Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лесных отношений




Правовой статус Российской Федерации как участника

Лесных отношений

Правовая характеристика Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований как участников

Согласно ч.2 ст. 4 ЛК РФ Российская Федерация участвует в лесных правоотношениях через соответствующие органы государственной власти.

Участвуя в имущественных отношениях, связанных с оборотом лесных участков и лесных насаждений, Российская Федерация следует предписаниям гл. 5 ГК РФ (ст. ст. 124 - 127).

Таким образом, от имени Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов. Российская Федерация как собственник лесов отвечает по своим обязательствам принадлежащим ей на праве собственности имуществом, кроме имущества, которое закреплено за созданными Российской Федерацией юридическими лицами на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, а также имущества, которое может находиться только в государственной или муниципальной собственности. Из этого принципиального положения в ГК РФ делается вывод - "обращение взыскания на природные ресурсы, находящиеся в государственной собственности, допускается в случаях, предусмотренных законом". Созданные Российской Федерацией юридические лица не отвечают по обязательствам своих создателей, а создатели не отвечают по обязательствам созданных ими юридических лиц (кроме случаев, предусмотренных законом).

Полномочия органов государственной власти Российской Федерации в области лесных отношений установлены в ст. 81 ЛК РФ. При этом большинство из указанных в ст. 81 ЛК РФ полномочий сводится к установлению правил лесопользования в развитие нового ЛК РФ, что не требует значительного времени, крупных расходов за счет федерального бюджета и освобождает от ответственности за фактическое положение дел в лесном хозяйстве России. Такое содержание ст. 81 ЛК РФ обусловлено передачей реализации устанавливаемых федеральными органами государственной власти правил лесопользования со средствами и ответственностью на (за) их осуществление органами государственной власти субъектов РФ.

Указанные полномочия представляют организационные меры по упорядочению, приведению к единообразию существующих лесных отношений посредством издания подзаконных актов уполномоченным органом исполнительной власти - Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации (Минприроды России), ранее - Федеральным агентством лесного хозяйства (Рослесхозом). До момента принятия Указа Президента Российской Федерации "О структуре федеральных органов исполнительной власти" Федеральное агентство лесного хозяйства непосредственно подчинялось Правительству Российской Федерации и являлось федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области лесных отношений, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области лесных отношений. С момента вступления в силу названного Указа Рослесхоз находится в ведении Минприроды России, в связи с чем были изменены цели, задачи и полномочия Рослесхоза, закрепленные в Положении, утвержденном Правительством Российской Федерации.

Перечень указанных полномочий является открытым, так как Кодексом и другими федеральными законами к компетенции органов Российской Федерации отнесены и другие полномочия.

Все нормы, закрепляющие полномочия органов государственной власти Российской Федерации в области лесных отношений, являются императивными.

Как указывает С.А. Боголюбов, А.В. Мазуров, «в статье 81 ЛК РФ отсутствует такое полномочие органов государственной власти РФ, как владение, пользование и распоряжение лесными участками, находящимися в федеральной собственности. Такими полномочиями наделены только органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления в отношении лесных участков, находящихся в их собственности. Однако Российская Федерация при этом остается собственником земель лесного фонда и расположенных на них лесных участков и в этом качестве, безусловно, обладает всеми названными полномочиями собственника, которыми и распорядилась»[20].

Как указывает А.С. Пуряев, некоторые вопросы вызывает принцип недопустимости использования лесов органами государственной власти и местного самоуправления. В соответствии со ст. 4 ЛК РФ и Российская Федерация, и субъекты РФ, и муниципальные образования наравне с гражданами и юридическими лицами являются участниками лесных отношений. Соответственно, от имени Российской Федерации (ее субъектов, муниципальных образований) в лесных отношениях участвуют органы государственной власти РФ (государственной власти субъектов РФ, местного самоуправления), полномочия которых отражены в ст. ст. 81 - 84 ЛК РФ. Однако не совсем ясно, о каких именно ограничениях в использовании лесов указанными органами идет речь[21].

Система управления лесным хозяйством находится в постоянной динамике. На государственном уровне не раз обсуждался вопрос о правовом статусе государственных органов управления лесами. Несмотря на многочисленные споры, исследователи в области лесоводства и лесного права всегда обосновывали необходимость существования самостоятельного центрального государственного органа управления лесами[22], возглавляющего разветвленную систему подчиненных ему территориальных органов и организаций. Основной целью такого государственного органа должно быть эффективное управление лесными природными ресурсами, тогда как иные природные ресурсы должны находиться в ведении иных государственных структур[23].

На органы государственной власти федерального уровня возложены наиболее важные задачи: обеспечение планирования и прогнозирования в области использования, охраны и восстановления лесных ресурсов. При рассмотрении идеальной модели управления планирование и прогнозирование должны осуществляться на основании информации "снизу" (предложения лиц, использующих леса) и "сверху" (предложения государственных органов), которая в результате многократного изучения и сопоставления ресурсов и потребностей становится стратегией отрасли, или по-другому, основополагающим документом, который определяет оптимальную тактику взаимоотношения между социально-экономическим развитием общества и естественными ресурсами[24]. На государственных органах лежит важная задача определения объемов возможного изъятия лесных ресурсов, при условии отсутствия серьезных изменений природного равновесия и возможности причинения ущерба интересам нынешнего и будущего поколений людей от нерациональной эксплуатации природных объектов.

Таким образом, Российская Федерация как специфический субъект права участвует в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, по правилам главы 5 ГК РФ, а в лесных отношениях - в соответствии с ч. 2 ст. 4 Кодекса (через соответствующие уполномоченные органы).

Полномочия органов государственной власти РФ в области лесных отношений достаточно детально определены в ст. 81 Кодекса. Перечень указанных полномочий является открытым, так как Кодексом и другими федеральными законами к компетенции органов Федерации отнесены и другие полномочия.

 

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-13; Просмотров: 930; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.