Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Эмпатия и рефлексия педагога




Рефлексия - это умение анализировать свою собственную деятельность и поведение, обеспечивать контроль и регулировку в системе “человек - жизненные ситуации”. Рефлексия может выполнять две различные функции: контрольную и конструктивную.

У каждого человека имеется свой рефлексивный аппарат, который формируется в течение всей его жизни. Рефлексия возвращает человека в прошлое и заставляет критически анализировать происходящее, вместе с тем, прерывает прямое течение жизни, останавливает сам процесс, затягивает время.

Чрезмерная потеря времени может привести к потере эффективности, в результате чего последствия могут быть самыми разными.

Эмпатия (сопереживание) - это умение поставить себя на место другого, способность человека к произвольной эмоциональной отзывчивости на переживания других; предполагает уменьшение дистресса другого, оказав ему помощь. Эмпатия способствует сбалансированности межличностных отношений, она делает поведение человека социально обусловленным. Развитая у человека эмпатия ключевой фактор успеха в тех видах деятельности, которые требует чувствования мира партнера по общению и, прежде всего, в обучении и воспитании.

Рефлексия это готовность к саморазвитию, мотивация достижения успеха, мотивация избегания неудач, эмпатия к детям, так как они являются не только ее структурными единицами, но и формами проявления.

Для оценки рефлексии определены следующие уровни сформированности рефлексивных умений у преподавателя:

- повышенный уровень - повышенная возбудимость; неоправданная перепроверка собственных действий, решений и мнений, что может привести к потере времени, однако не всегда возможно затягивать решение тех или иных вопросов;

- высокой уровень - способен к организации связей между конкретной учебной ситуацией и личностью с выходом на принцип действия, дающий общий план решения педагогической задачи (рефлексия педагогической деятельности); умеет создать связи между конкретной ситуацией и мировоззрением личности, включающим представление о себе, человеческих отношениях и о других людях, (внутриличностная рефлексия), умеет оценить и предвидеть действия другого человека; умеет оценить свои действия глазами стороннего наблюдателя;

- средний уровень — не всегда умеет оценить и предвидеть действия учащихся; необъективно оценивает свои действия с позиции стороннего наблюдателя, но способен дать себе и своим поступкам объективную оценку; умеет созидать;

- низкий уровень - крайне редко анализирует свое поведение, не всегда способен дать себе и своим поступкам объективную оценку.

Чтобы дать студентам всестороннее воспитание, педагог должен уметь разбираться в своеобразии познавательной его деятельности, знать особенности его внимания, памяти, мышления. Необходимо уметь “читать душу”: понимать его желания, чувства, мотивы поступков, особенности темперамента и характера, волевых чувств и способностей. Но и это не достаточно. Необходимо научиться сочувствовать ему, переживать его эмоции как свои, уметь, как бы, перевоплощаться в своего студента. Способность индивида эмоционально отзываться на переживания людей называется эмпатией, что в переводе с английского означает “сочувствие, сопереживание”. Эмпатия предполагает способность учиться улавливать те незримые нити симпатий и антипатий, дружбы и неприязни, эмоционального притяжения и отталкивания, которые пронизывают коллектив учащихся и создают в нем неповторимый эмоциональный климат.

Способность учиться к рефлексии и эмпатии можно определить как “социально- психологическую наблюдательность”. Этому феномену уделяется все более пристальное внимание в исследованиях современных психологов.

Общение - это процесс межличностного взаимодействия, порождаемый широким спектром актуальных потребностей партнеров, направленный на удовлетворение этих потребностей и опосредованный межличностными отношениями. Педагогическое общение между преподавателем и студентом приобретает личностные аспекты. В педагогике появились направления, которые связаны с переходом от системы “субъект - объект” к системе “субъект — субъект”.

Ориентация на взаимопонимание проявляется у педагога в форме эмпатии, толерантности, рефлексии собственной профессиональной деятельности.

Единицей мышления преподавателя выступают при этом не отдельные понятия и категории, а целостная педагогическая концепция личностно ориентированного образования и педагогического общения.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-13; Просмотров: 3104; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.