Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Анализ случаев травматизма на этапе начальной подготовки горных туристов




В течение всего двадцатого столетия практика спортивного туризма опережала в своем развитии спортивную науку, которая шла следом, анализируя и осмысливая достигнутое спортсменами, тренерами констатирует Смрнов М.Р. (1996). Следует также отметить, пишет он, что в последние годы спортивные результаты выросли до такого уровня, что дальнейшее эмпирическое развитие спортивной науки представляется затруднительным. Начиная с пятидесятых годов, развиваясь по экспоненте, к нашему времени спортивная наука достигает определенного уровня, позволяющего ей обеспечивать прогресс практического внедрения научных изысканий в учебно-тренировочный процесс.

Не имея базовых знаний, умений и навыков начального этапа подготовки невозможно рассчитывать на безопасность проводимых мероприятий констатируют Завгорудько В.Н., 2001; Маслов А.Г., 2004; Зиганшин О.З., 2008. Анализ причин травматизма, объясняется отсутствием базовых знаний, умений и навыков спортсменов туристов. Опыт, постепенно приобретаемый во всё более сложных путешествиях, и обуславливает создание необходимого запаса безопасности. Высокий уровень травматизма на начальных этапах спортивной деятельности, которые объясняются отсутствием знаний, умений и навыков спортсменов этапа начальной спортивной туристской подготовки, основой которых является практика в полевых условиях, указывают многие исследования: И.А. Мартынова, А.И. Мартынова, В.Н. Шатаева 1989, И.Б. Кудинова, Я.Г Аркина, 1989; М. М. Маринина, 2004; М.Б. Биржакова, 2005; П.П. Захарова, 2007; Байковского, Ю.В. 1986; 1989; 1992; 1996; 2005.

Согласно исследованиям Винокуров В.К., Левин А.С., Мартынов И.А. (1983) на первом этапе подготовки, был проведен анализ по 8 показателям причин травматизма, сгруппированным в три основные группы. Каждая группа показателей характеризуется следующими средними цифрами в процентах к общему числу травматизма (Приложение 9, таблица 5).

Наибольший удельный вес имеют причины I группы, непосредственно отражающие технико-тактическую подготовленность спортсменов и их общий квалификационный уровень. В сумме эти показатели устойчиво держатся на уровне 58%. В то же время, вторая и третья группы, наряду с психологической составляющей, содержат также и технико-тактическую (нехватка знаний, умений и навыков при преодолении локальных препятствий). Безопасность горовосхож­дений зависит в основном от подготовки к ним спортсменов, от их умения применять полученные знания на прак­тике.

Волович В.Г. (1983) объясняет, что в среднем тяжелый травматизм на горных маршрутах в 90-х годах прошлого века составлял 25 человек с разбросом от года к году 12—31 человек. Ес­ли учесть, что ежегодно горные туристы спортсмены совершают 44—49 ты­сяч человеко-восхождений, то средняя интенсивность травматизма составляет 0,049%.

, где

Инсср - средняя интенсивность травматизма;

НСср - среднее количество травматизма в год;

КЧВср - среднее количество человеко-восхождений в год;

Пользуясь этой формулой, можно рассчитать среднюю интенсивность травматизма за любой временной период. Статистические данные последних лет свидетельствуют, что средняя интенсивность травматизма возросла в 100 раз, хотя среднее количество человеко-восхождений снизилось.

Восьмой показатель сам по себе является функцией нескольких переменных: недостаточной физической подготовки, такти­ческой незрелости (нарушения темпа движения группы). Снижение такого интегрального показателя требует повышения уровня знаний физиологии человека, общей и специальной физической подготовки, а также особого внимания к разработке технико-тактических аспектов спортивных походов, исключающей физические перегрузки участников.

Байковский, Ю.В. (2011) в своих исследованиях констатирует, что пробелы и недоработки на этапе начальной подготовки приводят к снижению последующих спортивных достижений и как следствие к аварийным ситуациям на маршрутах различной категории сложности (Приложение 10, рисунок 5). Именно поэтому обучение на этапе начальной туристской подготовки является наиболее важным и требует особого профессионализма.

Оценить опасность человека в экстремальных условиях горной среды можно, рассматривая субъективные и объективные факторы риска (Приложение 11, рисунок 6). Фактор противодействия риску – подготовленность, определить уровень которой можно путем учета ошибок, допущенных во время проведения учебно-тренировочных мероприятий и соревнований.

Термин "плохая подготовленность" объединяет в себе самую большую группу ошибок и отражает факты проявления разных сторон исходной неготовности горных туристов к выходу на маршрут. Этот фактор оказался самым многочисленным и составил 35,7% от всех ошибок, зафиксированных в протоколах краевых соревнований по горному туризму. Прежде всего, сгруппированы ошибки, которые в анализах протоколов отмечены как косвенные, способствующие назреванию и развитию аварий. Из общего числа ошибок по типу "плохая подготовленность", на походы 1 - 3 к.сл. приходится 85% ошибок. Для сравнения: на походы 4 - 5 к.сл. - 15%. Самый высокий показатель неподготовленности - по технико-тактическому разделу (32,5%), встречается только в походах 1 - 3 категории сложности, у начинающих спортсменов.

В альпинизме и горном спортивном туризме в среднем НС составляет 0,049% по всем человеко-восхождениям. При этом в восхождениях высоких категорий трудности (5-6 к.т.) степень аварийности в 100—120 раз выше аварийности учебных восхождений (1-2 к.т.) и достигает 0,43%. Статистика несчастных случаев в спортивном туризме в целом на порядок меньше, чем в альпинизме, и составляет в среднем X = 0,0071%. При этом распределение НС по видам туризма следующее: горный туризм - X = 0,058%, водный туризм - X = 0,02%, спелеотуризм - X = 0,019%, пешеходный туризм - X = 0,0062%, лыжный туризм -Х = 0,0024%. Ски-альпинизм, по данным экспертных оценок, в 1,5-2 раза травмоопаснее горного туризма, следовательно, Х= 0,116%. В то же время Ю.В. Байковский (2011) утверждает, что степень риска в горном туризме в целом выше, чем в ски-альпинизме, но следует учесть, что система подготовки горных туристов формировалась в течение 100 лет, а ски-альпинизм – относительно молодой вид спорта, не имеющий сколь-нибудь значимого научно-методического обеспечения, в силу чего им зачастую занимаются люди, не имеющие вообще никакой специальной подготовки – отсюда и повышенный травматизм.

Исходя из приведенных данных, вероятность травмоопасности (Рт) участников спортивных походов в горах, включая все виды травм, приближается к Рт = 0,2 летом и к Рт = 0,4 зимой. Из практики известно, что фактически ни один спортивный поход в высокогорье не обходится без опасных ситуаций, и каждый участник имеет высокую вероятность получения хотя бы одной легкой травмы. Правильное понимание вероятностного подхода к безопасности путешествий в экстремальных условиях горной среды позволяет адекватно оценивать подготовленность группы и вероятные последствия при разных уровнях подготовленности.

Обобщая результаты статистических данных МКК, МЧС и научных исследований Погорелова, А. Г. 1998; М. М. Маринина 2004; Биржакова, М.Б. 2005; Мартынова, А.И. 2006; Зиганшина, О.З. 2008; Байковского, Ю.В. 1989, 1996, 2005, анализирующих травматизм в спорте и уровень травматизма в спортивном горном туризме и альпинизме, получили следующее: факторы, влияющие на уровень травматизма в спортивном горном туризме, распределяются - 6% - объективные факторы природной среды (погодные условия и всё, что не поддаётся влиянию человека); 94% - субъективные факторы (управляемые факторы). Причины, дающие самый большой процент травматизма – 94 %, - можно и должно исключить либо снизить показатель травматизма за счет правильного построения и проведения учебно-тренировочных мероприятий в спортивном горном туризме на начальном этапе подготовки. Согласно Байковскому Ю.В., (2011) субъективные факторы как предпосылки возникновения аварийных ситуаций, распределяются следующим образом (Приложение 11, рисунок 6).

- недостаточная психологическая подготовленность - 44%, даёт наибольший процент случаев травматизма в условиях горного маршрута.

- недостаточная физическая подготовленность - 35% - причиной аварий становятся отсутствие или недостаток физических качеств.

- недостаточная технико-тактическая подготовленность - 12%.

На первых учебно-тренировочных выходах технико-тактическая подготовленность равна нулю, она формируется в процессе начальной подготовки, являясь основой, обеспечивающей дальнейшее повышение квалификации спортсменов, и как следствие – достижение высоких результатов. При таком уровне травматизма это невозможно (Винокуров В.К., Левин А.С., Мартынов И.А. 1983).

Определяя степень важности, и давая оценку уровня усвоения знаний, умений и навыков спортсменами в этом виде деятельности, ряд исследователей (отечественных и зарубежных) считают случаи травматизма разной тяжести наиболее важным показателем (Штюрмер, Ю.А., 1983, 1984; Мартынов А.И., 2006, 2001; Клестов В.И., 2005; Зиганшин О.З., 2008). Этот критерий позволяет строить математическую картину причинности различных факторов, которые приводят к травмам в спорте. Параметры, по которым эксперты определяют уровень экстремальности различных видов человеческой деятельности в горах, является уровень травматизма при занятиях конкретным видом спорта. Согласно этим параметрам, самый высокий коэффициент аварийности имеют «неформалы» (0,2%). Ю.В. Байковский (2011) к этому контингенту относит неорганизованные, не прошедшие начальной подготовки группы. Основной состав этих «любителей экстрима» молодежь 14-25 лет. У группы «спортсмены» коэффициент аварийности (0,04%) – 14-50 лет, наиболее многочисленная и наименее аварийная группа». По статистике спортивного травматизма, очень тяжелые травмы (инвалидность или летальный исход) составляют 0,35% всех несчастных случаев в спорте, тяжелые - 2,7%, средней тяжести (с потерей спортивной трудоспособности на срок до 2 месяцев) – 10,45 %. Остальные 86,5% травм принадлежат к разрядам легких и очень легких. (Ю.А. Штюрмер, 1983) (Приложение 12, рисунок 7).

Многолетнее анализ аварийных ситуаций и травматизма Байковским, Ю.В. (1989, 1996, 2005,2011) в спортивном горном туризме позволяет говорить о том, что в абсолютном большинстве случаев психологический фактор составляет 44%. Сказанное выше особенно актуально для подростков, начавших занятия горным спортивным туризмом. Действующие правила проведения спортивных туристских мероприятий, определяют следующий минимальный возрастной ценз для участия в СТМ – 1 к.с. – 13 лет; 2 к.с. – 15 лет; 3 к.с. – 16 лет; 4 к.с. – 17 лет; 5 к.с. – 18 лет. Учитывая возрастную психофизиологию подростка, с 12 до 16-17 лет число мальчиков, занимающихся в спортивных секциях, снижается в два раза. В 13-14 лет самый низкий процент занимающихся спортивной деятельностью (Нестеров В.А. 2001,2003; Захаров П.П. 2007). «Группа риска» имеет возрастной коридор от 13 до 15 лет и отклоняющиеся от нормы показатели агрессии и тревожности. Именно этот контингент составляет подавляющее большинство в спортивных туристских группах начальной подготовки. Рассматривая возможности выполнения технико-тактической, физической и психологической нагрузки, связанной с продолжительной переноской груза, длительным пребыванием в экстремальных условиях горной среды, наиболее оптимальным для начала занятий горным туризмом можно считать возраст подростков 14 - 16 лет. От 14-16 лет наблюдается интенсивный рост тела и развитие всех физиологических систем. Моторная адаптация, характерная для этого возраста и являющаяся важным показателем двигательных способностей, позволяет приспосабливать структуру освоенных двигательных действий к различным условиям, что очень важно для развития требуемых качеств, умений и навыков и дальнейшего повышения спортивного мастерства в соревновательной деятельности, характерной для спортивного горного туризма.

Подводя итоги, мы сопоставили причины травматизма с целью корректировки разделов стандартной методики начальной подготовки с точки зрения повышения результативности и дальнейших спортивных достижений и обеспечения безопасности горных туристских мероприятий. Нами выявлено, что основными причинами травматизма являются:

- сильно сокращенные программы, а в некоторых вообще отсутствующие разделы общей и специальной физической, психологической подготовки;

- устаревшее содержание разделов по физической, технической, тактической и психологической подготовке;

- недостаток часов практических занятий в программах по освоению технико-тактических приёмов, которые на сегодняшний день сложны и чрезвычайно многообразны;

- неверная расстановка акцентов по степени значимости разделов начальной подготовки в спортивном горном туризме, ведущая к нерациональному распределению часов практических занятий по формированию умений и навыков.

Мы пришли к выводу, что в учебно-тренировочный процесс начального этапа подготовки спортсменов горного туризма необходимо включить следующие аспекты:

- практические занятия являются основой подготовки горных туристов именно на начальном этапе и составляют 80 %;

- при обучении внимание акцентируется на безопасных приёмах и методах работы со специальным туристским снаряжением и экипировкой;

- в разделе общей и специальной физической подготовки основное внимание направлено на обучение приемам и методам самоподготовки и контроля с возможностью индивидуальной коррекции физических качеств;

- объединение технической и тактической подготовки в единый блок технико-тактической подготовки, активно использующей возможности естественного и искусственного рельефа с внедрением в практику тренажерных устройств;

- введение психологической составляющей во все аспекты подготовки для дальнейшего повышения спортивного мастерства и обеспечения безопасного поведения спортсменов в условиях экстремальной горной среды.

Проведённый анализ выявил, что среди специалистов нет единства в том, какие вопросы относятся к общетуристской, а какие – к специализированной подготовке в спортивном туризме. Соответственно отсутствует единство в содержании общетуристской подготовки. По нашему мнению, рассматривая данную концепцию с точки зрения современных требований, на первое место выходит задача обучения базовым умениям и навыкам для последующего повышения спортивного мастерства и снижению травматизма на спортивных туристских мероприятиях в экстремальных условиях горного рельефа. Они закладываются именно на этапе начальной подготовки, способствуя будущему спортивному совершенствованию горных туристов.


ГЛАВА 2. ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-13; Просмотров: 705; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.018 сек.