Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

ВВЕДЕНИЕ. Социально-психологические характеристики подростков и их предпочтения в стиле одежды




Социально-психологические характеристики подростков и их предпочтения в стиле одежды.

В современном мире тема моды очень актуальна. Для общества актуальна тем, что всё больше молодёжи хотят выглядеть модно. Появление модных передач, журналов, магазинов, интернет распространяют рекламу модных брендов, кроссовок и сумочек. Эта информация стала легко доступной и распространённой и современная молодёжь подвержена влиянию этой информации. На вопрос «Что такое мода?» однозначного ответа не существует. В наше время представления о моде постоянно меняются, поэтому данная тема изучена не до конца и является важной для современной науки. Психология моды – это одна из молодых дисциплин в психологической науке. Среди всего спектра изучаемых областей, эта наука так же изучает современные представления о моде. Психология моды изучает различные аспекты, в том числе и социально-психологическую составляющую личности: типы поведения следящих за модой людей и их личностные особенности, а так же механизмы социальной адаптации. Особый вклад в развитие психологии моды внесли такие специалисты как Д. В. Ольшанский, М. И. Килошенко, Ю. М. Лотман, К. А. Абульханова – Славская. По нашим предположениям некоторые характеристики личности непосредственно отражаются в тех или иных предпочтениях стиля одежды, ведь совокупность социально - психологических черт личности определяет его поведение, деятельность, а значит и выбор.

Всё вышесказанное явилось основанием для выбора темы дипломной работы.

Цель работы: определение особенностей социально-психологических характеристик подростков, а так же выявление их предпочтений в выборе стиля одежды.

Объект исследования: личность подростка.

Предмет исследования: социально-психологические характеристики личности и предпочтения в стиле одежды.

Задачи:

1. Изучить теоритические основы понятия личность и личности подростка.

2. Рассмотреть социально-психологические характеристики личности.

3. Изучить понятие моды и стиля в одежде.

4. Выявить основные социально-психологические характеристики подростков.

5. Выявить предпочтения подростков в стиле одежды.

Гипотеза: социально психологические характеристики личности проявляются в предпочтениях стиля подростков.

Методологические основания исследования: теоритические положения о структуре и характеристиках личности Р.С. Немова, А. Н Леонтьева, Б. Г. Ананьева, Л. С. Выготского, Р. Б. Кеттела; о моде А. Б. Гофман и А. Банах.

В работе были использованы следующие методы исследования:

1) адаптированный подростковый опросник Шмишека (адаптация И. В. Крук);

2)вербальный проективный тест «Определение жизненных ценностей личности» П. Н. Иванов, Е. Ф. Колобова;

3) авторская методика на выявление предпочтений стиля одежды; анализ данных с помощью шкалирования.

Исследование проводилось на базе МБОУ КСОШ №1 Нижегородской области города Княгинино, среди учащихся 9-11 классов, старших школьников в возрасте 16-18 лет, в количестве 38 человек.

 

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ОБ ОСОБЕННОСТЯХ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ХАРАКТЕРИСТИК ПОДРОСТКОВ И СТИЛЕ ОДЕЖДЫ.

§1.1. Категория «личность»

http://nashol.com/knigi-po-psihologii/#po_godam_2010 –переиздания за последние года.

Маклаков А. Общая психология.

Понятие «личность» изучается не только в психологии, но и в таких науках как педагогика, философия, социология и многих других. В данной работе мы рассмотрим специфику личности в рамках психологической науки.

Известным учёным в области социальной психологии и психологии личности Робертом Семёновичем Немовым ко второй половине двадцатого века было насчитано около 48 разнообразных подходов и теорий в области психологии личности. По характеру поведения людей он разделил все существующие теории на интеракционистские, социодинамические и психодинамические. Р.С. Немов. Психология.

1) Интеракционистские теории базируются на взаимодействии внутренних и внешних факторов, анализе взаимодействия человека с его социальным окружением.

Одним из основателей данного направления является Джордж Герберт Мид, родившийся в 1863 году. Ему принадлежит определение личности как совокупности социальных и личностных ролей. Так же Джордж Мид выделил три положения данной теории:

1. В ходе социализации и благодаря взаимодействию с другими людьми, мы учимся познавать мир с помощью системы знаков и символов. В дальнейшем приобретается способность создавать новые, а так же более точные системы символических значений.

2. Самосознание - явление, развивающееся в ходе взаимодействия с другими людьми. Его можно рассматривать как один из результатов социализации, ведь человек осознаёт своё я, когда считает себя объектом собственного восприятия и может оценить свои действия со стороны.

3. В процессе социализации ребенок проходит два этапа становления: на первом этапе он примеряет на себя роли важных для него других (например, во время игры в «продавца»), на втором этапе - учится овладевать ролями и соподчинять их (такова, например, многоролевая игра «дочки-матери»).

Борис Герасимович Ананьевопределяет личность как субъект общественного поведения и коммуникации. Но, в отличие от социодинамической теории, социальное в человеке он рассматривает в совокупности с биологическим (личность, индивид и индивидуальность) (рис.1).

 

 

Рис.1. Соотношение объёмов понятий «человек», «личность», «индивид».

Понятие «человек» включает в себя все человеческие качества, присущие людям, не рассматривая конкретных людей.

Понятие «индивид» характеризует конкретного человека, включая его психологические и биологические свойства, как присущие только ему, так и те, которые можно отнести ко всем людям в целом.

Б. Г. Ананьев предложил следующую структуру личности (рис. 2):

· Свойства личности;

· Психические процессы;

· Психические состояния.

 

Психологические процессы
Способности
ЛИЧНОСТЬ
Психологические состояния
Характер
Направленность

 


Рис. 2. Структура личности по Б.Г. Ананьеву

 

2) Социодинамическая теория поведения человека объясняется внешней ситуацией, а внутренние свойства личности важны для данной теории.

Человек по своей природе существо социальное, поэтому социальная активность личности является главным условием построения её жизнедеятельности и самоопределения. Иными словами, находя своё место в обществе, человек приобретает свой социальный статус и в течение жизни осваивает новые социальные роли. Из этого следует, что социальная жизнь человека – один из главных факторов на пути становления личности. То, как именно человек проявляет себя в общественной жизни, стиль его поведения, зависит от направленности его личности, которая приобретается так же в ходе общественной жизни. Сама направленность формируется исходя их мотивов человека, его потребностей, жизненных ценностей, а так же его способностей.

Один из приверженников данной теории Алексей Николаевич Леонтьев под личностью понимал совокупность общественных отношений, проявляющихся в многообразных деятельностях. Он считал, что именно деятельность является объектом для анализа личности. Так же Алексей Леонтьев в своём подходе уделил большое внимание различию понятий индивида и личности. По его мнению, индивида характеризуют его индивидуальные особенности, физиология и генотип, в отличие от личности, которая зарождается в процессе предметной деятельности человека. Итак, деятельность – это первая категория, характеризующая личность в положениях А.Н. Леонтьева. Помимо этого он считал, что внутреннее действует через внешние условия. Здесь под «внутренним» понимается субъект жизни. На основании этого и многих собственных рассуждений, Леонтьев выделил следующие постулаты, характеризующие личность:

1. объём деятельностной активности человека;

2. степень преобразования в иерархию мотивов-целей;

3. общая структура мотивов-целей.

 

Источник: Аверин В.А. Психология личности

3) Психодинамические теории описывают поведение исходя из внутреннего психического состояния личности, её мотивов, или желаний. Ярким представителем данной теории является австрийский психолог, психиатр и невролог Сигизмунд Шломо Фрейд. По его мнению, главными в понятии «личность» являются её агрессивные и сексуальные мотивы, а так же защитные механизмы.

Известный советский и российский социолог Игорь Семёнович Кон считал, что «С одной стороны, она обозначает конкретного индивида (лицо) как субъекта деятельности, в единстве его индивидуальных свойств (единичное) и его социальных ролей (общее). С другой стороны, личность понимается как социальное свойство индивида, как совокупность интегрированных в нём социально значимых черт, образовавшихся в процессе прямого и косвенного взаимодействия данного лица с другими людьми и делающих его, в свою очередь, субъектом труда, познания и общения»*.

* Кон И. С. Социология личности. — М.: Политиздат, 1967.

Интенсивное становление личности происходит в подростковом возрасте, потому как ребёнок начинает задумываться о нравственности, начинает участвовать в жизни общества, задумывается об отношении к себе и к другим людям.* *Кураев Г.А., Пожарская Е.Н.. Возрастная психология, 2002

В ходе изучения понятия «личность» мы рассмотрели некоторые из существующих подходов. Зачастую под личностью понимают человека с его жизненно важными качествами, приобретёнными им в процессе социализации. Исходя из этого, можно предположить, что к личностным относятся только те характеристики и свойства, которые человек проявляет по отношению к другим людям и обществу в целом.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-13; Просмотров: 717; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.023 сек.