Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Анализ обоснованности объёма учебно-тренировочного времени программ начальной подготовки в горном туризме




Ю.Н. Федотов, И.Е. Востоков (2008) утверждают, что вся система обучения в спортивном горном туризме основана на традиционной системе спортивного совершенствования от новичков до мастеров спорта. Эта система давала и даёт положительные результаты в практике организации и проведения спортивных туристских мероприятий через контроль выпуска групп маршрутно-квалификационной комиссией и присвоения спортивных разрядов. Для присвоения 3 спортивного разряда необходимо быть участником 2-х учебно-тренировочных походов. Таким образом, за три похода необходимо пройти расстояние в 320 км. В среднем, это 24 дня походного опыта. Обучение в походе идёт круглосуточно. Даже если отбросить 8 ч. на естественные нужды и сон, остаётся 16 ч. в сутки. 16×24=384 ч. интегральной подготовки.

Реалии нашей жизни таковы, что в полном объёме даже модернизированные программы подготовки 70-х – 80-х годов прошлого века невозможно реализовать в первую очередь из-за сокращения времени на их освоение. Значит, необходимо определить минимум, позволяющий получить основополагающие знания, умения и навыки для обеспечения роста спортивного мастерства и безопасности на туристских горных маршрутах.

Действующими Правилами (2006) допускается форсированная подготовка для выполнения норматива Мастера Спорта по спортивному туризму в течение 3 лет. Следовательно, методика обучения спортсмена-туриста должна не только обеспечивать качественную подготовку на всех этапах, но и предусматривать возможность форсированной подготовки (3 года).

Так как основой создания любой методики обучения всегда является программа, мы провели сравнительный анализ существовавших ранее (1980, 1989) и современных программ начальной подготовки горных туристов по общему объёму часов, а также соотношению теоретических и практических занятий по основным разделам (Прил. 2, рис. 1).

Большая разница общего количества часов на освоение теоретических и практических занятий и тренировок имеет явно выраженные перепады, что свидетельствует, скорее всего, о разном подходе к их содержанию и отсутствию критериев для отбора учебно-тренировочных средств и методов. На сегодняшний день проблематично определить наиболее оптимальную из имеющихся методических разработок и сравнить различные авторские системы подготовки из-за отсутствия научно обоснованных критериев оценки внутрипрограммных показателей, а соответственно и оценок эффективности внедрения самих методик, как и качество подготовки горных спортсменов туристов. В то же время у Е.А. Павлова (2003), П.П. Захарова (2001), И.А. Здановича (2005), И.И. Антоновича (2001), В.М. Макарова (2006) существует целый ряд близких методов и средств обучения в спортивном туризме и альпинизме по преодолению локальных препятствий. Терминальная результативность многолетних экспериментальных исследований И.А.Здановича (2005), В.М. Макарова (2006), Е.А.Павлова (2003) свидетельствуют о том, что внедряющие специальные методики обучения нового поколения и уделяющие практике более трети общего времени на освоение умений и навыков, достигают более высоких показателей по всем видам тестирования.

Согласно исследованиям А.В. Романова (1970) система подготовки в альпинизме достаточно схожи по многим критериям, которые могут быть использованы для подготовки горных туристов на начальном этапе. Технология подготовки альпинистов по программе П.П. Захарова (2001), в отличие от принятой в горном туризме, обеспечивает жёсткий контроль на этапах начального и базового обучения, позволяет устранить многие недостатки, в частности, в области психологической и технико-тактической подготовленности спортсменов. И.А. Зданович (2005) также указывает, что такая система подготовки альпинистов обеспечивает безопасность проведения спортивных мероприятий (Прил. 3, рис. 2). Но эти системы и методы не могут быть полностью заимствованы в силу специфики и многооспектности задач, решаемых в ходе проведения тренировок по горному туризму. Переосмысление этих методик для горных туристов уровня начальной подготовки могут быть использованы, но до сих пор отсутствуют в системе обучения следующие аспекты:

- научно обоснованные методики тренировок с применения различных средств и методов обучения, направленных на совершенствование всех сторон подготовки, в том числе технике и тактики работы с использованием современного специального снаряжения;

- нет распределения объёма нагрузки в цикле круглогодичной тренировки, а соответственно отсутствует планирование по микроциклам, мезоциклам и макроциклам.

Е.А. Павлова (2003) говорит о необходимости определенной системы планирования, позволяющей управлять процессом преобразования всей системы обучения в спортивном туризме. Анализируя диссертационное исследование, мы отмечаем, что основное время тактической подготовки (40%) отведено на практические занятия. Достаточное время уделяется решению ситуационных задач. Особое внимание на всех лекциях предлагается уделять вопросам безопасности и достоверности всех тактических расчётов. Это только теоретическая подготовка.

Принимая во внимание многоаспектность исследуемых Е.А. Павловым проблем, мы выделили лишь обучение технико-тактическим приемам уже на начальном этапе, обусловленное совершенствованием методики тренировочного процесса с использованием современного, специального, технически сложного снаряжения для преодоления категорийных локальных препятствий, которые встречаются при прохождении маршрутов.

Распределение объёма часов, отводимых на различные виды подготовки Е.А. Павловым, следующее: индивидуальная техника - 70часов (54,7 %), скальные занятия -20часов (15,7 %), тестирование - 20часов (15,7 %)., контест - 10 часов (7,6%), теоретический курс - 8 часов (6,3 %). На скальные занятия было отведено 15,7 % времени.

Разрабатывая методику круглогодичной подготовки горных туристов и планируя распределение нагрузки по микроциклам, мы обратились к проведенным исследованиям И.А. Здановича. Рассматривая основные положения, выносимые на защиту И.А. Здановичем, мы отметили, что приоритетное внимание в своих исследованиях он уделяет:

- общефизической подготовке, направленной на совершенствование общей и силовой выносливости, быстроты двигательной реакции и смешанной гибкости;

- специальной физической подготовке - развитию скоростной выносливости, скорости, быстроты, формированию вестибулярной устойчивости и динамического равновесия.

- технической подготовке, состоящей из освоения технических приемов преодоления видов рельефа в искусственно созданных условиях (подготовительные и переходный период) и в естественных условиях (предсоревновательный и предпоходный период).

Исследования, И.А. Здановича по применению сопряженной специальной физической и технической подготовки с использованием условий искусственно созданной горной среды сопоставимо с нашими исследованиями.

В годичном цикле спортивной специальной подготовки им 32 % времени отводилось на скальную и ледовую подготовку (освоение приемов свободного лазания с искусственными точками опоры (ИТО), передвижения под разными углами, совмещение физической и технической подготовки на разнообразном искусственно рельефе). Это дает возможность эффективно использовать искусственный рельеф для сокращения времени на освоение технико-тактических приёмов и повышение общей и специальной физической подготовленности, не снижая качества и роста спортивных результатов спортсменов в горном туризме при сокращении времени тренировки в естественных условиях горной среды. Для этого значительный объем времени И.А. Зданович отводит практическим занятиям на тренажерных комплексах, имитирующих скальный и ледовый рельеф. Включение в программу круглогодичной подготовки учебно-тренировочных занятий на скалодромах и ледодромах позволило ему разработать основные разделы учебного плана по ОФП, СФП и технической подготовке, а также составить структуру годичного цикла на этапе начальной подготовки, дающую возможность осуществлять эффективную техническую и физическую подготовку в течение всего учебного года.

Построение методики проведения учебно-тренировочного процесса на сегодняшний день базируется на предыдущем опыте работы в сфере спортивно-туристской деятельности. Не имея базовых знаний, умений и навыков начального этапа подготовки в этих областях спортивной деятельности невозможно рассчитывать на дальнейшее перспективное совершенствование, спортивные достижения и безопасность проводимых мероприятий в спортивном горном туризме. Соотношение объёма разделов исследованных программ начальной подготовки мы сопоставили с причинами травматизма на спортивных горных маршрутах (Прил.4, рис. 3). На диаграмме наглядно представлено, что основные причины травм и аварийные ситуации в спортивном горном туризме связаны с недостаточной начальной физической, технико-тактической и психологической подготовкой спортсменов.

Как показывает анализ причин и уровня травматизма, он объясняется отсутствием базовых знаний, умений и навыков спортсменов туристов. Именно в сложных ситуациях востребованными чаще всего оказываются знания начальной туристской подготовки, основой которых является практика в полевых условиях.

Пробелы и недоработки на этапе начальной подготовки приводят к снижению последующих спортивных достижений и как следствие к аварийным ситуациям на маршрутах высшей категории сложности. В то же время при отсутствии соревновательной составляющей (получение разрядов) в методиках подготовки отмечается снижение мотивации к повышению физической подготовленности, спортивному совершенствованию. Поэтому именно эти три раздела должны в обязательном порядке присутствовать на каждом этапе подготовки, но наиболее значимы они на начальном этапе.

Технико-тактической подготовке И.А. Зданович (2005), В.М. Макаров (2006) и Е.А. Павлов (2003) и авторы проанализированных нами программ уделяют максимальное внимание. Показатель аварийности по причинам допущенных технико-тактических ошибок ниже (12%). Но так как это третья по значимости причина аварийности и главная составляющая успеха в соревновательной деятельности, следует пересмотреть методику технико-тактической подготовки, приведя ее в соответствие с современными требованиями и научно подтверждёнными результатами экспериментов.

Учитывая, что в начале 90-х годов стали активно развиваться экстремальные виды спорта, такие как ледолазание и скалолазание на искусственном рельефе, драйтулинг и т.д. появилась возможность использования их в построении круглогодичной тренировки в спортивном горном туризме в условиях искусственно созданной горной среды подтвержденные результатами исследования И.А. Здановича (2005).

Специфика спортивного горного туризма состоит в том, что само пребывание человека в горах небезопасно. Н.А. Агаджанян (1983) в своих исследованиях говорит о отсутствие привычных комфортных условий, ином режиме повседневной деятельности, массе впечат­лений и эмоций, об отдаленности от населенных пунктов и труднодоступности мар­шрутов. Быстрая смена климатических поясов в высоко­горье, наконец, начинающееся уже с 1500—2000 м воздей­ствие кислородной недостаточности — все это вызывает повышенную возбудимость нервной системы и может при­вести к самым неожиданным последствиям. Вот почему, попадая в горы, особенно впервые, человек должен адап­тироваться к новым условиям существования. Для гор высотой 4000—5000 м адаптация длится, как пра­вило, 5—12 дней. Но и тогда, когда она завершилась, ре­акция человека на внешние воздействия остается более за­медленной, чем на равнине (что особенно характерно для начинающих), и проявляется часто при вы­полнении сложных приемов и в опасной ситуации. Ускорить процесс адаптации можно и должно, совершенствуя про­цесс спортивного обучения на начальном этапе, в ходе решения ситуационных задач создавая алгоритмы действий в стандартных ситуациях. Систематическая работа в этом направлении может дать ощутимые результаты, только если эти фундаментальные умения и навыки будут привиты в самом начале обучения, утверждает Н.А. Агаджанян (1983).

Сегодня перед специалистами в области спортивного туризма выдвигаются новые требования — уметь эффективно использовать технические средства и экипировку, знать их возможности, применять для обучения тактическим и техническим приемам в целях повышения уровня спортивного мастерства и безопасности спортивно-туристских мероприятий на всех этапах - от начальной подготовки до спорта высших достижений.

Исследования многих известных специалистов: Ю.В. Байковского (1986, 1989, 1992, 1996), И.И. Антоновича (2001), А.И. Аппенянского (2006), Ш.Г. Арадахова (2010) в области горного туризма и альпинизма подтверждают основные положения теории спорта о необходимости повышения уровня тренированности горных туристов для достижения спортивных результатов. Однако анализ А.И. Мартынова, И.А. Мартынова (2006) отчетной документации клубов по спортивному горному туризму выявил, что практикуются занятия в предсоревновательный или предпоходный периоды. Нарушается основной принцип спортивной тренировки – постепенность, непрерывность и систематичность тренировочного процесса, что подтверждают ведущие специалисты Ю.В. Байковский (1996), Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов (2001), Г.И. Королёв (2006), А.Н. Ключникова (2007), Ю.Ф. Курамшин (2010), Н.Н. Д.В. Чекулаев (2010). Это позволяет утверждать, что на данный период мы имеем целый ряд недоработок в методическом обеспечении процесса начальной подготовки горных туристов. Применяемые на практике средства и объемы тренировочной нагрузки носят во многом эмпирический характер.

Э.В. Линчевский (1981), Ю.А. Штюрмер (1983), Ю.В. Байковский (1989), А.И. Мартынов (2001) отмечают что, несмотря на наглядность и естественность тренировочного процесса горных туристов, все проблемы замыкаются на многофакторную, во многом неизученную систему – человеческой физиологии и психологии в условиях горной среды и ограниченное количество исследований тренировочных нагрузок.

Тренировки, как на искусственном, так и на естественном рельефе, развивают умение приспосабливаться к особенностям скального рельефа, выбирать наиболее безопасные пути подъёма, применять соответствующие технические приёмы и снаряжение. Передвижение по скалам требует физической силы, общей и координационной выносливости, соответствующей психологической подготовленности (И.А. Зданович, 2005; А.В. Лебедихин, 2006).

По существу, разработка современных, научно обоснованных программ, методик, технологий и методов обучения в горном спортивном туризме с учётом всех аспектов подготовки и детальным изучением предыдущего опыта только начинается. Всестороннее изучение расширит возможность для организации учебно-тренировочного процесса и повысит результативность спортивных достижений в области горного туризма.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-13; Просмотров: 275; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.024 сек.