Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 1. Методология исследования коммуникации в сфере бизнеса и власти




Основные парадигмы исследования коммуникации. Классификация подходов к исследованию коммуникации. Философские аспекты исследования коммуникации. Коммуникация в социально-психологическом контексте. Интеграционные парадигмы в междисциплинарном рассмотрении проблем коммуникации в контексте решения проблем взаимодействия власти и общества.

 

Древнегреческими философами принципы коммуникации были сформированы из практической потребности в аргументации и убеждении. На Востоке же они были построены на различных религиозно-философских системах, прежде всего, на конфуцианстве, буддизме, дзен-буддизме и даосизме, в которых целью коммуникации было познание себя, мира, вечной реальности.

И.Г. Фихте определял коммуникацию как процесс взаимодействия индивидуальных сознаний и как необходимое условие формирования личности. И. Кант поставил вопрос о взаимопонимании в процессе коммуникации, основой которой было осмысление субъектом возможностей Другого. Л. Фейербах рассматривает общение не как взаимодействие абстрактных субъектов, а как взаимодействие конкретных индивидов в отрыве от исторической действительности.

Для М. Бахтина необходимым условием коммуникации является «смысловая конвергенция», требующая ответного понимания, внутреннего согласия, а ее инструментами выступают высказывания, означающие «смену речевых субъектов и смену говорящих».

По Ю. Хабермас коммуникация – это как раз та сфера, где возможно подобное примирение. Он делает верное заключение о том, что следствием коммуникации, участниками которой являются равноправные социальные партнеры, является консенсус, благодаря которому становится возможным предупредить давление со стороны как отдельных лиц, так и общественных организаций, а также способствовать интеграции общества.

Коммуникацию как отношение между Я и Ты, какя процесс самопознания человека и его самоопределения в мире рассматривают представители экзистенциализма. Чтобы выяснить истину о самом себе, человек должен пройти через другого, через общение с другим. Познавая себя через другого, человек открывает целый мир, называемый интер-субъектом. Коммуникация – это форма проявления экзистенции, это непременное условие человеческого бытия. Вне коммуникации не существует экзистенции.

Изменения, происходящие в современном обществе, меняют не только ментальность людей, они коренным образом изменяют форму и содержание коммуникации между ними.

Рыночная экономика породила общество, перед участниками которого встала необходимость самостоятельно определять жизненные ориентиры, решать коммуникативные задачи. На смену санкционированным государством мировоззренческим представлениям, проявившимся в унифицированной коммуникации, приходит мировоззренческий плюрализм, формирующий разные формы коммуникации: неподлинную (несобственную), навязанную средствами массовой информации, и подлинную (собственную), способствующую индивидуализации и духовному развитию. Подлинная коммуникация способна разрушить барьеры непонимания, достичь единения людей и их взаимопонимания.

Структуралистское направление изменило представление научной мысли о человеческом субъекте (Я) и историческом развитии (с заранее заданным смыслом). В фокусе внимания этих ученых оказались структуры явлений (социальных, культурных, языковых, экономических и т.д.) в синхронном срезе. Объект изучения – человек, любая деятельность и т.д. – описывается как некая целостность, смыслонаделенная структура. Элементы этой структуры обретают смысл лишь в связи друг с другом или в отношении к целому.

В русле психологического подхода коммуникация исследуется как взаимодействие индивидов с целью достижения определенных целей – практических задач или реализации ценностей. Для психологов интерес представляют не сообщения, переданные в процессе коммуникации, а представления, дающие возможность достигнуть некоторой степени интерсубъективности. Так, А.А. Леонтьев главным в общении считает не «передачу информации», а взаимодействие с другими людьми как внутренний механизм жизни коллектива, причем взаимодействие понимается как обмен идеями, интересами и т.п., и формирование установок, усвоение общественно-исторического опыта. Существенной для нашего исследования является идея А.А. Леонтьева о том, что взаимодействие, интеракция – это коллективная деятельность, которая рассматривается не со стороны содержания или продукта, а в плане ее социальной организации. Как процесс организации согласованного действия изучает коммуникацию Т. Шибутани, отмечая, что эффективность коммуникации достигается комплементарностью ролей ее участников.

Бихевиоризм акцентирует внимание на внешне наблюдаемых формах поведения. Все, что не поддается объективному измерению – мысли, сознание, чувства и т.д. – изучить невозможно. Личность, по утверждению Б.Ф. Скиннера, – это совокупность социальных навыков, приобретенных в результате оперантного научения. Человек совершает только те операнты, за которыми следует подкрепление. Система подкреплений и наказаний формируется у Скиннера в технологию поведения, способную манипулировать людьми и разрешать социально-экономические проблемы общества. Представитель социального направления А. Бандура считал, что поведение человека саморегулируется внутренними факторами. То, какое поведение совершает человек, зависит от того, насколько значимо подкрепление для человека. Поведение индивида рассматривается бихевиористами двух направлений как адаптивная реакция к условиям окружающей среды, которые выступают стимулом для тех или иных действий субъекта. Инструментарная составляющая отождествляется с системой видимых реакций в схеме «стимул-реакция».

Мотивационный подход рассматривает коммуникацию субъектов в соответствии с воздействием на них стимулов как внутреннего, так и внешнего происхождения. Мотивация объясняет целенаправленность и организованность поведения человека с точки зрения психологически обусловленных причин внутреннего и внешнего типов, направленных на достижение определенных целей.

В рамках лингвистического подхода к изучению коммуникации на первый план выдвигается проблема языка. Современными лингвистами язык рассматривается в неразрывной связи с человеком, его использующим и производящим. Будучи продуцируемой сущностью, язык одновременно является и продуцирующей сущностью, формирующей человеческую личность.

В русле семиотики коммуникация рассматривается как знаковая деятельность, затрагивающая области, в которых функционируют знаки. К сферам знаковой деятельности можно отнести все сферы, которые отражают сложившиеся в обществе конвенции: этикет, моду, экономику, политику и т.д. Коммуникационный процесс интересует семиотиков с точки зрения значения знаков, формируемых в нем.

Социологи придают значимость первичным группам и организациям, ценностным ориентациям индивидов и через них преломляют восприятие средств массовой коммуникации на поведенческие реакции субъектов. Социологический подход затрагивает индивидов, группы и общество в целом в понимании значимости роли человека, его статуса, соблюдения им тех или иных норм. Понятия «отношения», «система связей», «конфликт», «власть» обретают значимость, когда речь идет о рыночных преобразованиях и построении конкурентоспособной экономики.

Опираясь на теорию Никласа Лумана, согласно которой общество есть система коммуникаций, невольно приходишь к тому, что фетишизация информационных технологий и порождаемой ими виртуальности искажает социальные образы.

С позиции информационного подхода антропологическое измерение коммуникации предусматривает узнаваемость носителя сообщения и возможность декодировать его содержание. То есть теория информации вольно или невольно требует введения понятия «код», упорядочивающий набор комбинаций вовлекаемых во взаимодействие элементов системы.

Н. Винер утверждал, что доминирование обратной связи ведет к разрушению системы и вместе с тем, «недостающая обратная связь …. серьезное препятствие для организованной деятельности…». Ослабление обратных связей в системе ведет к уменьшению взаимопонимания между субъектами.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-13; Просмотров: 1592; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.