Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Дипломная работа 4 страница




Диаграмма 4

Влияние СМИ на позицию относительно суждения «Вещи узнаваемых брендов привлекательнее, чем неизвестные марки»

Так же отметим другую статистически значимую связь – для большинства из тех, кто согласен с этим суждением, объектом идентификации является группа людей с таким же уровнем дохода как у них (ПРИЛОЖЕНИЕ 3, таблица 27). Большинство респондентов, считающих брендовые вещи более привлекательными, обладают индивидуалистским типом мировоззрения (ПРИЛОЖЕНИЕ 3, таблица 28).

Большая часть респондентов, которым доводилось покупать товары известных брендов, согласна с представленным суждением (ПРИЛОЖЕНИЕ 3, таблица 29). Что касается влияния возраста респондента на отношение к суждению, то среди представителей группы 15–24 лет действительно большинство (57,4%) считает брендовые вещи более привлекательными. Этот процент несколько выше, чем у респондентов других возрастов, наименьший процент в возрастной категории 45 – 54 года (42%) (ПРИЛОЖЕНИЕ 3, диаграмма 4).

Следующее суждение на первый взгляд носит достаточно радикальный характер и звучит как «Лучше быть голодным, но хорошо одетым». Однако в нем заключена сущность символического потребления, так как «текст», который пишется для других людей, по которому нас оценивают, проявляется, прежде всего, в одежде. И именно с ее помощью мы можем позиционировать себя как члена той или иной социальной группы.

Жители города Кургана в абсолютном большинстве (70%) не согласны с этим суждением (ПРИЛОЖЕНИЕ 3, таблица 7).

Рассмотрим взаимосвязь этой позиции с непосредственным приобретением дорогих вещей. Итак, среди тех, кто покупает дорогую вещь исключительно из-за высокого качества, тенденция сохраняется – абсолютное большинство не готовы ради этого «оставаться голодными». А вот те, для кого дорогая вещь – символ более высоко социального статуса или возможность продемонстрировать свои финансовые возможности – в большинстве случаев согласны с представленным суждением.

Диаграмма 5


Влияние мотивов приобретения дорогих вещей на позицию относительно суждения «Лучше быть голодным, но хорошо одетым»

Отметим что, те, кто согласен с представленным суждением в абсолютном большинстве (82,8%) отмечают так же влияние средств массовой информации на их жизненные установки (ПРИЛОЖЕНИЕ 3, таблица 30).

Среди мужчин абсолютное большинство не согласны с суждением, среди женщин – немного больше половины (ПРИЛОЖЕНИЕ 3, таблица 31).

Мы считаем закономерной следующую связь – ведущей в системе ценностей людей, разделяющих представленное суждение, является социальное признание, а вторая по значимости ценность – удовольствие

(ПРИЛОЖЕНИЕ 3, таблица 32).

Суждение «Успешного человека определяют аксессуары – стильный костюм, дорогие обувь, ручка, автомобиль» касается непосредственно внешних атрибутов успешности и высокого статуса.

Мнения относительно этого суждения разделились приблизительно поровну, при этом чуть больше половины (53,8%) согласны с представленной фразой (ПРИЛОЖЕНИЕ 3, таблица 7).

Наибольшую поддержку суждение нашло у предпринимателей и руководителей высшего звена (71,4%), так как оно имеет непосредственную связь с их профессиональной деятельностью, является основой бизнес-имиджа; а так же у группы студентов и учащихся – 65,2%, что является проявлением желания обозначить себя как социально успешных людей или стремящихся достичь высокого социального статуса (это желание отмечает для себя абсолютное большинство данной группы) (ПРИЛОЖЕНИЕ 3, таблица 33).

Среди респондентов в потребительских практиках, которых были, в том числе символические, явно или неявно направленные на маркирование своего социального статуса (такие, как использование личного ноутбука в общественных местах, покупка брендовых и эксклюзивных вещей) большинство (66,1%) согласны с представленным суждением (ПРИЛОЖЕНИЕ 3, таблица 34).

Охарактеризуем социальную группу, разделяющих этот идеал людей. Основными чертами группы будет преобладание женщин (состоит из них на 74,6%) и в основном индивидуалистский тип мировоззрения (у 66,7%).

Люди, которые входят в эту группу чаще всего указывают ведущей ценностью социальное признание (на 14,2% больше чем в остальном массиве) и богатство (на 8,9%), идентифицируют себя с успешными людьми (на 12,2%) и теми, кто обладает таким же уровнем дохода (на 9,2%). На их жизненные установки оказывает влияние картина социального успеха и богатства, транслируемая СМИ и средства массовой информации в целом являются для них источником норм и ориентиров на 20,1% чаще, чем в остальном массиве. Потребление позволяет им обозначить себя как члена желаемой группы. Среди них на 9,3% больше людей в возрасте от 35 до 44 лет и тех, кто летал на самолетах (на 8,1% больше, чем в остальном массиве).

И напротив, реже среди них можно встретить людей в возрасте 45–54 лет, разделяющих такие коллективные ценности как общественный порядок, уважение традиций и социальная справедливость (ПРИЛОЖЕНИЕ 3, таблицы 34, 35).

Для более многочисленной группы не разделяющих этот идеал так же характерны – большее число мужчин, коллективистский тип мировоззрения, и использование услуг такси (на 8,1% больше чем в остальном массиве).

Еще одним идеалом, который мы рассмотрим, является «Приоритет материальных ценностей над духовными». Респондентам предлагалось выразить свое отношение к суждению «Вы скорее потратите деньги на приобретение материальной вещи, чем на впечатление».

Его разделяет большинство жителей города (56,7%). Что касается материального положения, то с суждением так же согласно большинство из каждой группы, при этом наибольший процент (90%) у представителей с низким материальным статусом (ПРИЛОЖЕНИЕ 3, таблицы 7, 37).

Абсолютное меньшинство тех, кто согласен с этим утверждением среди представителей возрастной группы 45–54 лет. Очевидно, в этом возрасте происходит переоценка ценностей и на первый план выходят сущности нематериального характера. А у респондентов в возрасте 25–34 лет, напротив, наибольший процент разделяющих этот идеал (ПРИЛОЖЕНИЕ 3, таблица 38).

Рассмотрев пять различных идеалов общества потребления, мы пришли к выводу, что большинство жителей города разделяют только два из них – «Гедонизм» и «Приоритет материальных ценностей над духовными» Мы отметили наиболее характерные черты социальных групп, как разделяющих, так и не разделяющих эти идеалы.

Мы уже останавливались на различных потребительских практиках, характеризующих тот или иной идеал. Рассмотрим их подробнее. Мы попросили респондентов отметить из предложенного списка то, что им доводилось делать за последние год-два.

 

 

Диаграмма 6


Распределение потребительских практик, осуществляемых жителями города Кургана

В списке нет повседневных потребительских практик, поскольку, как правило, они не характеризуют общество потребления, и не являются основой формирования социокультурной идентичности. Так же отметим, что феномен потребления в обществе постмодерна не ограничивается приобретением вещей, сюда так же стоит включить большое количество услуг, а так же проведение досуга.

Мы спросили у респондентов, помогает ли им потребление обозначить себя членом желаемой группы. Положительно ответили на такой вопрос 64,9% респондентов. Это подтверждает гипотезу о том, что потребление вещей и услуг способствует конструированию социокультурной идентичности (ПРИЛОЖЕНИЕ 3, таблица 63).

Возникает предположение, что многие представленные практики должны существенно различаться у представителей разных возрастных групп и людей с различным материальным положением. Проверим, так ли это.

Для живущих наиболее экономно самыми распространенными практиками является кредит (18,8%), обновление техники (12,5%), посещение кинотеатров (12,5%). При этом совсем не представлены такие практики, как покупка эксклюзивных вещей, посещение парков аттракционов и фитнес-центров и использование электронных денег. У «хорошо», «в целом хорошо» и «средне обеспеченных» респондентов нет ярко выраженных (10% и больше) потребительских практик (ПРИЛОЖЕНИЕ 3, таблица 39, диаграмма 7).

Если рассматривать, какая из данных социальных групп активнее участвует в потреблении, то превосходство остается за «в целом обеспеченными людьми», доля которых в каждой отдельной потребительской практике составляет 60% и более, а четвертую часть составляют представители «средне обеспеченных» (ПРИЛОЖЕНИЕ 3, диаграмма 9).

Что касается влияния возраста, то в категории 15–24 года наибольший процент имеют практики обновления техники (7,6%) и посещения кинотеатров (7,4%).

В возрастной категории 25–34 года 7,6% пользуются ноутбуками в общественных местах, и еще столько же ходят в кинотеатры. Среди тех, кому от 35 до 44 лет больше распространены кредитные практики (7,8%), посещение косметических салонов (7,4%) и использование услуг такси (8,1%). В возрастной группе 45–54 лет выражены те же практики, что и в предыдущей группе, но в несколько большем процентном соотношении – 13,1%, 8,1% и 9,7% соответственно. А так же 9,7% респондентов в этой группе заменяли устаревшую технику (ПРИЛОЖЕНИЕ 3, таблица 40, диаграмма 8).

Если рассмотреть каждую потребительскую практику отдельно, то можно отметить, что на самолетах в два раза чаще, чем респонденты старшего возраста, летают представители категории от 15 до 34 лет; фитнес-центры в два раза чаще посещает молодежь в возрасте 15–24 лет; а среди тех, кто покупает брендовые вещи вдвое больше тех, кому от 25 до 34 лет. Среди тех, кто пользуется такой услугой, как доставка товаров на дом, использует ноутбук или планшет в общественных местах, посещает места, связанные с индустрией развлечений, а так же покупает эксклюзивные вещи и пользуется электронными деньгами – абсолютное большинство представителей категории от 15 до 34 лет. Остальные практики ярко выраженных возрастных различий не имеют. В целом, среди тех, кто участвует в жизни общества потребления 30,8% представителей возрастной категории 15–24 лет, 31,8% – от 25 до 34лет, 19,5% – от 35 до 44лет, 17,8% – от 45 до 54 лет (ПРИЛОЖЕНИЕ 3, таблица 41).

Проанализировав полученные результаты, мы сделали вывод, что жителей города Кургана нельзя назвать погруженными в общество потребления. Большинство практик осуществляет от 30% до 50% жителей. В целом, в потреблении активнее всего участвуют «в целом и среднеобеспеченные» жители города Кургана, и представители возрастной категории 15–34 лет.

В соответствии с четвертой задачей нашего исследования рассмотрим систему ценностей жителей города Кургана. Прежде всего, респондентам было предложено определить свою референтную группу посредством ответа на вопрос «Что является для Вас источником стандартов и норм поведения, ценностных ориентаций и идеалов».

Строкой «свой вариант» воспользовались 8,3% респондентов, написав там «жизненный опыт», 44% выбрали в качестве источника – семью, друзей, 47,6% – назвали СМИ и Интернет (ПРИЛОЖЕНИЕ 3, таблица 43).

Наиболее часто называемой в качестве ведущей является такая ценность как удовольствие (45%), далее идут социальное признание и уважение традиций.


Диаграмма 12

Распределение респондентов относительно ведущих ценностей

Среди людей, назвавших важными для себя социальное признание и богатство – абсолютное большинство отмечает влияние транслируемой средствами массовой информации идеальной жизненной картины, отражающей именно эти ценности (ПРИЛОЖЕНИЕ 3, таблица 60).

Представители высокого статуса чаще выбирают, как значимые такие ценности как удовольствие и разнообразная жизнь (по 20%), для людей со средним статусом – наиболее важными являются удовольствие (17,3%) и социальное признание (15,5%). Те, кто обладает статусом ниже среднего, выступают за общественный порядок (18,6%) и уважение традиций (19,1%), а четверть обладающих низким социальным статусом – называют важной для себя социальную справедливость (ПРИЛОЖЕНИЕ 3, таблица 61).

Тип мировоззрения был определен с помощью системы ценностей. Из представленных восьми половину составляют индивидуальные, такие как богатство, социальное признание, наслаждение и разнообразная жизнь, коллективные – духовная жизнь, уважение традиций, социальная справедливость, общественный порядок. Респонденту предлагалось выбрать три, тип мировоззрения был определен по тому, к какому типу относится большинство выборов.

В результате было выявлено, что 53,6% относятся к индивидуалистскому типу, остальные к коллективистскому (ПРИЛОЖЕНИЕ 3, таблица 62). Разрыв между числом разделяющих каждый из данных типов не велик, поэтому нет оснований утверждать, что установилась индивидуалистская система ценностей, западного образца. Традиционные для российской действительности коллективные ценности по-прежнему сохраняют сильные позиции.

Далее мы рассмотрим основные типы социокультурной идентичности. Изучение различных типов идентичности является распространенным явлением в современной научной среде. Широко применяется тест «20 высказываний» М. Куна и Т. Макпарлэнда, однако, на наш взгляд, он по большей части направлен на изучение личностной составляющей идентичности, а не социальной. В процессе разработки опросника нами был проведен анализ эмпирических исследований «Социальные и социально-психологические механизмы формирования социальной идентичности личности» за период 1992 г. – 1998 г., осуществленных под руководством В.А. Ядова, и ряд общероссийских социологических исследований идентичности, организованных ИКСИ РАН в 2003 г. – 2004 г.

Изучив блок вопросов, относящихся к социально-групповой идентификации, нами был выбран вопрос, сформулированный следующим образом: «Как часто Вы ощущаете близость с разными группами людей, с теми, о ком Вы могли бы сказать: «Это – мы». Шкала для ответов: часто, иногда, никогда не чувствую близости. Как мы уже отмечали в теоретической части работы, объектом идентификации могут служить любые социальные группы. Среди представленных групп были выделены так называемые группы повседневных практик и воображаемые или конструируемые общности. К группам повседневных практик мы относим семью, друзей, людей того же поколения, коллег по работе. К воображаемым или конструируемым – те общности и группы, которые представлены в сознании индивидов, исходя не столько из собственного опыта, сколько из интерпретаций, в основном предлагаемых средствами массовой информации. Это – люди того же достатка, те, кто имеет общие взгляды и ориентации, те, кто достиг успеха, те, кто там же проводит досуг, те, кто живут в том же городе.

Представим результаты, полученные после статистической обработки.

Абсолютное большинство респондентов идентифицируют себя со своей семьей. Это закономерно, так как это самая важная социальная группа, институт первичной социализации, источник ценностей и норм. Семью, наравне с друзьями обозначили как референтную группу 44% респондентов (ПРИЛОЖЕНИЕ 3, таблицы 42, 43).

С другой социальной группой, в которую индивид является непосредственно включенным, с людьми того же поколения, «часто» идентифицируют себя 32% опрошенных, а большинство чувствуют эту принадлежность «иногда». В различных возрастных группах эта тенденция сохраняется, доля никогда не чувствующих близости с представителями своего возраста ничтожно мала (ПРИЛОЖЕНИЕ 3, таблица 42).

Среди идентифицирующих себя со своим поколением абсолютное большинство респондентов согласны с суждением «Живи и наслаждайся жизнью» (ПРИЛОЖЕНИЕ 3, диаграмма 10).

Что касается идентификации с коллегами по работе/учебе, здесь половина респондентов «часто» идентифицирует себя с ними, и чуть меньше половины «иногда». Если рассмотреть «частую» идентификационную стратегию у респондентов с различным родом занятости, то можно отметить, что наибольший процент наблюдается у руководителей высшего и среднего звена, наименьший среди рабочих (ПРИЛОЖЕНИЕ 3, таблицы 42, 43).

Наибольшее влияние картина социального успеха и богатства, транслируемая средствами массовой информации, оказывает влияние на людей часто идентифицирующих себя с коллегами – 70,5% отмечают это влияние. А абсолютное большинство никогда не чувствующих близости подвержено влиянию так называемого «брендизма», т. е. имеют склонность к выбору брендовых вещей (ПРИЛОЖЕНИЕ 3, таблица 44, 45).

В целом идентификационная связь с группами непосредственного взаимодействия является сильной.

41% респондентов часто идентифицируют себя с людьми, обладающими теми же взглядами на жизнь. Среди этих людей большинство – представители среднего класса, чуть больше половины считают наивысшей ценностью уважение традиций, социальную справедливость, обладают коллективистским типом мировоззрения (почти на 10% больше, чем в остальном массиве). Среди тех, кто никогда не идентифицирует себя с единомышленниками, напротив большинство составляют индивидуалисты (68%, что на 14,4% больше, чем в остальном массиве), и люди, называющие главной для себя ценностью удовольствие (58%). Так же среди них на 8% больше, чем в остальном массиве молодежи в возрасте от 15 до 24 лет и они не хотят повышать свой социальный статус на 10,1% чаще, чем в остальном массиве

(ПРИЛОЖЕНИЕ 3, таблицы 42, 46, 47).

Если рассматривать идентификационную стратегию направленную по отношению к людям того же уровня дохода, то здесь четверть респондентов никогда не чувствует близости, и по 37% часто или иногда чувствуют ее.

Большая часть хорошо обеспеченных часто идентифицирует себя с людьми того же уровня дохода, а большинство из живущих крайне экономно никогда не ощущают этой близости (ПРИЛОЖЕНИЕ 3, таблицы 42, 48).

Большинство из тех кто идентифицирует себя с людьми того же достатка в то же время подвержены влиянию созданной в средствах массовой информации картины социального благополучия и богатства. Соответственно, не обладающие этим типом идентичности – не подвержены влиянию. Такая же прямая связь существует с предпочтением брендовых вещей – абсолютное большинство часто идентифицирующих себя с людьми того же уровня дохода подвержены влиянию «брендизма» (ПРИЛОЖЕНИЕ 3, таблицы 49, 50).

Рассмотрим влияние предпочитаемых механизмов достижения высокого социального статуса на данный тип идентичности. Так, половина из тех, кто полагается на социальные связи, говорят о «частом» чувстве близости с людьми того же достатка, большинство из тех, для кого способом достижения высокого социального статуса являются дорогие вещи – идентифицируют себя с этой группой время от времени, а из тех, кто полагаются на профессиональную компетенцию больше тех, кто никогда не чувствуют общности с этой группой (при этом они составляют половину от общего числа «не чувствующих близости» (ПРИЛОЖЕНИЕ 3, таблица 51).

Рассмотрим идентификационную стратегию, связанную с успешными людьми.

Часто относят себя к успешным 30% респондентов, 41,7% считают себя такими иногда, 27,8% никогда не идентифицируют себя с успешными людьми. Высокая корреляция с предыдущей идентификационной стратегией дает нам основание полагать, что люди понимают успех, именно как финансово ощущаемый, связанный с высоким социальным статусом (ПРИЛОЖЕНИЕ 3, таблица 42, 52).

Тенденция, связанная с предыдущей идентификационной стратегией – большого числа подверженных влиянию СМИ среди тех, кто идентифицирует себя с обозначенной группой, сохраняется и здесь. Среди тех, кто часто относит себя к успешным, абсолютное большинство подвержены этому влиянию, а среди тех, кто не относит себя к этой группе – большинство отмечает отсутствие такого влияния на жизненные установки (ПРИЛОЖЕНИЕ 3, таблица 54).

Отметим влияние мотивов приобретения дорогих вещей на данную идентификационную стратегию. Наибольший процент идентифицирующих себя с успешными людьми среди тех, кто покупает дорогие вещи для приобретения высокого социального статуса в глазах окружающих. Таким образом, можно сказать, что дорогие вещи способствуют самоощущению успешности (ПРИЛОЖЕНИЕ 3, таблица 53).

Среди тех, кто разделяет идеал «Гедонизм» наибольшее число иногда идентифицирующих себя с успешными людьми, а среди не разделяющих – большинство никогда не чувствует близости с теми, кто достиг успеха (ПРИЛОЖЕНИЕ 3, таблица 55).

Люди с различным социальным статусом относят себя к достигшим успеха. Если для людей с высоким и средним социальным статусом – это реальная идентичность, то для людей со статусом ниже среднего (66,7% из них обладают этим типом идентичности) и низким (50%) – это проявление ее номинальной формы, которая не подтверждается объективными характеристиками (ПРИЛОЖЕНИЕ 3, таблица 56).

Среди респондентов идентифицирующих себя с успешными людьми, по сравнению с не чувствующими такой общности, в три раза больше тех, кто считает социальные связи способом обрести более высокий социальный статус. И абсолютно все респонденты с высоким социальным статусом относят себя к числу успешных (ПРИЛОЖЕНИЕ 3, таблица 57).

Респонденты часто идентифицируют себя с людьми, которые проводят досуг в тех же местах. Эта тенденция сохраняется для различных его форм – походов в кино, ночные клубы, фитнес-центры, парки аттракционов (ПРИЛОЖЕНИЕ 3, таблица 41, 58).

Если рассмотреть влияние материального положения на данный тип идентичности, то можно отметить, что все социальный группы в большинстве идентифицируют себя с людьми, там же проводящими досуг, за исключением живущих крайне экономно. Большинство из них (60%) никогда не ощущают этой идентичности.

 
 

Диаграмма 11

Влияние материального статуса на идентификационную стратегию

 

И последний рассматриваемый нами тип идентичности – с теми, кто живет в том же городе. Часто чувствуют идентичность с курганцами 27,4%, 35,5% – иногда и 37,1% респондентов никогда не чувствуют общности. Последний показатель является самым большим среди других значений отрицания идентичности (ПРИЛОЖЕНИЕ 3, таблица 42).

Если сравнить между собой группы идентифицирующих и не идентифицирующих себя с горожанами, можно отметить, что среди первых на 17% больше тех, кто является абсолютным противником идеала «Приоритет материальных ценностей» и на 30% больше тех, кто обладает чувством общности с людьми, проводящими досуг в тех же местах (ПРИЛОЖЕНИЕ 3, таблица 59).

Рассмотрев основные типы идентичности жителей города Кургана, отметим, что все представленные стратегии выстраивает большинство респондентов. Номинальная форма идентичности получила свое проявление в идентификационной стратегии с успешными людьми, где для людей с низким и статусом ниже среднего дорогие вещи являются внешним атрибутом успешности и проявлением статусного потребления. Рассмотрим, насколько широко распространена практика статусного потребления среди жителей города.

Абсолютное большинство респондентов стремится обрести более высокий социальный статус. Их мы попросили ответить на следующий вопрос, призванный выявить предпочитаемые механизмы для его достижения. Абсолютного большинства выборов у какого-либо из вариантов нет. 33,1% в этом вопросе полагаются на профессиональную компетентность, 32,5% – на высокий уровень образования, 21,5% – на социальные связи, 12,9% – на дорогие вещи (ПРИЛОЖЕНИЕ 3, таблицы 64, 65).

Номинальная идентичность характеризуется подтверждением принадлежности социальной группе с помощью внешних, атрибутивных признаков, статусного потребления. В данном случае оно представлено вариантом «дорогие вещи», который не получил большого числа выборов.

Проверим другой признак – соразмерность расходов на организацию торжеств. Статусное потребление отличается тем, что траты на значимые события значительно превышают повседневные расходы, та часть жизни, которая оценивается обществом, получает приоритет и люди готовы экономить на других аспектах своей жизни. Абсолютное большинство респондентов говорит, что их расходы на организацию праздников сообразны их доходам, и они не тратят больше, чем могут себе позволить (ПРИЛОЖЕНИЕ 3, таблица 66).

Рассматривая мотивы приобретения дорогих вещей, мы обнаружили, что абсолютное большинство покупают их, прежде всего, из-за высокого качества товара, пятая часть респондентов – рассчитывают на приобретение вместе с ними высокого статуса, а остальные – демонстрируют свои финансовые возможности (ПРИЛОЖЕНИЕ 3, таблица 67).

Таким образом, можно сказать, у жителей города Кургана при наличии желания повысить свой социальный статус, нет установки на статусное потребление, и они предпочли бы подчеркивать его получение объективными признаками, а не внешними.

Общество потребления это, прежде всего общество социального успеха и богатства – такова идеальная жизненная картина мира, транслируемая средствами массовой информации. Мы спросили у респондентов, оказывает ли на их жизненные установки влияние данная картина, в которой заложены все идеалы общества потребления. Большинство респондентов отметили наличие такого влияния (ПРИЛОЖЕНИЕ 3, таблица 68).

Подводя итоги мы можем сказать, что в данном практическом исследовании нами подробно рассмотрены пять идеалов общества потребления, выявлены наиболее популярные из них среди жителей города Кургана – это «Гедонизм» и «Приоритет материальных ценностей над духовными», описаны основные черты социальных групп, разделяющих и не разделяющих идеалы, рассмотрели участие населения в потреблении – большинство практик осуществляют от 30% до 50% жителей, среди которых чаще встречаются в целом обеспеченные респонденты в возрасте 15–34 лет. Изучены основные типы идентичности, отмечена сильная идентификационная связь со всеми представленными объектами, рассмотрена система ценностей и тип мировоззрения жителей города, среди которых чуть больше половины оказались индивидуалистами. Изучив проявления статусного потребления, мы пришли к выводу, что жители города не склонны к нему, а, следовательно, обладают реальной идентичностью. Таким образом, цель данного исследования достигнута, однако, не все поставленные гипотезы подтвердились. Мы выяснили, что потребление помогает жителям конструировать их социокультурную идентичность, однако большинство жителей не разделяют идеалы общества потребления и не имеют склонности к статусному потреблению. Вероятно, это связано с замедленным распространением структур и ценностей постиндустриализма в провинциальном городе. Номинальная идентичность не носит массового характера, однако мы нашли ее проявление на примере идентичности с успешными людьми представителей с низким и социальным статусом ниже среднего, которым позволяет ощущать успешность покупка дорогих вещей. Но эта группа очень мала, поэтому данный пример нельзя рассматривать в качестве показательного для всех горожан.

Несомненно, жители города Кургана ощущают влияние идеалов общества потребления, но пока это не изменило их жизнь так, как в крупных мегаполисах. Потребление не заменило собой социальные связи, и покупка вещей больше основана на их непосредственном утилитарном значении, их символическая сторона не представляет для горожан первостепенной значимости.

В данном исследовании мы установили взаимосвязь между такими явлениями как идеалы общества потребления и социокультурная идентичность, чтобы рассмотреть их взаимодействие требуются исследования в динамике, с учетом изменяющегося характера городской среды и социально-экономического положения жителей города.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Практическая значимость данной дипломной работы заключается в том, что ее материалы и основные исследовательские выводы могут представлять интерес для социологического анализа идеалов общества потребления и социокультурной идентичности. Собранная и систематизированная в ходе эмпирического исследования информация может стать основой для осуществления ретроспективного анализа влияния идеалов общества потребления на жителей города Кургана.

Охарактеризуем итоги дипломной работы. Мы ставили цель рассмотреть идеалы современного общества потребления и определить их роль и значение в формировании социокультурной идентичности. Она была реализована следующим образом.

Нами описан феномен идентичности и дано определение понятию «социокультурная идентичность» – это результат идентификации, которая осуществляется на основании отождествления себя с определенными культурными моделями и статусно-ролевыми позициями в связи с принадлежностью к тем или иным социальным группам. Описана структура, состоящая из двух компонентов – культурного и социального, характерные черты референтного поля, формы идентичности.

Рассмотрены три основные концепции общества потребления – концепция экономического человека, статусно-престижная концепция и концепция компенсаторного потребления, проанализирована их актуальность для современного общества потребления. Описаны специфические черты современного общества потребления, как социокультурного феномена – знаковость, бесконечность, замена социальных отношений. Представлена социальная структура общества потребления и его критика.

Для решения следующей задачи нами было сформулировано определение «идеалов общества потребления», которое трактуется как признаваемый образец, определяющий характер поведения человека с помощью набора вербальных и невербальных знаков и символов богатства, высокого социального статуса, постоянного обновления, культуры удовольствия.

На основе анализа научной литературы предложена система идеалов общества потребления, состоящая из пяти элементов: «Деньги как высшая ценность», который направлен на стимулирование желания обладать деньгами и некритичное отношение к кредитам, для активного вовлечения в потребление; «Символы обладания материальным богатством», который призывает к демонстративному, имиджевому и статусному потреблению, пропагандирует привлекательность брендов; «Гедонизм», подразумевающий культуру удовольствия, развлечения; «Обновление», призывающий следовать за модными тенденциями и техническим прогрессом; «Приоритет материальных ценностей» в целом призывающий к потреблению вещей.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-13; Просмотров: 314; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.047 сек.