оценивать; выслушивать мнение одноклассников о своей работе; адекватно реагировать на критику товарищей. В числу статусных характеристик также относится круг предпочитаемых одноклассников, положение учащегося в классе, уровень его самооценки. [39]

Огромное влияние на учебную мотивацию учащихся начальной школы имеют взаимоотношения с учителем.

Учитель и ученики являются взаимозависимыми субъектами образовательного процесса, находятся в многомерном школьном коммуникативном пространстве. От характера взаимоотношений в классе, как особой социально-психологической группы сверстников, зависит успешность развития личности школьника, а также мотивация учебной деятельности [40].

С поступлением ребенка в школу существенно изменяются взаимоотношения с окружающими его людьми. В первую очередь, дети большую часть дня проводят, общаясь с учителями, одноклассниками, родителями. Содержание общения претерпевает серьезные изменения: важное значение приобретает деловое общение со взрослыми, а темы связанные с игровой деятельностью оказываются не столь значимыми. В первом классе дети проявляют больший интерес к учителю, нежели к сверстникам.

В первом классе поведение учащегося полностью регулируется учителем, авторитет которого для него непререкаем. Нередко ученик, не признает авторитета родителей, пытающего его поправить.

Отношение «ребенок-учитель» выступает для ребенка отношением «ребенок-общество» и определяет отношения младшего школьника с родителями и сверстниками. Ребенок очень чутко относится к взаимоотношениям учителя с другими детьми: ореол разрушится, если заметит, что у учителя есть «любимчики». Младший школьник, как правило, относится к сверстнику с позиции того, как этот сверстник относится к эталону, который вводит учитель - поэтому в младших классах много ябед.

Но уже во втором, особенно в третьем классе учащийся начальной школы старается понять, по каким мотивам педагог предъявляет ему те или иные требования. У младшего школьника возникает свое мнение, которое может расходиться со взглядами учителя, и тогда необходимо объяснить ученику, почему следует поступать именно так. Это стремление понимать мотивы действий свидетельствует о росте у ребенка способности осмысленно воспринимать действительность, в том числе и действительность социальных отношений. Однако, авторитет учителя не снижается. Уважение детей к нему зачастую так велико, что многие учащиеся третьего класса уверены, что учитель все знает и все умеет [26, с. 112].

Очень часто, отношение младших школьников к учителю мало отличается от их отношения к родителям. Дети подчиняются его требованиям, выслушивают поучения, принимают мнения и оценки, подражают ему в поведении, интонациях. О педагога, в свою очередь, учащиеся ожидают «материнского» отношения. В тех случаях, когда ребенок воспитывается в неблагополучной семье, роль учителя возрастает, и его мнения принимаются школьником с большей готовностью, чем родительские.

Межличностные отношения младших школьников также испытывают влияние со стороны учителя. Педагог способствует формированию статусов и межличностных отношений в классе. Поэтому при проведении социометрических замеров можно обнаружить, что среди предпочитаемых часто оказываются дети, которые хорошо учатся, которых хвалит и выделяет учитель.

Менее значимой личность учителя становится только ко второму и третьему классу, в то же время отношения со сверстниками становятся более дифференцированными и тесными.

Учитель оказывает огромное влияние и на эмоциональную сферу младшего школьника. Педагог является значимым взрослым для ребенка, поэтому определяет во многом поведение школьника, учит его эмоционально-ценностному отношению к окружающему миру. В том случае, если ребенок не будет чувствовать эмоциональной близости с учителем, то он бессознательно компенсирует нереализованную потребность в положительных эмоциях, например, разговаривая с соседом по парте. Не поощряемое взрослыми напряжение воли быстро утомляет и истощает ребенка, и он бессознательно стремится снять негативное напряжение [26, с.114].

Таким образом, умение заводить друзей, вступать в социальное взаимодействие со сверстниками является одной из приоритетных задач развития ребенка в младшем школьном возрасте. Поэтому оценка результатов деятельности учащегося со стороны взрослых возрастает и является стимулом личностного развития и становления самооценки. Следует отметить, что потребность в оценке намного выше у более слабых учеников. Учитель – это официальный носитель общественных требований к ребенку, поэтому оценка является поощрением для младшего школьника и помогает ему самостоятельно научиться оценивать свою работу.

В начальной школе учитель не должен ограничиваться отметкой в журнале как оценкой деятельности учащегося. Оценка должна быть содержательной: педагог необходимо выделить положительные и отрицательные стороны работы школьника, объяснить ему, почему поставлена именно эта оценка.

От оценок, выставляемых в школьный журнал, во многом зависит самооценка младшего школьника. Однако в ее формировании огромную роль играют и вербальные суждения.

Оценка, выставляемая в журнал, должна учитывать не только конечный результат, но и вклад ученика в его достижение. Поставленная учителем оценка, подкрепленная аргументацией и словесными пояснениями, будет стимулировать школьника, поддерживать у него адекватную самооценку.

Критика учителя в свою очередь должна относиться к отдельным действиям или поступкам школьника, а не к его личности в целом. Тогда самая низкая оценка не будет восприниматься ребенком как ущемление его личности. Таким образом, можно заключить, что отношение младших школьников к учителю, особенно в начале обучения, в большой степени пронизано эмоциями. Этот эмоциональный фон при правильном его использовании может оказать существенную поддержку и учителю, и ученику в формировании мотивов учебной деятельности [17, с. 116].

Не смотря на огромную роль учителя в формировании эмоционального благополучия в детском коллективе, мотивации учебной деятельности младших школьников в современной школе существует проблема увеличения доли детей, которые находятся в ситуации дезадаптации к школьной жизни и, в частности, к коллективу одноклассников. Большинство ребят приходят в школу с несформированными навыками общения, взаимодействия, сотрудничества. Недостаток коммуникативных знаний и навыков затрудняет приобретение ими позитивного социального опыта.

Вместе с тем, у многих учителей работа с классом как с социально-психологической группой существенно затруднена: нет понимания сущности общения младших школьников, логики формирования их межличностных отношений, недостаточно сформированы умения по организации, корректировке и обучению общению [38].

Таким образом, существует взаимосвязь между положением школьника в системе межличностных отношений и его учебной активностью. Положение младшего школьника в системе межличностных отношений определяет не только отношения между одноклассниками, но и отношение к деятельности.

Общественное мнение класса становится регулятором поведения. Если в классе положительное отношение к учебной деятельности, то слабый ученик подтягивается, начинает заниматься лучше. И, наоборот, в классе с негативным отношением к учению отличник постепенно подравнивается к остальным.

Выводы по главе I

В результате изучения психолого-педагогической литературы, было сформулировано определение межличностных отношений младших школьников – это совокупность определенных ориентаций и ожиданий ученика, которые опосредуются целями, содержанием и организацией его совместной деятельности, прежде всего со сверстниками. Межличностные отношения, складывающиеся в коллективе младших школьников, формируют личность каждого его члена.

С поступлением ребенка в школу начинается активное приобретение навыков общения. В младшем школьном возрасте дети учатся решать сложные ситуации в дружеских отношениях, соблюдать обычаи, социальные нормы, разбираться в вопросах справедливости, уважать авторитеты, власть и нравственный закон.

В начальных классах ребенок уже стремится занять определенное положение в системе личных взаимоотношений и в структуре коллектива. Несоответствие между притязаниями и фактическим состоянием в этой области оказывают негативное влияние на эмоциональную сферу ребенка. Так, школьники, чье положение в коллективе сверстников благополучно, с большим желанием посещают школу, активны в учебной и общественной работе, положительно относятся к коллективу и его общественным интересам. Дети, не пользующиеся взаимностью, не удовлетворены своим положением.

Исходя из теоретического анализа научной литературы, можно заключить, что мотив представляет собой побуждение к деятельности, то, ради чего школьник совершает ту или иную деятельность. Следовательно, мотивация - сложное структурное образование, в котором различные мотивы выступают в единстве и взаимозависимости.

Существует множество классификаций мотивов. Однако их можно разделить на несколько больших групп: познавательные, социальные, престижные, отрицательные мотивы. Познавательные и социальные мотивы обеспечивают полноценное формирование учебной деятельности.

Учебная деятельность младших школьников регулируется и поддерживается сложной многоуровневой системой мотивов. Исследования мотивов учения младших школьников показали, что мотивы, связанные с самой учебной деятельностью, ее процессом и содержанием, не занимают ведущего места.

Существует взаимосвязь между положением школьника в системе межличностных отношений и его учебной активностью. Положение младшего школьника в системе межличностных отношений определяет не только отношения между одноклассниками, но и отношение к деятельности.

Общественное мнение класса становится регулятором поведения. Если в классе положительное отношение к учебной деятельности, то слабый ученик подтягивается, начинает заниматься лучше. И, наоборот, в классе с негативным отношением к учению отличник постепенно подравнивается к остальным.

 

 

ГЛАВА 2. Эмпирическое исследование взаимосвязи межличностных отношений и учебной мотивации младших школьников




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-13; Просмотров: 4055; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.027 сек.