Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Предмет и основные методы экономической теории. Графические построения. Предмет микро- и макроэкономики




Экономика — это наука о том, как удовлетворить неограниченные потребности людей при ограниченности природных ресурсов.

Предметом современной экономической теории является хозяйственная деятельность людей в экономических системах при ограниченных ресурсах на различных уровнях.

Методология экономической теории – наука о методах изучения хозяйственной жизни, экономических явлений.

Методы экономической теории – инструменты, совокупность приемов исследования в науке и воспроизведения их в системе экономических категорий:

· Метод научной абстракции. Исследователь отвлекается от второстепенных сторон явлений, чтобы выявить то, что в них существенно и постоянно повторяется. Возникают такие общие понятия, как производство вообще, потребности, распределение, обмен и др.

· Анализ и синтез. Анализ – мысленное расчленение изучаемого явления на составные части. Синтез – воссоздание единой целостной картины.

· Индукция и дедукция. Индукция (наведение) – переход от единичным фактам к общим положениям и выводам. Дедукция (выведение) – переход от общих выводов к частным.

· Исторический и логический метод.

· Экономико-математическое моделирование. Данный метод позволяет формально определить причины изменений экономических явлений, закономерности этих изменений, их последствия и так далее.

· Экономический эксперимент. Это искусственное воспроизведение экономического явления или процесса с целью его изучения в наиболее благоприятных условиях и дальнейшего практического применения.

Макроэкономика — это изучение экономических процессов на уровне всего общества с помощью макроэкономических показателей (ВНП, ВВП, НД). Макроэкономика имеет дело с очень крупными проблемами, такими как инфляция, спады, безработица, экономический рост.

Инструментами макроэкономической политики являются: бюджетно-налоговый (фискальный), кредитно-денежный (монетарный). Бюджетно-налоговая политика осуществляется преимущественно правительством, а кредитно-денежная — преимущественно центральным банком.

Микроэкономика изучает экономические явления и процессы на уровне отдельных предприятий и домохозяйств (спрос, предложение, производство, потребление).

В зависимости от подхода к объяснению поведения отдельных экономических субъектов микроэкономическая теория подразделяется на позитивную и нормативную.

Позитивная микроэкономика изучает факты и зависимости между этими фактами и отвечает на вопрос, что есть или может быть.

Нормативная микроэкономика предлагает рецепты действий, определяет, какие условия экономики желательны или нежелательны и отвечает на вопрос: что должно быть.

6.Меркантилизм, физиократы и классическая политическая экономия: представители, основные идеи. Принцип «невидимой руки» и принцип невмешательства государства в теории А. Смита.

Первой теоретической школой был меркантилизм (15-17вв.). Предпосылки: 1) Натур. хоз-во вытеснялось тов.-ден. отношениями; 2) Тов. обмен становился условием хоз. жизни; 3) Сила гос-ва начинает изменяться непосредственно с его ден. ресурсами; 4) Приобретает влияние ростовщич. и купеческий капитал; 5) Богатство представляется в виде денег.

Этапы развития: 1) ранний (монетарный) - принцип ден. баланса (обеспечить условия, кот-е способствовали бы накоплению золота в стране); 2) поздний (мануфактурный) - принцип торг. баланса (вывозить больше, ввозить меньше).

Представители В. Стаффорд, Т. Ман, А. Монкретьен, Дж. Лоу, Г. Скаруффи, А. Дживанези, И. Посошков, Ардын-Нащекин.

Черты: 1. Деньги оцениваются как абсолютная форма богатства; 2. Предмет иссл-я - сфера обращения; 3. Источник роста богатства гос-ва - внешняя торговля или добыча драг- металлов.

Отождествляли богатство золотом и серебром: чем больше золота и серебра у гос-ва, тем более богатым оно является. По их мнению, это богатство возникает во внешней торговле, т. е. гос-во больше товара продает за рубежом (экспорт), меньше покупает из-за рубежа. Выступали за активное вмешательство гос-ва в эк-ку. Считали, что гос-во должно проводить протекционистскую политику путем устан-я высоких тамож. пошлин и др-х нетарифных барьеры на товары иностр. конкурентов. С др. стороны, гос-во должно создавать благоприятные условия для развития экспорта.

Физиократия (от греч. «власть природы») - 2 пол. XVIII в. Представители: Франсуа Кенэ (1694-1774), Жак Тюрго (1727-1781).

Осн. постулаты: 1) эк. либерализм (гос-во не вмеш-ся в произв-ую торговлю и фин. деят-ть своих граждан); 2) осн. источник богатства-земля; 3) вводят понятие «чистого продукта» - то, что ост-ся от суммы произв-го продукта,если вычесть затраты; 4) единый земельный налог (1/3 от чистого продукта) платят те, кому достанется зем. богатство, т. е. зем. собственники.

Впервые обосновали положение о том, что богатство возникает не в сфере обращения (торговли), а в сфере произв-ва, но только в одной отрасли произв-ва, а именно в с/х. Богатство прирастает, если сущ-ет и постоянно воспроизводится разница м/у продукцией, кот-ая произ-ся в с/х, и продукцией, кот-ая была использована для произв-ва этой продукции в течение года, т.е. «земельная рента» или чистый продукт. Выступали против вмеш-ва гос-ва в эк-ку, т. к. эк-ка развивается на основе собственных законов, кот-е предопределены самим Богом. Максимум, что может сделать гос-во, это принимать правовые и юрид. законы, кот-ые соответствовали бы требованиям ест-ных законов. Кенэ «Эк. таблица»(1758): учение о классах: 1) производительный класс земледельцев, 2) класс зем. собственников; 3) «бесплодный» класс, т.е. люди, занятые не в с/х.

Класс. политэкономия. Постулаты: 1) концепция «эк. человека»; 2) равенство договаривающихся сторон; 3) полная информированность; 4) мобильность ресурсов; 5) цель фирмы - max-ция прибыли; 6) эластичность числ-ти раб. населения по зарплате ≥1,т. е., увел-е зарплаты ведет увел-ю числ-ти работников; 7) высокая подвижность зарплаты; 8) темпы накопления капитала зависят от кол-ва применяемого труда; 9) эк. либерализм.

ит (1723-1790). «Исслед-е о природе и причинах богатства народа» 1776г. - 3 идеи - разделение труда, «невидимая рука» рынка, эк. либерализм. Хотел проанализировать природу эк. роста; нац. богатство увеличиться путем: 1) Увел-я работников в сфере матер. труда; 2) роста произв-ти труда путем разделения труда (следствие: повышение мастерства работников, экономия времени, исп-е машин, заменяющих ручной труд).

Теория денег: показывает преим-ва металла как денег (не ест, не пьет; легко разделить и сплавить) и трудности (взвешивания, определения пробы)- за бумажные деньги.

Теория стоимости: различал потребительскую и меновую ст-ть; редкость как фактор образования ст-ти (критика Риккадо); 3 понятия ст-ти: 1) ст-ть опр-ся затрами труда, 2) ст-ть опр-ся покумаемым трудом (д/простого тов. произ-ва), 3) ст-ть опр-ся доходами.

Теория капитала и произ-го труда: капитал - ден. ср-ва, предназначенные не д/потребления, а д/произ-ва (основной - станки, здания, ст-ть обучения, и оборотный - запасы сырья на складах, промежуточ. потребление и деньги д/товарооборота




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-13; Просмотров: 703; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.