Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Механизм и задачи нравственного воспитания дошкольников




Чувство любви к Родине сродни чувству любви к родному дому. Роднит эти чувства единая основа - привязанность и чувство защищенности. Значит, если мы будем воспитывать у детей чувство привязанности, как таковое, и чувство привязанности к родному дому, то при соответствующей педагогической работе со временем оно дополнится чувством любви и привязанности к своей стране.

Детские взаимоотношения регулируются нравственными правилами и нормами. Знание правил поведения и взаимоотношений облегчает ребенку процесс вхождения в мир себе подобных, в мир людей.

В группах детей дошкольного возраста существует коллективное мнение. Оно не только проявляется в виде одинаковых представлений о нормах взаимоотношений, но и может активно использоваться как личностно значимый фактор воздействия на каждого члена коллектива и как основа коллективных взаимоотношений.

Для воспитания коллективных взаимоотношений появление такого феномена, как дружба, имеет смыслообразуюшее значение. Дружба как наиболее близкая связь между детьми ускоряет процесс действенного осознания социальных взаимоотношений. Взаимопомощь и отзывчивость являются значимыми характеристиками коллективных взаимоотношений.

Воспитание начал патриотизма и гражданственности - одна из важнейших составляющих нравственного воспитания дошкольников.

Чувство патриотизма многогранно по своей структуре и содержанию. В него входят ответственность, желание и умение трудиться на благо Отечества, беречь и умножать богатства Родины, гамма эстетических чувств и др.

Нравственное воспитание - это целенаправленное и систематическое воздействие на сознание, чувства и поведение воспитанников с целью формирования у них нравственных качеств, соответствующих требованиям общественной морали.

Основополагающей базовой категорией нравственного воспитания, является, по мнению Б.Т. Лихачева: «…понятие нравственного чувства - постоянного эмоционального ощущения, переживания, реальных нравственных отношений и взаимодействий» [23].

Нравственное воспитание включает: формирование у человека сознания связи с обществом, зависимости от него, необходимости согласовывать свое поведение с интересами общества; ознакомление с нравственными идеалами, требованиями общества, доказательство их правомерности и разумности; превращение нравственных знаний в нравственные убеждения, создание системы этих убеждений; формирование устойчивых нравственных чувств и нравственных качеств, высокой культуры поведения как одного из главных проявлений уважения человека к людям; формирование нравственных привычек.

По мнению Б.Т. Лихачева результатом нравственного воспитания является нравственная воспитанность. Она материализуется в общественно ценных свойствах и качествах личности, проявляется в отношениях, деятельности, общении. О нравственной воспитанности свидетельствует глубина нравственного чувства, способность к эмоциональному переживанию, мучениям совести, страданию, стыду и сочувствию. Она характеризуется зрелостью нравственного сознания: моральной образованностью, способностью анализировать, судить о явлениях жизни с позиций нравственного идеала, давать им самостоятельную оценку [23].

Нравственная воспитанность - это устойчивость положительных привычек и привычных норм поведения, культура отношений и общения в условиях здорового детского коллектива. О нравственной воспитанности говорит также наличие у школьника сильной воли, способность осуществлять нравственно - волевой контроль и самоконтроль, регуляцию поведения. Она проявляется в активной жизненной позиции, единстве слова и дела, гражданском мужестве и решимости в сложных жизненных ситуациях оставаться верным своим убеждениям, самому себе [22].

Нравственным следует считать такого человека, для которого нормы, правила и требования выступают как его собственные взгляды и убеждения, как привычные формы поведения.

Таким образом, нравственное воспитание в педагогической литературе дошкольного образования рассматривается как:

1) целенаправленный процесс приобщения детей к моральным ценностям человечества (СП. Баранов, Л.Р. Болотина, Т.С. Комарова);

2) процесс формирования морального сознания, нравственных чувств и привычек нравственного поведения (Д.И. Водзинский, А.В. Запорожец, Т.А. Маркова, В.Г. Нечаева);

3) развитие и формирование нравственных качеств личности (М.В. Вениаминов, Е.В. Бондаревская, С.А. Козлова, Т.А. Куликова).

 

Для формирования любого нравственного качества важ­но, чтобы оно проходило осознанно. Поэтому нужны зна­ния, на основе которых у ребенка будут складываться пред­ставления о сущности нравственного качества, о его необ­ходимости и о преимуществах овладения им.

У ребенка должно появиться желание овладеть нравствен­ным качеством, т.е. важно, чтобы возникли мотивыдля при­обретения соответствующего нравственного качества.

Появление мотива влечет за собой отношение к качеству, которое, в свою очередь, формирует социальные чувства. Чувства придают процессу формирования личностно зна­чимую окраску и потому влияют на прочность складываю­щегося качества.

Но знания и чувства порождают потребность в их прак­тической реализации - в поступках, поведении. Поступки и поведение берут на себя функцию обратной связи, позво­ляющей проверить и подтвердить прочность формируемо­го качества.

Таким образом, вырисовывается механизм нравственно­го воспитания:

                     
                     
 
                 
                   
                   
                   
                   
 
                 
                   
                   
                   
                   

 

Рис.1. Механизм нравственного воспитания

 

Данный механизм (Рис.1.) имеет объективный характер. Он про­является всегда, при формировании любого (нравственно­го или безнравственного) качества личности.

Главная особенность механизма нравственного воспи­тания заключается в отсутствии принципа взаимозаменяе­мости. Это значит, что каждый компонент механизма ва­жен и не может быть ни исключен, ни заменен другим [12].

При этом действие механизма носит гибкий характер: последователь­ность компонентов может меняться в зависимости от особенности ка­чества (его сложности и т. п.) и от возраста объекта воспитания. Надо начинать не с сообщения знаний, а с формирования эмоцио­нальной базы, практики поведения. Это послужит благоприятной осно­вой для последующего усвоения знаний.

В «Программе воспитания в детском саду» намечен круг задач по формированию у детей нравственных чувств, навыков и привычек поведения, этических представлений и формирующихся на этой основе нравственных качеств личности ребенка, которые проявляются в детских взаимоотношениях, в отношении ко взрос­лым, в различной деятельности. Задачи нравственного воспитания делятся на две группы [32]:

- в первую группу входят задачи механизма нравственного воспитания;

- вторая группа задач нравственного воспитания отражает потребности общества в людях, обладающих конкретными, сегодня востребуемыми качествами.

В первую группу задач нравственного воспитания входят задачи формирования его механизма:

1. Нравственные представления детей это представления о доброте, честности, скром­ности, трудолюбии, товариществе, смелости, ответственности и т.д.;

2. Нрав­ственные чувства- этосопереживание радости, сопереживание горю, чувства доброжелатель­ности, дружеские взаимоотношения, взаимопонимание, взаимопомощь, чувство долга, ответственность, сложные чувства - любовь к труду, положительное отношение к трудя­щимся других национальностей, интерес к их жизни и труду;

3.Нравственные привычки и нормы - куль­турное поведение, соблюдения элементарных норм общежития, уважения человеческого достоинства, правдивости, скромности, дис­циплинированности, трудолюбия и т. д.;

4. Практика поведения.

Каждый компонент имеет свои особенности формирования, но необходимо помнить, что это единый механизм и потому при формировании одного обязательно предполагается влияние на другие компоненты.

Если первая группа задач носит постоянный, неизменяе­мый характер, то вторая - подвижна. На ее содержание оказывают влияние и исторический этап, и особенности возрас­та объекта воспитания, и конкретные условия жизни.

Задачи нравственного воспитания дош­кольников (по второй группе) были сгруппированы в четыре смысловых блока:




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-13; Просмотров: 1125; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.